Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Год выхода: | 2019 |
Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4572
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
Constance (Киноакадемик), постов: 17245
8 октября 2019, 11:01
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Похоже, Джордж прав и пора писать еще одну рецензию.
Но пока еще раз об изначальной идее архетипа Джокера. Джокер - король хаоса. Люди для него муравейник, в который он сует прутик, чтобы полюбоваться как все приходит в движение. Муравейник ненавидит этот прутик, неважно, в чьих руках он находится, и ненавидит насилие. Джокер Филлипса король отверженных. Король не потому что лидер, а потому что череда обстоятельств вынесла его как щепку на всеобщее обозрение. Толпа подхватила эту щепку на руки как символ раскрепощения, который больше похож на оправдание собственного беспутства, и в его лице поклоняется насилию. Конец. Конец идеи. Конец Джокера. Конец игры, "веселья" и черного юмора. |
123456789 (Критик), постов: 14536
7 октября 2019, 22:01
| |
![]() 14 ![]() |
Steve Austin писал(а) 7 октября 2019, 20:36 Не знаю, спойлеры или не совсем. Я, кстати, по-другому эту сцену видел. Мне с репетиции дома на диване казалось, что ... теже мысли. только самоубийство не ради шутки, а в качестве пощечины Мюррею |
123456789 (Критик), постов: 14536
7 октября 2019, 21:56
| |
![]() 14 ![]() |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 21:42 ну так поэтому великолепный фильм где следишь за всем процессом) ну так за "джокером" тоже следишь, просто эмоции не получаешь. суть ясна. эмоций нет. (во всяком случае у меня во время просмотра) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26575
7 октября 2019, 21:49
| |
![]() 15 ![]() ![]() ![]() |
Steve Austin писал(а) 7 октября 2019, 20:36 Не знаю, спойлеры или не совсем. Я, кстати, по-другому эту сцену видел. Мне с репетиции дома на диване казалось, что ... Подписываюсь |
darkwhite (Критик), постов: 31778
7 октября 2019, 21:42
| |
![]() 13 |
123456789 писал(а) 7 октября 2019, 21:35 настолько грязь может сначала повеселить, а потом расчувствовать ну так поэтому великолепный фильм где следишь за всем процессом) |
123456789 (Критик), постов: 14536
7 октября 2019, 21:35
| |
![]() 14 ![]() |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 21:31 А где комедия в Джокере?:)) Феникс три раза повторил что он думал что его жизнь это комедия а не трагедия)) Настолько ... настолько грязь может сначала повеселить, а потом расчувствовать |
darkwhite (Критик), постов: 31778
7 октября 2019, 21:31
| |
![]() 13 |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 20:56 "Правила для всех одни" Концовка - взрыв эмоций) Он хоть кому то помог) |
darkwhite (Критик), постов: 31778
7 октября 2019, 21:31
| |
![]() 13 |
123456789 писал(а) 7 октября 2019, 21:18 вот кстати точно. в "грязи" более болезненней выглядит герой. и ты это ощущаешь. в отличие от "джокера". ... А где комедия в Джокере?:)) Феникс три раза повторил что он думал что его жизнь это комедия а не трагедия)) Настолько сценарий пустой на содержания?:))) |
123456789 (Критик), постов: 14536
7 октября 2019, 21:18
| |
![]() 14 ![]() |
Constance писал(а) 7 октября 2019, 20:53 Вот бегом и еще быстрее! Это кайф полный. МакЭвой фору даст Фениксу одним движением мизинца)) вот кстати точно. в "грязи" более болезненней выглядит герой. и ты это ощущаешь. в отличие от "джокера". и "грязь " демонстирует данное с середины ленты, так как до середины лента имеет другую тональность- полукомедийную! |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Bacujo (Новичок), постов: 13
сегодня, 16:12
| |
"Филадельфию" туда же?
|
Летописец (Критик), постов: 63741
сегодня, 16:02
| |
Есть один проект, где вначале него два пацана наслаждаются мирным небом над головой. Потом идет жуткий звук приближающихся истребителей. Два пацана, ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 76511
сегодня, 15:59
| |
Вот оно чо, Михалыч:))
|
Летописец (Критик), постов: 63741
сегодня, 15:46
| |
Никогда не любил ходить в кино с газировкой и поп-корном, и тут без разницы какой жанр
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7502
сегодня, 15:43
| |
Я думаю Алекс имеет в виду, что такие фильмы нет большого резона смотреть именно в кинотеатре
|
![]() сегодня, 15:40
| |
Фильм о преступлениях нацистов в годы войны и не должен быть комфортным для просмотра. Это не то кино, которое нужно смотреть с газировкой и ведром поп-корна, ... [читать далее]
|
AleX (Критик), постов: 9885
сегодня, 14:58
| |
Тяжело такие фильмы в кинотеатре смотреть. На домашнем просмотре от звука работающего крематория в течении всего фильма было реально не по себе. А на ... [читать далее]
|
drakula (Критик), постов: 31355
сегодня, 14:39
| |
0 дипломатии, вот и последствия- обе чуть ли не на пенсии теперь
|
grifon2040 (Зритель), постов: 3252
сегодня, 14:06
| |
Да это очевидно было с самого начало,всегда подобные тёрки ,это борьба за власть и жажда наживы
|
S3S (Критик), постов: 13428
сегодня, 13:55
| |
жду, хоть и не до конца понимаю)
|
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1979 |
Страна: | США |
Жанр: | драма |
Режиссер: | Роберт Бентон |
В главных ролях: | Дастин Хоффман, Мэрил Стрип |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Мелочи жизни | 7.8 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Мертвые не причиняют боли | 7.33 |
1 | Кончится лето | 8.5 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
4 | Огниво | 7 |
5 | Финист. Первый богатырь | 7 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Объявлен взрослый актерский состав сериала о Гарри Поттере
Владельцы кинотеатров несут серьезные убытки из-за неуравновешенных зрителей
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин
Награждения
Наши рекорды
Но пока еще раз об изначальной идее архетипа Джокера. Джокер ...