px

Рецензия к фильму "Приходит дракон" от Constance

Навстречу западу

Иранские фильмы отечественный кинопрокат равнодушно обтекает. В то время как они пользуются известным успехом на европейских кинофестивалях. Будучи глубоко национальным по стилю — сентиментальным, страстным и метафоричным — иранское кино остается не экзотическим, но вполне универсальным. Наиболее успешны и востребованы мировой кинематографической общественностью иранские социальные драмы, контекст которых наэлектризован и политизирован, но сами сюжеты по сути недалеко ушли от классических европейских трагедий, в которых герой ополчается против моря житейских бедствий и в противостоянии преодолевает их. Даже те, кто не знаком с иранским кино, наверняка хотя бы вскользь слышали имена Асгар Фархади - постановщик ленты "Развод Надера и Симин" (Оскар 2012 "Лучший фильм на иностранном языке"), Джафар Панахи - постановщик "Такси" ("Золотой Медведь" Берлинале 2015), Аббас Киаростами - р-р картины "Вкус вишни" (Золотая пальмовая ветвь Каннского МКФ 1997).

"Приходит дракон" р-ра Мани Хагиги, зажигавший в феврале этого года на Берлинском МКФ, совсем не укладывается в традиционные национальные рамки. Эта феерическая история сделана на стыке жанров приключенческого детектива, триллера, хоррора, фэнтази, сюжет сводит разношерстную троицу — детектива, звукорежиссера и сейсмолога, которые расследуют аномальные явления на месте заброшенного старого кладбища посреди пустынного острова и совершенное там самоубийство политзаключенного, а спустя 50 лет засекреченные тогда результаты расследования вновь привлекают внимание общественности.

Самое поразительное, что фильм снят на основе реальных событий, уцелевшие участники которых, в 1965 совсем молодые, дают в кадре интервью. Тем не менее от ленты остается ощущение мистического триллера, наполненного ожиданием прихода дракона, таинства и магии, или диковинного мифа, который и в финале, после двукратного расследования этой таинственной истории, не ставит всех точек над i, граница между реальностью и иллюзией зыбкая и ненадежная, свет в конце лабиринта повествования окутан наркотическим туманом; что было истиной мгновение назад, перестает иметь значение в следующую секунду.

Визуально лента утрамбована очень плотно: пустыня с каменными лабиринтами, почти развалившийся португальский корабль, по прихоти госпожи истории попавший из глубоких вод в зыбучие пески, хижина самоубийцы, испещренная цитатами древних манускриптов, вековые ритуалы; Шевроле Импала, машина детектива, сочно апельсинового цвета как экзотический цветок в безбрежных песках. И восхитительно выразительный саундтрек, который даже сравнить не с чем, композитор Кристоф Резаэй. Зрительный ряд чем-то сродни эффектным кадрам Тарсема Сингха, живописца экрана.

То же ощущение плотности остается от фабулы и персонажей. Иранские актеры красивы какой-то особой одухотворенной красотой, подпитанной богатой культурой и историей персов. Главное трио персонажей каждый в своем репертуаре, вместе гармоничное целое. Детектив — иранский Грегори Пек или Кэри Грант, как будто только что вышедший из голливудского павильона со съемок нуар-триллера 1930х: черный костюм, белоснежная рубашка с галстуком, безукоризненная стрижка, моментами его похождения заставляют вспомнить "хождения по мукам" детектива Гарри Ангела ("Сердце Ангела" Алана Паркера). Сейсмолог исповедует, видимо, стиль Индианы Джонса, а звукорежиссер как хипстер, случайно оказавшийся в почтенной благовоспитанной компании, или Джокер, своей любовью к ярким краскам нарушающий мрачный антураж Готема. Есть еще ловец акул, он же местный целитель, практики врачевания которого задокументированы и впечатляют, местная публика, столичная секретная служба с жесткими методами, упоминаемое в полицейских беседах убийство премьер-министра, и т.д. Повествование неизменно поддерживается на ноте напряженного ожидания.

Мани Хагиги описывает свой фильм как сознательный эксперимент, создание сюрреалистической метафоры современной действительности, попытку приблизиться к западному кинематографу, драматургическому авангарду от Беккета до Пинтера, собрать на экране "лигу выдающихся джентльменов" от сыщика Марлоу до искателей приключений Жюля Верна, не отрываясь при этом от социально-политической конкретики. Фильм, безусловно, не для широкой аудитории, но эксперимент режиссера удался, став отличным образцом гротеска.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
02.06.2016
Просмотров: 2367
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 8)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 5
Angelina (Критик), постов: 17852
3 июня 2016, 22:19
Аватарка пользователя Angelina
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Как красиво написано, прочитала, как музыку послушала, что-то из классики причём)
Смотреть, не знаю, побоюсь, наверное..., хотя кто знает?)

Stefa (Киноакадемик), постов: 22311
3 июня 2016, 13:30
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Браво!:)

Constance (Киноакадемик), постов: 17002
3 июня 2016, 10:52
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 3 июня 2016, 7:44
Это в духе восточных (или ближневосточных) фильмов. В буквальном смысле - Дракон там не появляется и не начинает ...
Не стану выдавать всех секретов))
Скажу только, что фильм аттестовали "персидским "Настоящим детективом". Сравнение не буквальное, но для иранского фильма адекватное. И более всего уместной мне кажется параллель между здешним сыщиком и Филипом Марлоу, детективом романов Рэймонда Чандлера, который стал фактически первым нуар-сыщиком Голливуда в экранизации "Глубокий сон", где его сыграл неотразимый Хэмфри Богарт))

George (Киноакадемик), постов: 10561
3 июня 2016, 7:44
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 3 июня 2016, 7:43
Ну, ты конечно всколыхнула целый культурный пласт - от режиссёра Тарсема Сингха и актёров сродни Грегори Пеку ...
Это в духе восточных (или ближневосточных) фильмов. В буквальном смысле - Дракон там не появляется и не начинает всем откусывать головы?!)))))

George (Киноакадемик), постов: 10561
3 июня 2016, 7:43
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Ну, ты конечно всколыхнула целый культурный пласт - от режиссёра Тарсема Сингха и актёров сродни Грегори Пеку до приключений в духе Жюля Верна))) Прекрасно, что этот фильм подвигнул тебя написать долгожданную рецензию) Я хоть и люблю разнообразное кино (и в географическом плане) - но из перечисленных тобою смотрел только Такси Джафара Панахи, который при всём его минимализме (таксист просто снимает пассажиров на видеорегистратор) - мне чрезвычайно понравился. Теперь восполню свой пробел в иранских фильмах и этой картиной - Дракон приходит) Правда, в кинотеатре мне его не увидеть(
И всё-таки фильм создаёт ощущение мистического триллера или он таковым является? Мистицизм остаётся за кадром? Ну, мне лично так и представляется, что это долгие созерцательные планы этих каменных лабиринтов, корабля, хижины с манускриптами и прочее?! Неспешный ритм повествования?! В общем, всё это работает на атмосферу фильма и все ужасы и мистицизм скрываются в деталях?!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Mr Ma (Киноман), постов: 8286
сегодня, 21:47
Mr Ma
Будем посмотреть

Stanley (Критик), постов: 653
сегодня, 21:40
Stanley
Тяжело смотреть этот фантастический сериал) только харизма Слая тащит)

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10503
сегодня, 21:38
ANAMAZINGMAN
Смеешь оспаривать силу Беатриксэнерджи, презренный?)))

TREADSTONE (Критик), постов: 23793
сегодня, 21:34
TREADSTONE
НЕ, ну Убить Билла все же не такой уж шедевр))

TREADSTONE (Критик), постов: 23793
сегодня, 21:33
TREADSTONE
Но этот, может быть, в декабре попробую)

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10503
сегодня, 21:33
ANAMAZINGMAN
Мизу в очередной раз доказала, что ОТКАЗЫВАЕТСЯ хороший проработанный женский персонаж = сильный женский персонаж. Удивительно, да, остальные студии?))
А ... [читать далее]

TREADSTONE (Критик), постов: 23793
сегодня, 21:32
TREADSTONE
Для Сталлоне - удача, для меня, как зрителя - это ошибка. Йеллоустоун затянутость погубила. Да так, что приквелы вышли куда интереснее и понятнее.

xen04158603 (Критик), постов: 25371
сегодня, 21:30
xen04158603
Да я тоже, я только боёвку упоминал)

TREADSTONE (Критик), постов: 23793
сегодня, 21:29
TREADSTONE
Никогда не понимал восхищения нарисованной обножонкой, анимационной)

TREADSTONE (Критик), постов: 23793
сегодня, 21:28
TREADSTONE
Кажется, немного финал недожали, но а так - не дурно) Прикольно и чернушно)



Фильм месяца
Постер к фильму Гладиатор 2
Дата выхода: 22 ноября 2024
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, драма, исторический, приключения
Режиссер:Ридли Скотт
В главных ролях:Педро Паскаль, Дензел Вашингтон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации
Награждения
Наши рекорды