px

Рецензия к фильму "Джокер" от Constance

Некоторые заметки о Джокере

Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
06.10.2019
Просмотров: 4424
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 129
George (Киноакадемик), постов: 10575
7 октября 2019, 11:12
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ...
В смысле что-то вроде Грязи. Что бы Джокер также закончил, как и герой МакЭвоя? Хорошенькая предыстория получилась бы)) Там же вся суть этого фильма, чтобы героя завести в тупиковое состояние, из которого только один выход. Как бы он потом боролся с Бэтменом, с Готэмом?
Грязь совершенно о другом.

darkwhite (Критик), постов: 31719
7 октября 2019, 11:10
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ...
Зато мы лицезрели каким был бы Джокер Джареда Лето в полный метр)) Серьезно весь фильм только он на ум приходил. Зачем выбрали настолько отбитый образ, что зритель с ним ассоциировался. Это же опасно такое снимать в массы.

Stefa (Киноакадемик), постов: 22388
7 октября 2019, 11:09
Аватарка пользователя Stefa
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ...
Следующий вариант психа будет таким, возможно!;)

Andrew (Главный редактор), постов: 75639
7 октября 2019, 11:08
Аватарка пользователя Andrew
Спасибо. Фильм, конечно, слабый. Феникс - прекрасен в любой роли:)

TREADSTONE (Критик), постов: 23983
7 октября 2019, 11:07
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 10:59
Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная ...
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. У Филлипса много, что раскрыто поверхностно. По окончанию сеанса вспоминается только сцена на шоу и раздражающим смех Артура.


Stefa (Киноакадемик), постов: 22388
7 октября 2019, 11:06
Аватарка пользователя Stefa
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 7 октября 2019, 10:59
Еще одной рецензией)
Я только за, редко какой фильм вызывает такие споры, а значит простым его точно назвать нельзя!;)

George (Киноакадемик), постов: 10575
7 октября 2019, 11:03
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57
Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ...
Общество превратило его в убийцу. Это же во всем выражалось - от власти в лице Уэйна до его коллег по работе, которые шутки ради пистолет ему дарят, зная что ему нельзя его носить. Закомплексованная тряпка была в начале, в лице Артура Флека. Джокер в конце уже никакого не имел к нему отношения. Это преображение человека в другое совершенно существо.

darkwhite (Критик), постов: 31719
7 октября 2019, 10:59
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57
Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ...
Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная трагикомедия

George (Киноакадемик), постов: 10575
7 октября 2019, 10:59
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Stefa писал(а) 7 октября 2019, 10:54
Констанс вернётся и ответит всем;)
Еще одной рецензией)

TREADSTONE (Критик), постов: 23983
7 октября 2019, 10:57
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 7 октября 2019, 10:51
Вместо Харли, я бы выделил связь Джокера с Готэмом. У Филиппса сам город породил этого "героя", у Нолана он ...
Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения проблем. Он просто закомплексованная тряпка, которая слишком себя жалела.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

MALOT (Новичок), постов: 6
сегодня, 3:25
MALOT
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ГИГАНТЫ ЕСТЬ В ЕВРОПЕ ИХ ТОЖЕ НАДО ОГРАНИЧИТЬ ? Я УВАЖАЮ ЭТИХ ПРЕКРАСНЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ И В ОБЩЕ ЗАПАДНЫХ ЛЮДЕЙ НО ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ТРАМПА У ... [читать далее]

MALOT (Новичок), постов: 6
сегодня, 3:22
MALOT
РОССИЯ ТО ТУТ ПРИЧЕМ ? У РОССИИ ГИГАНТОВ НЕТ ОДНИ ЛИЛИПУТЫ СКОПИРОВАННЫЕ ! А ЭТИ ЕВРОПЕЙСКИЕ КИНЕМАТОГРОФИСТЫ ЯВНО СПЯТЕЛИ ВЕЛИЧАЙШИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ... [читать далее]

MALOT (Новичок), постов: 6
сегодня, 3:18
MALOT
УТОПИЧЕСКИЙ БРЕД ИЛОНА МАСКА И ИЖЕ С НИМ НЕВОЗМОЖНО ОГРАНИЧИТЬ И ИМЕННО ОНИ ПОМАГАЮТ ИСТИННОЙ ДЕМОКРАТИИ А ЕВРОПЕЙСКИЕ КИНЕМАТОГРОФИСТЫ ЯВНО ПЕРЕГРЕЛИСЬ ... [читать далее]

yrenson (Киноакадемик), постов: 8467
сегодня, 1:28
yrenson
Сколько лет Уилл ходит с этой причёской?

Constance (Киноакадемик), постов: 17113
сегодня, 1:25
Constance
Дивная драмеди по пьесе Володина, пропитанная чеховскими настроениями и мотивами. Очень живой "портрет в интерьере", кусочек жизни как она есть. ... [читать далее]

Ёmoё (Зритель), постов: 285
сегодня, 1:19
Ёmoё
Какую твою Любовь?))) Почку не смотрел, Бывших не смотрел! Какая такая любоФ?)))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26301
сегодня, 1:13
brune
Она может где-то еще хороша, она мне внешне нравится. Но тут какая-то офца прям...но если, конечно, вам нравятся девушки, которые проговаривают с вами каждый ... [читать далее]

Fox Mulder (Критик), постов: 1968
сегодня, 0:27
Fox Mulder
Легкий, неторопливый и душевный фильм про чилового деда. Без особой драмы и вотэтоповоротов, иногда хочется посмотреть что-то подобное.

xen04158603 (Критик), постов: 26313
сегодня, 0:25
xen04158603
Ну ладно вам, не наезжайте на мою Любовь))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26301
сегодня, 0:21
brune
Окэ... из плюсов: работа художника-постановщика, драки и Жизневский - роль как влитая, риал суперхироу. А, еще напарник его гуд. Жутко бесила героиня Аксеновой, ... [читать далее]



Фильм месяца
Постер к фильму Микки 17
Дата выхода: 31 января 2025
Страна: США
Жанр:комедия, приключения, фантастика, фэнтези
Режиссер:Пон Джун-хо
В главных ролях:Роберт Паттинсон, Марк Руффало
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Студия Constantin Film запускает в производство очередную экранизацию видеоигры "Обитель зла"
Актер Энтони Маки сделал шокирующее заявление о своем герое
Джеймс Ганн отреагировал на критику новых кадров с Суперменом
Награждения
Наши рекорды