px
Триумф воли
Год выхода:1935
Жанр:военный, документальный, исторический
Страна:Германия
Рейтинг:8.75

Рецензия к фильму "Триумф воли" от Guest

Сила пропаганды

В наше время всё, что так или иначе связано с печально известным национал-социализмом, по вполне понятным причинам не приветствуется. Увы, временами это распространяется и на кинематограф Третьего Рейха. Начитавшись из разных источников о кинематографической, в частности, и художественной, в целом ценности одного из наиболее известных (наряду с "Олимпией") творений Лени Рифеншталь я, естественно, не удержался и буквально "впитал" в себя "Триумф воли" от первого до последнего кадра. И остался под впечатлением, причём бесконечно положительным.

"Триумф воли" - чрезвычайно мощный фильм, наглядно демонстрирующий весь потенциал кино-агитации и "плёночной" пропаганды, а также колоссальную силу кино, способного запечатлеть события, определившие дальнейшую мировую историю на плёнке, дабы потомки смогли воочию их узреть. Картина демонстрирует шестой ежегодный съезд НСДАП, проходивший в Нюрнберге (отходя от темы, не могу не заметить, что временами история не менее иронична, чем судьба). Нет смысла распространяться здесь о её смысле, ибо фразу "Данная документальная лента пропагандирует нацизм" я растянуть на абзац может и смогу, но вряд ли захочу. Что же касается игры актёров, то что может быть натуральнее участников неигрового кино? В общем, "Триумф..." просто не оставляет мне выбора, кроме как разобрать его техническую составляющую. А работы тут хватает.

"Триумф воли" современному зрителю будет довольно сложно воспринимать. И дело тут не в зашкаливающем количестве свастики на экране, а в самом жанре фильма, который я бы назвал "безмолвной документалистикой". Нет, конечно, звук в кино к тому времени уже более десяти лет как изобрели и пустили в оборот, и данный фильм он не обошёл стороной, но кроме речей фюрера и сотоварищи присутствуют лишь редкие закадровые примечания. Большая же часть фильма в добровольно-принудительном порядке превращает зрителя в тихого созерцателя. А созерцать тут есть что.

"Триумф воли" я бы назвал беспрецедентной, даже по меркам нашего времени, кинолентой в первую очередь из-за её бешеной масштабности. Даже с поправкой на её документальный характер, количество "живой массовки" поражает воображение, а неонацистам, пожалуй, способно окончательно поразить рассудок. Столько людей на экране одновременно я не видел даже в "Войне и мире" Бондарчука. После просмотра невольно осознаёшь, что картины подобного масштаба в принципе невозможно снять в условиях отсутствия тоталитарного режима, либо фантастически сложно. А снимать тут было что.

"Триумф воли" - без преувеличения, эталонный образец прекрасного монтажа и операторской работы. Взять хотя бы поездку нацистской верхушки по центральным улицам Нюрнберга: "пейзажные" съёмки и "взгляды из толпы" до того гармонично чередуются с крупными планами не только отдельных людей, высыпавших на улицы и приветствующих высокопоставленных гостей со своих балконов, но и самого известного ефрейтора, что невольно хочется вручить сразу пачку Оскаров Зэппу Альгайеру. И в подобном ключе проходит весь, абсолютно весь фильм. По сути, именно своим монтажом и съёмками фильм произвёл революцию в кинематографе. А снимать и монтировать там было что.

"Триумф воли" создаёт поистине безграничную иллюзию если не "избранности" немецкого народа, то как минимум его неограниченной мощи. И хотя с иллюзией я, возможно, погорячился, но во время просмотра чуть ли не слёзы наворачиваются, когда смотришь на здоровых воспитанников гитлерюгенда, безупречно вымуштрованных солдат Вермахта, радостных обывателей и, наконец, харизматичных лидеров возрождающейся Германии. Почему наворачиваются слёзы? Глядя на всё эта волей неволей вспоминаешь, чем это всё закончилось, и становится дейсвтительно обидно, что столь огромный потенциал немецкой нации был столь бессмысленно и жестоко развеян и распылён на полях Европы. А распылять там было что.

Подавляющее большинство ненавидит нацизм, подавляющее большинство ненавидит Третий Рейх и то же самое подавляющее большинство ненавидит одного австрийского художника. Но, из-за всего этого лишь меньшинство (я очень скромный) способно не через призму, но через стекло лицезреть "Триумф..." и даже наслаждаться этим творением его виртуозных создателей. И никакая идеология, и никакая сила в мире не смогут отменить его вышеупомянутой художественной ценности и влияния на дальнейший мировой кинематограф (если верить различным источникам). Фильм, безапелляционно сильный и в высшей степени качественный, полностью подтверждающий талант режиссёрского "я" Лени Рифеншталь.

P.s. Всем, увлекающимся историей (и, в особенности, Третьего Рейха и Второй мировой), настоятельно рекомендую к просмотру.
Автор: Guest   (всего рецензий: 30, средняя оценка: 9.01)
13.08.2011
Просмотров: 5168
Оценка читателей: 8,93 из 10 (голосов 14)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 123
Lusi (Киноман), постов: 1681
14 августа 2011, 15:29
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Guest писал(а) 14 августа 2011, 14:34
К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. ...
Но мне кажется, у нас тоже масса документальных фильмов, где занята гигантская массовка, перемежающася с профилями великого вождя. И лиц фанатиков там достаточно, и торсы спортсменов-спортсменок вдохновляют. Или вы хотите сказать, что придворный оператор третьего рейха был более талантлив, чем наши? Или вас больше привлекает сама идея: наши-то пропагандировали своими торсами и лицами "как хорошо в стране советской жить" - идея, которая с трудом доказывается с помощью массовых сцен, а там "триумф воли" одного человека - это идея безусловно доказывается именно массовкой.

Andrew (Главный редактор), постов: 75004
14 августа 2011, 15:00
Аватарка пользователя Andrew
Guest писал(а) 14 августа 2011, 14:34
К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. ...
В качестве наглядного пособия по истории фильм, конечно, уникальный. Только у придворных творцов есть в распоряжении неограниченные ресурсы, которые позволяют им создавать таке полотна. В этом их исключительность. Взять художника Давида, придворного живописца Наплеона. Его полотна в Лувре поражают воображение. В Германии был еще и архитектор Шпеер. Ну, или Церетели, как более близкий нам:)

Guest (Критик), постов: 3426
14 августа 2011, 14:34
Аватарка пользователя Guest
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:16
Вообще-то это и снималось именно с целью пропаганды нацизма. С этой точки зрения "Олимпия" - более чистое искусство, ...
К своему стыду, "Олимпию" ещё не смотрел, да и заявление о революционности, признаю, было слишком громким. Но сам фильм меня поразил, причём завораживающими там были не только парады и марши, а подобной мегаломании в кино мне видеть ещё не доводилось, из-за чего я и осмеливаюсь называть её, в каком-то смысле, выдающейся. Такого уже не повторить. Кроме того, ни одна картина, на мой взгляд, не показывает столь правдоподобно и наглядно своеобразную истерию с примесью культа вождя, охвативших Германию в период интербеллума. Так что определённая ценность у картины всё же есть.

Lusi (Киноман), постов: 1681
14 августа 2011, 14:17
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:08
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских ...
Согласна. Но вообще - любопытно, что же вдохновляет столь критичного обычно автора.

Andrew (Главный редактор), постов: 75004
14 августа 2011, 10:29
Аватарка пользователя Andrew
HUNTERX писал(а) 14 августа 2011, 1:23
Если так лелеять форму, то суть может окончательно потеряться!:)
Суть - дело каждого автора. Мнения могут быть самые разные, они и должны быть самыми разными. Но форма определяет, интересно ли вникать в суть:)


Текстолит (Критик), постов: 62432
14 августа 2011, 1:23
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:17
С сутью не согласен. Но форма прекрасная:)
Если так лелеять форму, то суть может окончательно потеряться!:)

Andrew (Главный редактор), постов: 75004
14 августа 2011, 1:17
Аватарка пользователя Andrew
Guest писал(а) 14 августа 2011, 0:25
И всё за полтора часа.
С сутью не согласен. Но форма прекрасная:)

Andrew (Главный редактор), постов: 75004
14 августа 2011, 1:16
Аватарка пользователя Andrew
HUNTERX писал(а) 14 августа 2011, 1:12
Вы считаете это агитация к неонацизму?
Вообще-то это и снималось именно с целью пропаганды нацизма. С этой точки зрения "Олимпия" - более чистое искусство, там маса действительно интересных и передовых приемов съемки и монтажа. Но дело даже не в пропаганде как таковой. Дело в том, что ничего особо художественного в съемках военных парадов нет. Тысячи подтянутых мужиков в облегающей военной форме, в такт вскидывающие руки или ноги - это завораживает само по себе.

Текстолит (Критик), постов: 62432
14 августа 2011, 1:12
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Andrew писал(а) 14 августа 2011, 1:08
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских ...
Вы считаете это агитация к неонацизму?

Andrew (Главный редактор), постов: 75004
14 августа 2011, 1:08
Аватарка пользователя Andrew
При всем уважении, ничем кроме мегаломании столь свойственной всем придворным творцам тиранов - от египетских фараонов до большевиков - Лени Рифеншталь не отметилась в истории. Не могу представить, какое именно влияние на кинематограф оказали ее работы. Кто-то пошел по ее следам? А что касается художественной ценности, то увы, сколь масштабной не была бы работа режиссера, запечатлевшего серийного убийцу, раскладывающего свои блестящие инструменты перед резней, рассуждать о ее художественной ценности как-то странно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Andrew (Главный редактор), постов: 75004
сегодня, 13:28
Andrew
Не могут деньги стоить больше достоинства. Для Лайвли, видимо, могут

DarkKnight77 (Критик), постов: 9743
сегодня, 13:24
DarkKnight77
С чего это, ни один его фильм не стоил баснословно и неоправданно много! Другие к третьей части уже спокойной за 300 могут уйти, в отличие от него

Andrew (Главный редактор), постов: 75004
сегодня, 13:23
Andrew
А при чем тут какой-то профессионализм. Если правда то, что она говорит, это реальные домогательства. Любая нормальная женщина тут же выходит из проекта, ... [читать далее]

DarkKnight77 (Критик), постов: 9743
сегодня, 13:22
DarkKnight77
Что-то как-то не понятно

ogonek (Зритель), постов: 998
сегодня, 13:05
ogonek
Почему это? Когда строите дом и готова коробка,вы уже знаете сколько потратили и предполагаете,сколько понадобится до конца. Ганн транжира,это факт.

yrenson (Киноакадемик), постов: 8315
сегодня, 12:31
yrenson
Вроде бы всё правильно. Закончила работу над проектом, довела до конца всю программу, а после личные выяснения. Шоу,ведь,должно продолжаться. Если бы ... [читать далее]

Jon Smith (Критик), постов: 3717
сегодня, 12:04
Jon Smith
...для Дикаприо уже старовата

John23 (Критик), постов: 26612
сегодня, 11:57
John23
Чё там, они дверь входную починят или нет? Начал смотреть первую серию второго сезона и эта дверь уже "раздражает":) Я бы на их месте уже скинулся ... [читать далее]

DarkKnight77 (Критик), постов: 9743
сегодня, 11:29
DarkKnight77
Им понравилось всё, там такой ажиотаж! Нравится герой, нравится количество персонажей, картинка, да всё, даже костюм

Jon Smith (Критик), постов: 3717
сегодня, 11:26
Jon Smith
..."куда мильен дел, отвечай!"



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды