Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6541
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 20:02
| |
12 |
George писал(а) 30 мая 2016, 19:55 Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" ... И не говорите, про телефон хорошо подметили. Есть одна модель которую купил 7 лет назад, так нравилась, отдал на время..сломался..тоска....сейчас если бы продавали, купил бы (сейчас у меня 4-ка, нет никакой душевности в этом аппарате-так и в фильмах). |
George (Киноакадемик), постов: 10559
30 мая 2016, 19:55
| |
8 |
Hasanov писал(а) 30 мая 2016, 16:55 Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить ... Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" - в слове "доброе" укладывается множество смыслов))) Проблема в том, что эти люди по болей части воспринимают кинематограф не как киноискусство (со своими идеями, формами, языком и прочим), а как техническую индустрию. То есть для них это как выбирать между первыми моделями телефона или шестым айфоном. Если нет клиповой эстетики с яркой картинкой и лихим монтажом - то это скукотища смертная. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 16:55
| |
12 |
Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить что-нибудь в голове...
Как хорошо описали, будто эпизод книги прочитал...Порой, при просмотре старых фильмов нужно заставить себя просмотреть первые 10 минут, потом если что-то стоящее..покатит. Знаю многих товарищей, которые даже слышать не хотят о фильмах, вышедших ранее 2000-х. |
George (Киноакадемик), постов: 10559
30 мая 2016, 0:48
| |
8 |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:46 Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) Конечно! |
Constance (Киноакадемик), постов: 16996
30 мая 2016, 0:46
| |
11 |
George писал(а) 30 мая 2016, 0:38 Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из ... Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) |
George (Киноакадемик), постов: 10559
30 мая 2016, 0:38
| |
8 |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:27 Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" ... Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из стилизаций прошлых творений - это уже производное кино! То есть вторичное. Либо искусство зашло в тупик в поисках нового языка, либо эти намерения похоронены под современной коммерцией кино. Есть один единственный механизм как делать массовое кино -экспериментировать тут рискованно. Зато и кино получается - одно от другого не отличимое, разве что разные истории и персонажи).
Постмодернисткий формализм а-ля Тарантино - это не фундаментальные открытия в кино, это каша-малаша. Я не говорю, что это плохо, но это не развитие! |
Constance (Киноакадемик), постов: 16996
30 мая 2016, 0:27
| |
11 |
Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" - это касается, само собой, не только кинематографа. Но некоторым представителям человечества, и кинематографистам в том числе, это не мешает из вдоль и поперек изученных кусочков смальты складывать новые картины)) |
George (Киноакадемик), постов: 10559
30 мая 2016, 0:16
| |
8 |
brune писал(а) 30 мая 2016, 0:12 да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) Посмотрите как-нибудь, если не видели?)) Если понравилась рецензия, то уверен,то фильм вам придётся по душе)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26046
30 мая 2016, 0:12
| |
15 |
George писал(а) 29 мая 2016, 23:58 Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь ... да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) |
George (Киноакадемик), постов: 10559
29 мая 2016, 23:58
| |
8 |
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь назад, он бы променял своё положение в обществе только чтобы снова оказаться на той самой поляне. Трактовать это можно по-разному. Как бы не была устроена жизнь человека, - всё равно его что-то гложет и он начинает ворошить свою память ища тому причины. |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Jon Smith (Критик), постов: 3326
сегодня, 9:49
| |
...ахаххаха.Верно
крылышками махнет и в дамки |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:47
| |
Одного этого достаточно чтобы победить и Халка, и Таноса, и Доктора дума!))
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:44
| |
Давайте тут без жирных спойлеров обойдемся все-таки.
С братьями совершенно другое дело было, они Оззу мешали получить любовь матери полностью. |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:41
| |
Блин, случайно Фрэнсис Гертрудой обозвала, все "Готэм" вспоминаю))
|
Jon Smith (Критик), постов: 3326
сегодня, 9:41
| |
...сила в том, что он.........черный.
Кепочник так сказал!!! |
Ёмoё (Зритель), постов: 507
сегодня, 9:40
| |
Для людей его круга важнее всего семья, он родных братьев убил, хоть и не преднамеренно, а тут как-то цветной парнишка на побегушках!
|
Jon Smith (Критик), постов: 3326
сегодня, 9:39
| |
...как то не по пацански поступил.
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9408
сегодня, 9:34
| |
Согласен, с Виком он поторопился
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:25
| |
Да все с ней норм будет, Селина подсобит))
Про судьбу Вика - с одной стороны да, а с другой как по мне все же неумный ход со стороны Озза, не следовало ... [читать далее] |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:17
| |
Все очень просто на самом деле, ответ кроется в цвете кожи нового Капитана)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.28 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Конец Славы | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего
В актерском составе следующего фильма Кристофера Нолана произошло пополнение
Представлен новый трейлер экранизации комиксов "Капитан Америка: Дивный новый мир"
Награждения
Наши рекорды