Когда «Темный рыцарь» стартовал в Штатах в 2008, зрители выходили из зала и тут же брали билет на следующий сеанс. Действительно, Кристофер Нолан и коллеги так щедро насытили историю деталями, смыслами, двойственностью, что ухватить все разом не представлялось возможным. Моей первой реакцией было: какой великолепный сочный «любовный треугольник» они закрутили между Джокером, Бэтманом и Харви Дентом. С тех пор пересматривала фильм бессчетное количество раз, помню почти наизусть. Но всегда воспринимала его как самостоятельную историю, но не часть трилогии. В «Темном рыцаре» на сцену Готэма на время выходят Харви Дент и Джокер, чтобы в третьей части вновь уступить место истории Рас Аль Гула.
2008й вошел в исторические анналы Готэма как год Харви Дента, окружного прокурора и Белого Рыцаря. Но для горожан он стал также годом Великого Хаоса* благодаря Джокеру, анархисту-одиночке и сумасшедшему клоуну.
Джокер появился из ниоткуда, ни имени, ни истории, ни друзей, ни целей, ни правил, ни страха... и никто не рискнет переходить ему дорогу. Он вне логики, парит над ситуацией, ему нравится Хэллоуин нон-стоп и мир в огне. Взрывает, стреляет, носится по городу на школьных автобусах, большегрузных фурах, полицейских машинах. Вносит смуту в налаженный обиход города и провоцирует всех подряд готэмцев. Зачем?
Он сам неплохо сформулировал это в монологе у постели Харви Дента: «Я похож на человека, у которого есть план? Я пес, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если бы догнал... У мафии есть план, у полиции есть план, у Гордона есть план. Они планировщики, пытаются контролировать свои тесные мирки. Я пытаюсь показать, насколько жалки их попытки все контролировать... Совсем немного анархии и все вокруг повергается в Хаос. Знаешь, что является основой хаоса? Это страх».
Джокер брошен в мир Готэма как будто намеренно для того, чтобы проверить на прочность жизнеспособность, правила, принципы, кодексы, порядок** этого мира, которые, оказывается, мгновенно забываются при опасности. Он играет с Бэтманом, выставляя его в самом неприглядном свете, делая его ответственным за свои собственные безумства в Готэме и пророча ему будущее психа, которого завтра выкинут за непригодностью. Он играет с Харви Дентом, лучом света в темном царстве Готэм-сити, провоцируя его демонов и отбирая у горожан последнюю надежду на солидную благопристойность закона. И оба не разочаровывают и даже дополняют его — чего стоит одна инсценировка, где Дент занял место народного мстителя Бэтмана, который никак не хочет показать свое истинное лицо. Этот эпизод Хаоса с одинаковым энтузиазмом «планировали» не сговариваясь Кристофер Нолан, Джокер, Джим Гордон, Харви Дент и Бэтман. Джокер играет и с Джимом Гордоном, все время оказываясь на шаг впереди и выставляя его некомпетентным простаком. Играет с мафией, которая по его меркам слишком мелко плавает и заслужила наказание в лице Бэтмана.
Все персонажи Готэма балансируют на границе темной и светлой стороны силы, показывая призрачность этой границы между тенью и светом, хаосом и порядком. С Двуликим Харви и Уэйном-Бэтманом все достаточно определенно, они как никто оживляют слоган «И смутился дьявол и ощутил как ужасно добро» («Потерянный рай» Джона Милтона) . Но двойственность характеризует и Гордона, который закон и порядок поддерживает силами полицейских, уличенных в коррупции, и безумного мстителя. И Люциуса Фокса, который далек от политики и занят чистой наукой, но неизбежно втягивается Брюсом в незаконные игры, нарушающие гражданские свободы. Альфред по отечески переживает за Брюса Уэйна, желая ему безоблачного простого счастья, поэтому вынужден поддерживать террориста Бэтмана, хотя далеко не в восторге от его ночных похождений.
В Темном рыцаре в сравнении с первым и третьим фильмами больше света, цвета, меньше классики и больше своеобразного фейерверка, роднящего его с марвеловскими фильмами. Главная радуга Джокер — алый рот на снежно-белом лице, лиловое кромби, зеленая жилетка, голубая рубашка, по случаю рыжий парик, карнавальные визитки. Хит купается в роли, он чудовище, но какое непревзойденно яркое чудовище. Которому в сущности нужно только, чтобы Бэтман снял маску. Его безумному анархическому веселью можно противопоставить только такого же уровня хаос.
Джокер ипостась Бога Локи, и все неуправляемое коварство обоих сродни импульсивным детским проказам, идущим от желания внимания и указывающим взрослым на их слабые стороны и просчеты. Джокер носит маску Локи. Этой чести удостаивались еще два кино-персонажа в обозримом времени — Стэнли Ипкисс и Эрик Дрэйвен. Ипкисс персонаж комический, но с Эриком Дрэйвеном у Джокера глубокое и неслучайное родство. Оба «призрачные» одиночки, устраивают дьявольский фейерверк в мрачном городе, некоторые кадры в «Вороне» и «Темном рыцаре» похожи на один и тот же фильм. Только история Эрика хорошо известна, а Джокер инкогнито, если не считать его безумных баек. Кристофер Нолан не счел уместным намекать на драму, которая стоит за его безумствами. В судьбе Хита Леджера и Брэндона Ли также много мистических совпадений, как и в их героях: оба ушли по нелепой случайности на творческом взлете в возрасте 28 лет, не посмотрев свои фильмы и в полном неведении, каких культовых персонажей создали.
В фильме безупречный актерский состав. Майкл Кейн и Морган Фриман добавляют истории философского спокойствия и иронии. Безупречная выдержка Джима Гордона почти заставляет забыть о той галерее собственных безумцев, которая стоит за спиной Гари Олдмана. Аарон Экхарт в роли Харви как нигде излучает харизму и энергию; его волевой подбородок смотрелся бы не менее круто с маской Бэтмана, чем Кристиана Бейла. Хит Леджер творил своего Джокера как схимник в келье, отрезав себя от суеты. Возможно так же и сам Джокер бредил своими замыслами в какой-то тихой келье в Готэме. «Домашними заготовками» не обошлось и импровизации Хита в кадре вошли в окончательный монтаж, в том числе момент, где Джокер присоединяется к аплодисментам в адрес Джима Гордона в полицейском участке.
Фильм образец стиля, вкуса, идеально гармоничен и безупречен в мельчайших деталях. Кинематографисты многократно отметили высокий профессиональный уровень проекта по всем позициям: режиссер, оператор, сценарий, музыка, лучший образец жанра, лучший крупнобюджетный проект, грим, костюмы, визуальные эффекты, монтаж звука, роли второго плана; лучший каскадерский состав. Наконец, Оскар, Золотой глобус, премия Британской академии, премия Гильдии актеров за лучшую роль второго плана Хиту Леджеру.
Хорошо понимаю, почему в рейтингах лучших фильмов всех времен верхние позиции занимают обычно «Головокружение» Хичкока и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Трудно не принять и не любить классические шедевры. Но Темный рыцарь в моем личном рейтинге нисколько им не уступает.
P.S. Все время вспоминаю, что Джокер так и остался висеть вниз головой в Готэмской ночи.
Примечание.
*Хаос — высшая форма порядка, неравновесная система, параметры которой описывают мир куда более полно, чем параметры упорядоченной системы.
**Порядок — замершая на мгновение жизнь, которая делает глубокий вдох, прежде чем ринуться в очередную авантюру.
Рецензия к фильму "Темный рыцарь" от Constance
Притча о Хаосе
Просмотров: 4811
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 34)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 144
Movies (Критик), постов: 448
30 апреля 2015, 10:46
| |
![]() ![]() 10 |
"Чего ты такой серьозный?" |
Movies (Критик), постов: 448
30 апреля 2015, 10:45
| |
![]() 10 |
Ище вы написали: "В Темном рыцаре в сравнении с первым и третьим фильмами больше света"
Как по мне, то "Темный рыцарь" намного мрачнее, первого фильма. Да и Джокер немотря на свою комичность воспринимается как серйозный и опасный злодей.)) |
Movies (Критик), постов: 448
30 апреля 2015, 10:41
| |
![]() 10 |
Ище вы написали, что у "Темного рыцаря" меньше классики. А разве в 1 и 3 частях классики больше? Тут кончено личные ощущения, но я что-то я этого не заметил, да ассоциации между фильмами Марвел и "Темным рыцарем" у меня не возникло.)) А Локи какой-то более второстипеный песонаж у Марвел, ко гда же Джокер в "Темном рыцаре" являеться главным достоинством.)) |
Movies (Критик), постов: 448
30 апреля 2015, 10:34
| |
![]() 10 |
Рецензия мне очень понравилась. Было интерсено читать. Но, все же я воспринимаю "Темного рыцаря" как сиквел, ведь Джокер упоминаеться в конце первого фильма, так, что это прямое продолжение. |
Movies (Критик), постов: 448
29 апреля 2015, 20:50
| |
![]() 10 |
Movies писал(а) 29 апреля 2015, 20:48 Хорошо понимаю, почему в рейтингах лучших фильмов всех времен верхние позиции занимают обычно «Головокружение» ... Ой, я вместо лапок написал 2, хоть я и не имел в ввиду заключительную часть).) |
Movies (Критик), постов: 448
29 апреля 2015, 20:48
| |
![]() 10 |
Хорошо понимаю, почему в рейтингах лучших фильмов всех времен верхние позиции занимают обычно «Головокружение» Хичкока и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта
Не совесем понимаю почему вы написали именно "Головокужение". "Побег из Шоушенка" имеет первое место в топе imdb, а вот "Головокуружение" 67, поетому непонятно почему вы выбрали именно этот фильм Хичкока. Или вы имеете в виду топ Sight & Sound в котором творение Хичкока занимает 1 место, но в этот список "Побег из Шоушенка" вообще не входит.)) Кстати, в топе imdb "Темный рыцарь2 занимает 4-е место! Выше него там только "Побег из Шоушенка" и "Крестный отец 1, 2".))) |
Movies (Критик), постов: 448
29 апреля 2015, 20:41
| |
![]() 10 |
Отличная рецензия! 10 из 10! |
Kimirsen (Критик), постов: 536
22 августа 2013, 21:52
| |
![]() 11 |
seregabatal писал(а) 22 августа 2013, 21:34 Интеллектуальный триллер разбираем как-никак ))) По интеллектуальному кино, такие вот проекты полюбляет "АлеХ" ). У меня же по другому, видать не дорос ещё. |
seregabatal (Киноман), постов: 3227
22 августа 2013, 21:34
| |
![]() 14 |
Kimirsen писал(а) 22 августа 2013, 21:20 -"Знаешь, что является основой хаоса? Это страх». ))) некоторая глубина размышлений, указанная здесь в рецензии, ... Интеллектуальный триллер разбираем как-никак ))) |
Kimirsen (Критик), постов: 536
22 августа 2013, 21:20
| |
![]() 11 |
-"Знаешь, что является основой хаоса? Это страх». ))) некоторая глубина размышлений, указанная здесь в рецензии, заставляет мило улыбнуться ). |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 14:08
| |
Вот, кстати, Гармаш мне изначально в этой роли не нравился. Лучше как раз Добронравов сыграл бы эту роль
|
друг (Зритель), постов: 252
сегодня, 13:59
| |
ну честно будь я актером я бы прям побежал в сериал про Джейсона тем паче на ведущую роль
|
MiB (Киноакадемик), постов: 8495
сегодня, 13:59
| |
Дамблдор и правда первые пять книг ходит «туда-сюда»)
|
megametal (Зритель), постов: 65
сегодня, 13:56
| |
... [читать далее]
|
друг (Зритель), постов: 252
сегодня, 13:56
| |
Джейсона мы любим не меньше Фредди потому и ждем надеюсь будет интересно
|
megametal (Зритель), постов: 65
сегодня, 13:54
| |
Очень жаль интересный ужастик а с нежданчиком....)))
|
megametal (Зритель), постов: 65
сегодня, 13:51
| |
Ждемс и будемс смотреть!!!)))
|
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 11472
сегодня, 13:50
| |
Для меня Трансформеры все тоже перемешались, но какие то отдельные тупые моменты для себя вычленяю. Как например сцену с Кеном Жонгом в туалете из третьей ... [читать далее]
|
друг (Зритель), постов: 252
сегодня, 13:49
| |
как минимум 3 первые части оригинала Джейсон Х и Фредди против Джейсона Пятница 13 2009 го посмотреть стоит
|
megametal (Зритель), постов: 65
сегодня, 13:48
| |
Крутооо Джейсон Вурхис возвращается....))) Я б снял момент как он в хоккейной маске во время хоккея на стадионе ищет жертву свою....)))
|
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1937 |
Страна: | США |
Жанр: | биографический, драма |
Режиссер: | Уильям Дитерле |
В главных ролях: | Пол Муни, Луи Кэлхерн |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7.06 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Новая экранизация сказки оправдывает ожидания студии Disney
Актер попросил отстранить его от судебной тяжбы супруги
Профессиональные авторы разделились во мнениях о фильме студии Disney
Награждения
Наши рекорды