В наше время всё, что так или иначе связано с печально известным национал-социализмом, по вполне понятным причинам не приветствуется. Увы, временами это распространяется и на кинематограф Третьего Рейха. Начитавшись из разных источников о кинематографической, в частности, и художественной, в целом ценности одного из наиболее известных (наряду с "Олимпией") творений Лени Рифеншталь я, естественно, не удержался и буквально "впитал" в себя "Триумф воли" от первого до последнего кадра. И остался под впечатлением, причём бесконечно положительным.
"Триумф воли" - чрезвычайно мощный фильм, наглядно демонстрирующий весь потенциал кино-агитации и "плёночной" пропаганды, а также колоссальную силу кино, способного запечатлеть события, определившие дальнейшую мировую историю на плёнке, дабы потомки смогли воочию их узреть. Картина демонстрирует шестой ежегодный съезд НСДАП, проходивший в Нюрнберге (отходя от темы, не могу не заметить, что временами история не менее иронична, чем судьба). Нет смысла распространяться здесь о её смысле, ибо фразу "Данная документальная лента пропагандирует нацизм" я растянуть на абзац может и смогу, но вряд ли захочу. Что же касается игры актёров, то что может быть натуральнее участников неигрового кино? В общем, "Триумф..." просто не оставляет мне выбора, кроме как разобрать его техническую составляющую. А работы тут хватает.
"Триумф воли" современному зрителю будет довольно сложно воспринимать. И дело тут не в зашкаливающем количестве свастики на экране, а в самом жанре фильма, который я бы назвал "безмолвной документалистикой". Нет, конечно, звук в кино к тому времени уже более десяти лет как изобрели и пустили в оборот, и данный фильм он не обошёл стороной, но кроме речей фюрера и сотоварищи присутствуют лишь редкие закадровые примечания. Большая же часть фильма в добровольно-принудительном порядке превращает зрителя в тихого созерцателя. А созерцать тут есть что.
"Триумф воли" я бы назвал беспрецедентной, даже по меркам нашего времени, кинолентой в первую очередь из-за её бешеной масштабности. Даже с поправкой на её документальный характер, количество "живой массовки" поражает воображение, а неонацистам, пожалуй, способно окончательно поразить рассудок. Столько людей на экране одновременно я не видел даже в "Войне и мире" Бондарчука. После просмотра невольно осознаёшь, что картины подобного масштаба в принципе невозможно снять в условиях отсутствия тоталитарного режима, либо фантастически сложно. А снимать тут было что.
"Триумф воли" - без преувеличения, эталонный образец прекрасного монтажа и операторской работы. Взять хотя бы поездку нацистской верхушки по центральным улицам Нюрнберга: "пейзажные" съёмки и "взгляды из толпы" до того гармонично чередуются с крупными планами не только отдельных людей, высыпавших на улицы и приветствующих высокопоставленных гостей со своих балконов, но и самого известного ефрейтора, что невольно хочется вручить сразу пачку Оскаров Зэппу Альгайеру. И в подобном ключе проходит весь, абсолютно весь фильм. По сути, именно своим монтажом и съёмками фильм произвёл революцию в кинематографе. А снимать и монтировать там было что.
"Триумф воли" создаёт поистине безграничную иллюзию если не "избранности" немецкого народа, то как минимум его неограниченной мощи. И хотя с иллюзией я, возможно, погорячился, но во время просмотра чуть ли не слёзы наворачиваются, когда смотришь на здоровых воспитанников гитлерюгенда, безупречно вымуштрованных солдат Вермахта, радостных обывателей и, наконец, харизматичных лидеров возрождающейся Германии. Почему наворачиваются слёзы? Глядя на всё эта волей неволей вспоминаешь, чем это всё закончилось, и становится дейсвтительно обидно, что столь огромный потенциал немецкой нации был столь бессмысленно и жестоко развеян и распылён на полях Европы. А распылять там было что.
Подавляющее большинство ненавидит нацизм, подавляющее большинство ненавидит Третий Рейх и то же самое подавляющее большинство ненавидит одного австрийского художника. Но, из-за всего этого лишь меньшинство (я очень скромный) способно не через призму, но через стекло лицезреть "Триумф..." и даже наслаждаться этим творением его виртуозных создателей. И никакая идеология, и никакая сила в мире не смогут отменить его вышеупомянутой художественной ценности и влияния на дальнейший мировой кинематограф (если верить различным источникам). Фильм, безапелляционно сильный и в высшей степени качественный, полностью подтверждающий талант режиссёрского "я" Лени Рифеншталь.
P.s. Всем, увлекающимся историей (и, в особенности, Третьего Рейха и Второй мировой), настоятельно рекомендую к просмотру.
Год выхода: | 1935 |
Жанр: | военный, документальный, исторический |
Страна: | Германия |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Триумф воли" от Guest
Сила пропаганды
Просмотров: 5319
Оценка читателей: 8,93 из 10 (голосов 14)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 123
Lusi (Киноман), постов: 1681
14 августа 2011, 15:29
| |
![]() ![]() |
Guest писал(а) 14 августа 2011, 14:34 К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. ... Но мне кажется, у нас тоже масса документальных фильмов, где занята гигантская массовка, перемежающася с профилями великого вождя. И лиц фанатиков там достаточно, и торсы спортсменов-спортсменок вдохновляют. Или вы хотите сказать, что придворный оператор третьего рейха был более талантлив, чем наши? Или вас больше привлекает сама идея: наши-то пропагандировали своими торсами и лицами "как хорошо в стране советской жить" - идея, которая с трудом доказывается с помощью массовых сцен, а там "триумф воли" одного человека - это идея безусловно доказывается именно массовкой. |
Andrew (Главный редактор), постов: 75898
14 августа 2011, 15:00
| |
|
Guest писал(а) 14 августа 2011, 14:34 К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. ... В качестве наглядного пособия по истории фильм, конечно, уникальный. Только у придворных творцов есть в распоряжении неограниченные ресурсы, которые позволяют им создавать таке полотна. В этом их исключительность. Взять художника Давида, придворного живописца Наплеона. Его полотна в Лувре поражают воображение. В Германии был еще и архитектор Шпеер. Ну, или Церетели, как более близкий нам:) |
Guest (Критик), постов: 3426
14 августа 2011, 14:34
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:16 Вообще-то это и снималось именно с целью пропаганды нацизма. С этой точки зрения "Олимпия" - более чистое искусство, ... К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. Но сам фильм меня поразил, причём завораживающими там были не только парады и марши, а подобной мегаломании в кино мне видеть ещё не доводилось, из-за чего я и осмеливаюсь называть её, в каком-то смысле, выдающейся. Такого уже не повторить. Кроме того, ни одна картина, на мой взгляд, не показывает столь правдоподобно и наглядно своеобразную истерию с примесью культа вождя, охвативших Германию в период интербеллума. Так что определённая ценность у картины всё же есть. |
Lusi (Киноман), постов: 1681
14 августа 2011, 14:17
| |
![]() |
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:08 При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских ... Согласна. Но вообще - любопытно, что же вдохновляет столь критичного обычно автора. |
Andrew (Главный редактор), постов: 75898
14 августа 2011, 10:29
| |
|
HUNTERX писал(а) 14 августа 2011, 1:23 Если так лелеять форму, то суть может окончательно потеряться!:) Суть - дело каждого автора. Мнения могут быть самые разные, они и должны быть самыми разными. Но форма определяет, интересно ли вникать в суть:) |
Летописец (Критик), постов: 63168
14 августа 2011, 1:23
| |
![]() 15 ![]() |
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:17 С сутью не согласен. Но форма прекрасная:) Если так лелеять форму, то суть может окончательно потеряться!:) |
Andrew (Главный редактор), постов: 75898
14 августа 2011, 1:17
| |
|
Guest писал(а) 14 августа 2011, 0:25 И всё за полтора часа. С сутью не согласен. Но форма прекрасная:) |
Andrew (Главный редактор), постов: 75898
14 августа 2011, 1:16
| |
|
HUNTERX писал(а) 14 августа 2011, 1:12 Вы считаете это агитация к неонацизму? Вообще-то это и снималось именно с целью пропаганды нацизма. С этой точки зрения "Олимпия" - более чистое искусство, там маса действительно интересных и передовых приемов съемки и монтажа. Но дело даже не в пропаганде как таковой. Дело в том, что ничего особо художественного в съемках военных парадов нет. Тысячи подтянутых мужиков в облегающей военной форме, в такт вскидывающие руки или ноги - это завораживает само по себе. |
Летописец (Критик), постов: 63168
14 августа 2011, 1:12
| |
![]() 15 ![]() |
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:08 При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских ... Вы считаете это агитация к неонацизму? |
Andrew (Главный редактор), постов: 75898
14 августа 2011, 1:08
| |
|
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских фараонов до большевиков - Лени Рифеншталь не отметилась в истории. Не могу представить, какое именно влияние на кинематограф оказали ее работы. Кто-то пошел по ее следам? А что касается художественной ценности, то увы, сколь масштабной не была бы работа режиссера, запечатлевшего серийного убийцу, раскладывающего свои блестящие инструменты перед резней, рассуждать о ее художественной ценности как-то странно. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 11199
сегодня, 1:12
| |
Так мы накинулись на фильм за то, что яичница то пережаренная)))
|
xen04158603 (Критик), постов: 26680
сегодня, 0:02
| |
Ага, яичница из 8-ми страусиных яиц)
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8541
сегодня, 0:01
| |
Может перепелиные или страусиные?;)
|
xen04158603 (Критик), постов: 26680
вчера, 23:59
| |
"Сценарий то не его" - продукт для глазуньи тоже не шефа, а куриный))
|
Jon Smith (Критик), постов: 4304
вчера, 23:59
| |
...райское
Hulu решил снять свое "Укрытие". В принципе они похожи. Тут правда все при свете и никто не лазит в потемках. Без подробностей!!! ... [читать далее] |
yrenson (Киноакадемик), постов: 8541
вчера, 23:57
| |
Думаю Гибсон просто размялся))) Сценарий то не его)
|
xen04158603 (Критик), постов: 26680
вчера, 23:52
| |
Ну вы прям накинулись на фильм и режиссёра) Будто шеф-повар мишленовского ресторана не может один раз обычную яичницу приготовить)
|
xen04158603 (Критик), постов: 26680
вчера, 23:48
| |
Что-то последнее время подсел на документалки по истории хоррор-фильмов)
|
xen04158603 (Критик), постов: 26680
вчера, 23:44
| |
Главное - новый ремейк не смотри) Просто оценки минус 1 нет, раз уж здесь 6 ты поставил)
|
BADENBADEN (Критик), постов: 7132
вчера, 23:42
| |
Какой же угар)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 27 февраля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | триллер, ужасы |
Режиссер: | Осгуд Перкинс |
В главных ролях: | Тео Джеймс, Элайджа Вуд |
Реклама
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Мертвые не причиняют боли | 7.6 |
3 | Анора | 7.59 |
4 | Огниво | 7.47 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.47 |
3 | Майор Гром: Игра | 6.84 |
4 | Финист. Первый богатырь | 6.8 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Представлен первый кадр из фильма "Одиссея" Кристофера Нолана
Майкл Дж. Уилсон и Барбара Брокколи уходят в отставку
Джефф Безос, получивший контроль над Джеймсом Бондом, предложил фанатам решить судьбу кастинга
Награждения
Наши рекорды