Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 18315
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:13
| |
12 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 16:09 Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не ... Я ж говорю, нам не понять, удаляемся:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16998
2 сентября 2013, 16:09
| |
11 |
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 15:51 Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли? Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не понимаю, почему очень предметный и почти приватный разговор двух женщин оскорбителен для Вас лично и для пользователей сайта? Что Ваше воображение увидело между строк? |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 15:59
| |
12 |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 15:58 Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
... Надо учить великий и могучий:) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
2 сентября 2013, 15:58
| |
14 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 15:46 И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, ... Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
Подытожу нашу беседу : я страдаю от невнимательности и неправильно устроенного мозга, а у вас все прекрасно :) На этой позитивной ноте предлагаю закончить, потому что не вижу смысла дальше продолжать разговор с вами :) |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 15:51
| |
12 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 15:46 И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, ... Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли? |
Constance (Киноакадемик), постов: 16998
2 сентября 2013, 15:46
| |
11 |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 15:03 Вопрос был адресован вам, как автору рецензии, и я надеялась на то, что вы дадите мне ответ. Если вы не в состоянии ... И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, то не задавали бы лишних вопросов. Впрочем, мозги у всех устроены по-разному. То, что одному кажется ни к селу, ни к городу, для другого соль вещей. Удачи и хорошего вечера |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
2 сентября 2013, 15:03
| |
14 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 14:16 О том, как именно Ноэ терроризирует истеблишмент, спросите у тех журналистов и критиков, которые его в этом "уличают". ... Вопрос был адресован вам, как автору рецензии, и я надеялась на то, что вы дадите мне ответ. Если вы не в состоянии этого сделать, зачем тогда писать об этом в рецензии?
Забавно, что ссылка на Каренину всем кажется лишней, но по вашим словам, таковой не является :) Не стоит приписывать мне агрессию, которой нет и в помине. А то, что вам показалось - всего лишь ваши фантазии. Я не бьюсь с вами за место под солнцем. Очень странно, что вы это так воспринимаете. |
Constance (Киноакадемик), постов: 16998
2 сентября 2013, 14:37
| |
11 |
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 14:31 ээээээээ а почему именно Толстой а не маркиз де Сад? Потому что маркиз де Сад - очевидное сравнение, а мне нужна была абсолютная альтернатива, которая с ходу и в голову не придет. И, судя по реакции читателей, я попала в точку |
Jay (Киноман), постов: 7609
2 сентября 2013, 14:31
| |
14 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 14:16 О том, как именно Ноэ терроризирует истеблишмент, спросите у тех журналистов и критиков, которые его в этом "уличают". ... ээээээээ а почему именно Толстой а не маркиз де Сад? |
Constance (Киноакадемик), постов: 16998
2 сентября 2013, 14:16
| |
11 |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 11:50 И к чему эти намеки? Тем более, что они, простите за выражение, ни к селу, ни к городу.
И еще, мне интересно, каким ... О том, как именно Ноэ терроризирует истеблишмент, спросите у тех журналистов и критиков, которые его в этом "уличают". Это почти цитаты. И, как очевидно из рецензии, я с ними не согласна. А намеки к тому, что ссылка на Каренину всем кажется лишней, но сделана сознательно, потому что любой свободно мыслящий человек во все времена - это подрыватель сложившегося порядка. И даже классик граф Толстой, кажется, расположившийся на другом полюсе культурного пространства относительно Ноэ, им был. И как ни странно, общего у русского писателя позапрошлого века и франц. кинорежиссера начала 3-го тысячелетия больше, чем у Ноэ с Рёфном, например. Ваша агрессивность вызвана агрессивной подкладкой фильма?? Или Вам кажется, что я претендую на Ваше пространство?Расслабтесь |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
AleX (Критик), постов: 9427
сегодня, 19:15
| |
Кто сказал , что не будет?
|
AleX (Критик), постов: 9427
сегодня, 19:13
| |
Нельзя православному усопшему и вообще христианину такое желать!
|
TREADSTONE (Критик), постов: 23775
сегодня, 19:11
| |
Да и как-то вот без пафоса обошлись) И вроде понимаешь, о чем персонаж говорит и чего хочет, но идет к этому любыми целями, даже наплевав на своих. Правильно ... [читать далее]
|
Metalloyd (Зритель), постов: 86
сегодня, 19:11
| |
Кому интересно и кто этот сериал смотрит спешу сказать что вышел седьмой сезон сериала Соседство / The Neighborhood 2024....)))
|
Metalloyd (Зритель), постов: 86
сегодня, 19:10
| |
Очень жаль что не будет еще версий с андроидом Дэвидом...
|
AleX (Критик), постов: 9427
сегодня, 19:09
| |
Короля Таслы не смотрел, пока, но что в Пингвине напоминает Сопрано? Кто этот нулевой пациент т.е. идиот ,что запустил в сеть это сравнение? Вообще ничего ... [читать далее]
|
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23963
сегодня, 19:07
| |
Ну тут прямо жуткий психопат, которого не сливают в унитаз, в отличии от другого злодея Бэтмена
|
Metalloyd (Зритель), постов: 86
сегодня, 19:06
| |
Очень жаль....
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9442
сегодня, 19:04
| |
Так это ж не Дисней снимает. С чего такой набор должен быть?
|
TREADSTONE (Критик), постов: 23775
сегодня, 19:02
| |
Сюжетными моментами напоминает даже "Короля Талсы" и "Клан Сопрано", но исполнено все отлично. Не люблю "Бэтмена" Ривза, трилогия Нолана ... [читать далее]
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Пингвин | 9.33 |
3 | Игра престолов | 9.22 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего
Звезда сериала "Игра престолов" сыграет знаменитую расхитительницу гробниц
Дэн Трактенберг уточнил, чем следующий фильм о Хищнике будет отличаться от других
Награждения
Наши рекорды