В 2009 году на большие экраны вышла первая полнометражная картина "Moon" Дункана Джонса, бюджет которой составил всего 5 млн. По современным меркам столь мизерной суммы хватило на создание фильма в жанре фантастика, где львиная доля сюжета не модные спецэффекты, а психологические основы личности, положение и значение индивида в обществе будущего. В российском прокате название получило приставку в виде цифр 2112. Вероятно, они не случайно одинаково читаются в обе стороны, но благодаря предыстории в виде рекламного ролика компании «Лунар» возникают ложные ассоциации с временными рамками событий, в прошлом которых включить свет было слишком дорогой привилегией. Теперь же человечество спасено от бедствий энергетического кризиса благодаря гелию 3, способного покрыть 70% затрат планеты.
Добыча столь ценного элемента осуществляется на обратной стороне спутника Земли, где в вечной лунной ночи среди правильно очертанных кратеров, сверху напоминающие черные дыры, на равнине с камнями и пылью, находится станция. На протяжении всего экранного времени зрителю еще не раз предстоит любование практически черно-белыми съемками ландшафта Луны, будь то вид со спутника, из кабины лунохода или с самой поверхности. Искусственные источники света придают холодным пейзажам серебряный блеск, а тени кратеров угрюмую таинственность. Атмосферности добавляет мистически-гнетущая мелодия, особенно в момент игры на фортепиано, натягивая нервы зрителя до предела, томя в ожидании сверхъестественного. Меланхолично-тревожный аккомпанемент, написанный композитором Клинтом Мэнселлом, оттеняет чувства главного героя, среди которых не только одиночество, но и горечь от циничности сложившейся ситуации на станции. Последняя практически превратилась в космическую тюрьму для единственного ее обитателя.
Но скоро контракт Сэма Белла закончится, отчего потеря связи с Землей из-за поврежденного лунного ретранслирующего спутника, уже не кажется такой страшной. Три года он общался со своими близкими и начальством посредством видеозаписей с большой задержкой, осталось потерпеть всего 14 дней, но они тянутся так долго. Ожидание не оставляет героя даже во сне, где его преследуют томные воспоминания земной жизни. Тем не менее астронавт-контрактник старается жить в том же ритме.
Погружение зрителя в рутинность происходящего осуществляется за счет медленного скольжения камеры, акцентов на деталях. Из коротких сцен перед нами вырисовывается целостная картина будней героя, похожих друг на друга, как капли воды. Рабочие обязанности Сэма Белла сведены к минимум, все на станции автоматизировано и находится под контролем робота ГЕРТИ, поэтому чтобы не сойти с ума от избытка свободного времени, которое в замкнутом пространстве в симбиозе с дефицитом общения, становится настоящей пыткой, он вырезает макеты из дерева, растит маленький зимний садик, не забывает о спорте. При этом попытка скрасить одиночество сквозит не только в ежедневном саморазвлечении, но и создании уюта во внутренних помещениях станции, обшивка которой не отличается от классического представления космических объектов: белые и металлические тона, с геометрически правильными формами, компьютерные панели. Среди всего этого холодного однообразия, частички того, что напоминает дом, будь то фотографии семьи и земные пейзажи, либо детский рисунок и слепок ладошки ребенка, либо смайлы, отчитывающие недели до окончания срока, либо кубики, висящие в луноходе. Но ничего из перечисленного не способно заменить человеку общение с себе подобными, напряжение нарастает и усугубляется от назойливых вопросов робота о самочувствии и из-за странных помех в компьютере, предчувствие плохого выливается в галлюцинации. В результате видения герой попадает в аварию, после которой приходит в сознание в медицинском отсеке.
Фактически весь фильм держится на игре одного актера - Сэма Рокуэлла, который в роли астронавта-контрактника предстает перед нами в двух ипостасях, и эти перемены очевидны в движениях, во взглядах и тембре голоса. Трудно поверить, что это один человек, а не его брат близнец, воспитанный в других условиях. Сначала перед нами уставший с виновато-смирившимся взглядом мужчина, с трепетным отношение ко всему, что ему дорого, будь то очередная запись от жены или растения в зимнем садике, но через мгновение скрещенные руки на груди, поджатые губы, прямой взгляд, выдают в нем вспыльчивого человека способного отстаивать свою точку зрения даже путем агрессии. Ужиться с таким разным самим собой оказывается не просто. Сэму Беллу приходится приспосабливаться, а с развитием сюжета менять в свою сторону и сложившуюся ситуацию на станции.
При этом, несмотря на то, что у зрителя уже есть ответы, остаться безучастным к происходящему на экране просто невозможно. Сцены продолжают держать в напряжении, заставляя сопереживать, сочувствовать астронавту, надеяться на благоприятный исход. Но среди казалось раскрытого заговора остается единственным персонаж, чьи мотивы держат интригу до последнего.
Робот ГЕРТИ, в отличии от других фильмов космической тематике, имеет не гуманоидного типа внешность. Металлическая коробка с рукой-крюком, неуклюже скользящая между панелями, воспринимается Сэмом Беллом не как возможный собеседник и союзник, а как рациональная машина, четко выполняющая свои функции. Его голосовое оснащение в озвучке Кевина Спейси не имеет эмоциональной окраски, лишь 6 смайлов на маленьком экране позволяют догадываться с каким настроением произносит ГЕРТИ ту или иную фразу. Само же появление робота в кадре напоминает перестановку мебели. В результате все это накладывает отпечаток не важности данного персонажа, как для самого астронавта, так и для зрителя, но и тем сильнее оглушает развязка фильма действиями ГЕРТИ, которые оказываются немым укором для одушевленного человечества, где "мы не запрограммированы, мы - люди".
В итоге "Moon" Дункана Джонса оказывается трагедией длинною в жизнь, где за ширмой одиночества, скрывается вопрос ценности личности одного человека в масштабе благ для всего людского рода.
Год выхода: | 2009 |
Жанр: | триллер, фантастика |
Страна: | Великобритания |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Луна 2112" от Sensi
Мы не запрограммированы, мы - люди (с)
Просмотров: 2778
Оценка читателей: 9,46 из 10 (голосов 26)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 22
Kimirsen (Критик), постов: 536
5 августа 2013, 16:11
| |
11 |
Некоторые цифры лучше писать прописью.
Названия, такие как "Гелий - 3" выделять в кавычки. Присутствует некая тяжесть в тексте, после которой получаешь утомлённость. Но это можно сослать, на затяжное кадровое послание самого фильма. Технический, информативный язык весь такой. И только очень тонкая грань может отделять высказанное и увиденное в послании, от перегруженности. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
8 июля 2013, 14:10
| |
14 |
И можно сослаться на элементы раскрытия сюжета, также как и на общепринятую форму рецензирования. И в этом плане, что то добавить. Но главное, увидеть, предать и раскрыть послание.
За это и моя оценка, только - 10. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
8 июля 2013, 14:05
| |
14 |
Давно так хотелось "откомментировать", но всё руки не доходили. Но лучше поздно, чем никогда.
Больше всего меня удивило и порадовало то, что по всем соображениям, крайне мужское кино, взяла да после просмотра так отписала - хорошо! Фильм, даже для "бывалых" любителей фантастики покажется смурным, затянутым и нудным. Но в том то и дело, что он снят в таком ключе, где доминирует психология и философское начало. Причём по большей степени, это передаётся атмосферой, чувственностью и тем симбиозом, который рождает медитативное состояние. Для очень многих фильм НЕ понравится по той простой причине, что (якобы) нечего не происходит, события и герои на уровне сна. Но посыл фильма можно сказать не в фантастике, а в глубинных составляющих человеческого состояния.Рождаемые чувства в перемещениях и одиночество. т.д. Подход "Сенси" в рецензии заставляет задуматься и прочувствовать это, давая пищу для размышления, выполненную в ключе самого (непростого) фильма. И можно сослаться на злементы |
Sensi (Критик), постов: 1962
8 июля 2013, 9:25
| |
14 |
Строгий Балиан поставил в этот раз 8. А операторщик отомстил :) |
erjan (Новичок), постов: 0
17 июня 2013, 11:19
| |
|
Это твой дебют?молодца так держать.9 из 10 |
CaptainPirog (Критик), постов: 5011
12 июня 2013, 13:44
| |
13 |
Прекрасная рецензия. 10. |
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
10 июня 2013, 21:35
| |
15 |
Раскрыта сути и читать интересно. Добавил бы что режиссёр стал обладателем премии BAFTA-2009 за лучший дебют. А вот последний абзац балл один снял, потому как частично тянет на спойлер. |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
10 июня 2013, 18:41
| |
14 |
Sensi писал(а) 10 июня 2013, 18:39 Спасибо. Осталось только видео снять :) Жду пригласительный на премьеру ;) |
Sensi (Критик), постов: 1962
10 июня 2013, 18:39
| |
14 |
ЛеМур писал(а) 10 июня 2013, 18:35 Поздравляю :) Спасибо. Осталось только видео снять :) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
xen04158603 (Критик), постов: 26305
сегодня, 17:22
| |
Ясно. У меня есть вариант брать целый, но при этом куча факторов за разделение.
|
Летописец (Критик), постов: 62969
сегодня, 17:19
| |
2 сезон начался лучше 1-го, вместо белых стен, стали - серые))))
Отмечу отличную операторскую работу и монтаж. |
123456789 (Критик), постов: 14384
сегодня, 17:17
| |
не по своей воле. приходится
|
xen04158603 (Критик), постов: 26305
сегодня, 17:10
| |
А ты по собственной воле его на две половины делишь, или приходится? Можешь целый забрать?
|
xen04158603 (Критик), постов: 26305
сегодня, 17:09
| |
У меня поблизости тут таких нет, так что я не могу этого делать)
|
Летописец (Критик), постов: 62969
сегодня, 17:07
| |
Намек на то, чтобы ты перестал защищать богатых людей.
|
xen04158603 (Критик), постов: 26305
сегодня, 17:07
| |
"Плутония" - это ответ даже не Парку Юрского периода, а Затерянному миру, и не Крайтона, а самого сэра Конан Дойла. Но там надо с графикой работать, ... [читать далее]
|
123456789 (Критик), постов: 14384
сегодня, 17:05
| |
увы один, но разделенные на 2 половины:)
знаю некоторые мои коллеги дробят и на три части. даже и на три дня. отпуск 3 дня:) |
Pikacco (Новичок), постов: 10
сегодня, 17:04
| |
Есть у Обручева отличный роман "Плутония".Может быть лучше его адаптировать лучше? Глядишь сделали бы свой ответ Парку Юрского периода.
|
xen04158603 (Критик), постов: 26305
сегодня, 17:03
| |
Намёк на каннибализм?
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 31 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Пон Джун-хо |
В главных ролях: | Роберт Паттинсон, Марк Руффало |
Реклама
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Анора | 7.74 |
3 | Огниво | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Еретик | 7.21 |
1 | Огниво | 7.36 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 6.83 |
3 | Лед 3 | 6.8 |
4 | Затерянные | 6.67 |
5 | Сто лет тому вперед | 5.9 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Студия Constantin Film запускает в производство очередную экранизацию видеоигры "Обитель зла"
Актер Энтони Маки сделал шокирующее заявление о своем герое
Джеймс Ганн отреагировал на критику новых кадров с Суперменом
Награждения
Наши рекорды
Названия, такие как "Гелий - 3" выделять в кавычки.
Присутствует ...