Фильм «Список Шиндлера» принято считать одним из шедевров мирового кинематографа. Общепризнанный, осыпанный золотым дождем наград киноакадемий, он по праву претендует на это высокое звание, занимая почетные места в первых десятках, несмотря на свой приличный возраст. Чем же он так хорош?
В основу сценария картины легла история немецкого фабриканта Оскара Шиндлера, спасшего во время войны от истребления более одной тысячи евреев. Прикасаясь к страницам нашей истории, залитым кровью ни в чем не повинных жертв, мы сами испытываем глубокий катарсис, чувства обостряются и во время погружения в атмосферу фильма, повествующего о нелегкой судьбе тех, кому довелось пережить то страшное время, мы можем искренне сопереживать и ужасаться. Происходило ли подобное при просмотре ленты? Да, безусловно, все то, о чем мы слышали из рассказов очевидцев или читали в газетных статьях, все те кошмары предстали перед нами наяву. Массовое уничтожение тысяч жизней, снег из пепла людей, сожженных в крематориях, зловещие трубы Освенцима, ужасы гетто, все это на экране обрело плоть и кровь, явившись живым напоминанием о страшном прошлом. Массовые сцены, в изобилии встречающиеся на протяжении трехчасового хронометража, призваны оглушить зрителя размахом свершавшихся казней, и со своей задачей они успешно справляются, но, в то же время, такой перебор оборачивается потерями героев, они растворяются в массах, и следить за поворотами их судеб становится затруднительно. Они перестают существовать как отдельные личности, теряясь и становясь едва различимыми в толпе точно таких же людей. В результате впечатление остается смазанным и размытым, эмоциональный всплеск, которого ожидаешь, внутренние содрогания пропадают, убитые сухим пересказом истории.
Количественный показатель масштаба трагедии выражен горами вещей, принадлежавших людям, отправленным на верную гибель. Вытряхнутые чемоданы, пирамиды из одежды и обуви, веера фотографий, россыпи бриллиантов – все это не может не потрясать, ведь за каждой вещью стоит чья-то судьба, жизнь, оборванная войной. Печально наблюдать за тем, как евреи - вынужденные переселенцы - сохраняют свое имущество, не расстаются с картинами и шубами, и видеть осиротевшие вещи, к которым уже никогда не прикоснется рука хозяина.
Цветовая гамма картины подчеркивает серьезность военной темы и создает атмосферу документального жанра кино, где время перестает властвовать и отступает перед зрителем, приглашая его увидеть кадры, на которых запечатлелась сама История. Эффект присутствия возникает моментально, не давая опомниться, как будто открывается окно в мир прошлого. И только девочка в красном пальтишке выбивается из общего ряда, внося своим появлением смятение в души героев и зрителей, заставляя задуматься о том, насколько совместимы война и детство. Детская тема также не была оставлена в стороне и раскрыта она достаточно полно, от фразы «Прощайте, евреи», вложенной в уста ребенка, и характерного жеста проведения руки по горлу, до спасения чужой жизни, от массового уничтожения детей, грузовиками вывозимых с территории лагеря до проникновенного отчаяния родителей, оплакивающих их участь.
Музыка, звучащая в фильме – это дань уважения к памяти жертв геноцида. Главная тема, тонкая, пронзительная мелодия, напоминающая полет раненой птицы, стремящейся ввысь, к небу, к свободе, но с замирающим сердцем разбивающейся о камни, пожалуй, лучшая иллюстрация душевных переживаний тысяч людей, томившихся в гетто и мечтающих о том, чтобы свободно дышать.
С определенной долей уверенности можно сказать, что лента «Список Шиндлера» является хорошей сценой для соло троих актеров, поскольку все другие персонажи и лица, их исполняющие, совершенно не запоминаются, в первую очередь это касается женских образов, которые получились проходными, и поэтому на них мы заострять внимание не будем, а перейдем, непосредственно к тем, кто затронул душу искусством преображения.:Лайам Нисон (Оскар Шиндлер), Рэйф Файнс (Амон Гёт) и Бен Кингсли (Исаак Штерн).
Герой Лайама Нисона, расчетливый предприниматель, воспользовавшийся военной обстановкой и бедственным положением евреев для того, чтобы извлечь выгоду и разбогатеть. Он никогда не скрывал своей истинной цели, он не был отягощен раздумьями о страданиях несчастных, для него было важно только одно – деньги. Деньги давали ему власть, они были его идолом, в жертву которому он приносил всего себя. Он хотел, чтобы его вспоминали как Оскара Шиндлера, который сделал что-то необычайное, поднял завод из руин, но ему была уготована другая судьба, о которой он даже не помышлял.
Лайам Нисон отыграл роль Шиндлера почти весь фильм на одной ноте, очень ровно, монотонно, вплоть до финала, где раскрывается новый герр Оскар. Но этот эпизод смотрится наигранной театральной постановкой и вызывает большие сомнения в искренности Шиндлера , хотя в то же время производит неизгладимое впечатление благодаря монологу о стоимости человеческой жизни, его слова о том, что жизнь может быть приравнена к золотому значку и обменена на подобную безделицу, вызывают бурное душевное волнение и подступающий к горлу комок.
Его антипод по фильму Амон Гёт, в исполнении Рэйфа Файнса, впечатлял своей беспричинной жестокостью и пленял холодным взглядом истинного арийца. Являясь олицетворением нацизма и питая лютую ненависть к представителям низшей касты, коими он считал евреев, хладнокровный и кровожадный, он был обречен на сравнение с Шиндлером. Их линии шли параллельно друг другу, сходство характеров и различия бросались в глаза, выделенные яркими штрихами. Оба любили деньги, женщин, власть, оба были примерными нацистами, оба оказались в одном месте в одно и то же время. Образ Амона Гёта запомнился штампом «злой немец», несмотря на то, что в фильме присутствуют неоднократные намеки на его положительные качества. Он одним из первых заступился за Шиндлера, когда того посадили за поцелуи с еврейками, а его собственное увлечение еврейской девушкой было подобно лучу света в темном царстве его души, в котором также нашлось место и порыву великодушия, однако как одно, так и другое, все потонуло в мрачном лабиринте его сознания.
Исаак Штерн (Бен Кингсли), это, пожалуй, один из самых сильных образов в картине. Несоответствие наружной оболочки и внутреннего содержания не может оставить равнодушными никого. Глядя на его тщедушную фигуру, никогда в жизни не подумаешь, какой стальной стержень скрывается внутри. Он далек от заискиваний перед сильными мира сего, он знает себе цену и гордится своим происхождением. То, с каким достоинством он себя держал с Оскаром Шиндлером, заставляя немца искать расположения еврея, внушает уважение к скромному бухгалтеру.
Картина представляет собой скорее отчет о событиях Второй мировой, сухой пересказ исторических фактов, который выполняет одно-единственное предназначение – напомнить нам о кровавом прошлом. Нельзя сказать, что фильм цепляет и трогает до глубины души, вызывая беспрерывный эмоциональный отклик, но он остается в памяти, и этого более чем достаточно.
Год выхода: | 1993 |
Жанр: | биографический, военный, драма, исторический |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от ЛеМур
Цена жизни
Просмотров: 1807
Оценка читателей: 9,32 из 10 (голосов 22)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 38
ЛеМур (Критик), постов: 2155
24 апреля 2013, 18:36
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Кассия писал(а) 23 апреля 2013, 21:35 как будто вскрыла стручок - а внутри идеально уложены идеальные горошины, такая вот ассоциация)) Забавная ассоциация: рецензия - гороховый стручок :D |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
24 апреля 2013, 18:35
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Steve Austin писал(а) 24 апреля 2013, 17:10 Я, если честно, тоже не понимаю, как можно "восхищаться игрой актеров и их способностью к воплощению этих ролей, ... Возможно, потому, что игра актеров и великолепная музыка оказались самыми сильными сторонами фильма. По крайней мере для меня это так, и я не могу отнести "Список Шиндлера" к разряду душещипательных, пробивающих на чистые эмоции картин, какими для меня являются наши, советские фильмы "..А зори здесь тихие" или "В бой идут одни старики". Они из года в год вызывают у меня слезы, а "Список" не может похвастасться такой же прочувствованностью трагедии, как эти картины. Возможно, как я уже отмечала в рецензии, всему виной излишек массовых сцен, возможно, некоторые сцены сняты таким образом, что не создают желаемого эффекта, например, эпизод, где Шиндлер приравнивает стоимость человеческой жизни к значку или автомобилю мог бы выглядеть как-то иначе: если бы показывали автомобиль и через мгновение на его месте десять человек, а спустя мгновение снова автомобиль - выглядело бы значительно сильнее. Фильму не хватило художественного подхода. А игра актеров действительно заслуживает упоминания. |
Steve Austin (Критик), постов: 5860
24 апреля 2013, 17:10
| |
![]() 13 ![]() |
Я, если честно, тоже не понимаю, как можно "восхищаться игрой актеров и их способностью к воплощению этих ролей, если фильм - сухой пересказ". Если актёры воплощаются и раскрывают образ, при чём запоминающийся, то фильм уже априори не может быть сухим пересказом. Это что-то большее.
А рецензия, конечно, отменного качества. |
Кассия (Зритель), постов: 1201
23 апреля 2013, 21:35
| |
![]() 14 ![]() |
как будто вскрыла стручок - а внутри идеально уложены идеальные горошины, такая вот ассоциация)) |
Kinohero (Киноман), постов: 5403
23 апреля 2013, 20:04
| |
![]() 12 |
Сухая победа |
Hasanov (Критик), постов: 13885
23 апреля 2013, 19:05
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 23 апреля 2013, 19:05 Какая работа, какая рецензия, аж дух захватывает! Видно ты трудилось над ней очень много времени) Ты так подробно ... Очень хороший повод тем более, перед Великим праздником) |
Hasanov (Критик), постов: 13885
23 апреля 2013, 19:05
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Какая работа, какая рецензия, аж дух захватывает! Видно ты трудилось над ней очень много времени) Ты так подробно расписала , что после этого просто нельзя не посмотреть ее)
Так держать!!! |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
23 апреля 2013, 18:40
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
ClubLife писал(а) 23 апреля 2013, 14:21 ну честное слово, неужели Спилберг не заслужил хотя бы одного упоминания в рецензии!!??? Честно заслужил, признаю свой существенный недочет. |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
23 апреля 2013, 18:38
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Дарий писал(а) 23 апреля 2013, 15:38 Противоречиво, по-моему, восхищаться игрой актеров и их способностью к воплощению этих ролей, если фильм - сухой ... Для меня вполне приемлемо рассматривать работу актеров, абстрагируясь от содержания фильма, если игра качественная и она меня впечатляет, я обязательно о ней расскажу. К моему сожалению "Список Шиндлера" не стал для меня тем фильмом, о котором можно было бы не кривя душой сказать, что он шедевр, я его посмотрела второй раз и что меня потрясло и удивило, так это то, что я не могла вспомнить ни одной ключевой сцены. Сказать о том, что он берет за душу я тоже не могу. Как по мне, это работа Спилберга, которую он выполнил на отлично только ради того, чтобы получить "отлично".
Соло троих означает то, что они выделились на фоне общего фона или хора. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
yrenson (Киноакадемик), постов: 8570
сегодня, 0:31
| |
Ну,это его "минута славы"(или 5 минут) так что мог говорить что захочет
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8570
сегодня, 0:26
| |
А у Арианы Гранде так и должно быть или это пушап вылез?)
|
Sakura (Киноман), постов: 6395
вчера, 23:23
| |
Не знал что есть такой рекорд)))
|
Sakura (Киноман), постов: 6395
вчера, 23:21
| |
Отличная новость
|
TREADSTONE (Критик), постов: 24070
вчера, 23:19
| |
Ну, у него няньки нон-стопом. Пока вот сцеаристы не показали его прям настоящим отцом, который готов отказать темной стороне ради недели с сыном. И да, ... [читать далее]
|
Constance (Киноакадемик), постов: 17183
вчера, 23:07
| |
Как императрица.
(В Натали и Александр зачетная роль) |
isi (Зритель), постов: 1417
вчера, 23:07
| |
В этом году был еще один рекорд девять номинаций фильмов отмеченных в Каннах, такого еще не было, глобализация добралась и в награды)
|
AleX (Критик), постов: 9679
вчера, 22:37
| |
Шутник)))
|
Веном (Критик), постов: 935
вчера, 22:32
| |
растолкуй тем, кто не в курсе... пожалуйста
|
xen04158603 (Критик), постов: 26796
вчера, 22:29
| |
Я не помню)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 6 марта 2025 |
Страна: | Германия, Канада, США |
Жанр: | боевик, приключения, фэнтези |
Режиссер: | Пол В.С. Андерсон |
В главных ролях: | Милла Йовович, Дэйв Батиста |
Реклама
1 | Маленький будда | 8.9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Мертвые не причиняют боли | 7.6 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.25 |
3 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.83 |
5 | Супермен | 8.79 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
В США объявлены обладатели антипремии "Золотая малина"
В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премий Американской Киноакадемии
Режиссер рад, что давно уехал на постоянное место жительства в Новую Зеландию
Награждения
Наши рекорды
А про фильм я ничего не скажу, не видел, но понимаю ваши впечатления о нём.