px

Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от ЛеМур

Цена жизни

Фильм «Список Шиндлера» принято считать одним из шедевров мирового кинематографа. Общепризнанный, осыпанный золотым дождем наград киноакадемий, он по праву претендует на это высокое звание, занимая почетные места в первых десятках, несмотря на свой приличный возраст. Чем же он так хорош?

В основу сценария картины легла история немецкого фабриканта Оскара Шиндлера, спасшего во время войны от истребления более одной тысячи евреев. Прикасаясь к страницам нашей истории, залитым кровью ни в чем не повинных жертв, мы сами испытываем глубокий катарсис, чувства обостряются и во время погружения в атмосферу фильма, повествующего о нелегкой судьбе тех, кому довелось пережить то страшное время, мы можем искренне сопереживать и ужасаться. Происходило ли подобное при просмотре ленты? Да, безусловно, все то, о чем мы слышали из рассказов очевидцев или читали в газетных статьях, все те кошмары предстали перед нами наяву. Массовое уничтожение тысяч жизней, снег из пепла людей, сожженных в крематориях, зловещие трубы Освенцима, ужасы гетто, все это на экране обрело плоть и кровь, явившись живым напоминанием о страшном прошлом. Массовые сцены, в изобилии встречающиеся на протяжении трехчасового хронометража, призваны оглушить зрителя размахом свершавшихся казней, и со своей задачей они успешно справляются, но, в то же время, такой перебор оборачивается потерями героев, они растворяются в массах, и следить за поворотами их судеб становится затруднительно. Они перестают существовать как отдельные личности, теряясь и становясь едва различимыми в толпе точно таких же людей. В результате впечатление остается смазанным и размытым, эмоциональный всплеск, которого ожидаешь, внутренние содрогания пропадают, убитые сухим пересказом истории.

Количественный показатель масштаба трагедии выражен горами вещей, принадлежавших людям, отправленным на верную гибель. Вытряхнутые чемоданы, пирамиды из одежды и обуви, веера фотографий, россыпи бриллиантов – все это не может не потрясать, ведь за каждой вещью стоит чья-то судьба, жизнь, оборванная войной. Печально наблюдать за тем, как евреи - вынужденные переселенцы - сохраняют свое имущество, не расстаются с картинами и шубами, и видеть осиротевшие вещи, к которым уже никогда не прикоснется рука хозяина.

Цветовая гамма картины подчеркивает серьезность военной темы и создает атмосферу документального жанра кино, где время перестает властвовать и отступает перед зрителем, приглашая его увидеть кадры, на которых запечатлелась сама История. Эффект присутствия возникает моментально, не давая опомниться, как будто открывается окно в мир прошлого. И только девочка в красном пальтишке выбивается из общего ряда, внося своим появлением смятение в души героев и зрителей, заставляя задуматься о том, насколько совместимы война и детство. Детская тема также не была оставлена в стороне и раскрыта она достаточно полно, от фразы «Прощайте, евреи», вложенной в уста ребенка, и характерного жеста проведения руки по горлу, до спасения чужой жизни, от массового уничтожения детей, грузовиками вывозимых с территории лагеря до проникновенного отчаяния родителей, оплакивающих их участь.

Музыка, звучащая в фильме – это дань уважения к памяти жертв геноцида. Главная тема, тонкая, пронзительная мелодия, напоминающая полет раненой птицы, стремящейся ввысь, к небу, к свободе, но с замирающим сердцем разбивающейся о камни, пожалуй, лучшая иллюстрация душевных переживаний тысяч людей, томившихся в гетто и мечтающих о том, чтобы свободно дышать.

С определенной долей уверенности можно сказать, что лента «Список Шиндлера» является хорошей сценой для соло троих актеров, поскольку все другие персонажи и лица, их исполняющие, совершенно не запоминаются, в первую очередь это касается женских образов, которые получились проходными, и поэтому на них мы заострять внимание не будем, а перейдем, непосредственно к тем, кто затронул душу искусством преображения.:Лайам Нисон (Оскар Шиндлер), Рэйф Файнс (Амон Гёт) и Бен Кингсли (Исаак Штерн).

Герой Лайама Нисона, расчетливый предприниматель, воспользовавшийся военной обстановкой и бедственным положением евреев для того, чтобы извлечь выгоду и разбогатеть. Он никогда не скрывал своей истинной цели, он не был отягощен раздумьями о страданиях несчастных, для него было важно только одно – деньги. Деньги давали ему власть, они были его идолом, в жертву которому он приносил всего себя. Он хотел, чтобы его вспоминали как Оскара Шиндлера, который сделал что-то необычайное, поднял завод из руин, но ему была уготована другая судьба, о которой он даже не помышлял.
Лайам Нисон отыграл роль Шиндлера почти весь фильм на одной ноте, очень ровно, монотонно, вплоть до финала, где раскрывается новый герр Оскар. Но этот эпизод смотрится наигранной театральной постановкой и вызывает большие сомнения в искренности Шиндлера , хотя в то же время производит неизгладимое впечатление благодаря монологу о стоимости человеческой жизни, его слова о том, что жизнь может быть приравнена к золотому значку и обменена на подобную безделицу, вызывают бурное душевное волнение и подступающий к горлу комок.

Его антипод по фильму Амон Гёт, в исполнении Рэйфа Файнса, впечатлял своей беспричинной жестокостью и пленял холодным взглядом истинного арийца. Являясь олицетворением нацизма и питая лютую ненависть к представителям низшей касты, коими он считал евреев, хладнокровный и кровожадный, он был обречен на сравнение с Шиндлером. Их линии шли параллельно друг другу, сходство характеров и различия бросались в глаза, выделенные яркими штрихами. Оба любили деньги, женщин, власть, оба были примерными нацистами, оба оказались в одном месте в одно и то же время. Образ Амона Гёта запомнился штампом «злой немец», несмотря на то, что в фильме присутствуют неоднократные намеки на его положительные качества. Он одним из первых заступился за Шиндлера, когда того посадили за поцелуи с еврейками, а его собственное увлечение еврейской девушкой было подобно лучу света в темном царстве его души, в котором также нашлось место и порыву великодушия, однако как одно, так и другое, все потонуло в мрачном лабиринте его сознания.

Исаак Штерн (Бен Кингсли), это, пожалуй, один из самых сильных образов в картине. Несоответствие наружной оболочки и внутреннего содержания не может оставить равнодушными никого. Глядя на его тщедушную фигуру, никогда в жизни не подумаешь, какой стальной стержень скрывается внутри. Он далек от заискиваний перед сильными мира сего, он знает себе цену и гордится своим происхождением. То, с каким достоинством он себя держал с Оскаром Шиндлером, заставляя немца искать расположения еврея, внушает уважение к скромному бухгалтеру.

Картина представляет собой скорее отчет о событиях Второй мировой, сухой пересказ исторических фактов, который выполняет одно-единственное предназначение – напомнить нам о кровавом прошлом. Нельзя сказать, что фильм цепляет и трогает до глубины души, вызывая беспрерывный эмоциональный отклик, но он остается в памяти, и этого более чем достаточно.
Автор: ЛеМур   (всего рецензий: 17, средняя оценка: 9.51)
22.04.2013
Просмотров: 1716
Оценка читателей: 9,32 из 10 (голосов 22)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 38
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
27 апреля 2013, 20:08
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
ЛеМур писал(а) 27 апреля 2013, 20:06
Одной фигней страдаем :))
Именно!!!
:)

ЛеМур (Критик), постов: 2155
27 апреля 2013, 20:06
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Балиан писал(а) 27 апреля 2013, 20:04
У меня с предложениями, как там где-то говорили, "та же фигня".
Одной фигней страдаем :))

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
27 апреля 2013, 20:04
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
ЛеМур писал(а) 27 апреля 2013, 19:56
У меня в каждой рецензии присутствуют такие сложноподчиненные предложения, ничего не могу с этим поделать, когда ...
У меня с предложениями, как там где-то говорили, "та же фигня".

ЛеМур (Критик), постов: 2155
27 апреля 2013, 19:56
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Балиан писал(а) 27 апреля 2013, 19:52
Стиль абзацев получился местами разрознен. Некоторые получились как и у меня иногда с отягощенными предложениями. ...
У меня в каждой рецензии присутствуют такие сложноподчиненные предложения, ничего не могу с этим поделать, когда начинаю разбивать на более простые, результат меня не устраивает.

Спасибо за то, что уделили внимание :)

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
27 апреля 2013, 19:52
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Стиль абзацев получился местами разрознен. Некоторые получились как и у меня иногда с отягощенными предложениями. Есть кое-где и пара сбивок. Но читать всё равно интересно, виден авторский взгляд наложенный на объективные факты - это всегда приносит душу в текст.
Мне очень жаль, что достойной битвы хорошей рецензии с конкурентами не получится, за неимением таковых.
P/S Если конкурс актуален - поздравляю с победой.


Steve Austin (Критик), постов: 5854
25 апреля 2013, 22:27
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛеМур писал(а) 25 апреля 2013, 22:18
Тогда вполне логично предположить, что сухой сценарий при отсутствии творческого подхода у режиссера превратился ...
Всё, так достаточно разжевано.

ЛеМур (Критик), постов: 2155
25 апреля 2013, 22:18
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Steve Austin писал(а) 25 апреля 2013, 21:45
Я это и имею ввиду, сценарий - понятие гораздо уже, и имеющие массу отличий от фильма, поэтому сказать, что сценарий ...
Тогда вполне логично предположить, что сухой сценарий при отсутствии творческого подхода у режиссера превратился в сухой фильм.

Что касается музыки и актерской игры, то актеры и композитор просто лучше всех выполнили свою работу, не оценить которую невозможно. При том, что роли были достаточно статичны, и четкое разделение на плохой-хороший сделало характеры персонажей плоскими.

Steve Austin (Критик), постов: 5854
25 апреля 2013, 21:45
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛеМур писал(а) 25 апреля 2013, 20:57
Не соглашусь, сценарий и фильм - совсем не одно и то же. Можно взять отличную идею и с успехом угробить ее, а можно ...
Я это и имею ввиду, сценарий - понятие гораздо уже, и имеющие массу отличий от фильма, поэтому сказать, что сценарий фильма и воплощение задумки (если таковая имеется) режиссера - сухой пересказ, но игра актёров и музыкальное сопровождение не соответствуют этому утверждению и выделяются на фоне выше перечисленного, на мой взгляд (сугубо на мой взгляд) было бы гораздо корректнее (не лучше, а именно корректнее).

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 апреля 2013, 21:37
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Для меня, читать такие развёрнутые комментарии, порой, даже более захватывающе, чем само произведение. В том смысле, что здесь не просто полёт мысли и мнений многих, а в основном откровенный взгляд на "вещи" в той или иной степени.
Рецензию пока не читаю, соответственно и без оценки, так жду ещё парочку, чтобы можно было сравнить воочию.
Смотрел "Список Шиндлера" уже три раза, четвёртый если будет, наверняка будет последний в этом просмотре. Насчёт Советского и Западного кино, этой тематики, то пожалуй у нас славян и менталитет другой, восприятие и подача изложения. Потому в какие-то периоды жизни, мы принимаем и запоминается именно то, какие мы сами. Или в чём Мы нуждаемся.
Спасибо ВСЕМ, отписавшимся чувственностью и мыслями в этих комментах.

ЛеМур (Критик), постов: 2155
25 апреля 2013, 20:57
Аватарка пользователя ЛеМур
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Steve Austin писал(а) 25 апреля 2013, 18:03
Тогда корректнее было, может быть, сказать сюжет, или сценарий - это сухой пересказ.
А про фильм я ничего не скажу, ...
Не соглашусь, сценарий и фильм - совсем не одно и то же. Можно взять отличную идею и с успехом угробить ее, а можно из посредственного сюжета выжать максимум и сделать конфетку.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Skaner353 (Критик), постов: 13314
сегодня, 2:08
Skaner353
Какой ещё оставить в покое?) Парамаунт выждет время и перезапустит с новым кастом.

Skaner353 (Критик), постов: 13314
сегодня, 1:49
Skaner353
Согласен, та ещё субстанция будет, гораздо хлеще соло-сериала кузины. Кстати, она тоже была бы уместна, но полагаю черный Кэп совсем бы потерялся на фоне ... [читать далее]

Веном (Критик), постов: 884
сегодня, 0:25
Веном
Есть, но она туповатая для хищницы Лары. Она - травоядная овечка, а не хищница...)

Веном (Критик), постов: 884
сегодня, 0:23
Веном
Максимум - Анна Каренина))) здесь смайлики не поддерживаются и превращаются в вопросительные знаки))

Веном (Критик), постов: 884
сегодня, 0:22
Веном
Ну какая из нее Лара Крофт? Максимум - Анна Каренина????????

DarkKnight77 (Критик), постов: 9430
сегодня, 0:21
DarkKnight77
Он в сериале неплохо запачкался, про Халку

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6859
сегодня, 0:16
Dienn
«почему Руффало не задействован в фильме» - и в таком пачкаться? да ни за какие деньги

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6859
сегодня, 0:14
Dienn
Надо было Ирину Шейк брать:)

Kent S (Киноакадемик), постов: 34844
сегодня, 0:02
Kent S
А можно Сидни Суини? Есть ведь у неё 2 причины для этой роли

Kent S (Киноакадемик), постов: 34844
сегодня, 0:02
Kent S
Пора собрать всех крутых актеров у которых провалы прут и снять с ними веселый фильм. Может и провалится, но зато будет забавно



Фильм месяца
Постер к фильму Гладиатор 2
Дата выхода: 22 ноября 2024
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, драма, исторический, приключения
Режиссер:Ридли Скотт
В главных ролях:Педро Паскаль, Дензел Вашингтон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего
Представлен новый трейлер экранизации комиксов "Капитан Америка: Дивный новый мир"
В актерском составе следующего фильма Кристофера Нолана произошло пополнение
Награждения
Наши рекорды