Рецензия к фильму "Джокер" от Constance

Некоторые заметки о Джокере

Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
06.10.2019
Просмотров: 4571
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 129
Сейчас на сайтеЛетописец (Критик), постов: 63736
7 октября 2019, 18:42
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:36
Я не про мимикрию говорю, а про психологию))
Не юли)Алекс тебя хорошо уколол))

Holt (Киноман), постов: 6216
7 октября 2019, 18:42
Аватарка пользователя Holt
Больше 5 лет на сайте
5
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:36
Я не про мимикрию говорю, а про психологию))
Говори без мимикрии, ато )

George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 18:42
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:36
Я не про мимикрию говорю, а про психологию))
А в шоу Мюррея? Он был абсолютно один против всех, да еще под камерами. Как-то слишком отчаянно себя вел этот трус несчастный. Под диван не прятался.

Holt (Киноман), постов: 6216
7 октября 2019, 18:40
Аватарка пользователя Holt
Больше 5 лет на сайте
5
George писал(а) 7 октября 2019, 18:27
Хорошо - кому как. Для кого-то пустота, для кого-то нет.
Пинать никого не кроме себя - тф чЁ?

George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 18:39
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:35
Опять двадцать пять. Где я про рукопашную борьбу упоминала? И где один на один?
Прости, что я как бы наступаю на ...
Ты написала, что он не прячется в толпе. Я и спрашиваю, а когда он выходил один в чистом поле с открытым забралом, а не появлялся в ночи из-за угла с поясом смертника, чтобы не напали на него?!
Или что ты имела в виду насчет толпы?


Constance (Киноакадемик), постов: 17245
7 октября 2019, 18:36
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
AleX писал(а) 7 октября 2019, 18:25
Во время покушения на мэра в Тёмном рыцаре он как раз слился с толпой полицейских)))
Я не про мимикрию говорю, а про психологию))

Constance (Киноакадемик), постов: 17245
7 октября 2019, 18:35
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 7 октября 2019, 18:25
А когда Джокер выходил один на один, не держа в рукаве козырь в виде заложников или заминированного здания?
Что-то ...
Опять двадцать пять. Где я про рукопашную борьбу упоминала? И где один на один?
Прости, что я как бы наступаю на твой личный гармоничный образ Джокера-Феникса. Как бы. На самом деле уверена, что это никак не портит твоего удовольствия и не нарушает равновесия))

Сейчас на сайтеЛетописец (Критик), постов: 63736
7 октября 2019, 18:30
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:22
Маска есть. А за ней пустота - там нет никого.
А за ней непреодолимый стимул всех наказать)))

George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 18:27
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:22
Маска есть. А за ней пустота - там нет никого.
Хорошо - кому как. Для кого-то пустота, для кого-то нет.

George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 18:25
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 октября 2019, 18:20
Во что превратился? В ряженого? Он трус несчастный, который при первой же возможности сливается с толпой, пинавшей ...
А когда Джокер выходил один на один, не держа в рукаве козырь в виде заложников или заминированного здания?
Что-то я не припомню его рукопашной борьбы?!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



MySpace (Киноман), постов: 1270
сегодня, 11:37
MySpace
Ну там та продюсерская машина , большинство режиссёров просто чтоб были . Надо чтоб продюссер и режиссер были на одной волне , вот тот же тандем Круза ... [читать далее]

TREADSTONE (Критик), постов: 24236
сегодня, 11:35
TREADSTONE
Это вот хорошо, главное, чтобы в итоге его как то оправдали и он снова начал рабоать на копов)

Летописец (Критик), постов: 63736
сегодня, 11:34
Летописец
Тогда уж Лучше тандем Лошаны и Редмейна подавайте)))))))

Летописец (Критик), постов: 63736
сегодня, 11:31
Летописец
был бы тут Космо Джарвис в Птице в место Эджертона на подобии роли Джона Блэкторна, был бы Кааааайййййфффф))

Летописец (Критик), постов: 63736
сегодня, 11:22
Летописец
опять эта парочка штурмует интернет)Надо обоих отправить на необитаемый остров, пусть научатся дружить с друг другом, а там видно будет)

а тут чето ... [читать далее]

Fox Mulder (Критик), постов: 2046
сегодня, 11:21
Fox Mulder
Угу, особенно в Игре престолов, Форсаже и Майнкрафте)

DarkKnight77 (Критик), постов: 10886
сегодня, 11:10
DarkKnight77
Успех Марвел закончился и без Бена

drakula (Критик), постов: 31354
сегодня, 10:53
drakula
важны в плане определение мотивов. Из а чего случился то что случился. Если бы фильм провалился возможно и конфликт не был бы таким долгоиграющим. Балдони ... [читать далее]

drakula (Критик), постов: 31354
сегодня, 10:47
drakula
ну понятно что в таких больших франшизах, режиссеры это лишь наемные рабочие не выше чем ассистенты. Они когда туда идут изначально согласны на эту роль. ... [читать далее]

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7501
сегодня, 10:01
Dienn
Да какая кому разница про первоначальный замысел Бальдони вообще. Какие-то дискуссии имели бы смысл, если бы фильм из-за вмешательства Блейк по итогу ... [читать далее]



Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Кавалькада
Год выхода: 1933
Страна: США
Жанр:военный, драма, мелодрама
Режиссер:Фрэнк Ллойд
В главных ролях:Лоуренс Грант, Диана Виньяр
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Объявлен взрослый актерский состав сериала о Гарри Поттере
Владельцы кинотеатров несут серьезные убытки из-за неуравновешенных зрителей
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин
Награждения
Наши рекорды