px

Рецензия к фильму "Джокер" от Constance

Некоторые заметки о Джокере

Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
06.10.2019
Просмотров: 4368
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 129
George (Киноакадемик), постов: 10568
7 октября 2019, 11:12
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ...
В смысле что-то вроде Грязи. Что бы Джокер также закончил, как и герой МакЭвоя? Хорошенькая предыстория получилась бы)) Там же вся суть этого фильма, чтобы героя завести в тупиковое состояние, из которого только один выход. Как бы он потом боролся с Бэтменом, с Готэмом?
Грязь совершенно о другом.

Сейчас на сайтеdarkwhite (Критик), постов: 31659
7 октября 2019, 11:10
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ...
Зато мы лицезрели каким был бы Джокер Джареда Лето в полный метр)) Серьезно весь фильм только он на ум приходил. Зачем выбрали настолько отбитый образ, что зритель с ним ассоциировался. Это же опасно такое снимать в массы.

Stefa (Киноакадемик), постов: 22361
7 октября 2019, 11:09
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:07
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. ...
Следующий вариант психа будет таким, возможно!;)

Сейчас на сайтеAndrew (Главный редактор), постов: 75039
7 октября 2019, 11:08
Аватарка пользователя Andrew
Спасибо. Фильм, конечно, слабый. Феникс - прекрасен в любой роли:)

TREADSTONE (Критик), постов: 23875
7 октября 2019, 11:07
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 10:59
Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная ...
Вот что-то вроде "Грязи" как раз и должен был быть "Джокер" Филлипса. Стоило нанять этих сценаристов. У Филлипса много, что раскрыто поверхностно. По окончанию сеанса вспоминается только сцена на шоу и раздражающим смех Артура.


Stefa (Киноакадемик), постов: 22361
7 октября 2019, 11:06
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 7 октября 2019, 10:59
Еще одной рецензией)
Я только за, редко какой фильм вызывает такие споры, а значит простым его точно назвать нельзя!;)

George (Киноакадемик), постов: 10568
7 октября 2019, 11:03
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57
Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ...
Общество превратило его в убийцу. Это же во всем выражалось - от власти в лице Уэйна до его коллег по работе, которые шутки ради пистолет ему дарят, зная что ему нельзя его носить. Закомплексованная тряпка была в начале, в лице Артура Флека. Джокер в конце уже никакого не имел к нему отношения. Это преображение человека в другое совершенно существо.

Сейчас на сайтеdarkwhite (Критик), постов: 31659
7 октября 2019, 10:59
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 10:57
Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения ...
Есть фильмы и получше, которые подали эту идею намного доступнее. "Грязь" с Макэвоем к примеру. Бессмертная трагикомедия

George (Киноакадемик), постов: 10568
7 октября 2019, 10:59
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Stefa писал(а) 7 октября 2019, 10:54
Констанс вернётся и ответит всем;)
Еще одной рецензией)

TREADSTONE (Критик), постов: 23875
7 октября 2019, 10:57
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 7 октября 2019, 10:51
Вместо Харли, я бы выделил связь Джокера с Готэмом. У Филиппса сам город породил этого "героя", у Нолана он ...
Артур сам свернул не туда, не на тот путь. Не общество заставило его убивать. У него были другие варианты решения проблем. Он просто закомплексованная тряпка, которая слишком себя жалела.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



darkwhite (Критик), постов: 31659
сегодня, 0:02
darkwhite
Исаяму тоже никто не понял:)

Andrew (Главный редактор), постов: 75039
сегодня, 0:00
Andrew
Это как раз доказывает, что "стойкость" ваша сильно вторична:) Так как мультфильм полностью провалился в прокате:) И подтверждает надуманность этого ... [читать далее]

xen04158603 (Критик), постов: 25581
вчера, 23:58
xen04158603
Это раунд "Назови меня") Угадай по анимированной картинке)

Ёmoё (Зритель), постов: 193
вчера, 23:57
Ёmoё
Это супер игра! Нужно по одной картинке догадаться, что у Снайдера плохие мультфильмы!)))

MiB (Киноакадемик), постов: 7913
вчера, 23:56
MiB
Мимо. Стойкость у Легенд ночных стражей была отличной=)
Второй уик-энд - -32,4%
Третий - -36,7%
Четвертый - -38,6%
Пятый - -23,2%

Jon Smith (Критик), постов: 3723
вчера, 23:54
Jon Smith
...cоника вижу, а где остальные !?

MiB (Киноакадемик), постов: 7913
вчера, 23:53
MiB
Я бы переиначил и назвал стихотворение «Прокат»:
Шел Муфаса, весь дрожа.
Так и сел он на ежа

xen04158603 (Критик), постов: 25581
вчера, 23:51
xen04158603
И Муфаса, весь дрожа, так и сел он на Ежа))

Andrew (Главный редактор), постов: 75039
вчера, 23:49
Andrew
Пусть, главное, чтобы игровые проекты завезли:) А то косплеить девочкам нечего будет:)

Andrew (Главный редактор), постов: 75039
вчера, 23:48
Andrew
Как мультфильмы Зака Снайдера?:)



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Награждения
Наши рекорды