Ян де Бонт (продюсер, оператор, режиссер) родился в Эйндховене (Голландия) 10 октября 1943 года. Ян появился на свет последним из десяти детей семейства, глава которого работал оптовым торговцем. В возрасте двенадцати лет Ян купил свою первую камеру, на которую снимал дни рождения, свадьбы и другие торжества. В молодости Ян был без ума от гонок на мотоциклах и любил фотографировать. Несмотря на протесты родителей, по окончанию школы Ян уезжает из родного города в Амстердам. Приехав в Амстердам, Ян поступает в киноакадемию, во время обучения в которой знакомится в Полом Верхувеном, вместе с которым впоследствии снимет большую часть его суперхитов.
Существенное влияние на карьеру Яна оказывает режиссер Жан-Люк Годар, следуя рекомендациям которого Верхувен, Ян, а также С.Кубрик снимают в основном малобюджетные картины. По заявлению самого Яна немалая часть его работ создавались под влиянием классики американского кинематографа - картин «Психо», «Ясновидящий», «Грязный Гарри». На больших экранах Ян дебютирует в качестве оператора в фильме «Паранойя» (1969). Из совместных работ с Полом Верхувеном обращают на себя внимание: триллер «Турецкие сладости» (1973), историческая кинолента «Кити-топотушка», «Оранжевый солдат» (1977) и, конечно же, мистический «Четвертый мужчина» (1983), после которого двух друзей приглашают в Голливуд. По приезду в Голливуд сотрудничество с Верхувеном не заканчивается, Ян помогает ему поставить «Плоть и кровь» (1985), «Робот-полицейский» (1987) и «Вспомнить все» (1990). [читать далее]
В течение десяти лет, работая оператором, Ян тщательно изучает все нюансы режиссуры. Кроме Верхувена его «учителями» становятся такие мастера как Джон МакТирнан, Ридли Скотт, Ричард Доннер и многие другие. По мнению Яна, большинству боевиков, в которых он работал не достает реалистичности. В своих работах он предпочитает натурные съемки и свободно движущуюся камеру, а супергероям предпочитает обычных людей.
Режиссерский дебют Бонта состоялся в 1994 году в, снятом на 30 миллионов долларов фильме «Скорость». Фильм, который значительно прибавил известности таким звездам как Сандра Баллок и Киану Ривз, становится одним из лидеров кинопроката того года, принося своим создателям огромную прибыль. Не меньшей популярностью пользуется и следующая работа режиссера - «Смерч» (1996), ставшая очередным коммерческим суперхитом, несмотря на то что главные действующие лица в картине - ученные метеорологи.
В 1997 году на экраны кинотеатров выходит продолжение нашумевшей «Скорости», под названием «Скорость 2: Контроль над круизом». Однако даже такому талантливому режиссеру как Ян, не удается развенчать «легенду» о том, что все «водные» фильмы заранее обречены на провал.
Впрочем, репутация Бонта от этого особо не пострадала, ведь не так уж и просто пошатнуть репутацию оператора, «Жемчужины Нила» (1985) , «Крепкого орешка» (1988) и «Основного инстинкта» (1992). Одной не очень удачной картины для этого явно недостаточно, тем более что уже в 1999 году режиссер сполна реабилитируется, сняв довольно банальный, но от этого не менее успешный фильм ужасов «Призрак дома на холме». Неплохую кассу собирает и следующая работа Бонта - «Лара Крофт 2» (2003).
Ян де Бонт верит, что его звезда на аллее мировой славы еще взойдет, и продолжает снимать фильмы.