Эпоха VHS, казалось бы, уже давненько канула в небытие и отзывалась лишь в чертогах наших воспоминаний. "Кряхтит что-то на своём, старческом". Перестройка в 80-подарила товарищам первые подпольные киносалоны, лихие 90-ые привнесли славные и дружеские вечерние посиделки перед экранами жирненьких ЛТ телевизоров, подключенными к видаку. А вот нулевые стали самой масштабной переворотной страницей в истории индустриализации кинобизнеса. Переход на всевозможные компакт диски, первые стриминги, интернет пиратство и многое другое смело двигало индустрию к сегодняшнему моменту. Но тогда многим из нас не светила и малая часть из этого достояния. Нам оставалось либо посещать видеосалоны, либо ходить друг к другу в гости для просмотра какого-нибудь боевичка или же просто обмениваться кассетами VHS, которые так часто ленились отматывать к началу и так боязливо засовывали в магнитофон, мечтавшего зажевать плёнку. Гаврилов, Живов, Михалёв, Володарский стали нашими картавыми и гнусавыми проводниками в мир Голливуда на то время. В то время, когда каждый новый фильм был чем-то большим, чем просто фильм. Тогда-то многие из нас и познакомились не только с классикой кино, боевиками со Шварцом и Сталлоне, комедиями и мелодрамами, но и, конечно, с ужастиками. Среди них для меня всегда особо выделялся один, который обладал невероятно жуткой атмосферой, поглощающей меня от ужаса с каждым просмотром всё глубже в свои объятия.
Мрачная лента повествует об отдалённой базе американских полярников в Антарктике, столкнувшихся с инопланетной формой жизни, само понятие жизни для которой весьма не естество и деструктивно, что само собой, разумеется, заставляет полярников взяться за огнемёты и взрывчатку, дабы не дать существу сделать всех едиными. Но как распознать существо, если оно выглядит, как твой товарищ, а может и вовсе является и тем, и другим одновременно? Особенным шармом такого сюжета ленты является то, что он не будет и пытаться дать зрителю четких ответов на всё происходящее, заставляя его томно чесать свою репу в поисках ответов на всевозможные вопросы. А как он? А почему не? Что за? Как так то? Да что же это такое? Что же вы себя не бережёте то, полярнички? Одновременно с этим монотонно подводя всё действие к своему закономерному по-Карпентовски хоррор финалу. И это неудивительно, ведь за рулём проекта стоял не кто иной, как Джон Карпентер, заслешеривший своим вторым фильмом целый жанр. Задолго до него уже делались попытки экранизировать роман Джона Кэмпбелла-млд "Кто идёт?", но тогда на экраны вышел в прямом смысле Франкенштейн из глубокого космоса, потерявший основную параноидальную суть первоисточника. Чего с лихвой хватило в новой экранизации. А вот чего не хватило, так это толики везения. Выход в один период вместе с семейным, кассовым гигантом впоследствии, "Инопланетянином" Спилберга принёс Джону не только крах его кинокартины, но и довольно таки затяжную депрессию на фоне такой крупной неудачи. Одновременно с этим блистательный и вгоняющий в неустанную тревогу трек Эннио Морриконе был номинирован на худший саундтрек года. Выкусите, критики.
К чему никогда не возникало ни у кого претензий, так это к гриму и практическим эффектам. В то время мало кому удавалось настолько искусно подойти к творческому процессу и не стагнировать к концу съёмок. Совсем юный, буквально вчерашний школьник, Роб Боттин и будущий маэстро практических эффектов Стэн Уинстон работали не просто не покладая рук, но буквально на полный износ. Да так, что Роба госпитализировали со съёмочной площадки с признаками серьезного истощения, после которого впоследствии ему пришлось ещё долго восстанавливаться. Но результат оказался в итоге пошедевральному достойным. И спустя более 40 лет всё ещё достоин. Боттин старался использовать все доступные и известные технологии, попутно комбинируя их. При этом применяя совсем нетрадиционные материалы в изображении внешних черт существа. Варенье и майонез – намажь и отрежь! Просто невозможно поверить, что на все практические эффекты студией было выделено всего 1.5 млн. долларов. Хотя изначально сумма была вдвое меньше.
При этом сценарный скелет держится отнюдь не на эффектах. А, как ни странно, на экранной химии между "гачимучи" персонажами, запертыми в одном помещении с нечто, в атмосфере неутихающей паранойи. Карпентер тогда сильно устал от быстро ставшего классическим хода с туповатыми подростками, умирающими от вездесущего маньяка. Ему захотелось перетряхнуть жанр, освежив его образованными персонажами, которые могут-таки совершать умные поступки наперекор жанру ужасов, но со своими "глупыми" условностями. И роман о группе полярников пришёлся как нельзя кстати. Отсутствие женского героя при просмотре, кажется, вообще не вызывает не то, что удивления, а просто остаётся без внимания. База посреди ничего, бородатые и суровые вахтовики, штормовые метели, леденящий до жути холод за бортом, а также хтоническое одиночество на тысячи миль. Одним словом каторга. И чего там делать девушке? Другим немаловажным фактором в пользу выбора истории выступило то, что Карпентеру ранее уже приходилось работать с подобным материалом. "Нападение на 13-ый участок" стал вольным творческим ремейком на одну из лучших картин о вестернах "Рио Браво". Но при всём при этом это уже была невероятно мрачная и кошмарная поэма в иррациональной атмосфере параноидального безумия. И эта неимоверная жестокость и травмирующая психопатия, показанные в картине, сыграли "Нечто" как раз на руку.
В касте у Карпентера редко бывает, что кто-то из актёров находится не на своём месте, и данная лента не стала исключением. Несмотря на то все полярники великолепно запоминаются и своими характерами, и харизмой, и актёрской игрой, заметнее всех выделяются персонажи Курта Рассела и Кита Дэвида. И это неудивительно, ведь Курт уже оказывался в одной творческой дрезине с Джоном. А Кит в дальнейшем примет приглашение режиссера сняться в другой своей культовой ленте "Чужие среди нас". Развитие сюжета и взаимоотношений между ещё вчерашними приятелями будут походить на переполненную кастрюлю с водой, поставленную прямиком на горячую плиту, которая вот-вот закипит. Отсутствие связи и полное непонимание происходящего наполнят замкнутую базу пронизывающей атмосферой зловещей паранойи и шизофренического поведения. Найденное в глубинах полярного льда инопланетное нечто стремится лишь к одному – к полной ассимиляции объекта. И лишь благодаря научному и здравому подходу одного из ученых, группе удаётся многое узнать о госте. О его слабостях, его возможностях, его цели. Но вот ведь незадача. А что если человек, стоящий напротив тебя, а ещё хуже - позади, уже и вовсе не человек? Кому можно довериться? А кого начинать подозревать? В подобной гнетущей атмосфере и происходит львиная доля фильма, где невольно и сам зритель становится участником арктического ужаса, абсолютно не понимая, кто из героев окажется не человек и, главное, в какой момент. Этого не разумели и сами создатели.
Картина при этом мастерски сочетает в себе множество поджанров хоррор тематики. Поведенческий хоррор идеально комплектуется боди тематикой, триллер тесно переплетается с детективной составляющей, даже боевик уместно перекликается с хтонической неизвестностью в атмосфере Лавфкравтовского безумия. И всё это под скрежещущие металлические отзвуки и зловещие постукивания от Морриконе, тончайше, как никогда, уловившего суть окутавшего полярников страха перед неизвестным и малопонятным организмом. Этакая минималистичная синтезаторная композиция, где повторяющиеся ноты придают звучанию, будто бы, ритм сердцебиения, которые вызывают невыносимую безысходность и чувство необузданной паники. Всё это мастерски дополнялось бесподобной аниматроникой с тоннами настоящих кишок и ошметков, где кишели литры звериной крови и десятки органов. Создатели невероятно основательно и в тоже время совсем просто подошли к изображению растерзанных тел на экране. В "восторг" пришли все, за что искренне и со всей любовью "благодарили" создателей. Непосредственная жестокость вообще всегда была особой чертой Карпентера, основным лейтмотивом творчества так сказать. За что его не единожды упрекали даже близкие люди и часто коллеги по цеху, а некоторые и вовсе заявляли о нездоровом состоянии гения режиссёра.
"Нечто" – это один из самых уникальных и самобытных проектов 80-ых. Зрители как-то привыкли, что сюжет всегда чётко определяет мотивы пришельцев. Захватить ресурсы, убить всех человеков, поработить планету, защитить Землю от человечества, войти в дружеский контакт, поделиться технологиями либо научить уму разуму. Но подобное можно увидеть в исключительно редких случаях. Сразу на ум приходит Станислав Лем со своими глубокими и рассудительными историями, где антропоцентризм теряет свою главенствующую роль во вселенной. Какой преследует мотив Нечто? Что же стоит за его действиями? Ненависть? Злоба? Страх? Природный или же привитый инстинкт? Испуг за себя? За нас – как за отбитую от коллектива единицу? Стараясь абстрагироваться от приквела, можно много о чём поразмыслить в этой истории. Ведь даже Карпентер ничего не знает о природе данного метаморфа и что же точно случилось на инопланетном корабле. Но дай волю фанатам. Дискуссии среди них не утихают даже спустя 40 лет после премьеры фильма. Люди делятся предположениями и догадками, ищут ответы, выискивают в ленте подсказки, задают вопросы. И, наверное, хорошо, что начальная сцена фильма, открывающая завесу множества тайн, так и не была отснята полностью, улетев навсегда в мир забракованных историй. Возможно, именно в этой зловещей таинственности с параноидальной психопатией и заключается всё великолепие данной картины, которая и сегодня смотрится всё в той же будоражащей атмосфере безумия и страха перед неизвестным. А открытая концовка под пробирающие до жути партитуры страстно ужасающе подчеркивает эту безысходность и беспомощность перед ним.
Год выхода: | 1982 |
Жанр: | детектив, триллер, ужасы, фантастика |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Нечто" от Maiki
Нечто... страшненькое
Просмотров: 1442
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 12)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 36
Mono (Критик), постов: 11652
20 сентября 2023, 10:58
| |
9 |
"Что же вы себя не бережёте то, полярнички?" - будто к "убойным каникулам" отсылочку прочла)))) |
Mono (Критик), постов: 11652
20 сентября 2023, 10:56
| |
9 |
Тоже ещё помню, как перематывала кассеты...
И очень, кстати, круто, Майки, что ты вспомнил про актёров озвучки. Если говорить про фильмы тех лет, то их упоминание - это неотъемлемая часть. Хотя я бы ещё вспомнила про Пучкова (гоблина). У него, помимо смешной озвучки какой-нибудь "братвы и кольца" были ещё и нормальные...в народ, так сказать. |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22361
20 сентября 2023, 8:03
| |
11 |
Отличная работа, точно на конкурс!;))) Ну ты и Гад!;) |
Kent S (Киноакадемик), постов: 35155
20 сентября 2023, 8:01
| |
12 |
Ееее, но прочту вечером |
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11818
20 сентября 2023, 7:55
| |
7 |
Зря, конечно, Карпентер так переживал из-за провала "Нечто". Конечно, это неприятно, и не всегда такой удар положительно сказывается на карьере. Но как показало время, провал фильма был скорее благословением для режиссёра, чем досадной неудачей. Благодаря этому "Нечто" оказался одним из немногих, кого не превратили во франшизу с нескончаемыми второсортными сиквелами, приквелами и перезапусками. Что делает его по-сути уникальным в своём жанре:) |
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11818
20 сентября 2023, 7:47
| |
7 |
Третий пошёл:) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
drakula (Критик), постов: 31239
сегодня, 5:52
| |
Райан уже заявил что готов выложить круглую сумму что бы купить все прова на экранизацию у Бальдони.
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11818
сегодня, 5:39
| |
Не рановато ли?
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11818
сегодня, 5:38
| |
Странно, если слухи о бюджете в итоге окажутся правдивыми. После семи(!) провалов подряд в старой киновселенной, включая и тот, что снял новый рулевой ... [читать далее]
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11818
сегодня, 5:34
| |
Всё в одну кучу смешала. Для достоверности не хватает историй о людоедстве;)
|
grifon2040 (Зритель), постов: 3211
сегодня, 0:45
| |
Норм у них там общение)))
|
isi (Зритель), постов: 1137
сегодня, 0:12
| |
Пилят сейчас объективно много, но у Ганна другая ситуация ему много больше достанется если он поднимет ДС
|
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
вчера, 23:40
| |
Ну да)) Она пришла работать. А он искал повод возле нее потереться - и, казалось, нашел. Но сильно переоценил свой "шарм" и сильно недооценил натуру ... [читать далее]
|
Fox Mulder (Критик), постов: 1959
вчера, 23:40
| |
Если бы там пилили так много как вы говорите, голливуд давно уже развалился)
|
isi (Зритель), постов: 1137
вчера, 23:18
| |
Не факт, актеров взяли бюджетных, если Ган искусственно не раздувал бюджет, в чем он сейчас не сильно заинтересован, мог снять недорого. Отряд самоубийц ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
вчера, 23:17
| |
Фильм даже еще не смонтирован:)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды