Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".
Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.
Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.
В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.
Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.
Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.
Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).
Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Год выхода: | 1972 |
Жанр: | детектив, драма, мелодрама, приключения, фантастика |
Страна: | СССР |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Солярис" от George
Границы человеческого (на конкурс)
Просмотров: 8126
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 47
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:26
| |
![]() ![]() 14 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:22 Смысл - суть и само послание! Что говорит сам фильм? Что доносит, о чём?! Видишь как, ты, я, ещё кто это ценит или ставит ... прочитал ваши последние полёты и баталии в киноакадемии, для меня интересно, стал заходить теперь в первую очередь. Есть что почитать и подумать между строк. Жду "обязательно" продолжения.) |
George (Киноакадемик), постов: 10581
25 февраля 2017, 19:23
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:07 "Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я"." ... Спасибо за честное мнение! Но жду контраргумента. Что именно не так? Что научно-технический XX век в погоне за новыми открытиями в грош не ставил человеческую жизнь? Я не имел в виду развитие психоаналитики, фрейдизма и прочего, тут скорее обращение к собственной гуманности и нравственности. Именно к этому аппелировал Тарковский и финал - "Возвращение блудного сына" тому подтверждение. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:22
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
George писал(а) 20 февраля 2017, 22:36 Для каждого фильма индивидуально! Хотя да, чаще получается именно так. Просто для меня главное постановка, посыл, ... Смысл - суть и само послание! Что говорит сам фильм? Что доносит, о чём?! Видишь как, ты, я, ещё кто это ценит или ставит на первое место. Мы думаем что все такие, почти весь мир таков. Оказывается нет. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:13
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:11 Ты умничка! ) Дорово сказано. Побольше бы таких высказываний, стихов и тем.) Здорово сказано, а то получилось по смыслу ближе к дровам.)) а-ха ха ха ха)) что-то ноут выдаёт глюк)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:11
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 23:32 Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник ... Ты умничка! ) Дорово сказано. Побольше бы таких высказываний, стихов и тем.) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:07
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:02 Люблю этот фильм. Хорошо написал.Некоторые фразы, предложения не понравились, нелогично что ли, но это личное. ... "Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я"." - в корне не так, и полностью не согласен. Но без этой фразы можно вполне обойтись, или заменить, немного подправить даже, и вперёд к звёздам.) Думаю, честное мнение ты всегда ценишь?! ) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:02
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Люблю этот фильм. Хорошо написал.Некоторые фразы, предложения не понравились, нелогично что ли, но это личное. За всё остальное только 10 (десять баллов)! |
Rom2307 (Киноман), постов: 231
22 февраля 2017, 21:50
| |
![]() 10 ![]() |
Понравилось, респект! |
George (Киноакадемик), постов: 10581
21 февраля 2017, 17:39
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 21 февраля 2017, 17:33 Молодец Джордж, что участвуешь. Тексты как всегда на высоком уровне, спасибо. Тебе спасибо, что оценил)) Загорелся во мне спортивный азарт, захотелось посоревноваться! |
Hasanov (Критик), постов: 13885
21 февраля 2017, 17:33
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Молодец Джордж, что участвуешь. Тексты как всегда на высоком уровне, спасибо. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
yrenson (Киноакадемик), постов: 8570
сегодня, 0:31
| |
Ну,это его "минута славы"(или 5 минут) так что мог говорить что захочет
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8570
сегодня, 0:26
| |
А у Арианы Гранде так и должно быть или это пушап вылез?)
|
Sakura (Киноман), постов: 6395
вчера, 23:23
| |
Не знал что есть такой рекорд)))
|
Sakura (Киноман), постов: 6395
вчера, 23:21
| |
Отличная новость
|
TREADSTONE (Критик), постов: 24070
вчера, 23:19
| |
Ну, у него няньки нон-стопом. Пока вот сцеаристы не показали его прям настоящим отцом, который готов отказать темной стороне ради недели с сыном. И да, ... [читать далее]
|
Constance (Киноакадемик), постов: 17183
вчера, 23:07
| |
Как императрица.
(В Натали и Александр зачетная роль) |
isi (Зритель), постов: 1417
вчера, 23:07
| |
В этом году был еще один рекорд девять номинаций фильмов отмеченных в Каннах, такого еще не было, глобализация добралась и в награды)
|
AleX (Критик), постов: 9679
вчера, 22:37
| |
Шутник)))
|
Веном (Критик), постов: 935
вчера, 22:32
| |
растолкуй тем, кто не в курсе... пожалуйста
|
xen04158603 (Критик), постов: 26796
вчера, 22:29
| |
Я не помню)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 6 марта 2025 |
Страна: | Германия, Канада, США |
Жанр: | боевик, приключения, фэнтези |
Режиссер: | Пол В.С. Андерсон |
В главных ролях: | Милла Йовович, Дэйв Батиста |
Реклама
1 | Маленький будда | 8.9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Мертвые не причиняют боли | 7.6 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.25 |
3 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.83 |
5 | Супермен | 8.79 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
В США объявлены обладатели антипремии "Золотая малина"
В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премий Американской Киноакадемии
Режиссер рад, что давно уехал на постоянное место жительства в Новую Зеландию
Награждения
Наши рекорды