Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 18465
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:12
| |
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 17:08 Какую же ты честь себе делаешь:) даа, без этого жизнь впустую |
Летописец (Критик), постов: 62861
2 сентября 2013, 17:11
| |
15 |
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:07 Что-то довольно часто происходят эти крики. Это же живая женщина |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:10
| |
|
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:07 Что-то довольно часто происходят эти крики. это же девушка, простительно |
Constance (Киноакадемик), постов: 17104
2 сентября 2013, 17:10
| |
11 |
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:04 Откуда в Вас столько негатива? Даже сказать Вам ничего нельзя отрицательного, так и польется агрессия. "Дорогие мои, я Вам на целостность ноосферы и консервативность человеческой природы намекаю. А с Сэмюелом Фуллером, Матье Кассовицем, Квентином Тарантино, "Злыми улицами" и "Таксистом" Мартина Скорсезе и т.д. Вы и сами фильм сравните вслед за другими критиками. Тут и так все очевидно. Всем хорошего дня!" Где Вы здесь хоть намек на агрессию увидели? |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:08
| |
12 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:07 чем же это я тебе так запал в душу? Какую же ты честь себе делаешь:) |
Kinohero (Киноман), постов: 5403
2 сентября 2013, 17:08
| |
12 |
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 17:06 Это скорее крик души Глупая паника за то что ей ставят 8 а не 9?:) |
MiB (Киноакадемик), постов: 8230
2 сентября 2013, 17:07
| |
12 |
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 17:06 Это скорее крик души Что-то довольно часто происходят эти крики. |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:07
| |
|
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 17:05 Мда, другого такого не сыскать:) чем же это я тебе так запал в душу? |
Летописец (Критик), постов: 62861
2 сентября 2013, 17:06
| |
15 |
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:04 Откуда в Вас столько негатива? Даже сказать Вам ничего нельзя отрицательного, так и польется агрессия. Это скорее крик души |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:05
| |
12 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:04 бинго! Мда, другого такого не сыскать:) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
xen04158603 (Критик), постов: 26113
сегодня, 22:27
| |
Я, как не смотревший мультсериал, отнёсся к Аватару более благосклонно. Что не скажешь про фанатов)
|
BADENBADEN (Критик), постов: 7044
сегодня, 22:19
| |
зв мертвы...
|
TREADSTONE (Критик), постов: 23952
сегодня, 22:10
| |
Не знаю, с чего это я такую высокую оценку влепил... Но этот фильм был обречен на провал с таким странным монтажем, диалогами совсем примитивного уровня ... [читать далее]
|
drakula (Критик), постов: 31256
сегодня, 22:09
| |
Жалт что здесь есть Фоллаут, вы бы еще включили Король Талсы 2 сезон.
Есть же еще Аватар легенда ою П?нге, который заслужил хотя бы быть войти в лонг ... [читать далее] |
Andrew (Главный редактор), постов: 75593
сегодня, 21:55
| |
Странный фильм. Странный прежде всего для норвежцев. Я был там и хорошо знаю, как норвежцы относятся к троллям. И снять такой бред
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 35441
сегодня, 21:52
| |
Честно, я забыл добавить её в список свой. Как и икс дефайн
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 35441
сегодня, 21:51
| |
Надо же как то вытягивать вселенную.
Будут звать знаменитостей. Типа - Ну посмотрите кто у нас. Пожалуйста посмотрите наши фильмы. |
Kent S (Киноакадемик), постов: 35441
сегодня, 21:49
| |
Всё. Поняли, что попали. Теперь будут применять все средства лишь бы заткнуть правду
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8510
сегодня, 21:47
| |
Можно делать ставки!)
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26272
сегодня, 21:24
| |
Вот и Шершней заодно посмотри)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 31 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Пон Джун-хо |
В главных ролях: | Роберт Паттинсон, Марк Руффало |
Реклама
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Анора | 7.73 |
3 | Артур, ты король | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
1 | Огниво | 7.56 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
3 | Мастер и Маргарита | 7.07 |
4 | Лед 3 | 6.71 |
5 | Сто лет тому вперед | 6.04 |
1 | Шрек 5 | 9.13 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.83 |
5 | Балерина | 8.73 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Пингвин | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Читатели издания "Новости кино" присуждают главную независимую кинопремию Рунета
У британского актера и его подружки родился ребенок
Адвокаты актрисы назвали иск "очередной главой в руководстве для абьюзеров"
Награждения
Наши рекорды