Состоялась премьера ТВ сериала "Анна Каренина" по роману Льва Толстого, лучше сказать по мотивам романа Толстого, в постановке Карена Шахназарова. Режиссер решил отойти от традиционной трактовки, добавил к семейному роману толстовской публицистики о русско-японской войне, художественной прозы Вересаева о том же, и, в сущности, сделал фильм о Вронском, переиначив женский роман в мужской.
Роман "Анна Каренина" делит читателей на два лагеря — преданных адептов, над которыми он имеет магическую власть, и ярых недоброжелателей, считающих историю слезливой, сентиментальной и даже бредовой. Тем не менее, когда дело доходит до экранизаций, насыщенность и психологизм романа оказываются неисчерпаемым источником творческих идей для кинематографистов, равно критически и доброжелательно настроенных.
Западные кинематографисты до недавнего времени в своих экранных версиях практически лишали оригинальную историю измерения "энциклопедия русской жизни", которая (русская жизнь!) не слишком прозрачна со стороны, оставляя исключительно любовный треугольник с большим привкусом эпатажа. При этом на роли Анны и Вронского выбирались неизменно супер-мужчины и супер-женщины своего поколения, объединяемые словом секс-символы. Актеры в других ролях не остаются в памяти вообще, а от экранизаций сохраняется ощущение мишурного блеска и сильной мужской доминанты.
В фильме 1935го партнером ослепительной Греты Гарбо был многократный номинант и лауреат Оскара Фредерик Марч, его бравый Вронский на полковых пирушках легко перепивает всех однополчан. Звездой фильма 1948 года была англичанка Вивьен Ли с осиной талией, которая к тому моменту успела заработать репутацию трагической красавицы. Британская экранизация с Шоном Коннери в роли Вронского 1961 года была сделана непосредственно перед тем, как Коннери согласился сниматься в Бондиане, его партнерша Клер Блум в 1950е была одной из самых популярных и востребованных британских актрис, участницей целого блока костюмных драм. В экранизации 1985 года Вронского играет Кристофер Рив, исполнитель роли Супермена в одноименной франшизе в 1978, 1980 и 1983 годах, в роли Анны Жаклин Биссе, в 1970х снимавшаяся у лучших режиссеров с мировым именем (Трюффо, Хьюстон, Полански), в популярных проектах ("Великолепный", "Аэропорт", "Убийство в восточном экспрессе"). Фильму 1985 года больше других экранизаций повезло с исполнителем роли Каренина — оскаровский лауреат Пол Скофилд.
В фильме 1997 года исполнительница роли Анны Софи Марсо, которая через пару лет станет девушкой Бонда/Броснана, оставляет ощущение подростковой незрелости, и даже шарм Шона Бина в роли Вронского на спасает дело. В 2012 году британцам — драматургу Тому Стоппарду, гениальному интерпретатору классики, и режиссеру Джо Райту — удалось близко подойти если не к букве, то к духу Толстого, большинство их персонажей вполне толстовские. Кира Найтли в роли Анны по-своему очаровательна, вся лента дышит аристократизмом и спокойным достоинством и какой-то неожиданной дикой грацией.
Переходя к российским экранизациям — лучшей экранной версией на все времена остается лента Александра Зархи 1967 года, с блистательными актерскими работами, психологической глубиной, эмоциональной насыщенностью, и совершенно толстовскими персонажами, убедительно толстовскими как внешне, так и по духу — Каренина/Самойлова, Вронский/Лановой, Каренин/Гриценко, Облонский/Яковлев. Мелодраматическая история светских гостиных у Зархи воспринимается как роман о русской жизни, поисках смысла, семье, быте конца 19 века.
Разочаровала экранизация Сергея Соловьева 2008, в которой близость к толстовской букве, в том числе закадровая нарезка текста романа, при наложении на зрительный ряд только подчеркивает известную удаленность от ее духа. За время растянувшейся на долгие годы работы над экранизацией актеры успели "непростительно" постареть, сильно превысив возрастной ранг персонажей, все действо проникнуто непонятной меланхолией — откуда бы ей взяться у людей света, с молоком матери всосавших все светские условности, приличествующие правила легкости и безмятежности общения и т.д. Самое сильное актерское звено любовного треугольника в этой версии Олег Янковский, но в его Каренине есть некая едва скрываемая ирония и самоирония, свойственная самому Олегу, но не свойственная и даже противопоказанная ученому сухарю Каренину, и возвращающая зрителя в атмосферу фильмов Романа Балаяна и Марка Захарова.
Как воспринимать эксперимент Карена Шахназарова по апгрейду классики? Тут можно привести несколько соображений. Толстого, видимо, к концу работы над романом изрядно утомила его беспокойная героиня, и, поступив с ней довольно жестоко, он с облегчением забыл об этой истории, предоставив оставшихся в живых персонажей самим себе. Шахназаров решил, однако, подхватить эстафету и записать мистическим образом подслушанные мысли классика. Поправка № 1 — поскольку роман получался сугубо дамский, "иньский", не в стиле Толстого, Лев Николаевич решил под конец плеснуть жестокости/жесткости. Шахназаров пошел дальше и щедро добавил энергии "ян", жесткости и тестостерона, эпики, войны, крови и безысходности. Поправка № 2 — у Толстого в романе есть элемент мистики, кошмарные вещие сны, опиумные галлюцинации, бородатые карлики, тяжелые предчувствия, не вполне определенный и "четкий" финал, о чем будет сказано ниже, наконец, сами отношения Анны и Вронского, которых бросила друг к другу и удерживала рядом внешняя демоническая сила. У Шахназарова в финале не просто мистические ноты, но что-то даже гофмановское, причудливо реальное, страшное в обыденном на границе с фантастикой — последняя поездка Анны в черной коляске, запряженной парой демонических вороных с мрачным возницей "без лица" в черном, прямо траурный катафалк в преисподнюю. Или Вронский в финальных сценах, который после гибели Анны искал и в очередной раз нашел адское месиво (атака сильно превосходящих сил японцев), которое так гармонировало с адским пламенем, выжигавшим его изнутри на протяжении 3х десятилетий, ибо Анна не отпустила его.
Поправка № 3 — некоторые толстовские акценты расставлены с бОльшим нажимом, чем у автора, отчего вполне реалистичные персонажи становятся слегка карикатурными и действие приобретает сатирический оттенок. Так, Анна, в желании быть по-прежнему привлекательной для Вронского, в чьих чувствах уже сомневается, появляется для него в гротескно ярком имидже, что-то цыганско-испанское. А Вронский, пытаясь расслабить без меры напряженную внутреннюю струну Анны пускается в "клоунаду" с дамской шляпкой и зонтиком. Более определенно Шахназаров говорит и о чувствах Вронского к Анне — "какая-то внешняя сила владеет мною", и о том, почему Анна бежит развода — не только из-за сына Сережи, но и чтобы уравновесить свою вину перед Карениным собственным позором как открытой прелюбодейки при живом муже. И о том, что для Вронского Анна хочет быть не просто возлюбленной и вещицей из его коллекции, но другом и помощником, доказывая и подчеркивая свою эмансипированность и продвинутость на деле, озадачивая мужчин своими познаниями. Наконец, что Анна непревзойденная актриса и манипулятор, и заслуживая сочувствия, ставит одновременно в тупик своей холодной прагматичностью, демонстрируемой не раз.
К финалу этой муторной истории известное утомление испытывал, видимо, и Толстой, и читатели, и персонажи. Поэтому автор счел благоразумным волевым усилием поставить жирную точку гибелью Анны. Но очевидно, что сочувствие его на ее стороне. И тут Шахназаров дает шанс и героине, и зрителям, и альтернативной версии истории — в финале Вронский уже не вполне уверен, что изуродованным телом на станции, в котором он опознал Анну, была именно она. Возможно она просто исчезла, растворилась, уехала куда-то, чтобы освободить всех, а окружающим так хотелось окончательной точки, что они поспешили принять желаемое за действительное.
В целом всё, что домыслил Шахназаров, не вызывает отторжения. Нельзя также не поблагодарить его за выбор актеров на роли Анны и Вронского. На Боярской он остановился сразу, по поводу Матвеева долго сомневался, но получилось к лучшему. Супружеская актерская пара в контексте истории имеет дополнительный бонус — Анна и Вронский так жадно пили друг друга, что мгновенно стали единым организмом, а такую степень интимности любящие супруги воспроизведут, разумеется, более адекватно и натурально, чем едва знакомые люди. Самойлова и Лановой на момент съемок фильма 1967 года также были в близких отношениях и их химия добавляет чувственности ленте. Фильм также отлично снят, богато декорирован и художественно оформлен, много локаций, пышных интерьеров, приятно видеть, что студия Мосфильм, директором которой является по совместительству режиссер Карен Шахназаров, вполне дееспособна.
Чего не хватает новому прочтению толстовского романа? Упругости и энергии. Элегический тон картины как нельзя лучше подходит для исповеди раненого полковника Вронского своему врачу и по совместительству сыну любовницы. Но для самого романа Анны и Вронского 30-летней давности эта нота не верна. Оба, Анна и Вронский, были энергичными триумфаторами, которых окружающие ценили за добрый нрав, деятельную и ироничную натуру. Это, вероятно, и обеспечило сразу их "взаимное узнавание". Однако энергичного торжества в картине нет, много тихой рассудочности, умных диалогов, но не всепобеждающего торжества духа даже в начале знакомства.
Манчжурские военные эпизоды имеют полное право на существование, но, кажется, мало добавляют целостности и гармонии истории, а присутствие китайской девочки так и остается неразгаданным ребусом. Или она как-то странно соединилась в мозгу Вронского с английской воспитанницей Анны, которая была между ними очередным яблоком раздора?
В начальных сценах катастрофически не хватает Кити Щербацкой (которая в картине появляется статисткой секунд на 30 на том роковом бале) и классическую беседу о балах, на которых всегда весело, в доме Облонских за вечерним чаем Анна ведет не с 18-летней свояченицей, а с четой Облонских, которым хорошо за 30, и восторженные реплики Кити, делегированные им сценаристами, в их устах кажутся диковатыми.
Роман Толстого вполне самодостаточен и, в общем, не требует усовершенствований, однако наш век постмодерна и эклектики почти требует экспериментов и новой пространственной структуры хорошо известных пазлов. К счастью, экранизация Шахназарова это не авангард в стиле "Андроид Каренина" или "Гордость и предубеждение и зомби". Двухчасовую адаптацию "Карениной" для большого экрана обещают выпустить в прокат 8 июня — специально для киноманов, которые экономят свое время. Не пропустите!
Рецензия к сериалу "Анна Каренина" от Constance
Наваждение
Просмотров: 6132
Оценка читателей: 9,88 из 10 (голосов 17)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
IDavydova (Новичок), постов: 1
22 июля 2017, 9:51
| |
|
Почему люди ныне - такие злые?
Честно скажу, когда я услышала, что Лиза Боярская будет играть Анну Каренину, первой моей реакцией тоже было возмущение: «До чего докатились! Это же будет не Анна, а пластиковый ширпотреб!». Несмотря на заведомо негативный настрой, я задержалась у экрана. Не могла отойти. Что-то завораживало и притягивало. Плеваться не хотелось. «А она не так уж и плоха!» - я впервые увидела Боярскую совсем другою. Буквально, с каждой сценой, с каждой минутой, Шахназаров открывал и открывал для меня - словно выкладывал из тайного сундука, о котором никто до сих пор не знал, все новые и новые несметные драгоценности – совершенно неожиданные, потрясающие, до сих пор скрытые от всех, резервы многоликой и, оказывается, глубочайшей Лизы Боярской. Получается, что Боярская была просто нераскрытая актриса, масштаб которой никто до сих пор не заметил даже близко. Никто до Шахназарова не увидел на миллиметр глубже ее внешней красоты. |
Ovi (Критик), постов: 1007
29 апреля 2017, 9:10
| |
7 |
Отличная рецензия. |
ALAMO. (Киноман), постов: 12470
23 апреля 2017, 14:51
| |
10 |
Constance писал(а) 23 апреля 2017, 11:09 Сочувствую Вам - по-другому не умею. Сие не самоутверждение, боже упаси, но исключительно генетика. Так что, как ... Как же я стану "переворачивать" страницу зная, что подписался под ней профессионал?! Ни за что.
К Вашему стилю обязательно привыкну, потому что потом, после знакомства с какой-нибудь очередной рецензией, чувствуешь себя капельку МУДРЕЕ. Так что большое Вам спасибо за творчество! *жаль, ранг не позволяет мне официально поставить оценку. :) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17039
23 апреля 2017, 11:09
| |
11 |
ALAMO. писал(а) 22 апреля 2017, 23:16 Слишком длинные и сложносочиненные предложения в тексте. Ужас! Едва не теряю внимание и вникание. Нельзя ли проще ... Сочувствую Вам - по-другому не умею. Сие не самоутверждение, боже упаси, но исключительно генетика. Так что, как видите подпись "Constance" - смело переворачивайте сразу страницу)))))))))))))))) А увидели Вы ее, кстати, первый раз в этом году. Удачи! |
ALAMO. (Киноман), постов: 12470
22 апреля 2017, 23:17
| |
10 |
ALAMO. писал(а) 22 апреля 2017, 23:16 Слишком длинные и сложносочиненные предложения в тексте. Ужас! Едва не теряю внимание и вникание. Нельзя ли проще ... и часто употребляется "толстовская толстовщина"* :) |
ALAMO. (Киноман), постов: 12470
22 апреля 2017, 23:16
| |
10 |
Слишком длинные и сложносочиненные предложения в тексте. Ужас! Едва не теряю внимание и вникание. Нельзя ли проще писать? :)
Не бойтесь, все и так в курсе, что Вы самая умная и креативная писательница! Отличная рецензия! :) |
Andrew (Главный редактор), постов: 75114
22 апреля 2017, 11:09
| |
|
Constance писал(а) 22 апреля 2017, 10:08 Друзья, спасибо всем, кто прочитал текст, написанный рукой фаната русского кино. Спасибо Карену Шахназарову и ... Пишите почаще:) Особенно на какие-то такие темы:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17039
22 апреля 2017, 10:16
| |
11 |
Angelina писал(а) 22 апреля 2017, 9:56 "Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют – становится нестерпимо!" Григорий Горин. ("Тот самый Мюнхгаузен"). ... Шахназаров снимал историю не о женщине на грани нервного срыва, но об эмансипе в окружении мужчин, которая ставит пьесу собственного сочинения и ими манипулирует, в том числе(!!!) и сыном Сережей.. Возможно, ей бы больше понравился водевиль, но жизнь распорядилась иначе, и когда это стало безвозвратно ясно - постановщица исчезла. А Вронский, во всем остальном уверенный в себе альфа-самец, каким-то волшебством "зачарован", "заколдован", все понимает, но не может пошевелить ни рукой, ни ногой. В этом контексте, в общем, другие женщины лишние. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17039
22 апреля 2017, 10:08
| |
11 |
Друзья, спасибо всем, кто прочитал текст, написанный рукой фаната русского кино. Спасибо Карену Шахназарову и команде проекта, которые не оставляют места равнодушию. Не ставьте крест на нашем кинематографе.
Вспомнился невольно Тютчев, без всякого намека на пафос, просто как реальность:" Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить". |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Black (Админ), постов: 3840
сегодня, 19:26
| |
Спасибо! Жаль, что у нас на страницах отечественных сериалов очень мало отзывов и оценок
|
AleX (Критик), постов: 9487
сегодня, 19:17
| |
Так я же говорю наше современное кино совершенно не интересно для пародирования, а уж комедии сами по себе являются самопародиями! )))
|
Лилит (Зритель), постов: 1953
сегодня, 19:15
| |
Хороший сериал про чекистов. Начало сериала про времена Брежнева и история трех разных мужчин, по разному пришедшие в КГБ в разные отделы.
|
John23 (Критик), постов: 26644
сегодня, 19:12
| |
Ну так а чё тогда за основу более современные фильмы не берут, раз такие талантливые и смелые?:)
|
AleX (Критик), постов: 9487
сегодня, 19:06
| |
ТНТшники бояться стебаться!))) Ты давно Комеди Клаб смотрел ?))) Испугались!)))
|
CaptainJorik (Новичок), постов: 22
сегодня, 19:05
| |
Ну если сами создатели инженеры ,оказались смертными то как оказалось ,зря искал персонаж Гая, источник вечной жизни...))) Они инженеры просто чуть больше ... [читать далее]
|
Black (Админ), постов: 3840
сегодня, 19:02
| |
ну и как Комитет?
|
John23 (Критик), постов: 26644
сегодня, 19:01
| |
Может они просто боятся стебать современные фильмы, а значит и современных актёров, продюсеров и режиссёров - ведь в одном котле варятся; боятся обидеть.
|
CaptainJorik (Новичок), постов: 22
сегодня, 18:54
| |
Будь сама собой в нг то есть типичной западной доминанткой,самодовольной и самовлюбленной цяцей....))))
|
AleX (Критик), постов: 9487
сегодня, 18:53
| |
По лёгкому это вот как раз пародировать наше современное кино, а вот взяться за классику это огромная ответственность и ТНТшники экзамен сдали на отлично
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Стальная хватка | 7.42 |
3 | Еретик | 7.37 |
4 | Артур, ты король | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.42 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.05 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Награждения
Наши рекорды
Или другое: почему люди ныне - такие злые?
Я так возмущена, что не боюсь быть грубой: они ведь не боятся! Им нужно дать отпор. Как мелкая саранча, своей многочисленностью - может повалить мощный и прекрасный вековой дуб, так многочисленное быдло может повалить большого художника, с гигантским потенциалом, тонкого и потому, всегда хрупкого.
Ничего не имею против простого народа, который пьет пиво у экранов и громко радуется забитым голам, во время футбола или плачет во время мыльной оперы. Эти люди не претендуют на роль судей и ни для кого не представляют угрозы. Возмущают меня псевдо-интеллектуалы, считающие себя «знатоками», своим мнением «влияющие» и вместе, своей объединенной катастрофической многочисленностью представляющие нешуточн