px
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
Год выхода:2007
Жанр:action, adventure, shooter
Платформа:PC
Страна:Украина
Рейтинг:8.95

Рецензия к игре "S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля" от Кэтти-бри

Культурный феномен

О да, я уже предчувствую это. Огромный рой комментариев взбешенных пользователей, ведь я сейчас буду писать о святом для них - о "Сталкере", игре, давшей жизнь огромному количеству книг ноунейм-авторов, и просто фан-движению, отдельные представители которого даже добирались до реальной Припяти, вернее, тому, что от неё осталось. Игре, у которой между анонсом и выпуском прошло более шести лет. Впрочем, последнее как раз не критично, мы ещё дольше терпеливо ждём продолжения игры, последний из официальных сиквелов которой вышел в далёком 2009 году. Как бы вы не относились к трилогии "Сталкер" - это, пожалуй, самая известная украинская компьютерная игра. А возможно, и вообще самый известный игровой продукт, сделанный на территории бывшего СССР.

Итак, 2006 год. На территории Чернобыльской АЭС произошёл второй взрыв, после чего вокруг этой самой АЭС стала твориться какая-то чертовщина. Появились мутанты, с удовольствием пожирающие людей, аномальные образования, которые тоже творили с людскими телами всякие непотребства - разрывали на куски, сплющивали в блин, испепеляли пламенем и электричеством. Вместе с этим на этой же территории стали появляться образования, называемые артефактами - небольшие предметы с чудесными свойствами, за которые исследовательские универститеты всего мира готовы платить сумасшедшие деньги.
Прошло несколько лет. Аномальная территория обросла колючей проволокой, и называется "Зона". На ней действует несколько тысяч отчаянных людей, научившихся жить по её законам. Некоторые пришли сюда, убегая от закона, некоторые - в поисках приключений, некоторые - следуя своим принципам. Здесь свой маленький, смертельно опасный мир - с группировками по интересам, бандитами, учёными, одиночками и её Величество Зоной с её мутантами и аномалиями, которая решит, сколько часов осталось жить очередному неразумному гостю.

Можно бесконечно сожалеть о том, что обещания разработчиков оказались невыполненными. Игра должна была стать неким "офлайновым онлайном", где половина сталкеров действует параллельно с нашим персонажем, и при некоторых раскладах может даже раньше него закончить игру. Но по ряду причин идея была спущена в трубу и на выходе мы получили шутер от третьего лица с достаточно скудной диалоговой системой.

Просыпаемся мы у какого-то мужика, который спас нам жизнь, но при этом хорошенько стукнул нас головой, затаскивая в свой подземный бункер по методу Кристофера Робина, бумкая головой по ступенькам. В результате помним мы всё фрагментами, а именно - что есть некий Стрелок и нам надо позарез его найти. Зачем - шут его знает, может денег задолжал, а может он наша голубая мечта, ибо с женщинами в Чернобыльской Зоне очень тяжело. И этот мужик, которого местные кличут Сидоровичем, обещает нам помочь. А дальше - стандартная схема "выполнил квест - бери следующий, после тридцатого игра закончится". Ну, есть ещё пара сотен квестов необязательных, которые помогут герою обогатиться. Хотя, забегая вперёд, проблемы с деньгами - это меньшая из проблем, возникающих у игроков.

Во-первых, игра зубодробительно сложная. Главную проблему здесь создают не мутанты (хотя встретившись впервые в подземельях Агропрома с кровососами, ваша покорная слуга ещё долго не решалась нажать клавишу быстрой загрузки, не уверенная в том что у неё нет сердечного приступа), а люди. Сначала бандиты, а потом и наёмники в бронежилетах, чертовски метко стреляющие по вам. Даже пройти первую миссию с начальным ПМ-ом есть задачка нетривиальная. И дело здесь не в ИИ - он хорош, но не является непобедимым. А дело в том, что наравне с ИИ здесь очень тяжёлый стелс (многие считают, что его тут нет, но он есть, главное - запастись вагоном терпения) и чертовски меткая стрельба. Ну, то есть меткая стрельба по Вам, вы то тоже научитесь метко ставить хедшоты к середине игры, когда обзаведётесь чем-нибудь, сносно попадающем с дальних дистанций.
Во-вторых, локации утомительно большие. Сразу видно, что изначально игра задумывалась с автомобилями и другими средствами передвижения, но так как их вырезали, иногда на то, чтобы просто пересечь локацию, требуется потратить десяток минут. Это при условии, что вы не на кого не наткнётесь в изменчивом мире Зоны.
В-третьих, размер рюкзака. Ваш герой, Геркулесом не являясь, может таскать на себе до 50 кг. Казалось бы, много? В мире Зоны - нет, ведь нужно таскать с собой еду, чтобы не умереть от голода. Антирадиационные препараты или их дешёвый заменитель - водку "Казаки", чтобы не загнуться от радиации, которой можно нахвататься, просто пробежав мимо не тех кустов. Аптечки, потому что ранить вас будут много и часто - от зверей до аномалий. Несколько стволов, потому что наравне с автоматом тут обязателен дробовик - иначе первая же встреча игрока с местной фауной окажется последней. А ещё нужны сотни патронов, гранат, броня, которая сама по себе много весит. А ещё вы постоянно будете находить артефакты и обшаривать тела убитых в поисках чего-нибудь на продажу. Так что 50кг - это очень мало.

Чем подкупает Сталкер - это атмосферой, незабываемой атмосферой тревоги. Здешний мир подвижен - там, где в прошлый раз вы прошли без проблем, в этот раз вас ждёт стая собачек. Стая собачек примечательна тем, что спастись от неё можно лишь двумя путями - убежать или быстро залезть на какую-то недоступную им возвышенность и всех перестрелять. В лоб перестрелять стаю в десяток особей у вас не получится - разве что вы таскаете с собой РГ-7 и успеете сделать выстрел по стае до того, как она заметит вас.

В отличие от людей-противников, к монстрам тут достаточно легко найти подход. Кабаны быстро разгоняются, но с их пути можно отпрыгнуть - они пролетят мимо вас. Со снорками - та же история, только те больше прыгают, чем бегают. Тушканы отлично выносятся дробью, псевдогигант - вообще глупая зверюга, которая в узкие места не лезет. Контроллёр - персонаж безобидный, потому что всегда один, главное - не тратить на него слишком много времени. Вот кровососы - да, это та ещё заноза в за.... завершении вашего прохождения. Вот у кого настоящий стелс, так это у этих зверюг, которых невозможно увидеть, пока они не начнут вас жрать. И убежать от них не получится - они передвигаются с такой же скоростью, как и ваш герой.

Сюжет по большому счёту линеен - разве что скриптов в игре минимум. Например, есть отличная миссия, где с военной базы надо украсть некие документы. Её можно пройти тихо - с пятидесятого раза, два раза выстрелив из пистолета с глушителем и сиганув с крыши пятиэтажного дома, закинувшись по приземлению аптечками. Но упаси вас боже нажать быстрое сохранение на территории базы - при загрузке она будет вести себя так, как будто вас уже заметили. Всё прохождение займёт минут десять. Решайте - готовы вы убить кучу нервов на стелс, или же проще взять АК-47 и положить пару десятков военных. Напомню, они очень хорошо стреляют...

Для любителей страшного тут тоже есть свои ништяки - лаборатории. О, местные Х-18, Х-22 и другие "Х" - это нервосжигательный кошмар в духе концовок "Паранормальных явлений", причём по-настоящему пугают не сами монстры, а атмосфера, создаваемая шикарной графикой и музыкой. Другой ништяк - приятная физика стрельбы, модельки оружия, и многие постройки, выглядящие пугающе реалистичными.

А игра сводится к формуле - исследуй стрёмное место - насобирай там артефактов и вещей с трупов противника - отчитайся заказчику - продай вещи и артефакты, купи патроны, медикаменты и новые оружие и броню при необходимости (чинить здесь оружие ещё нельзя, и это тоже бесит) - исследуй следующее стрёмное место.

Нет, стреляться с умными врагами интересно, пусть вы и будете нажимать клавиши F5 u F9 так часто, что у вас краска с этих клавиш сотрётся. Болтать с NPC и бродить по кустам и заброшенным заводам в поисках тайников - тоже. Да и сюжетные твисты, иногда загоняющие вас в весёлые ситуации, доставляют. Например, спустившись в очередную клоаку, первое, что вы увидите - это летающие предметы вроде ящиков и бочек, которые не просто так летают, а летают вам в голову. С фатальными последствиями после двух попаданий. Про множество ситуаций, когда вы то не сможете убежать от монстров из-за перегруза в рюкзаке, то останетесь без патронов посреди ожесточенной перестрелки (нож тут - штука практически бесполезная), то наступите в аномалию и с вашим героем случится непотребство, описанное в начале - я умалчиваю. Просто настройтесь, что синонимом этой игры для вас станет слово "боль", которую вы будете испытывать от каждой новой каверзы Зоны, а когда вы будете уверены, что она уже ничем вас не удивит - она убьёт вас сначала радиацией в двух шагах от Монолита, а потом и в финальной заставке к игре. И придётся вам перепроходить всё заново, пытаясь понять, что вы сделали не так и как получить хорошую концовку. Наслаждайтесь!

В конечном итоге именно атмосфера игры и позволила появиться миру "S.T.A.L.K.E.R." в том виде, в котором мы его знаем. Игра вдохновила огромное количество людей на книги, и даже их серии, посвящённые изменчивому миру Зоны. Но и этой бы игры никогда бы не появилось без шедевра Стругацких - "Пикника на обочине", сколько бы создатели не открещивались от параллелей с данным произведением. А посему - до встречи, Зона! Я не прощаюсь.

P.S. В игре есть ещё сетевой режим, но ваша покорная слуга с ним, увы, не знакома. Осмелюсь предположить, что ничего хорошего в нём нет, ведь пугающую атмосферу в сетевой режим не перекинешь, а это главное достоинство игры.
Ваша Кэтти-бри.
Автор: Кэтти-бри   (всего рецензий: 128, средняя оценка: 9.15)
10.05.2017
Просмотров: 2696
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 38
Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 14:03
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 16 мая 2017, 14:02
В Жести есть и по хуже)))
на меня как-то сразу 8 электрохимер напало)))
А потом еще стая псевдособак пристала)))
Вот ...
Электрохимеры это хто?:)

Сейчас на сайтеТекстолит (Критик), постов: 62222
16 мая 2017, 14:02
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 13:56
Ну я что-то скачивала с названием "Народная солянка". То ли аддоны криво встали, но там были баги, например ...
В Жести есть и по хуже)))
на меня как-то сразу 8 электрохимер напало)))
А потом еще стая псевдособак пристала)))
Вот где нервы)))

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 13:56
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 16 мая 2017, 13:55
А у меня давно есть экономическое образование;-)

а солянка имеется виду обнавленная с адоннами
Ну я что-то скачивала с названием "Народная солянка". То ли аддоны криво встали, но там были баги, например один раз на меня выбежало 4 псевдогиганта из туннеля. Это нормально вообще?:)

Сейчас на сайтеТекстолит (Критик), постов: 62222
16 мая 2017, 13:55
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 13:52
Да вам на экономический надо, батенька!)
В солянку играла, мне показалось что она проще Мизери, да ещё и забагованная ...
А у меня давно есть экономическое образование;-)

а солянка имеется виду обнавленная с адоннами

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 13:52
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 16 мая 2017, 13:47
Я играл в Жесть, это самый сложный мод
Потом идет народная солянка, а затем Мизери

А таскать и не надо - я ...
Да вам на экономический надо, батенька!)
В солянку играла, мне показалось что она проще Мизери, да ещё и забагованная вся.
Жесть пропустила. Видимо, стоит найти:)


Сейчас на сайтеТекстолит (Критик), постов: 62222
16 мая 2017, 13:47
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:53
Ну я не играю в куплю-продажу постоянно:)
Таскаю на себе нз, чтобы было на новый экззоскелет+винтовку (это 260.000), ...
Я играл в Жесть, это самый сложный мод
Потом идет народная солянка, а затем Мизери

А таскать и не надо - я у торговцев тайники покупаю, и по всей зоне их разбрасываю, а от туда хлам продаю;-)

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 12:01
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kent S писал(а) 16 мая 2017, 11:59
ааа вот что там было. а то когда появился интернет на форумах не нашел. и остальные концовки смотрел уже в записи.
нет. ...
Сейчас брошу ссылку в личку. Место точно знакомое, туда просто не всем приходит в голову залезть:)

Kent S (Киноакадемик), постов: 34912
16 мая 2017, 11:59
Аватарка пользователя Kent S
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:57
Её можно открыть. Код валяется в Лаборотории с Выжигателем. Или можно в Сети посмотреть.
За дверью небольшое ...
ааа вот что там было. а то когда появился интернет на форумах не нашел. и остальные концовки смотрел уже в записи.
нет. до туда не доходил даже и не знаю об этом месте. ишь знаю что миссия классная найти Бульдог и потом с ним уже бегать всех выносить
ну теперь знаю что за той дверью.спасибо

Kent S (Киноакадемик), постов: 34912
16 мая 2017, 11:57
Аватарка пользователя Kent S
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:53
Ну я не играю в куплю-продажу постоянно:)
Таскаю на себе нз, чтобы было на новый экззоскелет+винтовку (это 260.000), ...
мне тяжело было в Fallout играть. мир большой. вечная починка брони и оружия. крышечки как валюта,которых не хватает. и после этого я понял что не люблю открытые миры в играл.и точку поставил на Скайриме. долго проходил и пробежал только сюжет.теперь не берусь за игры с открытым миром

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 11:57
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kent S писал(а) 16 мая 2017, 11:53
кстати после выжигателя мозгов.можно пойти в Припять. но перед дорогой стоит длинный туннель который идет в землю.там ...
Её можно открыть. Код валяется в Лаборотории с Выжигателем. Или можно в Сети посмотреть.
За дверью небольшое помещение с гранатами и аптечками, ничего интересного. Может было что-то, но потом вырезали.
Мне больше ковш в Тёмной Долине нравится, рядом с лабораторией. Там гитара, радио, куча артефактов, в т.ч. "мамины бусы". Там правда радиация больно бьётся и аномалий много.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Текстолит (Критик), постов: 62222
сегодня, 13:11
Текстолит
надо же Дарк совсем распоясался, что теперь другую оценку стал ставить, в отличии от Андрея 253)

Mr Ma (Киноман), постов: 8287
сегодня, 13:07
Mr Ma
Походу перчатка Таноса оставляет остаточное воздействие Баланса Вселенной)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26065
сегодня, 12:19
brune
Сомнений в том, что продлят, не было, однако, все равно приятно. Третий однозначно лучше второго и динамичнее. Ждем финал!

Andrew (Главный редактор), постов: 74621
сегодня, 12:10
Andrew
Сэму Джексону скоро уж 80:) Ужас:)

AleX (Критик), постов: 9468
сегодня, 12:05
AleX
Отлично!)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26065
сегодня, 11:14
brune
Не пеняйте на меня - я-а уйду из стада)

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11767
сегодня, 10:15
Евгений S.h.
Вот кто тебя за язык тянул?)))

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6886
сегодня, 10:07
Dienn
Плюсую, у меня от того, сколько всего во вторую часть напихали, тоже чуть мозг не раскололся. Первая часть однозначно лучше.
Но номинировать могут, ... [читать далее]

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23988
сегодня, 10:01
Andrey253
- Я снял свой "Титаник" и хочу 11 Оскаров - Дэвид Финчер
- ДЖААААААААЙ ХОООООООО - Киноакадемия

DarkKnight77 (Критик), постов: 9486
сегодня, 9:20
DarkKnight77
А молодец, знает что будут номинации



Фильм месяца
Постер к фильму Моана 2
Дата выхода: 27 ноября 2024
Страна: США
Жанр:комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер:Дэна Леду Миллер
В главных ролях:Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации
Награждения
Наши рекорды