Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".
Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.
Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.
В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.
Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.
Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.
Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).
Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Год выхода: | 1972 |
Жанр: | детектив, драма, мелодрама, приключения, фантастика |
Страна: | СССР |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Солярис" от George
Границы человеческого (на конкурс)
Просмотров: 8166
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 47
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:26
| |
![]() ![]() 14 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:22 Смысл - суть и само послание! Что говорит сам фильм? Что доносит, о чём?! Видишь как, ты, я, ещё кто это ценит или ставит ... прочитал ваши последние полёты и баталии в киноакадемии, для меня интересно, стал заходить теперь в первую очередь. Есть что почитать и подумать между строк. Жду "обязательно" продолжения.) |
George (Киноакадемик), постов: 10585
25 февраля 2017, 19:23
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:07 "Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я"." ... Спасибо за честное мнение! Но жду контраргумента. Что именно не так? Что научно-технический XX век в погоне за новыми открытиями в грош не ставил человеческую жизнь? Я не имел в виду развитие психоаналитики, фрейдизма и прочего, тут скорее обращение к собственной гуманности и нравственности. Именно к этому аппелировал Тарковский и финал - "Возвращение блудного сына" тому подтверждение. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:22
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
George писал(а) 20 февраля 2017, 22:36 Для каждого фильма индивидуально! Хотя да, чаще получается именно так. Просто для меня главное постановка, посыл, ... Смысл - суть и само послание! Что говорит сам фильм? Что доносит, о чём?! Видишь как, ты, я, ещё кто это ценит или ставит на первое место. Мы думаем что все такие, почти весь мир таков. Оказывается нет. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:13
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:11 Ты умничка! ) Дорово сказано. Побольше бы таких высказываний, стихов и тем.) Здорово сказано, а то получилось по смыслу ближе к дровам.)) а-ха ха ха ха)) что-то ноут выдаёт глюк)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:11
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Angelina писал(а) 20 февраля 2017, 23:32 Потому и оценку не снизила- 10 баллов несомненно! Потому что остальное - наше субъективное мнение.
Один художник ... Ты умничка! ) Дорово сказано. Побольше бы таких высказываний, стихов и тем.) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:07
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 25 февраля 2017, 19:02 Люблю этот фильм. Хорошо написал.Некоторые фразы, предложения не понравились, нелогично что ли, но это личное. ... "Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я"." - в корне не так, и полностью не согласен. Но без этой фразы можно вполне обойтись, или заменить, немного подправить даже, и вперёд к звёздам.) Думаю, честное мнение ты всегда ценишь?! ) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
25 февраля 2017, 19:02
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Люблю этот фильм. Хорошо написал.Некоторые фразы, предложения не понравились, нелогично что ли, но это личное. За всё остальное только 10 (десять баллов)! |
Rom2307 (Киноман), постов: 231
22 февраля 2017, 21:50
| |
![]() 10 ![]() |
Понравилось, респект! |
George (Киноакадемик), постов: 10585
21 февраля 2017, 17:39
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 21 февраля 2017, 17:33 Молодец Джордж, что участвуешь. Тексты как всегда на высоком уровне, спасибо. Тебе спасибо, что оценил)) Загорелся во мне спортивный азарт, захотелось посоревноваться! |
Hasanov (Критик), постов: 13885
21 февраля 2017, 17:33
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Молодец Джордж, что участвуешь. Тексты как всегда на высоком уровне, спасибо. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 11585
сегодня, 19:49
| |
Не буду притворяться фанатом какой либо студии (тем более когда речь идёт об алчных многомиллиардных корпорациях), но я скажу лишь одно… когда твою ... [читать далее]
|
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 11585
сегодня, 19:36
| |
Они реально что ли собираются одну игру на несколько сезонов растянуть? Не то чтобы там такой уж долгий геймплей
|
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 11585
сегодня, 19:31
| |
После этого в Death Stranding 2 должен появиться мини уровень с доставкой трюфельной свиньи. И, желательно, злой Николас Кейдж, следующий по пятам)))
|
AleX (Критик), постов: 9840
сегодня, 19:27
| |
Ты слишком вдаёшься в детали которые по-сути просто красивая и эффектная обёртка и не вних суть, ну покрайне мере для меня. Для меня это фильм про взаимоотношения ... [читать далее]
|
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 11585
сегодня, 19:26
| |
Википедия переходит на сайты, где есть подтверждения этих слов, гений))
|
![]() сегодня, 19:05
| |
Я так толком и не понял, откуда взялись эти новые создания/программы вне города. А зачем главному злодею так сильно нужен был диск Флинна? Потому что ... [читать далее]
|
S3S (Критик), постов: 13426
сегодня, 19:03
| |
и я скоро отнесу денежку Майнкрафту)))
|
![]() сегодня, 18:56
| |
Качественное музыкальное сопровождение, хороший графон; милая Оливия Уайлд, но её здесь мало; актёр играющий Сэма Флинна не плох. Из экшена запоминаются ... [читать далее]
|
intvindet (Киноакадемик), постов: 13406
сегодня, 18:50
| |
Да там и проваливаться особо нечему. Фильм совсем недорогой и скромный, а Шарфман - авторский режиссер, у которого за плечами только и есть проекты о ... [читать далее]
|
![]() сегодня, 18:41
| |
+1
|
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1948 |
Страна: | Великобритания |
Жанр: | драма |
Режиссер: | Лоуренс Оливье |
В главных ролях: | Кристофер Ли, Питер Кашинг |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.49 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
У студии Warner Bros.
Элли Фаннинг рассказала о своей героине в фильме "Хищник: Бесплодные земли"
Фильм "Minecraft в кино" стартует в США лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды