Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Год выхода: | 2019 |
Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4574
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
darkwhite (Критик), постов: 31778
7 октября 2019, 11:10
| |
![]() 13 |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07 Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ... Зато мы лицезрели каким был бы Джокер Джареда Лето в полный метр)) Серьезно весь фильм только он на ум приходил. Зачем выбрали настолько отбитый образ, что зритель с ним ассоциировался. Это же опасно такое снимать в массы. |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22571
7 октября 2019, 11:09
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07 Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ... Следующий вариант психа будет таким, возможно!;) |
Andrew (Главный редактор), постов: 76511
7 октября 2019, 11:08
| |
|
Спасибо. Фильм, конечно, слабый. Феникс - прекрасен в любой роли:) |
TREADSTONE (Критик), постов: 24238
7 октября 2019, 11:07
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 10:59 Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная ... Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. У Филлипса много, что раскрыто поверхностно. По окончанию сеанса вспоминается только сцена на шоу и раздражающим смех Артура. |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22571
7 октября 2019, 11:06
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:59 Еще одной рецензией) Я только за, редко какой фильм вызывает такие споры, а значит простым его точно назвать нельзя!;) |
George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 11:03
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57 Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ... Общество превратило его в убийцу. Это же во всем выражалось - от власти в лице Уэйна до его коллег по работе, которые шутки ради пистолет ему дарят, зная что ему нельзя его носить. Закомплексованная тряпка была в начале, в лице Артура Флека. Джокер в конце уже никакого не имел к нему отношения. Это преображение человека в другое совершенно существо. |
darkwhite (Критик), постов: 31778
7 октября 2019, 10:59
| |
![]() 13 |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57 Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ... Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная трагикомедия |
George (Киноакадемик), постов: 10586
7 октября 2019, 10:59
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Stefa писал(а) 7 октября 2019, 10:54 Констанс вернётся и ответит всем;) Еще одной рецензией) |
TREADSTONE (Критик), постов: 24238
7 октября 2019, 10:57
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 10:51 Вместо Харли, я бы выделил связь Джокера с Готэмом. У Филиппса сам город породил этого "героя", у Нолана он ... Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения проблем. Он просто закомплексованная тряпка, которая слишком себя жалела. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
AleX (Критик), постов: 9887
сегодня, 17:43
| |
От чего же, просто на такие фильмы нужно ходить подготовленными.
|
AleX (Критик), постов: 9887
сегодня, 17:41
| |
Я помню когда ходил на Страсти Христовы, тоже многие были с попкорном,чипсами и газировкой, и зал был полный. Но когда шел фильм я не слышал ни одного ... [читать далее]
|
Ольга5 (Новичок), постов: 1
сегодня, 17:08
| |
Недавно посмотрела фильм "Оппенгеймер", и, честно говоря, до сих пор под впечатлением. Кристофер Нолан снова превзошёл сам себя — невероятная атмосфера, ... [читать далее]
|
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1155
сегодня, 16:45
| |
Да, я тоже так не делаю. Но, когда прихожу в кинотеатр, то вижу людей жующих поп-корн и хрустящих чипсами сплошь и рядом. Причём, не зависимо от того, какого ... [читать далее]
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8796
сегодня, 16:34
| |
Ну это он от скуки снялся) Просто кончились карманные деньги)
|
Bacujo (Новичок), постов: 13
сегодня, 16:12
| |
"Филадельфию" туда же?
|
Летописец (Критик), постов: 63741
сегодня, 16:02
| |
Есть один проект, где вначале него два пацана наслаждаются мирным небом над головой. Потом идет жуткий звук приближающихся истребителей. Два пацана, ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 76511
сегодня, 15:59
| |
Вот оно чо, Михалыч:))
|
Летописец (Критик), постов: 63741
сегодня, 15:46
| |
Никогда не любил ходить в кино с газировкой и поп-корном, и тут без разницы какой жанр
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7502
сегодня, 15:43
| |
Я думаю Алекс имеет в виду, что такие фильмы нет большого резона смотреть именно в кинотеатре
|
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1934 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мелодрама |
Режиссер: | Фрэнк Капра |
В главных ролях: | Кларк Гейбл, Клодетт Колбер |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Мелочи жизни | 7.8 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Мертвые не причиняют боли | 7.33 |
1 | Кончится лето | 8.5 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
4 | Огниво | 7 |
5 | Финист. Первый богатырь | 7 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Объявлен взрослый актерский состав сериала о Гарри Поттере
Владельцы кинотеатров несут серьезные убытки из-за неуравновешенных зрителей
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин
Награждения
Наши рекорды
Грязь совершенно о другом.