px

Рецензия к фильму "Нечто" от Maiki

Нечто... страшненькое

Эпоха VHS, казалось бы, уже давненько канула в небытие и отзывалась лишь в чертогах наших воспоминаний. "Кряхтит что-то на своём, старческом". Перестройка в 80-подарила товарищам первые подпольные киносалоны, лихие 90-ые привнесли славные и дружеские вечерние посиделки перед экранами жирненьких ЛТ телевизоров, подключенными к видаку. А вот нулевые стали самой масштабной переворотной страницей в истории индустриализации кинобизнеса. Переход на всевозможные компакт диски, первые стриминги, интернет пиратство и многое другое смело двигало индустрию к сегодняшнему моменту. Но тогда многим из нас не светила и малая часть из этого достояния. Нам оставалось либо посещать видеосалоны, либо ходить друг к другу в гости для просмотра какого-нибудь боевичка или же просто обмениваться кассетами VHS, которые так часто ленились отматывать к началу и так боязливо засовывали в магнитофон, мечтавшего зажевать плёнку. Гаврилов, Живов, Михалёв, Володарский стали нашими картавыми и гнусавыми проводниками в мир Голливуда на то время. В то время, когда каждый новый фильм был чем-то большим, чем просто фильм. Тогда-то многие из нас и познакомились не только с классикой кино, боевиками со Шварцом и Сталлоне, комедиями и мелодрамами, но и, конечно, с ужастиками. Среди них для меня всегда особо выделялся один, который обладал невероятно жуткой атмосферой, поглощающей меня от ужаса с каждым просмотром всё глубже в свои объятия.

Мрачная лента повествует об отдалённой базе американских полярников в Антарктике, столкнувшихся с инопланетной формой жизни, само понятие жизни для которой весьма не естество и деструктивно, что само собой, разумеется, заставляет полярников взяться за огнемёты и взрывчатку, дабы не дать существу сделать всех едиными. Но как распознать существо, если оно выглядит, как твой товарищ, а может и вовсе является и тем, и другим одновременно? Особенным шармом такого сюжета ленты является то, что он не будет и пытаться дать зрителю четких ответов на всё происходящее, заставляя его томно чесать свою репу в поисках ответов на всевозможные вопросы. А как он? А почему не? Что за? Как так то? Да что же это такое? Что же вы себя не бережёте то, полярнички? Одновременно с этим монотонно подводя всё действие к своему закономерному по-Карпентовски хоррор финалу. И это неудивительно, ведь за рулём проекта стоял не кто иной, как Джон Карпентер, заслешеривший своим вторым фильмом целый жанр. Задолго до него уже делались попытки экранизировать роман Джона Кэмпбелла-млд "Кто идёт?", но тогда на экраны вышел в прямом смысле Франкенштейн из глубокого космоса, потерявший основную параноидальную суть первоисточника. Чего с лихвой хватило в новой экранизации. А вот чего не хватило, так это толики везения. Выход в один период вместе с семейным, кассовым гигантом впоследствии, "Инопланетянином" Спилберга принёс Джону не только крах его кинокартины, но и довольно таки затяжную депрессию на фоне такой крупной неудачи. Одновременно с этим блистательный и вгоняющий в неустанную тревогу трек Эннио Морриконе был номинирован на худший саундтрек года. Выкусите, критики.

К чему никогда не возникало ни у кого претензий, так это к гриму и практическим эффектам. В то время мало кому удавалось настолько искусно подойти к творческому процессу и не стагнировать к концу съёмок. Совсем юный, буквально вчерашний школьник, Роб Боттин и будущий маэстро практических эффектов Стэн Уинстон работали не просто не покладая рук, но буквально на полный износ. Да так, что Роба госпитализировали со съёмочной площадки с признаками серьезного истощения, после которого впоследствии ему пришлось ещё долго восстанавливаться. Но результат оказался в итоге пошедевральному достойным. И спустя более 40 лет всё ещё достоин. Боттин старался использовать все доступные и известные технологии, попутно комбинируя их. При этом применяя совсем нетрадиционные материалы в изображении внешних черт существа. Варенье и майонез – намажь и отрежь! Просто невозможно поверить, что на все практические эффекты студией было выделено всего 1.5 млн. долларов. Хотя изначально сумма была вдвое меньше.

При этом сценарный скелет держится отнюдь не на эффектах. А, как ни странно, на экранной химии между "гачимучи" персонажами, запертыми в одном помещении с нечто, в атмосфере неутихающей паранойи. Карпентер тогда сильно устал от быстро ставшего классическим хода с туповатыми подростками, умирающими от вездесущего маньяка. Ему захотелось перетряхнуть жанр, освежив его образованными персонажами, которые могут-таки совершать умные поступки наперекор жанру ужасов, но со своими "глупыми" условностями. И роман о группе полярников пришёлся как нельзя кстати. Отсутствие женского героя при просмотре, кажется, вообще не вызывает не то, что удивления, а просто остаётся без внимания. База посреди ничего, бородатые и суровые вахтовики, штормовые метели, леденящий до жути холод за бортом, а также хтоническое одиночество на тысячи миль. Одним словом каторга. И чего там делать девушке? Другим немаловажным фактором в пользу выбора истории выступило то, что Карпентеру ранее уже приходилось работать с подобным материалом. "Нападение на 13-ый участок" стал вольным творческим ремейком на одну из лучших картин о вестернах "Рио Браво". Но при всём при этом это уже была невероятно мрачная и кошмарная поэма в иррациональной атмосфере параноидального безумия. И эта неимоверная жестокость и травмирующая психопатия, показанные в картине, сыграли "Нечто" как раз на руку.

В касте у Карпентера редко бывает, что кто-то из актёров находится не на своём месте, и данная лента не стала исключением. Несмотря на то все полярники великолепно запоминаются и своими характерами, и харизмой, и актёрской игрой, заметнее всех выделяются персонажи Курта Рассела и Кита Дэвида. И это неудивительно, ведь Курт уже оказывался в одной творческой дрезине с Джоном. А Кит в дальнейшем примет приглашение режиссера сняться в другой своей культовой ленте "Чужие среди нас". Развитие сюжета и взаимоотношений между ещё вчерашними приятелями будут походить на переполненную кастрюлю с водой, поставленную прямиком на горячую плиту, которая вот-вот закипит. Отсутствие связи и полное непонимание происходящего наполнят замкнутую базу пронизывающей атмосферой зловещей паранойи и шизофренического поведения. Найденное в глубинах полярного льда инопланетное нечто стремится лишь к одному – к полной ассимиляции объекта. И лишь благодаря научному и здравому подходу одного из ученых, группе удаётся многое узнать о госте. О его слабостях, его возможностях, его цели. Но вот ведь незадача. А что если человек, стоящий напротив тебя, а ещё хуже - позади, уже и вовсе не человек? Кому можно довериться? А кого начинать подозревать? В подобной гнетущей атмосфере и происходит львиная доля фильма, где невольно и сам зритель становится участником арктического ужаса, абсолютно не понимая, кто из героев окажется не человек и, главное, в какой момент. Этого не разумели и сами создатели.

Картина при этом мастерски сочетает в себе множество поджанров хоррор тематики. Поведенческий хоррор идеально комплектуется боди тематикой, триллер тесно переплетается с детективной составляющей, даже боевик уместно перекликается с хтонической неизвестностью в атмосфере Лавфкравтовского безумия. И всё это под скрежещущие металлические отзвуки и зловещие постукивания от Морриконе, тончайше, как никогда, уловившего суть окутавшего полярников страха перед неизвестным и малопонятным организмом. Этакая минималистичная синтезаторная композиция, где повторяющиеся ноты придают звучанию, будто бы, ритм сердцебиения, которые вызывают невыносимую безысходность и чувство необузданной паники. Всё это мастерски дополнялось бесподобной аниматроникой с тоннами настоящих кишок и ошметков, где кишели литры звериной крови и десятки органов. Создатели невероятно основательно и в тоже время совсем просто подошли к изображению растерзанных тел на экране. В "восторг" пришли все, за что искренне и со всей любовью "благодарили" создателей. Непосредственная жестокость вообще всегда была особой чертой Карпентера, основным лейтмотивом творчества так сказать. За что его не единожды упрекали даже близкие люди и часто коллеги по цеху, а некоторые и вовсе заявляли о нездоровом состоянии гения режиссёра.

"Нечто" – это один из самых уникальных и самобытных проектов 80-ых. Зрители как-то привыкли, что сюжет всегда чётко определяет мотивы пришельцев. Захватить ресурсы, убить всех человеков, поработить планету, защитить Землю от человечества, войти в дружеский контакт, поделиться технологиями либо научить уму разуму. Но подобное можно увидеть в исключительно редких случаях. Сразу на ум приходит Станислав Лем со своими глубокими и рассудительными историями, где антропоцентризм теряет свою главенствующую роль во вселенной. Какой преследует мотив Нечто? Что же стоит за его действиями? Ненависть? Злоба? Страх? Природный или же привитый инстинкт? Испуг за себя? За нас – как за отбитую от коллектива единицу? Стараясь абстрагироваться от приквела, можно много о чём поразмыслить в этой истории. Ведь даже Карпентер ничего не знает о природе данного метаморфа и что же точно случилось на инопланетном корабле. Но дай волю фанатам. Дискуссии среди них не утихают даже спустя 40 лет после премьеры фильма. Люди делятся предположениями и догадками, ищут ответы, выискивают в ленте подсказки, задают вопросы. И, наверное, хорошо, что начальная сцена фильма, открывающая завесу множества тайн, так и не была отснята полностью, улетев навсегда в мир забракованных историй. Возможно, именно в этой зловещей таинственности с параноидальной психопатией и заключается всё великолепие данной картины, которая и сегодня смотрится всё в той же будоражащей атмосфере безумия и страха перед неизвестным. А открытая концовка под пробирающие до жути партитуры страстно ужасающе подчеркивает эту безысходность и беспомощность перед ним.
Автор: Maiki   (всего рецензий: 43, средняя оценка: 9.44)
20.09.2023
Просмотров: 1409
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 12)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 36
Сейчас на сайтеMono (Критик), постов: 11615
20 сентября 2023, 10:58
Аватарка пользователя Mono
Больше 9 лет на сайте
9
Звезда сайта 2018 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
"Что же вы себя не бережёте то, полярнички?" - будто к "убойным каникулам" отсылочку прочла))))

Сейчас на сайтеMono (Критик), постов: 11615
20 сентября 2023, 10:56
Аватарка пользователя Mono
Больше 9 лет на сайте
9
Звезда сайта 2018 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Тоже ещё помню, как перематывала кассеты...
И очень, кстати, круто, Майки, что ты вспомнил про актёров озвучки. Если говорить про фильмы тех лет, то их упоминание - это неотъемлемая часть. Хотя я бы ещё вспомнила про Пучкова (гоблина). У него, помимо смешной озвучки какой-нибудь "братвы и кольца" были ещё и нормальные...в народ, так сказать.

Stefa (Киноакадемик), постов: 22309
20 сентября 2023, 8:03
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Отличная работа, точно на конкурс!;))) Ну ты и Гад!;)

Kent S (Киноакадемик), постов: 34874
20 сентября 2023, 8:01
Аватарка пользователя Kent S
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Ееее, но прочту вечером

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11753
20 сентября 2023, 7:55
Аватарка пользователя Евгений S.h.
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Зря, конечно, Карпентер так переживал из-за провала "Нечто". Конечно, это неприятно, и не всегда такой удар положительно сказывается на карьере. Но как показало время, провал фильма был скорее благословением для режиссёра, чем досадной неудачей. Благодаря этому "Нечто" оказался одним из немногих, кого не превратили во франшизу с нескончаемыми второсортными сиквелами, приквелами и перезапусками. Что делает его по-сути уникальным в своём жанре:)

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11753
20 сентября 2023, 7:47
Аватарка пользователя Евгений S.h.
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Третий пошёл:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



MiB (Киноакадемик), постов: 7754
сегодня, 11:10
MiB
Лукавите)

DarkKnight77 (Критик), постов: 9445
сегодня, 11:09
DarkKnight77
Топ Ган-2, Битлджус! Есть конечно пример Индианы, но это прям особый случай

Andrew (Главный редактор), постов: 74574
сегодня, 10:52
Andrew
Нет, ремейк - это просто сменить девушку:)

Andrew (Главный редактор), постов: 74574
сегодня, 10:51
Andrew
Вот уж не думал, что "Огниво" осилит миллиард:)

Jon Smith (Критик), постов: 3384
сегодня, 10:26
Jon Smith
...2 сезон


Свой бункер испоганила и пошла другой искать. Картина в начале первой серии её не смутила(она же сильная женщина). Там как будто Дэвид ... [читать далее]

Jon Smith (Критик), постов: 3384
сегодня, 9:50
Jon Smith
...очень схоже, хоть я пока "Йеллоустоун" не видел(пару серий)

Mono (Критик), постов: 11615
сегодня, 9:45
Mono
Тут это оооочень большая разница.
Ремастер - как косметики на лицо добавить, а ремейк - как сделать полную пластику лица.

Mono (Критик), постов: 11615
сегодня, 9:44
Mono
Когда рецу UD увидела на главной, я тоже сначала подумала, что она моя XD
Типа "Почему ооон, а не яяяя!!!"
Шучу)))

Серьёзно: Я недавно выходила ... [читать далее]

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6869
сегодня, 9:44
Dienn
Значит скорее "Йеллоустоун", чем "Король Талсы" ;)

AleX (Критик), постов: 9434
сегодня, 9:29
AleX
Не согласен! Интерес есть всегда!



Фильм месяца
Постер к фильму Гладиатор 2
Дата выхода: 22 ноября 2024
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, драма, исторический, приключения
Режиссер:Ридли Скотт
В главных ролях:Педро Паскаль, Дензел Вашингтон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Звезда сериала "Игра престолов" сыграет знаменитую расхитительницу гробниц
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Дэн Трактенберг уточнил, чем следующий фильм о Хищнике будет отличаться от других
Награждения
Наши рекорды