Жан Габен (Jean Gabin, имя при рождении Жан-Алексис-Габен Монкорже) — французский актер кино и театра, одна из величайших звезд кинематографа, кавалер Ордена Почетного легиона (1960).
Родился в семье артистов кабаре, вырос в г.Марьель под Парижем. Артистическую карьеру начал в 19 лет с маленьких ролей и продолжил после военной службы на сцене Мулен Руж и второстепенными ролями в немом, позже и звуковом кино. [читать далее]
Первой заметной работой стала роль в фильме Жюльена Дювивье "Мари Шапделен" в 1934, впоследствии Дювивье снимет Габена еще в нескольких фильмах. Плодотворное сотрудничество в довоенные годы сложилось у Габена, помимо Дювивье, с Марселем Карне и Жаном Ренуаром.
В 1937 году Габен получил мировую известность, снявшись у Жана Ренуара в фильме "Великая иллюзия", признанным шедевром, получившим мировое признание как манифест мира, антивоенный и антифашистский памфлет, запрещенный в фашистской Германии и Италии. Фильм изначально назывался "Побеги капитана Марешаля" и то была история французского военнопленного Пьера Марешаля, рабочего-автомеханика, многократно совершавшего побеги из немецкого плена, и его драматического столкновения с товарищем по плену профессиональным офицером и аристократом Болдье. Название "Великая иллюзия" в последний момент предложил Ренуар, имея в виду иллюзорность мирного сосуществования народов и преодоления этнических и социальных стратификаций. А главную роль у Габена почти отнял маститый режиссер Эрих фон Штрогейм, который оказался в проекте по чистому недоразумению, из уважения к его авторитету для него были дописаны сцены, что после обсуждалось в кинематографических кругах как анекдот. Габен ради проекта, инициатором которого он был, смирил свои амбиции и неуживчивый характер, что делал впоследствии ради работы не один раз. Зато фильм был номинирован на "Оскар" в 1939 и сам президент Рузвельт заявил: "Все демократы мира должны увидеть этот фильм".
Ренуар боготворил Габена, которого снял в нескольких фильмах, и комплиментарно отзывался о стиле его игры и величии таланта: "Актер громадного масштаба, он добивался величайших эффектов самыми простыми способами... Габен легким подрагиванием своего невозмутимого лица способен передать самые бурные чувства... потрясал зрителей, едва моргнув глазом...". "Жан — уникальный актер. Он обладает даром, у него есть грация — в божественном смысле этого слова, совершенно так же, как у Анны Маньяни. В его физическом облике, его игре чувствуется удивительная сила, могучая экспрессия — они позволяют ему играть "легко" и почти всегда "внутри". "Мне нравится в Габене то, что он относится к работающим актерам, работающим в поте лица".
С началом Второй мировой войны Габен переезжает в США, снимается в нескольких фильмах, не имевших кассового успеха, разводится с женой и заводит бурный и красивый роман со звездой Голливуда Марлен Дитрих, продолжавшийся до 1946 года и сошедший на нет после совместного фильм "Мартин Руманьяк". Годы войны (1939-1945) проводит на полях сражений в составе движения за освобождение Франции "Сражающаяся Франция" генерала Шарля де Голля, за доблесть в ряде сражений награжден Военной медалью и Военным крестом.
В послевоенные годы Жана ждут всплески славы, не сравнимые однако с триумфом "Великой иллюзии". Снятый в 1949 году фильм Рене Клемана "У стен Малапаги" с Габеном в главной роли получил Оскар в 1951 в категории лучший фильм на иностранном языке. А в 1950-х тепло была встречена его игра в фильме Жака Беккера "Не тронь добычу", расхваленном критиками и успешном в прокате, и несколько экранизаций романов Жоржа Сименона о комиссаре Мегре. Большинство снятых в последующие 20 лет фильмов были сделаны кинокомпанией Gafer Films, принадлежавшей Габену и другому французскому гению на актерском поприще Фернанделю. И фактически одной и той же съемочной группой — от режиссера (чаще Дени де Ла Паттельер) до костюмерши и звукооператора — хорошо знавшей плюсы и минусы Жана: верность, постоянство, простота в общении, сдержанность, педантичность в работе, щепетильность в денежных вопросах vs излишняя скрытность, непримиримость характера и крайняя недоверчивость. В эти годы Габен снялся с будущими мега-звездами французского кино — Жаном-Полем Бельмондо ("Обезьяна зимой"), Аленом Делоном ("Мелодия из подвала", "Сицилийский клан", "Двое в городе"), Жераром Депардье ("Дело Доминичи"). "Такие ребята, как Жан-Поль, Ален, Депардье и еще двое или трое, очень талантливы сами по себе, и их ждет прекрасная карьера" (Жан Габен).
Жан Габен скончался 15 ноября 1976 года от слишком поздно диагностированной лейкемии, был кремирован, а прах, согласно завещанию, развеян в море с борта сторожевого корабля "Детруайа" — флот воздал почести одному из своих "за его поведение во время войны и за верность флоту".
Автор текста: Constance