Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 18395
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 17:25
| |
11 |
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:23 Я Вам про одно, а Вы мне про другое. Именно ту агрессию я увидел в том сообщении, которое прокомментировал, когда ... А ее покровительственное небрежение не увидели? Смотрели другим глазом? |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:23
| |
12 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:22 а что там тебя разгадывать, ты довольно прост, хоть и думаешь наоборот Я ж говорю Семену, ты умный, да еще ясновидящий!!) |
MiB (Киноакадемик), постов: 7877
2 сентября 2013, 17:23
| |
12 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:19 С этого "левого" абзаца началась вся дискуссия. Даже не удосужились вникнуть в тему, но комментировать готовы. Я Вам про одно, а Вы мне про другое. Именно ту агрессию я увидел в том сообщении, которое прокомментировал, когда Вы общались с ЛеМур. |
Текстолит (Критик), постов: 62432
2 сентября 2013, 17:23
| |
14 |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:20 с чего ты взял? он же тебя внимательно читает и отвечает
это признак мудрости;) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:22
| |
|
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 17:18 Да я смотрю ты все знаешь о других) Время зря не теряешь:) а что там тебя разгадывать, ты довольно прост, хоть и думаешь наоборот |
Текстолит (Критик), постов: 62432
2 сентября 2013, 17:22
| |
14 |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:19 А как же немые? немые ещё более чувствительны чем обычные люди |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:22
| |
12 |
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 17:15 Он просто мудрый Да ты что))) Нотафред такой) Видишь как меня раскусил) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:20
| |
|
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 17:15 Он просто мудрый с чего ты взял? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 17:19
| |
11 |
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 17:18 Естественно
зачем скрывать что чувствуешь А как же немые? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
2 сентября 2013, 17:19
| |
11 |
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:15 Я Вам про этот совершенно "левый" абзац ничего и не говорил. Смотрите, пожалуйста, внимательнее, на какое сообщение ... С этого "левого" абзаца началась вся дискуссия. Даже не удосужились вникнуть в тему, но комментировать готовы. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
CaptainJorik (Новичок), постов: 12
сегодня, 16:49
| |
Как могут люди восточного внешности приехать в сша и опидореть за какие то пару лет?))))
|
isi (Зритель), постов: 1139
сегодня, 16:47
| |
Не заметил в тексте ссылку можно удалить. Но по факту чего хотели Лайвли и ко того сейчас и добьются
|
isi (Зритель), постов: 1139
сегодня, 16:45
| |
Агентство талантов WME расторгло (https://daily.afisha.ru/news/93946-dzhastina-bald oni-kotorogo-obvinyaet-v-domogatelstvah-bleyk-layv li-isklyuchili-iz-agentstva-talantov/) контракт с режиссером и звездой фильма ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 75006
сегодня, 16:44
| |
Тут самое интересное, что сразу стало понятно, кто глава семьи в союзе Лайвли и Рейнольдса. Вовсе не в том смысле, что он должен был набить кому-то лицо:) ... [читать далее]
|
CaptainJorik (Новичок), постов: 12
сегодня, 16:41
| |
Андрею админу понравится этот сериал,как раз такой сериал для него....))) А я одну серию посмотрел и забросил...
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 35159
сегодня, 16:19
| |
Сейчас у режиссера один вариант. Объявить себя геем и сказать, что Блейк угнетает его.
|
Alexander N. (Зритель), постов: 138
сегодня, 16:05
| |
Кто бы не воспользовался бы таким моментом, Не один нормальный мужчина, не упустил бы такой шанс.
|
SantaKlaus81 (Новичок), постов: 18
сегодня, 15:54
| |
Наверное плюсанули и 2ой сезон Миротворца.А что снимают в Кливленде??В Атланте дешевле же.Ганн всех стражей там снимал.
|
CaptainJorik (Новичок), постов: 12
сегодня, 15:52
| |
Хорошо бы если бы сняли в новогоднее время когда зомбаки гонятся за людьми в рождество или в новый год....))))
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8375
сегодня, 15:51
| |
Конкуренты из Дисней стараются)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды