px
Постер к фильму "Луна 2112"
Год выхода:2009
Жанр:триллер, фантастика
Страна:Великобритания
Рейтинг:8.29

Рецензия к фильму "Луна 2112" от Sensi

Мы не запрограммированы, мы - люди (с)

В 2009 году на большие экраны вышла первая полнометражная картина "Moon" Дункана Джонса, бюджет которой составил всего 5 млн. По современным меркам столь мизерной суммы хватило на создание фильма в жанре фантастика, где львиная доля сюжета не модные спецэффекты, а психологические основы личности, положение и значение индивида в обществе будущего. В российском прокате название получило приставку в виде цифр 2112. Вероятно, они не случайно одинаково читаются в обе стороны, но благодаря предыстории в виде рекламного ролика компании «Лунар» возникают ложные ассоциации с временными рамками событий, в прошлом которых включить свет было слишком дорогой привилегией. Теперь же человечество спасено от бедствий энергетического кризиса благодаря гелию 3, способного покрыть 70% затрат планеты.

Добыча столь ценного элемента осуществляется на обратной стороне спутника Земли, где в вечной лунной ночи среди правильно очертанных кратеров, сверху напоминающие черные дыры, на равнине с камнями и пылью, находится станция. На протяжении всего экранного времени зрителю еще не раз предстоит любование практически черно-белыми съемками ландшафта Луны, будь то вид со спутника, из кабины лунохода или с самой поверхности. Искусственные источники света придают холодным пейзажам серебряный блеск, а тени кратеров угрюмую таинственность. Атмосферности добавляет мистически-гнетущая мелодия, особенно в момент игры на фортепиано, натягивая нервы зрителя до предела, томя в ожидании сверхъестественного. Меланхолично-тревожный аккомпанемент, написанный композитором Клинтом Мэнселлом, оттеняет чувства главного героя, среди которых не только одиночество, но и горечь от циничности сложившейся ситуации на станции. Последняя практически превратилась в космическую тюрьму для единственного ее обитателя.

Но скоро контракт Сэма Белла закончится, отчего потеря связи с Землей из-за поврежденного лунного ретранслирующего спутника, уже не кажется такой страшной. Три года он общался со своими близкими и начальством посредством видеозаписей с большой задержкой, осталось потерпеть всего 14 дней, но они тянутся так долго. Ожидание не оставляет героя даже во сне, где его преследуют томные воспоминания земной жизни. Тем не менее астронавт-контрактник старается жить в том же ритме.

Погружение зрителя в рутинность происходящего осуществляется за счет медленного скольжения камеры, акцентов на деталях. Из коротких сцен перед нами вырисовывается целостная картина будней героя, похожих друг на друга, как капли воды. Рабочие обязанности Сэма Белла сведены к минимум, все на станции автоматизировано и находится под контролем робота ГЕРТИ, поэтому чтобы не сойти с ума от избытка свободного времени, которое в замкнутом пространстве в симбиозе с дефицитом общения, становится настоящей пыткой, он вырезает макеты из дерева, растит маленький зимний садик, не забывает о спорте. При этом попытка скрасить одиночество сквозит не только в ежедневном саморазвлечении, но и создании уюта во внутренних помещениях станции, обшивка которой не отличается от классического представления космических объектов: белые и металлические тона, с геометрически правильными формами, компьютерные панели. Среди всего этого холодного однообразия, частички того, что напоминает дом, будь то фотографии семьи и земные пейзажи, либо детский рисунок и слепок ладошки ребенка, либо смайлы, отчитывающие недели до окончания срока, либо кубики, висящие в луноходе. Но ничего из перечисленного не способно заменить человеку общение с себе подобными, напряжение нарастает и усугубляется от назойливых вопросов робота о самочувствии и из-за странных помех в компьютере, предчувствие плохого выливается в галлюцинации. В результате видения герой попадает в аварию, после которой приходит в сознание в медицинском отсеке.

Фактически весь фильм держится на игре одного актера - Сэма Рокуэлла, который в роли астронавта-контрактника предстает перед нами в двух ипостасях, и эти перемены очевидны в движениях, во взглядах и тембре голоса. Трудно поверить, что это один человек, а не его брат близнец, воспитанный в других условиях. Сначала перед нами уставший с виновато-смирившимся взглядом мужчина, с трепетным отношение ко всему, что ему дорого, будь то очередная запись от жены или растения в зимнем садике, но через мгновение скрещенные руки на груди, поджатые губы, прямой взгляд, выдают в нем вспыльчивого человека способного отстаивать свою точку зрения даже путем агрессии. Ужиться с таким разным самим собой оказывается не просто. Сэму Беллу приходится приспосабливаться, а с развитием сюжета менять в свою сторону и сложившуюся ситуацию на станции.

При этом, несмотря на то, что у зрителя уже есть ответы, остаться безучастным к происходящему на экране просто невозможно. Сцены продолжают держать в напряжении, заставляя сопереживать, сочувствовать астронавту, надеяться на благоприятный исход. Но среди казалось раскрытого заговора остается единственным персонаж, чьи мотивы держат интригу до последнего.

Робот ГЕРТИ, в отличии от других фильмов космической тематике, имеет не гуманоидного типа внешность. Металлическая коробка с рукой-крюком, неуклюже скользящая между панелями, воспринимается Сэмом Беллом не как возможный собеседник и союзник, а как рациональная машина, четко выполняющая свои функции. Его голосовое оснащение в озвучке Кевина Спейси не имеет эмоциональной окраски, лишь 6 смайлов на маленьком экране позволяют догадываться с каким настроением произносит ГЕРТИ ту или иную фразу. Само же появление робота в кадре напоминает перестановку мебели. В результате все это накладывает отпечаток не важности данного персонажа, как для самого астронавта, так и для зрителя, но и тем сильнее оглушает развязка фильма действиями ГЕРТИ, которые оказываются немым укором для одушевленного человечества, где "мы не запрограммированы, мы - люди".

В итоге "Moon" Дункана Джонса оказывается трагедией длинною в жизнь, где за ширмой одиночества, скрывается вопрос ценности личности одного человека в масштабе благ для всего людского рода.
Автор: Sensi   (всего рецензий: 3, средняя оценка: 9.33)
10.06.2013
Просмотров: 2761
Оценка читателей: 9,46 из 10 (голосов 26)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 22
Erden (Критик), постов: 3085
10 июня 2013, 16:24
Аватарка пользователя Erden
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Фильм в свое время произвел очень сильное впечатление, сюжет с 1-2 персонажем довольно увлекателен и имеет неподдельный трагизм. Режиссер сумел при таком минимализме в декорациях, ролями и местом действия, сказать больше, чем все эти напыщенные футуристические псевдодрамы.

NotAfraid (Критик), постов: 1993
10 июня 2013, 15:48
Аватарка пользователя NotAfraid
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
очень маленький итог)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

McMuffinn (Критик), постов: 8164
сегодня, 6:20
McMuffinn
Наймите уже толкового сценариста. Мэтт Ривз не способен на хороший оригинальный сценарий, его фильмы про обезьян хороший тому пример.

John23 (Критик), постов: 26683
сегодня, 5:24
John23
Будет точно лучше "Чёрного Адама".

John23 (Критик), постов: 26683
сегодня, 5:22
John23
:))

MiB (Киноакадемик), постов: 7935
сегодня, 3:29
MiB
Похоже, трусы будут самыми обсуждаемыми до выхода фильма, во время фильма, и после фильма
Вот где надо делать мэрч. Созывайте портных!)

AleX (Критик), постов: 9491
сегодня, 2:38
AleX
Трусы не спасли?!)))

darkwhite (Критик), постов: 31670
сегодня, 1:42
darkwhite
- Дорогая мы пришли посмотреть фильм и мы его посмотрим
- В ролях Николас Холт
- Так пошли отсюда

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10761
сегодня, 1:29
ANAMAZINGMAN
Да вот вроде Носферату попытается сломать традицию провального Холта))

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10761
сегодня, 1:28
ANAMAZINGMAN
Меня одновременно и вохищает и смешит его ненормальная преданность франшизе

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10761
сегодня, 1:27
ANAMAZINGMAN
Ну если он там пишет сценарий уровня Телесети, то окей))

darkwhite (Критик), постов: 31670
сегодня, 1:01
darkwhite
Нельзя недооценивать талант Николаса Холта:)



Фильм месяца
Постер к фильму Человек-волк
Дата выхода: 17 января 2025
Страна: США
Жанр:ужасы
Режиссер:Ли Уоннелл
В главных ролях:Джулия Гарнер, Кристофер Эбботт
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Сиквел "Бэтмена" с участием Роберта Паттинсона выйдет позже, чем ожидалось
В Австралии в возрасте 90 с лишним лет скончалась звезда знаменитой мелодрамы
Награждения
Наши рекорды