Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 18549
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:38
| |
![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:35 Jay Я Вас обожаю, мы уже тут обсуждаем, должна ли женщина кричать есть такие женщины что только кричат |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:37
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:36 поверь ты меня ничем не сможешь обидеть А зачем? Чтоб потом успокаивать ?))) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17155
2 сентября 2013, 17:37
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
HUNTERX писал(а) 2 сентября 2013, 17:36 Правильнее
кто не знаком лично с Анной Карениной вышли из темы;-) Так я понимаю Вы знакомы? |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:36
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 17:33 Значит, признаете, что она сказала? Уже легче. Она сказала, я ответила, называется диалог. А Вы секундантом при ... Хм, уже и секунданты:) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 17:36
| |
|
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 17:33 Да что ты)) Я лучше старым способом воспользуюсь:опросы и вычитывание других умных рецензий. Не хочу тебя расстраивать) поверь ты меня ничем не сможешь обидеть |
Летописец (Критик), постов: 63168
2 сентября 2013, 17:36
| |
![]() 15 ![]() |
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 17:34 все кто не читал Анну Каренину вышли из темы! Правильнее
кто не знаком лично с Анной Карениной вышли из темы;-) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17155
2 сентября 2013, 17:35
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 17:34 все кто не читал Анну Каренину вышли из темы! Jay Я Вас обожаю, мы уже тут обсуждаем, должна ли женщина кричать |
Jay (Киноман), постов: 7609
2 сентября 2013, 17:34
| |
![]() 14 ![]() |
все кто не читал Анну Каренину вышли из темы! |
Constance (Киноакадемик), постов: 17155
2 сентября 2013, 17:33
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
MiB писал(а) 2 сентября 2013, 17:27 Ага. Как только ЛеМур посмела вообще что-то сказать в Ваш адрес? (Сарказм) Значит, признаете, что она сказала? Уже легче. Она сказала, я ответила, называется диалог. А Вы секундантом при диалоге |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 17:33
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 17:30 тему на форум закинь Да что ты)) Я лучше старым способом воспользуюсь:опросы и вычитывание других умных рецензий. Не хочу тебя расстраивать) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 11:05
| |
Дальше будешь смотреть? Я чёт пока наелся:) Разве что приквел если посмотреть.
|
![]() сегодня, 11:02
| |
Ходят слухи, что это был не шлепок, а палец в ж...:))
|
![]() сегодня, 11:02
| |
или Маккеллен?:)
|
Andrew (Главный редактор), постов: 75900
сегодня, 10:54
| |
Над быть клиническим идиотом, чтобы на публичном мероприятии подходить к мужику и шлепать его по заду, насколько хорошо бы ты его не знал:) Видимо, это ... [читать далее]
|
![]() сегодня, 10:54
| |
Ну так "почву щупать" надо ведь иначе - масштаб/бюджет уменьшается, но качество падать-то не должно. Шьямалан вон, в своё время скатываться стал, ... [читать далее]
|
![]() сегодня, 10:49
| |
Для себя дома пускай готовит что хочет, а мы если пришли в ресторан с его именем, то и еду ждём соответствующего качества.
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26388
сегодня, 10:48
| |
Да, прикольно))
|
Andrew (Главный редактор), постов: 75900
сегодня, 10:24
| |
Ну, расклад на "Оскар" в общем понятен:) Напоминаю, что сегодня наши Киноакадемики должны определиться с выбором:)
|
TREADSTONE (Критик), постов: 24038
сегодня, 10:21
| |
Декстер 4. Концовка - это е... ! "Красная свадьба" до Красной свадьбы. Старый, седой.... хрыч!!!
|
TREADSTONE (Критик), постов: 24038
сегодня, 10:18
| |
Поэтому и предположил, что может таким фильмом щупает почву, пойдут ли в кино люди на его имя?
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 27 февраля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | триллер, ужасы |
Режиссер: | Осгуд Перкинс |
В главных ролях: | Тео Джеймс, Элайджа Вуд |
Реклама
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Мертвые не причиняют боли | 7.6 |
3 | Анора | 7.59 |
4 | Огниво | 7.47 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.47 |
3 | Майор Гром: Игра | 6.84 |
4 | Финист. Первый богатырь | 6.8 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Представлен первый кадр из фильма "Одиссея" Кристофера Нолана
Майкл Дж. Уилсон и Барбара Брокколи уходят в отставку
Джефф Безос, получивший контроль над Джеймсом Бондом, предложил фанатам решить судьбу кастинга
Награждения
Наши рекорды