Дерек Джармен (31.01.1942-19.02.1994) — британский сценарист, художник и андерграундный режиссер, фигура неоднозначная, эпатажная и интуитивная в жизни и творчестве, создатель контркультуры. Учился в Королевском Университете Лондона, Школе Искусств Слейда при Университетском колледже Лондона. В 1960х зарекомендовал себя талантливым театральным декоратором, в кинематографе начинал как художник у р-ра Кена Рассела, в 1970х снял почти два десятка короткометражек, пронеся через всю творческую жизнь привязанность к восьмимиллиметровой камере. Впоследствии делал много музыкальных клипов для The Sex Pistols, Pet Shop Boys и др. В полном метре дебютировал с картиной в стиле античного театра "Себастьян" с жизнеописанием Святого Себастьяна, в котором открыто обсуждал тему гомосексуальности, впоследствии присутствовавшую почти во всех его фильмах. Тема нетрадиционной сексуальной ориентации была как бы завершающим штрихом к нетрадиционному имиджу Джармена-маргинала и открытого гомосексуалиста, гей-активиста, привлекавшего серьезное внимание к проблемам СПИДа.
В своих лентах-медитациях и лентах-аллегориях он обсуждал эстетику панк-рок культуры с участием королевы-девственницы Елизаветы I ("Юбилей"), знакомил зрителя с миром гениального художника эпохи барокко Караваджо ("Караваджо" (1986)), делился своим сатирическим взглядом на современную Великобританию ("На Англию прощальный взгляд"), авторской интерпретацией творчества Шекспира ("Буря" (1979)) и Кристофера Марлоу ("Эдвард II"), философствовал вместе с австрийским философом Людвигом Витгенштейном в псевдобиографической драме "Витгенштейн" (1993). Последний фильм-завещание "Блю" (1993) снимал смертельно больным СПИДом, жестоко страдавшим и ослепшим, имея мужество поделиться со зрителем любовью и покоем. [читать далее]
Джармен постоянно сталкивался с финансовыми проблемами и его фильмы увидели свет благодаря поддержке телевизионных компаний. Другом и музой Джармена на протяжении многих лет, начиная с совместной работы на "Караваджо" и заканчивая прощальным "Блю", была еще одна ярчайшая представительница британского кино, изысканная аристократка с многовековой историей рода Тильда Свинтон. "Вот о чем я скучаю теперь, когда больше нет фильмов Дерека Джармена: о беспорядке, об ошибках, о поэзии, о музыке Саймона Фишера Тернера, о настоящих лицах, об интеллектуальности, о дурных привычках, о хороших манерах, об иронии, о стандартах, об анархии, о романтизме, о классицизме, об оптимизме, об активизме, о ликовании, о нахальстве, о сопротивлении, об остроте, о борьбе, о цветах, о стати, о страсти, о красоте. " (Т.Свинтон)
Творчество Джармена получило высокую оценку европейских кинематографистов, 8 картин были участниками и 6 призерами европейских МКФ. Посмертно вышел сборник короткометражек Джармена "Светлячок". К 20й годовщине смерти р-ра в Британии опубликованы его уникальные записные книжки и дневники, создан архив всех его работ.
Автор текста: Constance