px

Рецензия к фильму "Убийство в Восточном экспрессе" от Lija Berga

Дюжина снежных мотивов

Замкнутое пространство, множество лжи, оружие и страх – вечные ингридиенды для классического детектива. Необременительное путешествие по желеной дороге из Стамбула в Лондон на самом комфортабельном поезде своего времени - Восточном экспрессе - омрачает убийство. Из-за сошедшей лавины в горах поезд оказался в снежной ловушке и нет никаких сомнений, что у убийцы не было возможности скрыться, под подозрением – каждый пассажир.

Знаменитый сыщик, случайно оказавшийся в этом же поезде, по просьбе своего друга принимается за расследование. Казалось бы, все попутчики встретились впервые и не знакомы друг с другом - для совершения убийства американского бизнесмена ни у кого нет причин. Но шаг за шагом Эркюль Пуаро находит тонкую ниточку, связывающую всех пассажиров «Восточного экспресса» и раскрывает преступление, задуманное как кара для избежавшего правосудия.

Очередная экранизация детективного романа Агаты Кристи Murderon the Orient Express (1934). Очень красивая кинолента, поданная современному миру с точным сохранением сюжета и украшенная философским посылом о том, мститель – такой же преступник, как и тот, кого он решил покарать.

Создатели фильма уделили особенное внимание историческим деталям: шикарны интерьеры экспресса в стиле арт-деко – комфортабельные купе, уютный салон, эффектный ресторан. Холодная снежная прелесть пейзажа за окном подчеркнута съемками летящей камерой (на самом деле, за окнами поезда - горные виды Новой Зеландии, красота необыкновенная). Безупречная визуальная эстетика вместе с возможностью заглянуть во внутренний мир героев, чтобы порассуждать о вероятных мотивах каждого из них, оставляет приятное послевкусие от кинофильма.

Но больше всего привлекают внимание герои этой истории и их характеры, ничуть не устаревшие и пропахшие нафталином, а очень созвучные нашему времени – независимая энергичная молодая дама, чернокожий доктор, пожилая путешественница, молодая пара наркоманов, христианский миссионер, женщина в активном поиске и чудак – профессор; к тому же каждый из них пытается скрыть о себе все настоящее и сбить сыщика со следа.

Кеннет Брана – режиссер, сердце и исполнитель главной роли фильма. Его Эркюль Пуаро полон внутреннего спокойствия и достоинства, это франт с тростью и обладатель «самых великолепных усов во всей Англии», он педантичен порой до абсурда (поправьте, пожалуйста, узел Вашего галстука!), чуточку тщеславен и бесконечно человечен.

У Агаты Кристи главный злодей - бизнесмен Рэтчетт – неприятный человек очень солидного возраста, а в фильме это демонический герой Джонни Деппа: яркий брюнет с горящим взглядом, насмешливой улыбкой в уголках губ и безупречном костюме. Он курит в ресторане, ничуть не заботясь о мнении окружающих, флиртует с красивой женщиной и не расстается с пистолетом. Настоящий гангстер.

По роману, миссис Хаббард – женщина, которой в этом поезде «слишком много» - пожилая толстушка, без конца говорящая о своей дочери. Со времен Агаты Кристи понятия «пожилая» и «бабушка» настолько изменились, что элегантная героиня Мишель Пфайфер смотрится совершенно естественно – ухоженная, подтянутая и чувственная, да и говорит она о своих бывших мужьях, а не детях. Хищница, выбирающая свою жертву.

Красавица Пенелопа Крус неожиданна в роли скромной миссионерки, страстно проповедующей христианские ценности – здесь она аскетична и всеми силами прячет свою женственность.

И прочие, и прочие – аристократы, служанки, лакеи, проводники и повара, и каждый со своей тайной – всего двеннадцать пассажиров, связанных общим прошлым.

Помогает ли месть примириться с потерей? Как жить потом? В зале судебных заседаний присяжные выносят свой вердикт, будучи незнакомыми с преступником и жертвой – почти бесстрастно. Но правосудие, увы, не всесильно, также как и движимые местью – не присяжные, а просто люди, со своими слабостями, пороками, болью и мотивами.

В момент, когда потерявший близкого решает стать судьей сам, зачастую он становится еще одним преступником - так тонка грань между самосудом и новым беззаконием. В истории «Восточного экспресса», прояви Пуаро чуть больше принципиальности, на скамью подсудимых сели бы все двенадцать «присяжных».

Грезы о мести хороши, если они придают силы жить дальше, когда потеря невыносима. Планы видятся детально продуманными и безопасными, но при их осуществлении все может произойти совершенно иначе – с новыми жертвами и крахом всей прежней жизни.

И что удивительно – некоторые люди считают себя вправе принять решение о чужой жизни. Человек, обманывающий и обворовывающий своего работодателя (как секретарь американца Рэтчетта), вдруг приобретает уверенность в своем праве вершить правосудие. А графиня, младшая сестра умершей миссис Армстронг, постоянно пребывающая под воздействием дурмана – ну какой из нее ангел мести? Вот и миссионерка, фанатично проповедующая Библию - она тоже позабыла библейское: «Мне отмщенье и Аз воздам».

Получается, что тщательно спланированная месть была просто еще одним убийством, а не достижением справедливости. Миссис Хаббард - мать покойной миссис Армстронг и бабушка несчастной малышки, за похищение и смерть которой мстят близкие ее семье люди, - понимает это и пытается взять всю вину на себя.

Очень глубоко передан финальный момент принятия решения сыщиком – до конца не ясно, что победит в нем: сострадание, милосердие или сухой дух закона. В романе Пуаро дал этот ответ одной фразой, в фильме же момент неопределенности показан неторопливо, смакуя малейшие детали, используя все средства – музыку, атмосферу, случайные фразы, влияние будущих событий в виде посыльного с телеграммой о вызове на новое расследование. У Пуаро еще есть несколько мгновений до отхода поезда для принятия решения – вернуться в прошлое, уже к раскрытому преступлению,чтобы поставить точку, или же отправиться навстречу новому расследованию. Для его душевных сомнений есть причины – ведь он сыщик, а не судья.

Режиссер и исполнитель роли Экрюля Пуаро Кеннет Брана долго искал подходящую композицию, дополнившую бы эмоциональную сторону картины, и в итоге написал слова лирической баллады "Never Forget" сам, а Мишель Пфайфер исполнила ее своим бархатным сопрано (она поет, да!). Мелодия нежна и тягуча, словно детская колыбельная, что, конечно, не случайно.

После финала, уже зная все причины давней трагедии, унесшей жизни семьи Армстронг и завершившейся этой ночью хладнокровным убийством в поезде, проникновенный саундтрек воспринимается совершенно особенно, как прощание: «...Когда ты вернешься домой, любовь моя…» - и почему-то с первых аккордов становится понятно, что никто уже не вернется. Сохранить ушедшее возможно только в своем сердце светлыми воспоминаниями, поэтому последние слова баллады - «...Ты дома..».

Покинувшие этот мир любимые остаются с нами, пока мы помним о них – так банально, но это единственное утешение для оставшихся: «Ты все еще в моих мыслях, и поэтому – дома, я никогда не забуду тебя».
Автор: Lija Berga   (всего рецензий: 21, средняя оценка: 8.39)
17.07.2019
Просмотров: 2296
Оценка читателей: 9 из 10 (голосов 4)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 5
Lija Berga (Новичок), постов: 30
24 июля 2019, 22:13
Аватарка пользователя Lija Berga
Больше 6 лет на сайте
6
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
John23 писал(а) 23 июля 2019, 21:13
Lija Berga, надо было наверно в начале рецензии предупредить читателя, что в рецензии будет указано, что "убийца ...
Уважаемый John23, как читатель я полность согласна и разделяю Ваше мнение – спойлерам следует оставаться нетронутыми, а финалу до самого конца - загадочным. Несколько предыдущих рецензий я выстраивала именно с этой точки зрения – отражала только свои чувства и эмоции от увиденного и ,соответственно, пережитого; без анализа сюжета и основных событий для сохранения интриги :) .

И тут, как автор текстов, я столкнулась с противоположным мнением Ваших коллег – критиков: прилетели упреки в публицистичности и пустоте.

В любом случае спасибо за подсказку про «садовника». Буду предупреждать :)

John23 (Критик), постов: 26472
23 июля 2019, 21:13
Аватарка пользователя John23
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Lija Berga, надо было наверно в начале рецензии предупредить читателя, что в рецензии будет указано, что "убийца - садовник". Помню, как ещё мальчиком смотрел в первый раз "Восточный экспресс" с Дэвидом Суше в роли Пуаро и какая неожиданная для меня была развязка.

Наруганг (Критик), постов: 4520
23 июля 2019, 19:36
Аватарка пользователя Наруганг
Больше 13 лет на сайте
13
чудесная, просто чудесная рецензия, браво!

Holt (Киноман), постов: 6216
18 июля 2019, 9:50
Аватарка пользователя Holt
Больше 5 лет на сайте
5
С учётом того, что фильм отличен...)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26063
18 июля 2019, 9:46
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Однозначно, рецензия лучше фильма))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



brune (Глава Киноакадемии), постов: 26063
сегодня, 1:58
brune
ужасы нашего городка

Constance (Киноакадемик), постов: 17003
сегодня, 0:29
Constance
Для 1956-го это гениально. И как интеллектуальный и технический продукт, и как фантастический триллер, и как маленький визуальный шедевр.

Andrew (Главный редактор), постов: 74620
сегодня, 0:26
Andrew
Так это понятно:) Просто зачем громкие слова и условия:) Это просто работа и просто бизнес:)

darkwhite (Критик), постов: 31570
сегодня, 0:21
darkwhite
Знаете то что 3 минутная сцена с пальцами сосисками с Мишель Йео и Джейми Ли Кертис, которые в легкую уделывают унылую белую пару, которые не показывают ... [читать далее]

isi (Зритель), постов: 1068
сегодня, 0:18
isi
Сказать не сделать) Да и не уедет ни кто, перекрасятся… Вон Себастиан Стэн говорит что все попрятались, и я ему верю, но это многое говорит о голливудском ... [читать далее]

Wylf (Зритель), постов: 104
сегодня, 0:17
Wylf
Ну там номинация на малину должна быть, а не на оскар.

darkwhite (Критик), постов: 31570
сегодня, 0:16
darkwhite
В Бордерлэнде она тоже на высоте:))) АУУУУФ

darkwhite (Критик), постов: 31570
сегодня, 0:10
darkwhite
- Некоторые рисуют, некоторые становятся мамами (Махершала Али без обид, но ты мне не папа, сорямба за рОсизм), у некоторых есть таланты играть на пианино, ... [читать далее]

yrenson (Киноакадемик), постов: 8177
сегодня, 0:08
yrenson
Там так не принято)

yrenson (Киноакадемик), постов: 8177
сегодня, 0:04
yrenson
Пошёл ва-банк))) Потом можно будет сказать "погорячился я")))



Фильм месяца
Постер к фильму Моана 2
Дата выхода: 27 ноября 2024
Страна: США
Жанр:комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер:Дэна Леду Миллер
В главных ролях:Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации
Награждения
Наши рекорды