На протяжении всей своей истории человечество встретило столько войн, что хватило бы не на одну планету. Уже культовое изречение "Война никогда не меняется" отлично передаёт всю суть непрекращающегося противостояния человечества друг с другом. Меняются места, меняются люди, меняются технологии, меняются методы, меняются обстоятельства, меняется оружие, но война остается лишь войной. В век рассвета кинематографа люди никак не могли обойти столь животрепещущую тему, постоянно воспеваемую с древности не одним именитым поэтом. За плечами и современных авторов уже десятки интереснейших произведений с разной глубиной наполнения. Но пример в виде истории про Рэмбо поистине уникальный и весьма редчайший в своём роде.
Дэвид Моррелл первым же своим писательским дебютом увековечил своё имя в вехах истории литературы. Его роман Первая кровь стал настоящим бестселлером и мгновенно попал в поле зрения продюсеров множества киностудий, надеявшихся на успех и в кино. Первыми ринулись люди из Columbia Pictures, выкупив за 75 тыс. долларов права на экранизацию сразу после выхода романа в 1972 году. Этому во многом поспособствовал Ларри Тернер агент Моррелла. Но данная затея с почти написанным сценарием так и осталась пылиться в столе больших боссов. Следующей студией попытавшейся ухватиться за длинную соломинку стала Warner Bros., переплатив за такую возможность прошлому владельцу практически вдвое. По слухам Роберт Де Ниро и Клинт Иствуд были приглашены к работе над проектом. Но и эта попытка была обречена на провал, как и многие после. Забавно, что каждая студия так и норовила освежить сюжет массой ненужного: сделав либо сильный акцент на шерифе, либо и вовсе заантагонистив всем знакомого Траутмана. Ну, или же придумав нечто в подобном стиле. Но что их объединяло, так это упорство в следовании основному смыслу картины, где Рэмбо всегда представал в качестве слетевшего с катушек злодея, не заслуживающего ни жалости, ни сочувствуя. Сменив ещё не одного владельца и скрипт, проект попал в невероятно талантливые руки двух ныне культовых в среде старпёров и заядлых киноманов людей – Марио Кассара и Эндрю Вайна. Лишь благодаря их напористости и бесконечному энтузиазму, им удалось после множества отказов найти, наконец, пристанище для Рэмбо. В начале 80-ых режиссер Тед Котчефф после небольшой с ними сделки не только вновь, но уже с воодушевлением, возвращается к проекту, он не раз с 1976 года безуспешно пытался его реализовать, но и приглашает уже знаменитого Сильвестра Сталлоне на главную роль. А ведь кого только не прочили на данное место. И уже благодаря совместным усилиям всех этих людей изначальный сценарий, над которым уже успели покорпеть Майкл Козолл и Уильям Сакхеим, кардинально преображается. Из жестокого и кровавого боевика получилась отличная драма о посттравматическом синдроме, адаптации военного к мирной жизни и принятии обществом подобных людей.
Открывающая фильм сцена, на мой взгляд, полна небывалой спокойности и непередаваемого чувства умиротворения. Безмятежно идущий человек на фоне природы и что-то пристально ищущий в её чертогах. И это начало всегда знатно резонировало с тем, что произойдёт по ходу сюжета. Упорно заставляя меня искать сравнения с трансформацией человека на войне, которому не суждено оттуда вернуться прежним. Сюжет расскажет непростую историю о ветеране Вьетнамской войны, оказавшегося в мирной жизни по воле случая и шерифа небольшого городка в затруднительном положении. Личная неприязнь шерифа Тизла и его чрезмерно раздутое эго наполнили тихий и ничем не примечательный городок и его окрестности запахом пороха и раскуроченного металла. Заставив местных жителей с содроганием вспоминать день, когда Джону Рэмбо отказали в просьбе перекусить в их городе.
Сейчас довольно модно ругать экранизации будь то комиксов, книг или манги за отход от первоисточника. И это понятно, мало кто захочет увидеть любимого персонажа с измененным характером, иным полом, цветом кожи или расы. А историю и вовсе перевернутую с ног на голову. Но бывает и так, что люди, ответственные за кино адаптацию, бывают весьма талантливы. И даже из бестселлера литературы путём перекраивания всей истории могут сделать культовое кино. Что как бы доказывает наш случай. Основной идей для Моррелла было не просто продемонстрировать мерзость и ужасы войны, а перенести их на родную для американцев землю, делая особый акцент на том, что война убивает не только людей, но и их души. Может поэтому его роман и блистал на страницах в первую очередь яростью, жестокостью и беспощадностью главного героя. Его нож протыкал без раздумий, а пальцы бесчеловечно жали на спусковой крючок. Книжный Рэмбо даже на гражданке пребывал в состоянии войны и агонии, которое знатно подзадорили местные полицейские и особенно Тизл, впоследствии получив за это массу трупов и кошмар наяву. В фильме же смысловая нагрузка стала совсем иной. В противовес безжалостному убийце нам противопоставляют молчаливого и скромного странника, который никому не желал зла, даже оказавшись всеми брошенным на перепутье. Один против целого мира, отвернувшегося от таких, как он.
Лишь только из-за своего неряшливого вида и военной куртки, Рэмбо становится объектом для пренебрежительного отношения со стороны местного шерифа, который не находит ничего лучше, как задержать Джона за бродяжничество, сопротивление полиции, наличия огромного тесака, а также перехода моста в обратную сторону. На первый взгляд, можно понять, что Тизлу не нужны неприятности в виде Джона. Он, как бывший солдат и ветеран, чует в нём дух бунтаря, дух ещё непогасшего после войны внутреннего пламени, но делает это настолько мерзко и отвратно, что тут же заслуживает звание главного засранца города Хоуп, сразу после своего заместителя, того ещё отморозка. Надежды тут искать, явно не стоит. Всё это, впрочем, лежит в основе и книги, ровно до момента в полицейском участке, с которого в романе и начинается кровавое пиршество на страницах. Зрителю фильма же доведётся понаблюдать за совсем иным зрелищем.
Довольно интересным фактом является то, что именно Сильвестр сел во главе переработки сценария. Это было одно из его главных условий, если не считать внушительный гонорар. Ему абсолютно не хотелось видеть Рэмбо настолько озлобленным и безжалостным, что и заставило пересмотреть характер своего персонажа, окончательно сотворив из него истинного героя. Тем самым Сильвестр заслуженно наградил себя ещё одной отменно сыгранной драматической ролью на большом экране. В то время как Тизлу была отведена роль явного мерзавца, правда, с не совсем выраженной и полностью понятной каждому зрителю мотивацией. И мануфактура Брайна Деннехи была как нельзя кстати. Данный шаг перевернул тем самым слегка закрученный замысел их развития и противостояния в книги. Но даже этого оказалось недостаточно потому, как первый монтаж фильма и в особенности его финал привели к множеству серьёзных разногласий. Основной спор возник между Сталлоне и Вайна, который был непреклонен и считал, что смерть – это единственный выход для изнеможённого душевными травмами героя, но актер думал иначе. Режиссер Тед Котчнефф разрешил ситуацию по своему, сняв два разных финала, тестовый показ которых и доказал абсолютную правоту Сильвестра. С его доводами согласились и при монтаже картины, основательно переработав изначальный материал. Свой ощутимый вклад в эту работу внесли и продюсеры, которым просто необходимо было улучшить картину для международного проката. Ведь её провал мог полностью уничтожить карьеры, а заодно и компанию Кассара и Вайна, поставив под угрозы даже их жизни. Отчего главный герой потерял многословность, крупные планы и множество длинных реплик, превратившись в того самого молчаливого странника и человека действия.
Кстати об этом, отойдя от изначально заложенного сюжетом кровопролития, история не стала отказываться от экшена на экране. Лента так и пестрит автоматными очередями, пулемётными гулами, ракетными вздохами, а также гранатными серенадами. Но при всём этом старательно относится к человеческой жизни. В подобных фильмах данное явление встречается крайне редко, если вообще встречается. Всего один единственный труп за весь фильм, и тот может забрать на свой счет пилот вертолёта. И всё это благодаря всем названным выше людям, старательно подошедшим к своей работе над фильмом. Но подобное пустое расточительство припасов в будущих сиквелах полностью сведётся на нет. И самым печальным фактом в этом окажется то, что вина целиком и полностью будет на том, кто изначально пытался приблизить историю своего героя скорее к драме личности, чем кровавому боевику.
История Джона Рэмбо и его характер методично раскрываются для зрителя по ходу сюжета. Авторы по крупицам разбросают множество драматичных деталей о планах и поисках ветерана войны, что заставит проникнуться к герою с большею силой. Его мирная жизнь схожа с освобождением узника после нескольких десятилетий за решеткой. Но в этом случае не он чувствует себя чужаком, а таковым Джона скорее считает общество и даже сама страна. Его патлатый вид и флаг на военной куртке лишь отпугивает и настораживает окружающих – его образ, образ возможных проблем. И данная настороженность была отнюдь неспроста, ведь в головах жителей всё ещё усиленно крутились яркие воспоминания об антивоенных протестах и их последствиях. Общество было всколыхнуто данным событием и во многом поддалось нажиму, заставив практически презирать людей, вернувшихся после войны. Невзирая на их заслуги и то, чем они на ней занимались на самом деле.
В подобном антураже и происходит львиная доля сюжета. Рэмбо возвращается отнюдь не в то место, которое он когда-то называл своим домом. За 7 лет, проведенных во Вьетнаме, бок о бок со своими товарищами, ставших настоящей семьёй, он лишился права на обратный билет. Может поэтому на тестовых показах зритель был настолько гневно раздосадован увиденным книжным финалом, где Джона убивает дядя Сэм, в смысле, Траутман, лишив после всего случившегося Рэмбо ещё и жизни. Ведь до него зритель то и дело с настороженностью наблюдал за тем, как это пытались провернуть многие, местами устав от бездействий солдата. Были и мерзкие полицейские, чьи методы сродни вьетконговцам, когда-то пытавших Джона в плену. И обычные местные добровольцы, этакие дурачки, взявшие с собой ещё и своих детей против ветерана войны. И даже целая национальная гвардия, представшая на экране образцом нелепости и неопытности. Но наперевес с огромным арсеналом оружия, из которого они хотя бы умеют стрелять. Просто гигантская серая масса, бездумно ринувшаяся на охоту за одним человеком. Но кто на кого там на самом деле охотился?
Сцена, где Рэмбо преследуют в лесу до входа в шахты, в красках демонстрирует его преследователей, как стаю диких животных, упивающихся и наслаждающихся предоставленной им охотой. Ровно до того момента, когда все они понимают, что у Джона припасен автомат и он умеет им отлично пользоваться. В этот момент ко всей этой одичалой толпе возвращается ясность ума и осознание реальной угрозы, которая нависла над ними. Тогда-то можно заметить, как радость и ажиотаж погони в мгновение оборачивается паническим страхом, который многим из добровольцев ополчения не даёт поднять даже головы из укрытия. А это ведь был лишь огонь на подавление. После таких моментов возникает стойкое желание длительно подискутировать и задаться вопросом. А правильно ли поступили авторы, сделав настолько брутальным, но до ужаса сердобольным закаленного боями и пытками зеленого берета с таким то к себе отношением, решившего переступить черту лишь к финалу? И только полковник Сэмюель Траутман в великолепном исполнении Ричарда Кренна вызывает при первом просмотре массу противоречивых эмоций. Он спокоен, суров и решителен. Говоря загадками, он вместе с тем дарит зрителю толику здравых размышлений обо всём происходящем вокруг, заставляя шевелиться даже извилины. Что в сцене его душещипательного разговора с Джоном по рации, что в финальном очерке от Рэмбо, где эмоции главного героя и его отношение ко всему выплескиваются через край на зрителя.
"Рэмбо: Первая кровь" – это настоящее культурное явление своего времени, а впрочем, и нашего. Ведь минуло практически четыре десятилетия, а фильм всё также с великолепием и актуальностью смотрит в завтрашний день. Картина резонно заостряет внимание на том, как из людей, подобных Джону, делают смертельные машины для убийств, способных обращаться с любым видом оружия и управлять техникой за миллионы долларов. Но за ненадобностью тут же выкидывают, словно мусор, искалеченных войною оболочки, презрительно забывая об их существовании. Война продолжается для них даже после своего завершения. Здесь хотелось бы придумать множество умных слов и фраз, достойных для завершения своей работы. Но всё с одинаковой прозаичностью превращается в пафосную лабуду, подобную той, что мы с постоянством слышим от нашей власти. Поэтому остается лишь только наивно надеется, как и Джону, что подобная практика вместе с войной со временем исчезнет, превратившись в страшные сказки из далёкого прошлого.
Год выхода: | 1982 |
Жанр: | боевик, драма, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Рэмбо: Первая кровь" от Maiki
Война не закаляет характер, война лишает человека души
Просмотров: 2610
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 30
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10405
10 декабря 2020, 17:33
| |
5 |
Неплохая реца |
Angelina (Критик), постов: 17852
10 декабря 2020, 17:11
| |
11 |
"война лишает человека души" - полностью согласна. Война калечит всё - кто не погиб и не ранен - всё равно пострадал. И уже не будет прежним. Все остаются там, на поле боя (в разной степени). |
Angelina (Критик), постов: 17852
10 декабря 2020, 17:08
| |
11 |
Вот это постарался. Спасибо, Майки:) |
John23 (Критик), постов: 26472
10 декабря 2020, 13:09
| |
7 |
"Но за ненадобностью тут же выкидывают, словно мусор" - Так-то вроде по законам США, за свои заслуги на войне, Джон должен был получать ежемесячные выплаты. |
John23 (Критик), постов: 26472
10 декабря 2020, 12:59
| |
7 |
"под угрозы жизни Кассара и Вайна" - Чего? Вот тут бы хотелось поподробней. |
John23 (Критик), постов: 26472
10 декабря 2020, 12:55
| |
7 |
"Мотивация Тизла не совсем понятна" - вот это ощутимый минус фильма для меня. В оригинале, как слышал, одна из причин почему Тизл не взлюбил Рэмбо, это то что Рэмбо участник вьетнамской войны, а Тизл корейской - типа корейская война прошла для американцев "не замеченной", а вот с вьетнамской всё наоборот и Тизла это бесило. |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22302
10 декабря 2020, 12:51
| |
11 |
Шикарно, спасибо!👍 |
John23 (Критик), постов: 26472
10 декабря 2020, 12:36
| |
7 |
"а также перехода моста в обратную сторону." - Рэмбо тоже "умник"; мог бы подождать пока шериф подальше отъедет и потом развернуться, но зачем ждать, лучше на рожон лезть:) |
John23 (Критик), постов: 26472
10 декабря 2020, 12:33
| |
7 |
John23 писал(а) 10 декабря 2020, 12:28 "адаптации военного к мирной жизни" - Если бы Рэмбо в полицейском участке попытался поговорить с полицейскими, ... "молчаливого Рэмбо" - :) Вот про это я и написал:) |
John23 (Критик), постов: 26472
10 декабря 2020, 12:28
| |
7 |
"адаптации военного к мирной жизни" - Если бы Рэмбо в полицейском участке попытался поговорить с полицейскими, сказал бы им о своих боевых наградах, то и проблем дальнейших возможно можно было избежать. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Kent S (Киноакадемик), постов: 34757
сегодня, 22:35
| |
Забавно но не более.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 34757
сегодня, 22:33
| |
Тут я.
Это не то. Я говорил про первые 2 фильма. А не что то из этой серии. Так что ничего не выполнено. Жду когда ты посмотришь именно 1 и 2 фильм. Я ... [читать далее] |
xen04158603 (Критик), постов: 25156
сегодня, 22:28
| |
А что у нас "не совсем славянское", святки на Ярила, которое нам буквально построчно показали в "Солнцестоянии"?)
|
танос (Киноман), постов: 1602
сегодня, 22:21
| |
чо, Иван Купала, вполне себе )
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8251
сегодня, 22:18
| |
Сразу вспоминается фраза "Итак, о чем этот фильм. Да ни о чем")
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8251
сегодня, 22:16
| |
Странно. А мне вполне понятно почему Оби-Ван произнес эту фразу. Если много лет жить в одиночестве, под вымышленным именем. Вполне естественно, что отвыкаешь ... [читать далее]
|
Ёпрcт (Зритель), постов: 593
сегодня, 22:09
| |
Ну не совсем славянских)))
|
танос (Киноман), постов: 1602
сегодня, 21:52
| |
а как его назвать?
|
xen04158603 (Критик), постов: 25156
сегодня, 21:41
| |
Переформатировать скорее. У славян тоже достаточно "жутких" праздников.
|
xen04158603 (Критик), постов: 25156
сегодня, 21:39
| |
У меня "кот в мешке"))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
Реклама
1 | Меч короля | 8.28 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.13 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Конец Славы | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
"Сокровища нации", "Кошмар на улице Вязов" и другие лучшие фильмы ноября
Фильм студии Warner Bros.
Зрители увидят эпизоды сериала с большим перерывом
Награждения
Наши рекорды