Постер к фильму "Земляничная поляна"
Год выхода:1957
Жанр:драма
Страна:Швеция
Рейтинг:8.8

Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George

Проекция мышления

Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).

Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.

Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.

Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.

"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Автор: George   (всего рецензий: 10, средняя оценка: 9.73)
29.05.2016
Просмотров: 6696
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 16
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 20:02
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 мая 2016, 19:55
Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" ...
И не говорите, про телефон хорошо подметили. Есть одна модель которую купил 7 лет назад, так нравилась, отдал на время..сломался..тоска....сейчас если бы продавали, купил бы (сейчас у меня 4-ка, нет никакой душевности в этом аппарате-так и в фильмах).

George (Киноакадемик), постов: 10586
30 мая 2016, 19:55
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 30 мая 2016, 16:55
Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить ...
Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" - в слове "доброе" укладывается множество смыслов))) Проблема в том, что эти люди по болей части воспринимают кинематограф не как киноискусство (со своими идеями, формами, языком и прочим), а как техническую индустрию. То есть для них это как выбирать между первыми моделями телефона или шестым айфоном. Если нет клиповой эстетики с яркой картинкой и лихим монтажом - то это скукотища смертная.

Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 16:55
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить что-нибудь в голове...

Как хорошо описали, будто эпизод книги прочитал...Порой, при просмотре старых фильмов нужно заставить себя просмотреть первые 10 минут, потом если что-то стоящее..покатит. Знаю многих товарищей, которые даже слышать не хотят о фильмах, вышедших ранее 2000-х.

George (Киноакадемик), постов: 10586
30 мая 2016, 0:48
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:46
Завтра договорим - ночью аргументировать вредно))
Конечно!

Constance (Киноакадемик), постов: 17243
30 мая 2016, 0:46
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 мая 2016, 0:38
Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из ...
Завтра договорим - ночью аргументировать вредно))


George (Киноакадемик), постов: 10586
30 мая 2016, 0:38
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:27
Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" ...
Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из стилизаций прошлых творений - это уже производное кино! То есть вторичное. Либо искусство зашло в тупик в поисках нового языка, либо эти намерения похоронены под современной коммерцией кино. Есть один единственный механизм как делать массовое кино -экспериментировать тут рискованно. Зато и кино получается - одно от другого не отличимое, разве что разные истории и персонажи).
Постмодернисткий формализм а-ля Тарантино - это не фундаментальные открытия в кино, это каша-малаша. Я не говорю, что это плохо, но это не развитие!

Constance (Киноакадемик), постов: 17243
30 мая 2016, 0:27
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" - это касается, само собой, не только кинематографа. Но некоторым представителям человечества, и кинематографистам в том числе, это не мешает из вдоль и поперек изученных кусочков смальты складывать новые картины))

George (Киноакадемик), постов: 10586
30 мая 2016, 0:16
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 30 мая 2016, 0:12
да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос))
Посмотрите как-нибудь, если не видели?)) Если понравилась рецензия, то уверен,то фильм вам придётся по душе))

Сейчас на сайтеbrune (Глава Киноакадемии), постов: 26567
30 мая 2016, 0:12
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 29 мая 2016, 23:58
Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь ...
да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос))

George (Киноакадемик), постов: 10586
29 мая 2016, 23:58
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39
Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ...
Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь назад, он бы променял своё положение в обществе только чтобы снова оказаться на той самой поляне. Трактовать это можно по-разному. Как бы не была устроена жизнь человека, - всё равно его что-то гложет и он начинает ворошить свою память ища тому причины.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



brune (Глава Киноакадемии), постов: 26567
вчера, 23:57
brune
ой, да девочки спят и видят, когда вас унесет на рыбалку, что броситься за шампусиком))))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26567
вчера, 23:55
brune
one way ticket)

xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27364
вчера, 23:44
xen04158603
Спасибо интернету) "Что написано пером, не вырубишь, отключив кабель"))

yrenson (Киноакадемик), постов: 8787
вчера, 23:42
yrenson
А как тут удалить диалог,а то сейчас "наши" девочки посмотрят и "напихают" нам:)

xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27364
вчера, 23:35
xen04158603
Ну хоть не в прямом смысле) Чёрный юмор)

Andrew (Главный редактор), постов: 76504
вчера, 23:34
Andrew
Да, там явно был сговор - сплавить теток:)

xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27364
вчера, 23:34
xen04158603
Ждём фильм от Амазона "Девишник в космосе")

yrenson (Киноакадемик), постов: 8787
вчера, 23:32
yrenson
Кароч,пацаны скинулись и отправили своих)

заур_багиров (Критик), постов: 2759
вчера, 23:31
заур_багиров
Причем тут ужасы??

Andrew (Главный редактор), постов: 76504
вчера, 23:30
Andrew
Так там же и "невеста" Джеффа Безоса:)



Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Крамер против Крамера
Год выхода: 1979
Страна: США
Жанр:драма
Режиссер:Роберт Бентон
В главных ролях:Дастин Хоффман, Мэрил Стрип
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
"Аутсорс" целиком и полностью оправдывает все авансы, выданные ему в российских СМИ
Владельцы кинотеатров несут серьезные убытки из-за неуравновешенных зрителей
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин
Награждения
Наши рекорды