px

Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.09.2013
Просмотров: 18387
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 200
Steve Austin (Критик), постов: 5856
2 сентября 2013, 18:15
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 18:13
А как Вы относитесь к обычным прохожим на улице, если третьего не дано?)
А я и не говорил, что я сторонник этого суждения. И я больше склоняюсь и в вашем случае с Констанс ко второму своему варианту)

Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 18:15
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:13
Так и я Вас ни разу не видела, не хотите Аватарку повесить?
Вы так красивы смотря на аватарку. Видать вы богаты:)

Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 18:14
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 18:13
С такой женщиной как вы я потерплю любое вино
У тебя еще нет женщины?

Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 18:13
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 18:11
Я Вас даже не видел ни разу. Вместо того, чтобы закончить эту тему и сохранить нейтралитет, вы начинаете опять продолжать ...
Так и я Вас ни разу не видела, не хотите Аватарку повесить?

Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 18:13
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 18:11
Я Вас даже не видел ни разу. Вместо того, чтобы закончить эту тему и сохранить нейтралитет, вы начинаете опять продолжать ...
Я буду болеть за нее!!! о_О (Я всегда на стороне дураков )


Текстолит (Критик), постов: 62432
2 сентября 2013, 18:13
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:12
Я люблю белое сухое - Шабли или эльзасское. Вы как?
С такой женщиной как вы я потерплю любое вино

MiB (Киноакадемик), постов: 7877
2 сентября 2013, 18:13
Аватарка пользователя MiB
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Steve Austin писал(а) 2 сентября 2013, 18:09
Есть суждение, что нейтральной стороны не существует, третьего не дано, как видно, Констанция сторонница именно ...
А как Вы относитесь к обычным прохожим на улице, если третьего не дано?)

Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 18:12
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 18:09
Может заключим брудершафт?)
Я люблю белое сухое - Шабли или эльзасское. Вы как?

Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 18:11
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:09
О, спаисбо, теперь я засну спокойно. Не боитесь, что я ночью приснюсь вам в кошмарах
ЭПИК УИН. Констанция сразила всех наповал!!!!

MiB (Киноакадемик), постов: 7877
2 сентября 2013, 18:11
Аватарка пользователя MiB
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 18:09
О, спаисбо, теперь я засну спокойно. Не боитесь, что я ночью приснюсь вам в кошмарах
Я Вас даже не видел ни разу. Вместо того, чтобы закончить эту тему и сохранить нейтралитет, вы начинаете опять продолжать в том же духе. Надеюсь, я Вам не приснюсь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Язон ДинАльт (Критик), постов: 1275
сегодня, 6:52
Язон ДинАльт
Т.е. Дэдпул там присутствовал и ничего этому насильнику не сделал?! Я просто разочарован Дэдпулом.

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11819
сегодня, 6:35
Евгений S.h.
Вот и истинная причина травли Бальдони -- деньги и права

drakula (Критик), постов: 31239
сегодня, 5:52
drakula
Райан уже заявил что готов выложить круглую сумму что бы купить все прова на экранизацию у Бальдони.

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11819
сегодня, 5:39
Евгений S.h.
Не рановато ли?

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11819
сегодня, 5:38
Евгений S.h.
Странно, если слухи о бюджете в итоге окажутся правдивыми. После семи(!) провалов подряд в старой киновселенной, включая и тот, что снял новый рулевой ... [читать далее]

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11819
сегодня, 5:34
Евгений S.h.
Всё в одну кучу смешала. Для достоверности не хватает историй о людоедстве;)

grifon2040 (Зритель), постов: 3211
сегодня, 0:45
grifon2040
Норм у них там общение)))

isi (Зритель), постов: 1137
сегодня, 0:12
isi
Пилят сейчас объективно много, но у Ганна другая ситуация ему много больше достанется если он поднимет ДС

Constance (Киноакадемик), постов: 17036
вчера, 23:40
Constance
Ну да)) Она пришла работать. А он искал повод возле нее потереться - и, казалось, нашел. Но сильно переоценил свой "шарм" и сильно недооценил натуру ... [читать далее]

Fox Mulder (Критик), постов: 1959
вчера, 23:40
Fox Mulder
Если бы там пилили так много как вы говорите, голливуд давно уже развалился)



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды