Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Год выхода: | 2019 |
Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4573
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
![]() 7 октября 2019, 10:54
| |
![]() ![]() 12 ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:51 Вместо Харли, я бы выделил связь Джокера с Готэмом. У Филиппса сам город породил этого "героя", у Нолана он ... Констанс вернётся и ответит всем;) |
George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 10:51
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Вместо Харли, я бы выделил связь Джокера с Готэмом. У Филиппса сам город породил этого "героя", у Нолана он к нему не имеет никакого отношения. Видно, что это пришлый человек. Кто поверит, что он родился этом городе?! |
George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 10:48
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 10:26 Разве Джокер умеет любить и сочувствовать?)) Это я спрашиваю. |
Holt (Киноман), постов: 6216
7 октября 2019, 10:26
| |
![]() 5 |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:13 Стильный джентельмен и мачо, соблазняющий Харли, - это ты точно про Леджера, а не Лето?? Кто эту связь держал в голове ... Это про то, как желание изучать материал губит франшизу ) |
darkwhite (Критик), постов: 31778
7 октября 2019, 10:26
| |
![]() 13 |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:13 Стильный джентельмен и мачо, соблазняющий Харли, - это ты точно про Леджера, а не Лето?? Кто эту связь держал в голове ... Разве Джокер умеет любить и сочувствовать?)) |
George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 10:13
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Стильный джентельмен и мачо, соблазняющий Харли, - это ты точно про Леджера, а не Лето?? Кто эту связь держал в голове во время просмотра Темного рыцаря? Дьяволу во плоти, человеку без прошлого, романтическая линия совсем не идёт. Какие чувства могут быть у злодея, у которого пульс никогда не учащается?! Поэтому у Нолана ничего подобного и не было, ни в кадре, ни за кадром. Это все было у клубного стиляшки в исполнении Лето. Наверно с ним перепутала?!) |
![]() 7 октября 2019, 6:54
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Сколько точек зрения, интересно!;) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17245
7 октября 2019, 0:16
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Mr Ma писал(а) 7 октября 2019, 0:04 В деградирующих людях всегда пустота. Нет мыслительного процесса, одно слепое повиновение спонтанным эмоциям ... "Друг" 1987 |
Constance (Киноакадемик), постов: 17245
7 октября 2019, 0:13
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Mr Ma писал(а) 7 октября 2019, 0:12 Согласен. Я полагаю еще правильный Джокер должен считать себя злодеем, разрушающим этот неправильный мир. А у ... Повезло Скорсезе))) |
Mr Ma (Критик), постов: 8793
7 октября 2019, 0:12
| |
![]() 13 ![]() |
Constance писал(а) 7 октября 2019, 0:09 Ключевые слова "вслед за всеми"! Он рад при первой же возможности раствориться и присоединиться.
А "правильный" ... Согласен. Я полагаю еще правильный Джокер должен считать себя злодеем, разрушающим этот неправильный мир. А у Феникса он постоянно считает себя хорошим героем помогающим миру. В общем все намешано как в итальянской пицце. Но фильм мне открыл глаза на Скорсезе |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 17:43
| |
От чего же, просто на такие фильмы нужно ходить подготовленными.
|
![]() сегодня, 17:41
| |
Я помню когда ходил на Страсти Христовы, тоже многие были с попкорном,чипсами и газировкой, и зал был полный. Но когда шел фильм я не слышал ни одного ... [читать далее]
|
Ольга5 (Новичок), постов: 1
сегодня, 17:08
| |
Недавно посмотрела фильм "Оппенгеймер", и, честно говоря, до сих пор под впечатлением. Кристофер Нолан снова превзошёл сам себя — невероятная атмосфера, ... [читать далее]
|
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1155
сегодня, 16:45
| |
Да, я тоже так не делаю. Но, когда прихожу в кинотеатр, то вижу людей жующих поп-корн и хрустящих чипсами сплошь и рядом. Причём, не зависимо от того, какого ... [читать далее]
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8796
сегодня, 16:34
| |
Ну это он от скуки снялся) Просто кончились карманные деньги)
|
Bacujo (Новичок), постов: 13
сегодня, 16:12
| |
"Филадельфию" туда же?
|
Летописец (Критик), постов: 63741
сегодня, 16:02
| |
Есть один проект, где вначале него два пацана наслаждаются мирным небом над головой. Потом идет жуткий звук приближающихся истребителей. Два пацана, ... [читать далее]
|
![]() сегодня, 15:59
| |
Вот оно чо, Михалыч:))
|
Летописец (Критик), постов: 63741
сегодня, 15:46
| |
Никогда не любил ходить в кино с газировкой и поп-корном, и тут без разницы какой жанр
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7502
сегодня, 15:43
| |
Я думаю Алекс имеет в виду, что такие фильмы нет большого резона смотреть именно в кинотеатре
|
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1973 |
Страна: | США |
Жанр: | драма, комедия, криминал |
Режиссер: | Джордж Рой Хилл |
В главных ролях: | Пол Ньюман, Роберт Редфорд |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Мелочи жизни | 7.8 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Мертвые не причиняют боли | 7.33 |
1 | Кончится лето | 8.5 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
4 | Огниво | 7 |
5 | Финист. Первый богатырь | 7 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Объявлен взрослый актерский состав сериала о Гарри Поттере
Владельцы кинотеатров несут серьезные убытки из-за неуравновешенных зрителей
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин
Награждения
Наши рекорды