Бытует мнение, что Каннский фестиваль довольно снобское мероприятие. Хрестоматийным примером могут служить ретрофильмы для эстетов - навроде тех, что снимает Вуди Аллен. Это что-нибудь разговорное, слегка невротическое с лёгким оттенком иронии. И всё это на фоне живописных видов Европы - альпийские луга или Французская Ривьера. Представьте набережную Круазет, 30-е годы, гуляет дама, вся в белом, с зонтиком; её сопровождает кавалер с тоненькими усиками и в котелке. Оба флиртуют, попутно рассуждая о метафизической природе бытия. Это яркий образчик такого "снобского" кино, которое может повторяться до бесконечности. Но этот стереотип давно уже порос густою бородой. Естественно, что Канны не жалуют голливудские аттракционы; хотя порою делают исключение и для них - из уважения к автору (как это было в 2015 году, когда фестиваль открывался фильмом "Безумный Макс" Джорджа Миллера). А триумфатором стала социальная драма "Дюпан". Картина надавливает на больные мозоли Евросоюза - затрагивая проблемы мигрантов-беженцев. В чуждой для себя среде они смиренны и послушны, не брезгуют никакой работой; трудятся на совесть, всеми силами пытаясь влиться в общество, в котором живут. Но ведь под каждым смуглым и бородатым мигрантом, застенчиво прячущим глаза, может скрываться бывший "тамильский тигр", который в минуту опасности может устроить небольшую, но кровавую бойню во французском квартале.
Но есть ещё другое фестивальное кино. Это авангардистские и радикальные фильмы, сугубо авторские - задача которых не потакать привычным вкусам зрителей, а искать новые художественные средства для выражения собственных взглядов на мир. Вот такого сорта и является картина "Лобстер" греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, снятая на английском языке. Приз жюри в том же 2015 году.
Лобстер - это антиутопия о последствиях не технического прогресса, а социально-нравственного регресса, повернувшего цепочку эволюции вспять. В недалёком будущем человеку запрещается одиночное проживание. Его помещают в специальный отель, где он должен отыскать себе пару в течение 45 дней (да, это похоже на зверинец, куда привозят самца или самку для спаривания). В противном случае человека превращают в животное (причём, по выбору) и выпускают в лес.
Проблема демографии и брачных институтов - одна из болезненных на сегодняшний день. Власти поощряют создание новых семей в своих регионах. Но семьи не скрепляются, а чаще распадаются и единственный выход - это принудительные меры.
Сперва кажется, что всё это выглядит абсурдным гиперболизированным преувеличением - идея с отелем. Так и есть. Ведь этот приём увеличивает в размерах сам механизм общественных взаимоотношений. И его лучше разглядеть именно в таком ключе, в каком представлен фильм. Его концепция вполне отвечает всему абсурду происходящего. Мир стал упрощаться до превентивных мер в отношении людей, утративших свободу воли, свободу чувств, свободу мыслей. Остаётся лишь послушное следование всем предписанием - что касается личной и общественной жизни. Всё воспринимается всерьёз, поскольку это единственная реальность, в которой протекает человеческое существование.
К главному герою Дэвиду (Колину Фарреллу), попадающему в этот отель с собакой, приходят важные люди в строгих костюмах и дипломатически объясняют правила поведения в этом "зверинце". И со звериной серьёзностью спрашивают о животном, в которое тот хочет превратиться, если не найдёт себе пару. Дэвид с готовностью отвечает, что в лобстера (и тут же объясняет - почему). Администрация находит этот ответ оригинальным и сообщает, что по статистике самым распространённым выбором является собака (вот почему их так много в мире).
И с этого момента начинается своеобразное реалити-шоу. Модулируется ситуация общественной жизни, находящейся в ведении государства и на его содержании. Администрация не вмешивается ни в чьи отношения, не сватает никого насильно, лишь следит за соблюдением всех правил. Поначалу сколачиваются мужские и женские кампании и только потом все начинают присматриваться к противоположному полу. Герой Фаррелла находит себе двух временных друзей - расчётливого Джона (Бена Уишоу) и добродушного, но неуклюжего Роберта (Джона Райли).
Самый расчётливый и из них и начинает первым наступление. И тут проявляется и забавно обыгрывается характерная черта человеческих условностей в отношениях, - что якобы необходимо иметь много общего с партнёром, что не подразумевает лишь взаимные чувства. Поэтому сойтись герою Уишоу с девушкой, которая ему приглянулась, помогли не стандартные общие интересы - ни музыка, ни поэзия, а нечто другое. У неё периодически шла носом кровь из-за повышенного давления. И Джон при каждом удобном случае, когда девушка не видела, ударялся головой о какой-нибудь предмет, вызывая тем самым кровотечение из своего носа. Так они и познакомились и быстро поженились. Администрация была довольна, остальные завидовали. Ведь время истекает и никто не хочет превращаться в животное.
С такими сложностями, как сойтись характерами - не каждому удавалось справиться в течение 45 дней и найти себе пару. Поэтому случались побеги. Беглецы объединялись и образовывали свою коммуну в глуши леса. На них устраивалась охота жителями отеля -за каждого убитого давался лишний день пребывания в этом заведении.
А Дэвид тем временем готовился к худшему. Ни к кому он не испытывал амурных чувств, которые давно умерли в нём самом. Но и не хотел он судьбы своего брата (новообращённого пса), который всюду его теперь сопровождал. Пример Джона подсказал как выйти из ситуации. Своим объектом он избрал бессердечную женщину (в большей степени, чем он сам). Пришлось убедительно сыграть такого же. Когда одна из жительниц отеля в отчаянии выпрыгнула из окна своей комнаты, - она разбила голову об асфальт и долго лежала на нём, неистово вопя от боли. Пока все пытались ей помочь, бессердечная взирала на всё это спокойным взглядом, сидя на улице за столиком. В этот момент на фоне истошных криков умирающей - к бессердечной подошёл герой Фаррелла и предложил знакомство, как бы намекая что ему также безразличны страдания других. Знакомство состоялось. Но Дэвиду пришлось пройти несколько испытаний, чтобы доказать свою совместимость, одно из которых он провалил (это была циничная и в то же время невероятно смешная сцена, связанная с его братом-псом). Его обман раскрылся, за которым следовало жестокое наказание. Но ему удалось бежать в лес, где он встретился с другими "отшельниками", живущими по своим законам. Их вождём был воинственный предводитель (Леа Сейду). Главное правило - никому не сближаться (что выражалось в невероятно гротескной сцене одиночных танцев в наушниках), только деловые отношения. Среди таких вот противоположных (в сравнении с отелем) запретов и пробуждается истинная любовь к героини Рэйчел Вайс. Ради любви герой Фаррелла готов был пойти на любые жертвы - даже лишиться того, чего лишилась его возлюбленная впоследствии (последняя сцена фильма одинаково и трогательна и абсурдна и неожиданна). Но им предстоит ещё многое вместе пережить - ведь за ними охотятся жители отеля и пристально следит своя же коммуна, сурово наказывающая за отступления от правил.
В заключении ещё раз упомяну о том, что фильм в высшей степени необыкновенен. Он является острой сатирой на условности человеческих взаимоотношений (от личных до общественных). Формообразующими элементами являются фантасмагоричность и чёрный юмор, вкраплённые в канву этого трагикомического действа. Если вы любите удивляться, видеть что-то непривычное в кино, выходящее за рамки мыслимого и немыслимого, неформатное, радикальное и даже провокационное, европейскую метафизичность (в противовес американскому визионерству), странности и чёрный юмор, в общем -всё что включает в себя "театр абсурда" - то вам сюда!!!
Год выхода: | 2015 |
Жанр: | комедия, мелодрама, триллер, фантастика |
Страна: | Греция, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Лобстер" от George
Лобстеры живут больше ста лет! И у них голубая кровь!
Просмотров: 5013
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 10)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 67
Angelina (Критик), постов: 17852
8 мая 2016, 22:10
| |
12 |
Надо же, как раз зашла оценку фильму поставить (только посмотрела). Интересно будет почитать...) |
George (Киноакадемик), постов: 10568
8 мая 2016, 20:13
| |
8 |
Constance писал(а) 8 мая 2016, 15:56 Написал как всегда классно, хоть и не безупречно, но не буду вычитать ничего из "десятки")) Весь текст в некотором ... Спасибо за оценку "небезупречного" текста! С большим спойлером не согласен - я перечислил только эпизоды для затравки, оставив самое интересное на потом. К тому же я не углублялся в подробности. А всё дело именно в деталях - это же не детективный фильм, чтобы я там убийцу садовника раскрывал. Сюжетных ходов я раскрыл только на 30%, в принципе очевидных. В самом начале фильма зритель узнает о беглецах, - ясное дело что действие через главного героя перенесётся и к ним. В общем, я и половины не рассказал и без подробностей.
Насчёт "тяжести" фильма - я написал, что фильм неформатный, - то есть на любителя вот такого "авторского". А там каждый выбирает для себя. Я писал, подразумевая лишь собственный опыт, не обобщая! Не знаю что ты имеешь в виду под 19-летними интеллектуальными снобами?))) Неужели есть такие?!)) Фильм для любителей фестивального кино - я писал в последнем абзаце об этом. Это лишь вкусовое предпочтение - кому-то просто надоедают стерильные коммерческие фильмы. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17036
8 мая 2016, 15:56
| |
11 |
Написал как всегда классно, хоть и не безупречно, но не буду вычитать ничего из "десятки")) Весь текст в некотором смысле один большой спойлер - отнял у не посмотревших право первооткрывателя))
И согласна с Клабом - смотрится тяжело, это занятие в большей степени для 19-летних интеллектуальных снобов, которые смотрят на мир обывателя сверху вниз)) |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
8 мая 2016, 12:58
| |
13 |
Подробно расписал, похоже на анализ , а не на рецензию. но мне понравилось |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
8 мая 2016, 12:54
| |
13 |
Тяжелый фильм для восприятия, с трудом осилил |
BADENBADEN (Критик), постов: 7016
8 мая 2016, 12:47
| |
14 |
Спасибо! и за текст и за наводку)) заинтриговал, да ещё как.. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
John23 (Критик), постов: 26611
сегодня, 10:31
| |
Потом окажется, что бюджет 362 млн. и Ганн такой "Ну я же говорил, что не 363":))
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8373
сегодня, 10:30
| |
Надеюсь этот сериал не будет пытаться подражать Голливудским 007 агентам
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8373
сегодня, 10:29
| |
Это не один ответ на всё - Это Главный ответ на многое)
|
Mr Ma (Киноман), постов: 8373
сегодня, 10:28
| |
Если в вашем государстве находится мировой печатный станок и для госдолга нет предела, то танцуют пардон пилят все)
|
John23 (Критик), постов: 26611
сегодня, 10:25
| |
Меня только смутило количество злодеев. Похоже правительство что-то будет иметь против Супермена, а главный злодей наверно Брэйниак. Но так было и у ... [читать далее]
|
Ёпрcт (Зритель), постов: 648
сегодня, 10:18
| |
Опять Снайдер виноват!)))
|
Ёпрcт (Зритель), постов: 648
сегодня, 10:16
| |
То что там каша видно по этому тизеру!
|
John23 (Критик), постов: 26611
сегодня, 10:16
| |
"в Лос-Анджелесе запланированы дополнительные съемочные дни" - Джосс Уидон уже выехал:))
|
друг (Зритель), постов: 206
сегодня, 10:12
| |
не не я почитывал комиксы Бабл и про майора и про Красную Фурию и они даже норм для наших то авторов
|
John23 (Критик), постов: 26611
сегодня, 10:08
| |
Костюм, множество персонажей, экшен, яркая картинка без серых цветофильтров.
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды
С единственным моментом в рецензии не согласна. Что ты, Джордж, нашёл уморительного в сцене с собакой? Мне было скорее гадко (или у нас разнятся понятия "чёрный юмор"). Я ничего такого не нашла здесь. Чёрный юмор, он хоть и чёрный, но...юмор же))))) Вот сцена с танцами в наушниках - это да. Супер!) Оценку снижать не буду, может я ничего не понимаю в "чёрном"?!)))