Говорят, что человек раб своих привычек и в окружающем мироздании ищет не столько полноты знаний и полноты гармонии, сколько свое отражение. Баз Лурман, человек-водевиль, во всем ищет и находит эффектный блеск и драматизм не глубже уровня фэнтази. Это отлично работает во всех его предыдущих проектах, но не показалось мне уместным в экранизации Великого Гэтсби.
История Гэтсби довольно печальна и далека от водевиля. Весьма креативный, вполне реалистичный и даже реализованный человек Джей Гетц (более известный как Гетсби), что называется self-made, в один роковой момент делает неверную ставку, желая завоевать Дейзи, свое юношеское увлечение 5-летней давности, широким жестом бросив к ее ногам весь мир. Она принадлежит к чуждому ему кругу самых сливочных сливок общества и давно состоит в добропорядочном браке с человеком своего круга. Девушка довольно рядовая, не более чем миловидная светская невротичка, вся прелесть и магнетизм которой заключались (у Фицджеральда) в низком волнующем голосе с певучей властностью и отзвуком веселья и радости. Один из самых драматических моментов истории — возобновление знакомства Гэтсби и Дейзи, которая за насыщенной светской суетой и думать о Гэтсби забыла. Для него результат этой встречи и ее реакция — не меньше, чем проверка собственной жизнеспособности: зря или нет он потратил последние 5 лет жизни и есть ли у него будущее. Из этого эпизода Баз Лурман сделал клоунаду, вызывающую закономерный смех в зале, потому что Гэтсби у него действительно смешон и нелеп. Как это далеко от романа Фицджеральда, где взрослый и отлично владеющий собой мужик напряжен и взвинчен буквально до обморока. Это не единственная вольность, которую позволил себе Лурман, делая из драмы фарс. Так, в самом начале фильма Ник Каррауэй, рассказчик всей истории и приятель Гетсби, произносит вслед за Фицджеральдом фразу: я напивался всего дважды в жизни. И Лурман тут же, противореча сам себе и «усовершенствуя» Фицджеральда, делает его алкоголиком, который записывает всю историю Гетсби, проходя курс лечения.
Не могу удержаться от небольшого экивока. Гэтсби персонаж весьма неоднозначный. Всех вводит в заблуждение определение «великий» в заглавии и комплимент в адрес Гэтсби из уст Ника Каррауэя «Ничтожество на ничтожестве, вот они кто!... Вы один стоите их всех, вместе взятых!». Это теоретически позволяет считать Гэтсби романтическим героем и причислять его к элитной категории «лишних людей» в классической литературе. В этих комментариях Фицджеральда однако заключено больше иронии и жалости, чем позитива. Ник Каррауэй произносит эту поощрительную реплику из элементарного человеческого сочувствия, когда уже наверняка знает, что Гэтсби проиграл партию, в которой на кону была Дэйзи, ее законному супругу Тому Бьюкенену. Однако во всех остальных предприятиях своей жизни Гэтсби весьма благополучный прагматик и далек от романтических «лишних» персонажей. Романтики гоняются «за туманом и запахом тайги», а Гетсби успешно и быстро сделал большие деньги на черном рынке, занимаясь в числе прочего бутлегерством, в жизни у него все схвачено, в том числе нужные люди из сильных мира сего, он далеко не обделен женским вниманием. Если бы не заморочка с Дэйзи, он вполне из породы победителей. Сделал почти невозможное — вернул прошлое, используя свой энтузиазм и финансовые возможности, но инфантильная партнерша, оказалось, уютнее чувствует себя в настоящем.
Возвращаясь к фильму. Как давно Вы пересматривали фильм Авиатор Мартина Скорсезе, где Лео ДиКаприо играет Говарда Хьюза — американского enfant terrible, технического гения, миллиардера, плейбоя, филантропа и прототипа тони Старка? Авиатор это тот оригинал, с которого снимал кальку Баз Лурман. Та же атмосфера свингующей Америки 1920х-30х, бомонд, Голливуд. А Говард Хьюз и Джей Гетсби просто близнецы с идентичным психологическим профилем: неуемная энергия, столь же безграничные амбиции, верность мечте, любовь к совершенству и риску, которые странным образом уживаются с некоторой болезненной нелюдимостью и тягой к затворничеству, конструктивный снобизм по Сэру Уинстону Черчиллю — «вкусы мои простые, я предпочитаю все самое лучшее». Разница между экранным Хьюзом и Гетсби лишь в том, что первый стремится приблизить будущее за счет гигантских скачков во времени, а второй прогнуть пространство, чтобы прошлое оказалось будущим. Ну и, конечно, по пути из пункта «Хьюз» в пункт «Гетсби» Лео прибавил лет и килограммов. Но если в истории Авиатора, как и в прозе Фицджеральда, есть живой пульсирующий нерв, то у Лурмана его почувствовать весьма сложно. Помните, как Мартин Иден у Джека Лондона в объекте своего вожделения видел почти неприкасаемую бесплотную богиню, пока в один прекрасный раз не заметил на ее совершенном лице след вишневого сока от только съеденных ягод? Вот этого сока, этого несовершенства живой жизни не хватает фильму Лурмана, в котором даже живые съемки сведены к минимуму и без нужды заменены спецэффектами. Представьте, даже зеленый огонек на противоположной стороне залива, символ надежды, который с таким жаром обсуждали рецензенты, и тот бутафорский! И Лео, играя сцену на пирсе, протягивает руку к картонной стенке. В изложении Лурмана с его специфической системой приоритетов почти документальная история из разряда «основано на реальных событиях» получилась менее реалистичной, чем современные кинокомиксы, и похожа на балаганчик.
Нюансов фицджеральдовской прозы мне явно не хватило в фильме. Все персонажи у Лурмана получились довольно марионеточными. За исключением.... За исключением Тома Бьюкенена. Вот уж кто точно хозяин жизни у Фицджеральда. Обладатель больших наследственных капиталов, блестящий спортсмен, «громадина» с телом, полным сокрушительной силы и физической мощи, довольно надменными манерами и блестящим дерзким взглядом, таящим угрозу. Не блещет, возможно, интеллектом, но полон деятельной энергии, в том числе сексуальной. Интрижки на стороне не мешают ему быть приверженцем святости домашнего очага и своим шлюшкам он запрещает даже имя жены упоминать всуе. Именно он объездил строптивую кобылку Дейзи, что не удалось Гэтсби. По крайне мере он хорошо понимает, что нельзя слабую светскую женщину ставить перед мрачной проблемой рокового выбора — оставлять или не оставлять мужа — и делает это за нее. Гэтсби для столь радикального решения оказался слабоват. Тома блестяще играет австралиец Джоел Эджертон и это самая сильная и яркая актерская работа в фильме. Кажется, он единственный, кто слепо не идет на поводу у Лурмана. По крайней мере он как мог исправил огрех Лурмана в кастинге в отношении Тома и придал своему персонажу столько неколебимой внушительности и аристократического снобизма, сколько смог. Вообще идеальный Том по описанию Фицджеральда — это двухметровый Арми Хаммер, у которого на лбу написано «принц голубых кровей».
Что касается выбора Кэри Маллиган на роль Дэйзи, он далеко не попадание в десятку. Ее персонаж безусловно более простой, чем Гэтсби. Однако Дейзи непременно должна быть сильным магнитом для Гэтсби, читаем Кэри для Лео, чтобы зритель чувствовал как воздух искрит между ними. Этого нет. Лео большой ходок и стильных блондинок меняет регулярно, но именно Кэри явно не в его вкусе. Блейк Лайвли здесь была бы уместнее, добавила бы убедительности Гэтсби, эмоциональности Лео и гламура Лурману.
Вообще актерский состав в картине крутой. С интересом слежу за восхождением австрацийца Джейсона Кларка (Самый пьяный округ в мире, Цель номер один) и карьерой рыжей бестии с отличным чувством юмора Айлы Фишер, также австралийки по рождению (Руки-ноги за любовь, Холостячки, Иллюзия обмана). Здесь они играют чету Уилсонов, которая на свою беду в кульминационный момент слишком близко оказалась к главным участникам событий. Вполне органичен и убедителен Тоби Магуайр в роли доброжелательного наперсника Гетсби, и дебютантка Элизабет Дебики в роли светской тусовщицы Джордан Бейкер. Однако эти роли будут вспоминаться не в связи с творческими прорывами, но в связи с причастностью к большой литературе.
В отношении зрелищности и мишуры фильм выше всяких похвал: костюмы уровня подиума от Миуччи Прада — круглосуточная тусовка — сияющие пространства (зала с волнующимися белыми занавесками в доме Тома и Дейзи буквально со страниц романа) — интерьеры, напоминающие сливочный торт — ретро авто — богатый саундтрек. Приемы у Гэтсби сродни Оскаровским вечеринкам. Мост, соединяющий Лонг-Айленд и NY, по которому Гэтсби гоняет на желтом лимузине «почти со скоростью света» (мост тоже спецэффекты, разумеется), тянет на «Радужный Мост» Асгарда. В общем, сказка сказок в духе Фабрики Грез.
Последняя экранизация Гэтсби 1974 года по форме была куда более аскетичной, зато Фрэнсис Форд Коппола в качестве сценариста с большим пиететом обошелся с прозой Фицджеральда. В фильме 1974 года нашлось место даже для момента, как крутая гольфистка Джордан Бейкер, подружка Дейзи, мухлюет во время игры. У Фицджеральда этот момент упоминается лишь вскользь во время светской болтовни. У Лурмана история получилось гламурной, холодной, а от айсберга прозы осталась верхушка. Будь фильм водевилем или комиксом, к нему было бы меньше претензий, но как экранизация он слаб и высокий рейтинг отражает только яркость обертки. И как же обманчиво роскошен был трейлер!!!! Ели Вы еще каким-то чудом фильм не посмотрели, сделайте это непременно, но без завышенных ожиданий и больше для знакомства с очередным проектом Лурмана, чем свидания с Фицджеральдом.
P.S. Буду счастлива, если этот текст хотя бы одного человека подвигнет подержать в руках роман Фицджеральда или Лондона или пересмотреть Авиатор.
Рецензия к фильму "Великий Гэтсби" от Constance
БАЛАГАНЧИК
Просмотров: 2748
Оценка читателей: 8,92 из 10 (голосов 12)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 34
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 февраля 2017, 18:43
| |
13 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 22:37 )) Я пишу о том, о чем много думал, понимаете, говорить, скажем о "Паттерсоне" или о "Ла-Ла-Ленде" серьезно ... Шаблоны, как и стандарты – это уже классика! Кому-то нравится, кому-то нет, разные школы, применение и выражение этого. Всегда интересуют и приветствую разные взгляды, как у тебя, другие, противоположные нам, во всех них есть киношная наполненность, размышлений, мнений, отзывов и разговора, будь то в статье или рецензии, в простом комментарии и в каком-нибудь посте. Главное любители кино на одной волне, а значит жизнь кинематографа продолжается и живёт. Это и ловит человек кино. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 февраля 2017, 18:35
| |
13 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 22:37 )) Я пишу о том, о чем много думал, понимаете, говорить, скажем о "Паттерсоне" или о "Ла-Ла-Ленде" серьезно ... А в таком фильме как "Паттерсон" Джармуша, уже все эти эмоции не будут преобладать, как и в артхаусе многое лишено логики и смысла на первый взгляд. "Паттерсон" – фильм атмосферы, фильм не переживания, а проживания! Проживания одного единственного момента, проживания каждого дня, проживания жизни, и зацикленности на ней, зацикливании на данном моменты, моменте тихого безмятежного счастья в понимании обычного любого человека. Вот оно настоящее существование, хоть в художественной форме, но без особых прикрас,… донесли до каждого пытливого зрителя простоту этого самого момента счастья. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 февраля 2017, 18:32
| |
13 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 22:37 )) Я пишу о том, о чем много думал, понимаете, говорить, скажем о "Паттерсоне" или о "Ла-Ла-Ленде" серьезно ... Как ты говоришь, "то, что кажется плохим"? Это все лишь твоё осознание на данный момент.
Это естественно. Почитал, пообщался, поговорил с интересными людьми, другие взгляды на этот счёт, мнение, уже добавляет как минимум размышления . И я такой, и все люди такие. Это заложено и сидит в каждом из нас. Шаблонная эмоция в кино. Это как? Первичное, что приходит на ум, говорит вот драма или трагедия, гибель человека или множество народа, тут должны все плакать, переживать и тяжело вздыхать. А вот комедия, человек гоняется за курицей и не как не может поймать её, при этом уже упал раз 20-ть, и разнёс, разбил всё во круге.) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 февраля 2017, 18:27
| |
13 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 22:37 )) Я пишу о том, о чем много думал, понимаете, говорить, скажем о "Паттерсоне" или о "Ла-Ла-Ленде" серьезно ... :) Какая у нас команда легионеров подбирается, и укрепляются старые ряды.)) На самом деле нужно говорить и сразу и потом, и не боятся какого-то любого мнения, ошибок и всякой тому подобной всячины) А тут многие, кто отмалчивается, кто выжидает и ждёт момент, будем надеяться подходящий… И вместо любого отзыва и мнения о фильме, или актёре, режиссёре, городит разное и всякое, а кто и укусить хочет.)
Даже статистика такова, что сейчас много на сайтах битв волков и разных акул, делающих пребывание на сайте не то что не комфортным, а невыносимым. Потому я со своей стороны всесторонне хочу проявлять жест доброй воли. И такие, настоящие разговоры, отзывы, комментарии, мне были и остаются близки. ... сейчас продолжу.) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 февраля 2017, 18:24
| |
13 |
Constance писал(а) 12 февраля 2017, 11:19 Я очень ждала этот фильм, пересмотрела с удовольствием предыдущие экранизации, и не думаю, что мое частное и маленькое ... Constance, ты один из рупоров Киноньюса, к тебе прислушиваются, с тобой считаются, тебя ценят(может). Поэтому, как бы это не тривиально прозвучало, многим интересно, а может и важно, как оценила и что дала этому фильму одна из кинематографических "гуру".) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 февраля 2017, 18:17
| |
13 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 23:57 Да, вот хорошо сказано, книги и фильмы - это какие-то совершенно разные виды искусства, тяжело сравнивать, особенно ... Не застал ты Basil наши споры, диспуты где-то 2013 по поводу кино и книги.) Тоже было нескучно, иногда жарко.) А так, да разные виды, что и говорить. И что приемлемо, допускается и получается в одном, то сложно и по-другому идёт в другом виде искусства. Но живший персонаж, как и визуально мощный красивый кадр не что не заменит. А музыка подчёркивает любую особенность и даёт полный спектр эмоций и чувств. Потому все мы отдельно любим и кино и книги и музыку. Но сравнивать одно с другим, книгу и фильм, это как сравнивать кошку и собаку.) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16998
12 февраля 2017, 11:19
| |
11 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 20:38 Констанция, будьте милосердны, не убивайте этот шедевр! Я смотрел этот фильм дома, и мне не мешала реакция публики, ... Я очень ждала этот фильм, пересмотрела с удовольствием предыдущие экранизации, и не думаю, что мое частное и маленькое разочарование в тот момент может стать роковым для фильма. Сейчас воспринимаю его спокойнее и, возможно, если бы взялась писать текст сегодня, он был бы иной. Возможно определение "балаганчик" не понижение в правах, но комплимент фильму, если иметь в виду всю ту наэлектризованную эпоху, личные обстоятельства Фицджеральда и т.д.
Ты прав, сиюминутное впечатление есть как правило сильная эмоция, "осознание" приходит позже. Несмотря на все мои упреки, моя оценка фильму высока - 8. Но я по-прежнему с большой осторожностью отношусь и к Лурману, и к Лео, и к его дуэту с Маллиган. А вот недавно пересмотрела скопом Уэса Андерсона - его сливочный мир ласкает мою физиологию и имеет с ней полное сродство. Как-то так. |
Basil (Зритель), постов: 119
11 февраля 2017, 23:57
| |
7 |
AleX писал(а) 6 августа 2013, 19:49 Хорошая рецензия , но но моему вы сильно увлеклись сравнивая книгу с фильмом, в наш век глубоких адаптированых ... Да, вот хорошо сказано, книги и фильмы - это какие-то совершенно разные виды искусства, тяжело сравнивать, особенно если форма интерпретации очень уж авторская... |
Basil (Зритель), постов: 119
11 февраля 2017, 22:37
| |
7 |
PROFE7OR писал(а) 11 февраля 2017, 21:33 Basil, дорогой, а что это тебя пробило за давностью написания на старые рецензии?)
Или сам фильм и творчество режиссёра ... )) Я пишу о том, о чем много думал, понимаете, говорить, скажем о "Паттерсоне" или о "Ла-Ла-Ленде" серьезно и долго не могу, нужно чтобы прошло время, страсти улеглись) Иногда то, что кажется плохим, со временем обретает положительные черты... И наоборот, писать по эмоциям - это говорить правду, но это скорее личная правда, чем правда о фильме... Хочется говорить о кино и только о кино, и если это будет даже в каком-то смысле "исповедь", то пусть она будет исчерпывающей и охватывающая весь спектр эмоций, чтобы больше не хотелось к этой теме возвращаться... Ведь первая эмоция, на мой взгляд, всегда немного шаблонная, привычная, но чтобы понять то, с чем эта эмоция имеет дело, нужно как минимум подумать... А потом уже что-то делать... |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
11 февраля 2017, 21:33
| |
13 |
Basil писал(а) 11 февраля 2017, 20:38 Констанция, будьте милосердны, не убивайте этот шедевр! Я смотрел этот фильм дома, и мне не мешала реакция публики, ... Basil, дорогой, а что это тебя пробило за давностью написания на старые рецензии?)
Или сам фильм и творчество режиссёра пересматриваешь? И решил вот ... ) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10480
сегодня, 0:22
| |
А вообще, с режиссёром Путешествия к центру Земли 2 и Кошек против собак 2 попробуй побыть убедительно))
|
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10480
сегодня, 0:16
| |
Честно, это итак крайне слабая фантастика, понапихавшая всего и понемногу из более удачных лент жанра. Но крайне неубедительная игра Лопес в почти каждой ... [читать далее]
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 34868
вчера, 23:54
| |
Как понимаю видения Деймона спецом сделали долгими, чтобы показать персов из 1 сезона.
Надо же было чем то заполнить хронометраж |
Kent S (Киноакадемик), постов: 34868
вчера, 23:53
| |
Он же черный. Это его сила.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 34868
вчера, 23:52
| |
Но 2 сезон просто болтовня.И ладно интересная, нет весь сезон спорят, атаковать или ждать. И так по кругу. Приходы Деймона вообще можно вырезать. Просто ... [читать далее]
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 34868
вчера, 23:52
| |
Добрался и отсмотрел.
Что сказать? 1 сезон был классным, не было конечно интриг как в ИП, но была изюминка. Тут 1 серия ок. но потом, нам надо завоевать ... [читать далее] |
AleX (Критик), постов: 9424
вчера, 23:12
| |
Гугл в помощь!
|
MiB (Киноакадемик), постов: 7751
вчера, 23:09
| |
Песня хорошая. Как минимум уже есть, что похвалить. А то я вообще ни на что путное не рассчитывал)
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8279
вчера, 22:57
| |
А что плохого в земле пухом? ИМХО одна из выдающихся актрис советского кинематографа. Странный вы какой-то
|
VOJIik (Новичок), постов: 1
вчера, 22:13
| |
Ждём фильм " Чужой против хищника, против мстителей и против неудержимых и терминатора", в главных ролях Бритни Спирс и Чак Норрис ????????????
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Пингвин | 9.36 |
3 | Игра престолов | 9.22 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего
Звезда сериала "Игра престолов" сыграет знаменитую расхитительницу гробниц
Дэн Трактенберг уточнил, чем следующий фильм о Хищнике будет отличаться от других
Награждения
Наши рекорды