Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 18402
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 16:35
| |
11 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 16:22 это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей. Дорогие мои, я здесь ни с кем не конкурирую и идеологическими диверсиями не занимаюсь. И "карьеру" себе на сайте не делаю. Мне вполне хватает моей состоявшейся профессиональной карьеры, широкого круга личного общения и комплексами я не страдаю. Выплескиваю свой киношный позитив и, если получается, дополнительную информацию для киноманов, например, о свежих фильмах. И вообще я сегодня здесь, а завтра уже далёко. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:32
| |
12 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 16:31 ну признайся где ты вычитываешь все эти фразы? Самому интересно) Может вы гипотезу предложите?:)) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 16:31
| |
|
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 16:24 Похоже вы из-за конкурса считаете, что все стали конкурентами. Или опять мои слова непонятны или откуда-нибудь ... ну признайся где ты вычитываешь все эти фразы? |
Sharlto (Критик), постов: 2464
2 сентября 2013, 16:24
| |
|
Отличная рецензия. Ссылка на Каренина отлично. Настоящий рецензент. 10 |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:24
| |
12 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 16:22 это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей. Похоже вы из-за конкурса считаете, что все стали конкурентами. Или опять мои слова непонятны или откуда-нибудь взяты?))) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 16:22
| |
|
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 16:09 Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не ... это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 16:21
| |
11 |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 15:58 Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
... Собственно и негативной ноты не увидела, так, легкая пикировка. Но все же не удержусь, поскольку Вы опять передернули. Я не сказала, что у Вас неправильно устроены могзи, сказала : "мозги у всех устроены ПО-РАЗНОМУ". У меня-то точно излишне одиозно и не мейнстримовски, но меняться уже поздно. Еще раз хорошего вечера и да, позитива. |
THX (Критик), постов: 13980
2 сентября 2013, 16:20
| |
14 |
Хватит вам |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:19
| |
12 |
Mr.Aufiderze писал(а) 2 сентября 2013, 16:16 Сейчас многие так реагируют на критику и т.д. не то что раньше, зашел не так давно на один старый форум, читал тему ... Вот именно:) |
Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
2 сентября 2013, 16:16
| |
12 |
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 15:51 Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли? Сейчас многие так реагируют на критику и т.д. не то что раньше, зашел не так давно на один старый форум, читал тему 2002 года, так там приятно комментарии людей читать, я даже забыл как это было без троллинга, который сейчас куда не плюнь |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Текстолит (Критик), постов: 62436
сегодня, 2:10
| |
Вот всегда к ней был холоден как к женщине. Ее сексуальность на меня не воздействует)
И никогда ей высокие оценки по сексуальности не ставил. |
DarkKnight77 (Критик), постов: 9754
сегодня, 2:01
| |
Могут пойти именно из-за ажиотажа!
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9754
сегодня, 1:56
| |
Всё не важно, когда Дисней
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26152
сегодня, 1:48
| |
Да, финал мне понравился. Жду сиквел))))
|
MiB (Киноакадемик), постов: 7915
сегодня, 1:47
| |
Да обращал уже. Что толку? Эти критерии, оказывается, не важны)
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9754
сегодня, 1:44
| |
Миллиард, говорили эХсперты, миллиард!
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9754
сегодня, 1:40
| |
Так обрати внимание что в новости ещё игнорируется тот факт что Муфаса вышел большим количеством экранов! 3701 у Соника против 4100 у второго!
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9754
сегодня, 1:34
| |
Это эти эффективные менеджеры в прошлом году выпустили, сколько там, одиннадцать провалов из двенадцати фильмов? А сейчас Муфасу, а в следующем году ... [читать далее]
|
Retuk Silan (Новичок), постов: 45
сегодня, 0:52
| |
Ну, т.е. интимные координаторы не помогают??? Зачем нанимать и деньги тратить? Странно, он что, не знал, что за это увольняют? Можно ненавидеть миту и все ... [читать далее]
|
xen04158603 (Критик), постов: 25582
сегодня, 0:11
| |
Главное - девочки) Резюмировал)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Награждения
Наши рекорды