Если говорить о своих любимых книгах, то для меня таковыми являются "1984" Джорджа Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского и, собственно, "Убить пересмешника" Харпер Ли. С первыми тремя, надеюсь, всё понятно. Их объединяют, во-первых, глубокое погружение в психологию человека, попытка разобраться в том как он себя поведёт в нестандартной ситуации, будь то убийство или жизнь в тоталитарном обществе и посмотреть на то, что творится в голове у находящегося в центре событий. А во-вторых, трудная "экранизируемость". Да, очень многие книги имеют или получат в будущем достойные адаптации, но какие-то из них имеют столь уникальный слог и столь богатый поток мысли, который настолько трудно передать на экране, что любая подобная попытка повторить такое в кино- и телеформате будет заведомо проигрывать первоисточнику. За это я и люблю эти книги - за их неоднозначную глубокую философию и неповторимость. Но что же насчёт "Убить пересмешника"? Вроде бы простая история с простыми героями и ситуацией не сказать чтоб сравнимой с тем, что было в книгах Оруэлла и Брэдбери. На первый взгляд обычные пару лет из жизни среднестатистической американской семьи. Да и адаптация реально годная у книги есть. Чем это произведение меня так зацепило? Тем, что оно, как и личность одного из главных героев Аттикуса Финча, намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Оригинальная книга, как и одноимённый фильм 1962 года, описывает две несвязанные на первый взгляд, но логически ведущие к одному умозаключению сюжетные линии. Первая - про адвоката провинциального американского городка, которому предстоит защищать чернокожего мужчину (а на дворе, напомню, 30-ые годы прошлого века, самый расцвет расовой нетерпимости), а вторая - про то, как его дети Джимми и Глазастик пытаются выманить из дома их соседа Страшилу Рэдли, чья фигура постепенно обросла разного рода жуткими мифами. Эти истории сюжетно не имеют друг с другом связи и как-то влияют друг на друга лишь под самый конец, но главное не это. Важно то, что обе истории доносят одну важную мысль.
Аттикус Финч воспитывает своих детей один и всегда старается быть для них примером. Если он когда-то сказал им, что врать плохо, то больше не соврёт им и не соврёт другим. Если говорил, что нельзя решать спор кулаками, то не ударит даже того, кто в прямом смысле этого слова плюнет ему в лицо. И если он учил их всегда доводить дело до конца, даже если оно заведомо провально, то он обязательно доведёт его до конца и будет добиваться выигрыша потом. Такой простой, но в то же время благородный герой отличный пример для подражания, который даже занял первое место среди лучших героев в истории кинематографа по версии AFI, обойдя Индиану Джонса и Джеймса Бонда. Но я отвлёкся, ведь главное здесь не сама фигура Аттикуса Финча, а главная мысль, которую тот доносит своим детям и всем читателям, в целом. И его же цитата "Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения" идеально доносит эту мысль. Всё произведение дети сопереживают чернокожему парню по имени Том Робинсон, которого общество презирает. Оно не может и не хочет принимать точку зрения этого человека, потому что их отцы не были такими как Аттикус. Возможно, будь это произведение написано в наши дни, оно бы так и ограничилось мыслью "Расизм - это плохо" и только за это удостоилось бы Пулитцеровской премии, но Харпер Лии пошла дальше этой однобокой морали. Это видно в последних главах книги, в которых наконец-то был задействован тот самый страшила Рэдли и Глазастик, та самая дочь Аттикуса, которая боялась его из-за одних лишь слухов и сплетен, поняла, насколько его образ отличается от всех разговоров о нём. Проще говоря, она стала на место тех присяжных, которые заведомо ненавидели Робинсона из-за предрассудков. Мысль, казалось, простая, но то как она донесена, просто невероятно. Через мысли ребёнка, через те самые слова о безобидных птичках-пересмешниках мы познаём всю простую, но столь важную суть, доносимую писательницей. Из той самой мысли о неприятии точки зрения и её рассмотрении можно понять почти все проблемы современного общества. Не только расизм, но почти все неприятия. Непонимание старшего поколение младшим, травля более одарённых, но нелюдимых одноклассников, фырканье на ворчливого соседа, который в тайне от всех собирает деньги для больных детей, в конце концов, жертвы банальной пропаганды и спекуляций в социальных сетях. "Убить пересмешника" смогла отразить эту глобальную и, к сожалению, вечно актуальную тему, затрагивающую слишком многие слои нашего общества и именно поэтому произведение произвело на меня столь глубокое впечатление. Здесь куда лаконичнее представлены психологические проблемы человека и эти мысли уловить не так просто, как в других подобных произведениях. Но когда ты их улавливаешь, ты понимаешь, насколько это произведение литературы без преувеличения шедеврально. Настолько, что многие, в том числе и я в какой-то степени, так и не смогли научиться мудрым словам Аттикуса.
Но что это я всё про книгу, да про книгу. Что с фильмом то? Так он ничего и не меняет. Оставляет всю ту же мораль и всё такими-же сюжетными линиями. НО... именно это и хорошо. Фильму удаётся поймать ту тонкую психологию, которая пропитывала первоисточник и не просто показать нежелание людей вставать на место другого, а продемонстрировать это глазами детей. Через их наивный взгляд на мир мы видим общество во всей своей красе, как они не хотят себя с ним ассоциировать, считать, что они выше таких предрассудков, но оказаться абсолютно не правыми. Главное достижение фильмов это, конечно, актёры. Редко такое бывает, что ты смотришь экранизацию книги и перед тобой предстают те самые образы во всей красе, Властелин колец Джексона как идеальный пример. И Глазастик, и её брат Джим, и Робинсон и страшила Рэдли выглядят так, как их можно только вообразить из книги. Но конечно, главная находка фильма это Грегори Пек. Выше я написал, что Аттикус Финч занимает первое место среди лучших героев по версии AFI, но они имели ввиду не просто Аттикуса из книги, а конкретное воплощение Пека. И оно понятно, ведь даже Харпер Ли в своё время говорила, что в он настолько вжился в образ, что она увидела в нём своего отца (образ Аттикуса от него очень многое взял по её словам). Соответствие с образами в данном случае имеет почти что ключевое значение, потому что именно через них лучше всего прочувствовать то, чо автор хотел сказать. А уже потом следует обращать внимание на другую важную составляющую - настроение сцен. Да, немаловажную роль в них играет актёрская игра, которая тут, опять-таки, очень хороша, но также едва ли не ключевой составляющей здесь оказывается постановка и умение создателей концентрироваться на нужных деталях и обставлять окружение так, чтобы оно соответствовало эмоциям персонажа. Когда дети проходят мимо дома страшилы, он наверняка должен быть таким же страшным, как это описывалось в книге. Когда демонстрируют судебный процесс, на котором решается судьба Робинсона, вы всегда будете знать, кто из героев что хочет сделать, даже если он не говорит это вслух. Каждый раз, когда я вижу детали в фильме, сразу же возникают страницы из книги, где не просто сухие описания всего подряд, а настоящее погружение во внутренний мир героев. Именно поэтому данную экранизацию можно назвать качественной. Создатели могли ограничиться простым переносом первоисточника без его осмысления, но они смогли полностью уловить суть и сделать нечто действительно выдающееся, достойное оригинала и, в какой-то степени, равное ему.
В 1963 году фильм был одним из главных претендентов на Оскар, а тогда награда давалась действительно выдающимся кинокартинам. Статуэтку в тот год, к сожалению или к счастью, забрал "Лоуренс Аравийский", другой шедевр прошлого, ставший классикой. Это ни разу не плохо, Лоуренс Аравийский в равной степени достоин главной награды, но лично я масштабным эпикам предпочитаю личные истории, чей истинный масштаб скрыт за камерностью героев. И то, что показано в "Убить пересмешника" действительно имело и будет иметь актуальность и 100 лет спустя, ведь люди с трудом усваивают те уроки, которые им даёт кино, особенно если высказывание в фильме не поверхностно, а оно здесь далеко не поверхностно. При всей его простоте не так то легко усвоить такие мысли, ибо слишком многие решения за нас принимает собственное эго. Трудно судить, я сам подвержен такой проблеме и всё ещё не знаю, смогу ли с ней хоть когда-нибудь справится. В такие моменты даже жаль, что мой отец не был таким же, как Аттикус...
"Убить пересмешника" - это прекрасное кино, если не во всех, то очень во многих. Если вы не знаете о существование оригинальной книги, то всё прекрасно поймёте и без неё, а если знаете, то вас должно удивить, насколько это качественная адаптация на первой взгляд простой книги, рассуждающей о главном. Именно таких произведений, воодушевляющих на лучшее будущее, сегодня не хватает. В мире, где кажется уже никто не хочет понимать других, вставать на чьё-то место и порассуждать, действительно ли тот кого ты считаешь плохим на самом деле плохой, а не простой человек, попавший в иные жизненные обстоятельства, в которых может он сам не хотел оказаться...
Рецензия к фильму "Убить пересмешника" от ANAMAZINGMAN
"Почти все люди хорошие когда их в конце концов поймешь" - Аттикус Финч
Автор: ANAMAZINGMAN (всего рецензий: 55, средняя оценка: 9.19)
11.11.2022
Просмотров: 3490
Оценка читателей: 9,17 из 10 (голосов 6)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 3
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10716
11 ноября 2022, 22:37
| |
5 |
xen04158602 писал(а) 11 ноября 2022, 20:38 Тот момент, когда, чтобы пересмотреть все экранизации классики, прочитанной недавно, нужно год сидеть безвылазно) Я, в какой-то степени, действительно сидел год безвылазно в 2020, поэтому у меня было время прочитать или перечитать если не всё на свете, то уж точно всё, что попалось под руку))) |
xen04158603 (Критик), постов: 25564
11 ноября 2022, 20:38
| |
13 |
Тот момент, когда, чтобы пересмотреть все экранизации классики, прочитанной недавно, нужно год сидеть безвылазно) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
DarkKnight77 (Критик), постов: 9741
сегодня, 11:29
| |
Им понравилось всё, там такой ажиотаж! Нравится герой, нравится количество персонажей, картинка, да всё, даже костюм
|
Jon Smith (Критик), постов: 3716
сегодня, 11:26
| |
..."куда мильен дел, отвечай!"
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9741
сегодня, 11:26
| |
Ну да, не на всё! Есть одна студия про которую ты так не пишешь, с учётом как раз проблем с графикой именно у неё
|
Наруганг (Критик), постов: 4535
сегодня, 11:24
| |
У одного знакомого тоже был один спор, очень такой крупный, не на жизнь а на смерт как говориться, победител получает всё. Сперва были драки, потом долгый ... [читать далее]
|
Jon Smith (Критик), постов: 3716
сегодня, 11:24
| |
...с Кологривым в этот раз пжл!
|
Andrew (Главный редактор), постов: 75002
сегодня, 11:20
| |
Была когда-то:)
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 35158
сегодня, 11:18
| |
А вообще понять парня можно, Блейк классная
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 35158
сегодня, 11:18
| |
Ахахаах а остановить дубль во время этого поцелуя она не захотела? Ведь это было не по сценарию.
Блейк ну ты же классная, а уже меняется мнение о тебе.... Вообще ... [читать далее] |
Andrew (Главный редактор), постов: 75002
сегодня, 11:18
| |
В отличие от Warner, у Яндекса очень много денег:) Это крайне успешная компания
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 35158
сегодня, 11:15
| |
Так фильмы же вроде провалились? А они дальше пытаются это развивать. Они повторяют формулу Ворнеров?
А когда перезапуск? |
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды
Фильма дивная, Грегори Пек чудесный.