Звучит божественное танго Карлоса Гардели "Por una cabeza". Оно словно создано для таких, как Фрэнк Слэйд, Гарри Таскер, Оскар Шиндлер - этих уверенных в себе баловней судьбы. Они обласканы вниманием женщин, вызывают к себе зависть и уважение со стороны мужчин, они – мастера блефа. Единственное, что отличает Шиндлера от Слэйда и Таскера, это то, что он настоящий, не выдуманный сценаристами персонаж. Он – реальная фигура на шахматном поле Второй мировой войны, сумевшая из гарцующего Коня превратиться в мощного Ферзя. На это ему потребовалось шесть лет.
Биографический фильм-драма Стивена Спилберга о немецком предпринимателе и члене нацистской партии Оскаре Шиндлере, спасшем во время Холокоста более тысячи польских евреев, отмечает в этом году свой двадцатилетний юбилей. Удостоенный семи премий "Оскар" и трех "Золотых глобусов", фильм занимает восьмое место в списке 100 лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. Но не это главное. Намного важнее, что наряду с такими картинами, как "Операция Валькирия", этот фильм рассказывает о том, что и в фашистской Германии были немцы, рисковавшие своими жизнями, ради спасения других.
Лайам Нисон, сыгравший главного героя фильма, за более чем трехчасовой хронометраж картины сумел достоверно показать перерождение своего персонажа из успешного бизнесмена, зацикленного на делании денег, в не менее успешного интригана на совсем другом поприще – как это ни банально, для тысячи обреченных на смерть еврейских заключенных он, немец, стал единственным и истинным Спасителем.
В начале фильма Шиндлер весел и доволен жизнью, он пьет дорогое спиртное, спит с самыми красивыми женщинами, носит роскошные светлые костюмы и громко смеется. Нисон идеально раскрывает истинную суть Шиндлера розлива 1939 года – ничего личного, просто бизнес. То, как он играючи собирает подписи для открытия нового предприятия, не может не восхищать. Его бухгалтер и управляющий Ицхак Штерн в исполнении сэра Бена Кингсли смотрит на Нисона-Шиндлера во все глаза: он не может его понять - так сильно Шиндлер отличается от своих соотечественников. И, в общем, по этой же самой причине Шиндлер не вызывает отторжения у зрителей. Почему? Потому что ему чужд шовинизм: если женщина красива и молода, то какая разница, что она еврейка; если ребенок поздравляет его с днем рождения, то он расцелует его на глазах у всех – и плевать, что это еврейский ребенок. На фоне остальных немцев, расстреливающих евреев за неосторожный вздох, он выглядит почти святым. Но не путайте это с добротой, это – широта натуры человека, уверенного в том, что он лучше всех.
"Отравляться" добротой Шиндлер начнет позже, и впервые это произойдет, когда однорукий машинист придет поблагодарить его за работу и назовет его хорошим человеком. Вот тогда у Шиндлера и пропадет почему-то аппетит. Вторая прививка случится во время переселения евреев из краковского гетто в концентрационный лагерь Плашув. Сцена, в которой Шиндлер с холма наблюдает за тем, как учиняется настоящий еврейский погром с выбрасыванием скарба из окон, со стрельбой и непрекращающимся лаем собак, одна из самых сильных в фильме. Именно в этот момент пелена падает с его глаз, и гер Шиндлер осознает свою причастность к творящемуся злодеянию.
Лайам Нисон – большой актер. Он не переигрывает, когда начинается перерождение старого Шиндлера в Шиндлера нового. Мы до конца еще не можем понять, рассуждает ли он об истинной власти суть которой заключается в умении пощадить низшее существо, будучи слегка подшофе, или пытается внушить садисту Амону Гёту, что тот велик и поэтому ему стоит попробовать перестать стрелять по живым мишеням… Он теперь тише разговаривает со Штерном и перестает предлагать ему выпить с ним, потому что осознает, что достойный человек пить с ним не захочет… Он не показывает своей истинной ярости, когда видит вагоны, набитые людьми, задыхающимися от непереносимой жары. Только в конце фильма Нисон на секунду изменяет выражение лица а-ля "покер-фейс" и позволяет своему Шиндлеру подмигнуть Штерну. Шиндлер – мастер блефа, и Нисон помнит об этом.
То, как Стивен Спилберг сумел подобрать актеров для главных ролей - не поворачивается язык назвать роли Амона Гёта и Ицхака Штерна второстепенными – заслуживает особого восхищения. Рэйф Файнс своей бесподобной игрой обеспечил Амону Гёту 15 место в списке 100 величайших кинозлодеев. С первой же секунды знакомства с офицером СС, выполняющим обязанности коменданта концлагеря Плашув, мы видим в нем прирожденного убийцу. Амон дьявольски красив, но, как и герой романа Оскара Уайльда Дориан Грей, бесконечно порочен. Ощущая себя представителем высшей расы, Гёт ни в грош не ставит жизнь еврея-заключенного. Его растущий от бесконечных застолий живот, символизирует опухоль, разъедающую его тело изнутри. Его страстное влечение к еврейке Хелен Хирш, служащей у него горничной, сродни пытке, которая провоцирует его еще на большие зверства. Файнсу удалось изобразить Василиска, который способен убить одним лишь взглядом.
Сэр Бен Кингсли, сыгравший "хитрого еврея" Ицхака Штерна, создал собирательный образ пастыря, уберегшего свою паству от гибели. Не меньший чем Шиндлер интриган, он олицетворяет собой образованную часть еврейского народа, умеющего посредством ума найти "теплое местечко" и сделать деньги при самых неблагоприятных обстоятельствах. Являясь полной противоположностью Шиндлеру внешне и внутренне, Штерн до конца честен с последним, и под его умелым руководством завод процветает. Штерн отчетливо понимает, что каждый день может стать для него последним – всегда настороженные глаза Кингсли дают это ясно понять. Он не позволяет себе эмоций, продолжая нести груз ответственности за свой народ достойно и смиренно. Всегда вежливый в общении со своим хозяином, ближе к развязке Кингсли-Штерн выказывает Шиндлеру откровенное дружелюбие, поскольку в душе уже давно считает его членом своей общины.
Актерам, сыгравшим "евреев Шиндлера", предстояло справиться с трудной и одновременно деликатной задачей, ведь многие из "списка" на момент съемок фильма были еще живы. За каждым именем – реальная судьба человека, обреченного на смерть. Спилберг, ставивший перед собой задачу изобразить массовое истребление еврейского народа, тем не менее, акцентировал внимание на судьбах нескольких заключенных – Хелен Хирш (Эмбет Дэвидц), Виктории Клоновской (Малгоша Гебель), Полдека Пфефферберга (Джонатан Сагалл), рабби Минеши Левартова (Эзра Дегэн), Чаи Дрезнер (Мири Фабиан). Все образы, созданные актерами, врезаются в память какой-то деталью: кепка ли это, очки или просто взгляд затравленного зверя.
Черно-белая пленка подчеркивает реальность происходящего, и кровь из прострелянных голов на белом снегу смотрится не менее ужасно, чем если бы она была не черной, а красной. Разве может быть лагерная роба цветной, а лица истощенных людей румяными? – Нет, равно, как и дым из труб Освенцима не может не быть темно-серым. Мир расцветет красками только в эпилоге, когда бывшие узники и их потомки будут воздавать дань уважения могиле Оскара Шиндлера. Девочка в красном пальто в сцене ликвидации краковского гетто нужна была, по моему мнению, исключительно для того, чтобы Оскар Шиндлер наконец прозрел, зацепившись взглядом за этот маячок.
Звуковое оформление фильма, состоит не только из пронзительно-глубоких композиций Джона Уильямса. Мы слышим песни на иврите, молитвы на распев во время Шаббата, детский хор, развеселые мелодии варьете в кабаках и даже Моцарта на фоне расстрелов. Стук печатей учетчиков и речитатив имен – это тоже музыка. Редкая сцена проходит в тишине, но от этого эти сцены еще страшнее, потому что тишина в концлагере, без сомнения, исполняет роль музыкального сопровождения.
"За кулисами" военной драмы "Список Шиндлера" работа многих людей: операторов, гримеров, декораторов, костюмеров, звукорежиссеров, сценаристов, актеров, режиссера, продюсеров – всех не перечесть. Спасибо, что им хватило сил снять этот завоевавший множество призов и профессиональных наград, получивший признание критиков и зрителей фильм, превозносящий силу человеческого духа.
Год выхода: | 1993 |
Жанр: | биографический, военный, драма, исторический |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от brune
Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир.
Просмотров: 11193
Оценка читателей: 9,81 из 10 (голосов 31)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 32
Летописец (Критик), постов: 63075
28 апреля 2013, 15:51
| |
15 |
Я вот прочёл, вроде столько народу полегло и не чувствуется это в рецензии
Увы только 8 |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26333
28 апреля 2013, 14:18
| |
15 |
Andrew писал(а) 28 апреля 2013, 14:05 Кстати, весь этот ужас пришлось пережить Роману Полански. Его семья жила в Польще. Во время немецкой оккупации ... Да, Полански тоже был одним из кандидатов на пост режиссера, но отказался по понятным причинам. |
OlegD (Критик), постов: 12066
28 апреля 2013, 14:08
| |
12 |
Andrew писал(а) 28 апреля 2013, 14:05 Кстати, весь этот ужас пришлось пережить Роману Полански. Его семья жила в Польще. Во время немецкой оккупации ... Фильм Полански "Пианист" на самом деле очень близок по духу фильму Спилберга. Видно, что для обоих это больная и выстраданная тема. |
Andrew (Главный редактор), постов: 75697
28 апреля 2013, 14:05
| |
|
Кстати, весь этот ужас пришлось пережить Роману Полански. Его семья жила в Польще. Во время немецкой оккупации мать погибла в Освенциме, отцу удалось выжить в Маутхаузене. Самого Романа укрывали польские семьи, но в итоге он попал в Краковское гетто, где эссэсовцы использовали его как мишень для стрельбы. Чудом выжил |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26333
28 апреля 2013, 14:00
| |
15 |
Ребята, спасибо, что читаете,) но прошу, не поздравляйте с победой. Во-первых, это некрасиво по отношению к другим участникам, которые еще не выложили свои работы, а во-вторых, мое участие именно в этом конкурсе обусловлено совсем не желание победить, а именно поучаствовать. |
drakula (Критик), постов: 31271
28 апреля 2013, 13:42
| |
12 |
изумительно написано,с победой! |
Steve Austin (Критик), постов: 5860
28 апреля 2013, 11:52
| |
13 |
Уже двое победителей, ибо слабо верится, что если кто-то и напишет ещё рецензии, то они будут лучше) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26333
28 апреля 2013, 11:38
| |
15 |
ЛеМур писал(а) 28 апреля 2013, 10:01 Да придет спасительница :) поэтично написано, браво :)
Только конь в шахматах при всем желании не может стать ... Да знаю я про коня), просто возникла такая ассоциация - и все тут, не смогла от нее избаиться) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
28 апреля 2013, 10:01
| |
14 |
Да придет спасительница :) поэтично написано, браво :)
Только конь в шахматах при всем желании не может стать ферзем ;) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Constance (Киноакадемик), постов: 17121
сегодня, 16:22
| |
Думаю, реальные творцы даже слова такого не знают - конвейер, и если "кладут" на него, то не творчество, а буквально кладут. Навскидку только одного ... [читать далее]
|
Constance (Киноакадемик), постов: 17121
сегодня, 16:13
| |
Акценты нужно правильно ставить. Не от Аффлека к Нолану ушел, а из одного проекта в другой более актуальный и перспективный, по мнению Мэтта, и Аффлек ... [читать далее]
|
xen04158603 (Критик), постов: 26485
сегодня, 16:10
| |
Вот поэтому творчество, положенное на конвейерную ленту, вымирает или превращается в самоповтор.
|
Летописец (Критик), постов: 63075
сегодня, 16:07
| |
Есть тут человек, говорящий что кино- это бизнес, и ничего более)))
|
xen04158603 (Критик), постов: 26485
сегодня, 16:04
| |
Да, а жизнь - штука непредсказуемая. Вроде ты ей управляешь - и бац! Руль сломался!)
|
xen04158603 (Критик), постов: 26485
сегодня, 16:03
| |
"Главное творчество" - а дружба не главное)
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 10093
сегодня, 16:00
| |
Нормально звучит. Главное творчество. Не зря же он на мороз тусовщицу выставил
|
Летописец (Критик), постов: 63075
сегодня, 16:00
| |
вот уж, хорошая внучка выросла)Ай да... молодец)))
|
Летописец (Критик), постов: 63075
сегодня, 15:59
| |
вот, не остановится ему)))
|
Летописец (Критик), постов: 63075
сегодня, 15:57
| |
я слушателем в суде, по кайфую)))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 6 марта 2025 |
Страна: | Германия, Канада, США |
Жанр: | боевик, приключения, фэнтези |
Режиссер: | Пол В.С. Андерсон |
В главных ролях: | Милла Йовович, Дэйв Батиста |
Реклама
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Анора | 7.68 |
3 | Огниво | 7.47 |
4 | Материнский инстинкт | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Огниво | 7.47 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 6.84 |
3 | Затерянные | 6.75 |
4 | Лед 3 | 6.55 |
5 | Сто лет тому вперед | 5.9 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Актриса предстала перед поклонниками в совершенно новом образе
Представлен тидер-трейлер экранизации комиксов "Фантастическая четверка"
Эллиот Пейдж сыграет в новой экранизации "Одиссеи" Кристофера Нолана
Награждения
Наши рекорды
А так для примечания
Чешские историки добились того, чтобы Оскар Шиндлер в 2001 году был исключён из списка почетных жителей Пардубицкого края.