Если говорить о своих любимых книгах, то для меня таковыми являются "1984" Джорджа Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского и, собственно, "Убить пересмешника" Харпер Ли. С первыми тремя, надеюсь, всё понятно. Их объединяют, во-первых, глубокое погружение в психологию человека, попытка разобраться в том как он себя поведёт в нестандартной ситуации, будь то убийство или жизнь в тоталитарном обществе и посмотреть на то, что творится в голове у находящегося в центре событий. А во-вторых, трудная "экранизируемость". Да, очень многие книги имеют или получат в будущем достойные адаптации, но какие-то из них имеют столь уникальный слог и столь богатый поток мысли, который настолько трудно передать на экране, что любая подобная попытка повторить такое в кино- и телеформате будет заведомо проигрывать первоисточнику. За это я и люблю эти книги - за их неоднозначную глубокую философию и неповторимость. Но что же насчёт "Убить пересмешника"? Вроде бы простая история с простыми героями и ситуацией не сказать чтоб сравнимой с тем, что было в книгах Оруэлла и Брэдбери. На первый взгляд обычные пару лет из жизни среднестатистической американской семьи. Да и адаптация реально годная у книги есть. Чем это произведение меня так зацепило? Тем, что оно, как и личность одного из главных героев Аттикуса Финча, намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Оригинальная книга, как и одноимённый фильм 1962 года, описывает две несвязанные на первый взгляд, но логически ведущие к одному умозаключению сюжетные линии. Первая - про адвоката провинциального американского городка, которому предстоит защищать чернокожего мужчину (а на дворе, напомню, 30-ые годы прошлого века, самый расцвет расовой нетерпимости), а вторая - про то, как его дети Джимми и Глазастик пытаются выманить из дома их соседа Страшилу Рэдли, чья фигура постепенно обросла разного рода жуткими мифами. Эти истории сюжетно не имеют друг с другом связи и как-то влияют друг на друга лишь под самый конец, но главное не это. Важно то, что обе истории доносят одну важную мысль.
Аттикус Финч воспитывает своих детей один и всегда старается быть для них примером. Если он когда-то сказал им, что врать плохо, то больше не соврёт им и не соврёт другим. Если говорил, что нельзя решать спор кулаками, то не ударит даже того, кто в прямом смысле этого слова плюнет ему в лицо. И если он учил их всегда доводить дело до конца, даже если оно заведомо провально, то он обязательно доведёт его до конца и будет добиваться выигрыша потом. Такой простой, но в то же время благородный герой отличный пример для подражания, который даже занял первое место среди лучших героев в истории кинематографа по версии AFI, обойдя Индиану Джонса и Джеймса Бонда. Но я отвлёкся, ведь главное здесь не сама фигура Аттикуса Финча, а главная мысль, которую тот доносит своим детям и всем читателям, в целом. И его же цитата "Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения" идеально доносит эту мысль. Всё произведение дети сопереживают чернокожему парню по имени Том Робинсон, которого общество презирает. Оно не может и не хочет принимать точку зрения этого человека, потому что их отцы не были такими как Аттикус. Возможно, будь это произведение написано в наши дни, оно бы так и ограничилось мыслью "Расизм - это плохо" и только за это удостоилось бы Пулитцеровской премии, но Харпер Лии пошла дальше этой однобокой морали. Это видно в последних главах книги, в которых наконец-то был задействован тот самый страшила Рэдли и Глазастик, та самая дочь Аттикуса, которая боялась его из-за одних лишь слухов и сплетен, поняла, насколько его образ отличается от всех разговоров о нём. Проще говоря, она стала на место тех присяжных, которые заведомо ненавидели Робинсона из-за предрассудков. Мысль, казалось, простая, но то как она донесена, просто невероятно. Через мысли ребёнка, через те самые слова о безобидных птичках-пересмешниках мы познаём всю простую, но столь важную суть, доносимую писательницей. Из той самой мысли о неприятии точки зрения и её рассмотрении можно понять почти все проблемы современного общества. Не только расизм, но почти все неприятия. Непонимание старшего поколение младшим, травля более одарённых, но нелюдимых одноклассников, фырканье на ворчливого соседа, который в тайне от всех собирает деньги для больных детей, в конце концов, жертвы банальной пропаганды и спекуляций в социальных сетях. "Убить пересмешника" смогла отразить эту глобальную и, к сожалению, вечно актуальную тему, затрагивающую слишком многие слои нашего общества и именно поэтому произведение произвело на меня столь глубокое впечатление. Здесь куда лаконичнее представлены психологические проблемы человека и эти мысли уловить не так просто, как в других подобных произведениях. Но когда ты их улавливаешь, ты понимаешь, насколько это произведение литературы без преувеличения шедеврально. Настолько, что многие, в том числе и я в какой-то степени, так и не смогли научиться мудрым словам Аттикуса.
Но что это я всё про книгу, да про книгу. Что с фильмом то? Так он ничего и не меняет. Оставляет всю ту же мораль и всё такими-же сюжетными линиями. НО... именно это и хорошо. Фильму удаётся поймать ту тонкую психологию, которая пропитывала первоисточник и не просто показать нежелание людей вставать на место другого, а продемонстрировать это глазами детей. Через их наивный взгляд на мир мы видим общество во всей своей красе, как они не хотят себя с ним ассоциировать, считать, что они выше таких предрассудков, но оказаться абсолютно не правыми. Главное достижение фильмов это, конечно, актёры. Редко такое бывает, что ты смотришь экранизацию книги и перед тобой предстают те самые образы во всей красе, Властелин колец Джексона как идеальный пример. И Глазастик, и её брат Джим, и Робинсон и страшила Рэдли выглядят так, как их можно только вообразить из книги. Но конечно, главная находка фильма это Грегори Пек. Выше я написал, что Аттикус Финч занимает первое место среди лучших героев по версии AFI, но они имели ввиду не просто Аттикуса из книги, а конкретное воплощение Пека. И оно понятно, ведь даже Харпер Ли в своё время говорила, что в он настолько вжился в образ, что она увидела в нём своего отца (образ Аттикуса от него очень многое взял по её словам). Соответствие с образами в данном случае имеет почти что ключевое значение, потому что именно через них лучше всего прочувствовать то, чо автор хотел сказать. А уже потом следует обращать внимание на другую важную составляющую - настроение сцен. Да, немаловажную роль в них играет актёрская игра, которая тут, опять-таки, очень хороша, но также едва ли не ключевой составляющей здесь оказывается постановка и умение создателей концентрироваться на нужных деталях и обставлять окружение так, чтобы оно соответствовало эмоциям персонажа. Когда дети проходят мимо дома страшилы, он наверняка должен быть таким же страшным, как это описывалось в книге. Когда демонстрируют судебный процесс, на котором решается судьба Робинсона, вы всегда будете знать, кто из героев что хочет сделать, даже если он не говорит это вслух. Каждый раз, когда я вижу детали в фильме, сразу же возникают страницы из книги, где не просто сухие описания всего подряд, а настоящее погружение во внутренний мир героев. Именно поэтому данную экранизацию можно назвать качественной. Создатели могли ограничиться простым переносом первоисточника без его осмысления, но они смогли полностью уловить суть и сделать нечто действительно выдающееся, достойное оригинала и, в какой-то степени, равное ему.
В 1963 году фильм был одним из главных претендентов на Оскар, а тогда награда давалась действительно выдающимся кинокартинам. Статуэтку в тот год, к сожалению или к счастью, забрал "Лоуренс Аравийский", другой шедевр прошлого, ставший классикой. Это ни разу не плохо, Лоуренс Аравийский в равной степени достоин главной награды, но лично я масштабным эпикам предпочитаю личные истории, чей истинный масштаб скрыт за камерностью героев. И то, что показано в "Убить пересмешника" действительно имело и будет иметь актуальность и 100 лет спустя, ведь люди с трудом усваивают те уроки, которые им даёт кино, особенно если высказывание в фильме не поверхностно, а оно здесь далеко не поверхностно. При всей его простоте не так то легко усвоить такие мысли, ибо слишком многие решения за нас принимает собственное эго. Трудно судить, я сам подвержен такой проблеме и всё ещё не знаю, смогу ли с ней хоть когда-нибудь справится. В такие моменты даже жаль, что мой отец не был таким же, как Аттикус...
"Убить пересмешника" - это прекрасное кино, если не во всех, то очень во многих. Если вы не знаете о существование оригинальной книги, то всё прекрасно поймёте и без неё, а если знаете, то вас должно удивить, насколько это качественная адаптация на первой взгляд простой книги, рассуждающей о главном. Именно таких произведений, воодушевляющих на лучшее будущее, сегодня не хватает. В мире, где кажется уже никто не хочет понимать других, вставать на чьё-то место и порассуждать, действительно ли тот кого ты считаешь плохим на самом деле плохой, а не простой человек, попавший в иные жизненные обстоятельства, в которых может он сам не хотел оказаться...
Рецензия к фильму "Убить пересмешника" от ANAMAZINGMAN
"Почти все люди хорошие когда их в конце концов поймешь" - Аттикус Финч
Автор: ANAMAZINGMAN (всего рецензий: 58, средняя оценка: 9.21)
11.11.2022
Просмотров: 3643
Оценка читателей: 9,17 из 10 (голосов 6)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 3
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 11534
11 ноября 2022, 22:37
| |
![]() 5 ![]() ![]() |
xen04158602 писал(а) 11 ноября 2022, 20:38 Тот момент, когда, чтобы пересмотреть все экранизации классики, прочитанной недавно, нужно год сидеть безвылазно) Я, в какой-то степени, действительно сидел год безвылазно в 2020, поэтому у меня было время прочитать или перечитать если не всё на свете, то уж точно всё, что попалось под руку))) |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27179
11 ноября 2022, 20:38
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Тот момент, когда, чтобы пересмотреть все экранизации классики, прочитанной недавно, нужно год сидеть безвылазно) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Forest gamer (Киноман), постов: 1726
сегодня, 18:15
| |
Тот редкий случай когда не досмотрел фильм. По началу казалось что Стэйтем переквалифицировался в Лиам Ниссона, но ближе к середине фильма уже это превратилось ... [читать далее]
|
Forest gamer (Киноман), постов: 1726
сегодня, 18:11
| |
Рано ушел...
|
![]() сегодня, 17:59
| |
да ну) вдруг выйдет фиговина что вышла с тем фильмом, где был загримированный Кейдж)))
|
![]() сегодня, 17:50
| |
у тебя какое-то извращенное представление о романтике)
|
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27179
сегодня, 17:17
| |
А мне даже в чём-то понравилась эта наглядная экранизация известной поговорки про блюдо. Если бы не было предыстории персонажа Малковича, это вполне ... [читать далее]
|
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27179
сегодня, 16:30
| |
Начало со штурмом тебя, как зрителя, резко бросает с места в карьер. Понимаешь, что внутренние органы так не действуют без особых причин. Но буквально ... [читать далее]
|
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27179
сегодня, 16:10
| |
Шутка далеко зашла)
|
McMuffinn (Критик), постов: 8279
сегодня, 15:41
| |
Это не былы первоапрельская шутка? Я думал они таки собираются снимать продолжение Войну Миров Z
|
McMuffinn (Критик), постов: 8279
сегодня, 15:37
| |
Вал был прекрасным актером! Получается его работа в Топ Ган 2 была прощанием не только с кинематографом, но и с нами. Сколько же у него запоминающихся ... [читать далее]
|
RoBaR (Зритель), постов: 160
сегодня, 14:56
| |
Могли бы и кино снять с Киану Ривзом)
|
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1991 |
Страна: | США |
Жанр: | детектив, драма, криминал, триллер |
Режиссер: | Джонатан Демме |
В главных ролях: | Джоди Фостер, Кейси Леммонс |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.58 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7.06 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
В некоторых эпизодах фильма "Белоснежка" Галь Гадот говорила голосом Скуби-Ду
Знаменитый режиссер снимет фильм для стриминга Netflix
У фильма "Одна битва за другой" возникли проблемы задолго до выхода
Награждения
Наши рекорды
Фильма дивная, Грегори Пек чудесный.