px

Рецензия к фильму "Дюна" от ANAMAZINGMAN

И вроде бы фильм шикарен, но…

У вас бывало такое чувство, что вы вот смотрите фильм и вот вроде во многих аспектах он очень хорош, и визуал шикарный, и актёры на своих местах, и музыка, и антураж, и многое многое другое на приличном уровне, но вот выходите вы из зала кинотеатра, чешите затылок и задаёте себе вопрос: «А он оставил мне хоть какие то незабываемые впечатления? Вернусь ли я к нему ещё хотя бы один раз?»? Так вот, для меня Дюна именно такой фильм. Вроде бы удовольствие от него получил, но вот зацепиться за героев, за историю и за посыл, который он несёт, я так и не смог. Примерно как слушать лекцию пожилого профессора, с которым один раз было приятно поговорить, но потом разговора с ним вообще не вспоминаешь, поскольку не узнал от него ничего нового. А ведь Вильнёв, как раз, автор таких фильмов, к которым хочется возвращаться и смотреть уже с другого ракурса, с иной стороны изучая уже пройденную историю. Но почему Дюна, которая по идее является апофеозом карьеры постановщика, как раз не завлекает на повторное изучение, хотя казалось бы, простора для изучения более чем достаточно?

Итак, в первую очередь, стоит отметить вот что - Вильнёв фанат первоисточника. В отличие от того же Линча, который видно, что снимал фильм чисто ради Синего бархата, Дени подошёл к оригиналу со всей ответственностью. И это видно по каждой сцене - он максимально точно пытается передать каждую деталь, каждый важный элемент фильма. Для него это явно не пустой звук. Но в этом кроется не только достоинства фильма, но и его проблема. Вильнёв так сильно заботится о максимально достоверном переносе первоисточника, что напрочь забывает о своём собственном видении. Он скорее думает о том, чтобы показать, насколько крут оригинал, но не сам фильм. И я не прошу полностью перелопачивать первоисточник, как это сделал Кубрик с Сиянием, но хотелось бы, чтобы такой визионер, как Вильнёв, добавил чего-то своего, сделав экранизацию отдельным от книги произведением. Кто читал мою рецензию на новые Утиные истории знает, что я считаю экранизацию действительно достойной, если она не просто гонится за идеалами оригинала, но и пытается их превзойти. Тот же Властелин колец от Джексона это не просто адаптация книги, это отдельное произведение, создающее новых легенд для своего поколения. Просмотр же Дюны больше схож с опытом просмотра какого нибудь римейка Диснея - ты восторгаешься не самими героями фильма, а уже заранее созданными образами, которые тебе полюбились. Как по мне, именно это главная причина того, почему Дюна навряд ли когда нибудь станет популярна так же, как роман Фрэнка Герберта - фильм заботится лишь о том, чтобы дойти до конечной точки на карте, но он не заходит дальше, чтобы стать смелее предшественников.

Кстати, желание Вильнёва быть верным первоисточнику создаёт другую проблему. Дело в том, что Дюна была написана свыше пол века назад. С тех пор это произведение повлияло на огромное количество фильмов в жанре научная фантастика (начиная от Звёздных войн и заканчивая Футурамой), да и не только в жанре научная фантастика (Игра престолов, например). Большая часть идей Дюны была использована очень во многих произведениях, и половина из них даже начала бесить. И я не клоню к тому, что темы поднятые в романе устарели, они будут актуальны всегда, но вот способ подачи этих идей уже явно не нов. Тема экологии, жадности крупных бизнесменов, колоний и отношений к ним крупных держав, понятий избранного и его предназначения были рассмотрены если не в каждом, то уж точно очень во многих фильмах за всю историю кинематографа. Возможно, тогда подача всех этих тем была свежей и даже креативной, то сейчас этим никого не удивишь. Как говорится, нельзя поразить человека колесом, если автомобиль уже изобретён.

Ладно, фильмы вполне могут не предлагать ничего нового, это нормально. Чересчур мудрить тоже не надо. Но в таких случаях кино должно увлекать своей историей, героями и интересными событиями. 90% фильмов Марвел не предлагают ничего нового, однако обычно они становятся хитами благодаря героям и историям, которые интересны зрителю. И есть ли интересная история и герои в Дюне? Ну вообще то, да. В книге присутствовали колоритные образы, каждый из которых был наделён свойственным ему характером. По ходу сюжета ими можно проникнутся. В фильме тоже присутствуют как минимум интересные герои, которых играют хорошие актёры и которые как минимум могут вызвать симпатию у зрителя. Но кое чего им катастрофически не хватает, чтобы люди говорили «Да, я проникся этим героем, я его запомню!». А именно, хронометража. Знаю, звучит кощунственно, учитывая что фильм итак длится внушительные по современным меркам 2,5 часа, и в рамках подобного промежутка времени создатели сделали сделали всё, что могли. Сам Вильнёв, чувствуется, охотно бы состряпал пятичасовой фильм будь у него власть. Но мне кажется, изначально у такого произведения был выбран неверный формат. Куда более уверено он бы себя чувствовал в формате отдельного сериала, где уж точно бы удалось всё раскрыть. Однако даже для трети всей книги 2,5 часов не хватает, особенно учитывая тот факт, что режиссёр практически дословно у себя изобразил первоисточник. Из-за этого половина интересных персонажей так и не успевает толком раскрыться. Взять хотя бы в пример доктора Юэ, чьё решение координально повлияло на события романа. Однако, там нам подробно описали обстоятельства, при которых Юэ поступил именно так, а не иначе. Именно поэтому персонажа становится по-человечески жаль, для зрителя вырисовывается трагичный образ, которому сопереживаешь. А вот для обоснования действий экранного доктора Юэ выделили… буквально два-три предложения. Адекватная мотивация тут, само собой, присутствует, но её одной не достаточно, чтобы персонаж стал личностью, а не просто функцией для остального сюжета. Тоже самое можно сказать про многих персонажей фильма. Дункан Айдахо харизматичен как и в книге благодаря Момоа, но по всем самым важным моментам пробежались столь быстро, что я даже и не понял, зачем его вообще нужно было вводить (ну помимо пунктика «он был в книге»). Владимир Харконнен вышел колоритным злыднем, но и он появляется лишь для того, чтобы обозначить угрозу для главных героев, и потом пропасть. Лайет Кайнс тоже потеряла часть своей предыстории (мб, потому что она мать одного из героев, её лучше покажут во флэшбеках в сиквеле). Возможно, единственный герой, которого реально раскрыли, не считая, главного героя, так это Леди Джессика. Остальные чисто ради сюжетных функций, которые были в книге. Как бы ни старались актёры, но создать объёмных персонажей им не получилось, да и не могло получится при таком хронометраже.

Но главная проблема фильма, как по мне, заключается в концовке, а точнее в её отсутствии. В смысле, промежуточный итог тут как бы есть, но история не чувствуется завершённой от слова совсем. У многих сразу возникла параллель с Братством кольца, а у кого-то с Хоббитом, но мне кажется целесообразнее сравнить её с первым сезоном Игры престолов. В том сериале тоже так и не показали настоящий эпик, оставив самое вкусное на следующие сезоны и тоже вместо точки была поставлена скорее запятая. Но там в силу хронометража нас успели познакомить с мироустройством и всеми важными законами, заставляя ждать следующие сезоны, держать в интриге. Ну, или ладно, если так нравится сравнение с Властелином колец, то и там тоже смогли в кратце познакомить зрителя с героями и персонажами, помочь зрителям проникнутся ими (к тому же, Братство кольца и в книге имело чёткое логическое окончание, поскольку являлось ОТДЕЛЬНЫМ произведением). Но вот в Дюне толком не успели раскрыть мир Арракиса и других кланов. Да, краткий экскурс был проведён, но этого опять таки, недостаточно, чтобы окунуть в этот самый мир зрителя с головой. От того концовка, где не хватает лишь надписи «To be continued…”, выглядит скорее как издевательство. Казалось, вот вот нам раскроют мир и представят настоящую финальную точку сюжета, и тут «БАЦ!» и начинаются титры, а посмотревший теперь должен ждать года три для того, чтобы это узнать. Чем-то это напоминает СнайдерКат. Вроде бы ждёшь эпика, а в итоге самые эпичные моменты это флэшфорварды к следующему фильму с намёком на то, что «Вот в следующем фильме вы точно увидите желаемое! Мамой клянусь!». Только вот клиффхенгер в таком случае наоборот не работает. Он скорее разозлит. И если уж человек и будет ждать продолжение истории, то с равнодушием, так как нужный момент для показа желаемого эпика уже будет упущен.

В общем и целом, Дюна это ни разу не плохой фильм. Слишком многие элементы в нём хороши, чтобы его таковым считать. Однако, очень по многим причинам Дюне навряд ли суждено стать шедевром, как того хотят фанаты. Ибо шедевры это такие фильмы, к которым хочется возвращаться, после которых хочется из раза в раз испытывать эмоции даже если они будут точно такими же. Такие фильмы за своей формой имеют крепкое содержание. А этот фильм как пирог сделанный из качественной муки с хорошими узорами, но в который забыли добавить начинку. Да ещё рецепт использует каждый второй повар. Если вам так будет удобнее, Дюна это самая стерильная экранизация одного из самых сложных произведений своего времени. Для фанатов, которые готовы сожрать за любое изменение в каноне, это, само собой, плюс. Но для зрителя, который жаждет видеть не просто хорошую картинку, но ещё и расширять свой кругозор благодаря новым идеям, которые ему ещё и донесли полюбившиеся герои, это кино явно не подходит. Оно просто повторяет то же, что и оригинал, только стремительно и не раскрывая главного. Именно поэтому у этого фильма немного шансов запасть в душу зрителя и стать нечто большим, чем просто тенью книги
Автор: ANAMAZINGMAN   (всего рецензий: 55, средняя оценка: 9.19)
19.09.2021
Просмотров: 6042
Оценка читателей: 9,6 из 10 (голосов 10)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 82
darkwhite (Критик), постов: 31657
20 сентября 2021, 8:49
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
Да и если вспомнить НУ ПРОСТО К ПРИМЕРУ Братство кольца там есть Леголас, который говорит И МОЙ ЛУК ТОЖЕ и это всё по моему за один фильм он проронил слово, но при этом актер какую энергию излучает, Но вспомните того же Боромира НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ТАК ПОЙТИ НА МОРДОР, ТАМ ВОЗДУХ ПРОПИТАН ЯДОМ И ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО СЛЕДИТ ЗА ВСЕМ, ВЫ НЕ СПРАВИТЕСЬ, БУДЬ У ВАС 10 ТЫСЯЧ ВОИСК ВАМ НЕ СПРАВИТСЯ, ЭТО ГЛУПО!!!

Я давно не смотрел Братство кольца, но как актер излучал эту свою энергию и как он произнес эти слова это вообще волшебно. Так сказать врезается в память и остается там надолго

Druid (Зритель), постов: 2357
20 сентября 2021, 8:48
Аватарка пользователя Druid
Больше 3 лет на сайте
3
Druid писал(а) 20 сентября 2021, 8:48
Напишы рецензию, не посмотрев фильм)
Жи-ши)

Druid (Зритель), постов: 2357
20 сентября 2021, 8:48
Аватарка пользователя Druid
Больше 3 лет на сайте
3
darkwhite писал(а) 20 сентября 2021, 8:45
Ибо шедевры это такие фильмы, к которым хочется возвращаться, после которых хочется из раза в раз испытывать эмоции ...
Напишы рецензию, не посмотрев фильм)

Druid (Зритель), постов: 2357
20 сентября 2021, 8:47
Аватарка пользователя Druid
Больше 3 лет на сайте
3
Ещё автор говорит, что "Дюна" не станет шедевром. В основе мысль, что это не целостное произведение, а некое введение истории, пролог. И всё же по критерии режиссёрской работы и стиля это, в некотором роде, шедевр. Опять же - кому как

darkwhite (Критик), постов: 31657
20 сентября 2021, 8:45
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
Ибо шедевры это такие фильмы, к которым хочется возвращаться, после которых хочется из раза в раз испытывать эмоции даже если они будут точно такими же

У шедевров есть одна схожесть и это не "испытывать эмоции", точнее это то, но тут надо использовать другие слова. Я же использую - шедевр должен дать просто космическую энергию через экраны к зрителю. Шедевр должен излучать энергию.

Окей там Бегущий по лезвию 2049, там по задумке не должно быть "энергии" потому что везде одна депрессуха, и это вообще фильм одного актера, там нету такого чтобы режиссер за 2,5 часа жонглировал актерским составом. А вот Дюна... если он не может дать зрителям эту самую энергию, зачем он претендует на шедевр?:)


Druid (Зритель), постов: 2357
20 сентября 2021, 8:41
Аватарка пользователя Druid
Больше 3 лет на сайте
3
Ладно, напишу что-нибудь по сути. Автор излагает, что героям не хватет хронометража. Да, в этом что-то есть. Но, наверное, не в хронометраже дело, а в каком-то наполнении, "втором слое", другом лице, с толикой жизненности и бытовизма, шуток за столом

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
20 сентября 2021, 8:34
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Во многом не согласна с изложенными тезисами, но оценивается рецензия, а не моё отношение к её содержанию)

Гордеев Пётр (Критик), постов: 1155
19 сентября 2021, 12:22
Аватарка пользователя Гордеев Пётр
Больше 3 лет на сайте
3
Я сразу как узнал, что фильм будет лишь по куску книги, ждать перестал. Фильм должен рассказывать историю, а не быть вырванной из него частью. Тем, более, что велика вероятность, что окончания мы так и не увидим. В общем, пойду я лучше перечитаю книгу.

FangUber (Киноман), постов: 1417
19 сентября 2021, 11:21
Аватарка пользователя FangUber
Больше 3 лет на сайте
3
ANAMAZINGMAN писал(а) 19 сентября 2021, 11:15
Я не громил фильм. Я просто хотел на примерах показать, что Дюна далеко не идеальная экранизация. У этого фильма ...
Да ладно, с чего оправдываться, разгромил так разгромил, некоторые в таком случае даже аргументы не приводят, плохо и все тут.

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10680
19 сентября 2021, 11:15
Аватарка пользователя ANAMAZINGMAN
Больше 5 лет на сайте
5
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
FangUber писал(а) 19 сентября 2021, 10:49
Автор назвал фильм неплохим, но разгромил по полной)
Меня не сильно напрягало указанное в рецензии.
Я не громил фильм. Я просто хотел на примерах показать, что Дюна далеко не идеальная экранизация. У этого фильма множество проблем, которые большинством не замечают и мне на них хотелось акцентировать внимание

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Black (Админ), постов: 3836
сегодня, 23:09
Black
Да главное, чтобы зритель пошел. А в последнее время комиксы не в почете. Фильм может и хороший будет, даже скорее всего, но кассу ему будет сложно собрать.

Jon Smith (Критик), постов: 3681
сегодня, 22:51
Jon Smith
...нетфликс решил заснять своих "Трансформеров"? Ужассс

Jon Smith (Критик), постов: 3681
сегодня, 22:43
Jon Smith
Это какие-то "Супербобровы" для бедных.

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24084
сегодня, 22:41
Andrey253
Глянул залпом оба сезона. Отличный и довольно вдохновляющий проект. Анимация, работа с персонажами, адаптация комп. игры - очень здорово. Второй сезон ... [читать далее]

Текстолит (Критик), постов: 62421
сегодня, 22:40
Текстолит
Техническая составляющая на отлично, но какова режиссура, сценарий еще предстоит оценить. Лишь бы не было повторения "Сталинграда" Феди Бондарчука

intvindet (Киноакадемик), постов: 13214
сегодня, 22:37
intvindet
С Суперменом все в порядке. У меня хорошее предчувствие. Дэвид Коренсвет в итоге еще и всем полюбившееся версией станет. Нужно время все это прочувствовать, ... [читать далее]

TREADSTONE (Критик), постов: 23856
сегодня, 22:35
TREADSTONE
Ну, тут без Илона Маска не обойтись уже)

xen04158603 (Критик), постов: 25542
сегодня, 22:06
xen04158603
"А под дичь водку не пьют")))

Black (Админ), постов: 3836
сегодня, 22:05
Black
А вы говорите трусы Супермена. Вот она настоящая дичь

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24084
сегодня, 22:04
Andrey253
Джеймс Ганн, забери Пратта обратно



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Анимационный проект студии New Line и Warner Bros.
Награждения
Наши рекорды