Бытует мнение, что Каннский фестиваль довольно снобское мероприятие. Хрестоматийным примером могут служить ретрофильмы для эстетов - навроде тех, что снимает Вуди Аллен. Это что-нибудь разговорное, слегка невротическое с лёгким оттенком иронии. И всё это на фоне живописных видов Европы - альпийские луга или Французская Ривьера. Представьте набережную Круазет, 30-е годы, гуляет дама, вся в белом, с зонтиком; её сопровождает кавалер с тоненькими усиками и в котелке. Оба флиртуют, попутно рассуждая о метафизической природе бытия. Это яркий образчик такого "снобского" кино, которое может повторяться до бесконечности. Но этот стереотип давно уже порос густою бородой. Естественно, что Канны не жалуют голливудские аттракционы; хотя порою делают исключение и для них - из уважения к автору (как это было в 2015 году, когда фестиваль открывался фильмом "Безумный Макс" Джорджа Миллера). А триумфатором стала социальная драма "Дюпан". Картина надавливает на больные мозоли Евросоюза - затрагивая проблемы мигрантов-беженцев. В чуждой для себя среде они смиренны и послушны, не брезгуют никакой работой; трудятся на совесть, всеми силами пытаясь влиться в общество, в котором живут. Но ведь под каждым смуглым и бородатым мигрантом, застенчиво прячущим глаза, может скрываться бывший "тамильский тигр", который в минуту опасности может устроить небольшую, но кровавую бойню во французском квартале.
Но есть ещё другое фестивальное кино. Это авангардистские и радикальные фильмы, сугубо авторские - задача которых не потакать привычным вкусам зрителей, а искать новые художественные средства для выражения собственных взглядов на мир. Вот такого сорта и является картина "Лобстер" греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, снятая на английском языке. Приз жюри в том же 2015 году.
Лобстер - это антиутопия о последствиях не технического прогресса, а социально-нравственного регресса, повернувшего цепочку эволюции вспять. В недалёком будущем человеку запрещается одиночное проживание. Его помещают в специальный отель, где он должен отыскать себе пару в течение 45 дней (да, это похоже на зверинец, куда привозят самца или самку для спаривания). В противном случае человека превращают в животное (причём, по выбору) и выпускают в лес.
Проблема демографии и брачных институтов - одна из болезненных на сегодняшний день. Власти поощряют создание новых семей в своих регионах. Но семьи не скрепляются, а чаще распадаются и единственный выход - это принудительные меры.
Сперва кажется, что всё это выглядит абсурдным гиперболизированным преувеличением - идея с отелем. Так и есть. Ведь этот приём увеличивает в размерах сам механизм общественных взаимоотношений. И его лучше разглядеть именно в таком ключе, в каком представлен фильм. Его концепция вполне отвечает всему абсурду происходящего. Мир стал упрощаться до превентивных мер в отношении людей, утративших свободу воли, свободу чувств, свободу мыслей. Остаётся лишь послушное следование всем предписанием - что касается личной и общественной жизни. Всё воспринимается всерьёз, поскольку это единственная реальность, в которой протекает человеческое существование.
К главному герою Дэвиду (Колину Фарреллу), попадающему в этот отель с собакой, приходят важные люди в строгих костюмах и дипломатически объясняют правила поведения в этом "зверинце". И со звериной серьёзностью спрашивают о животном, в которое тот хочет превратиться, если не найдёт себе пару. Дэвид с готовностью отвечает, что в лобстера (и тут же объясняет - почему). Администрация находит этот ответ оригинальным и сообщает, что по статистике самым распространённым выбором является собака (вот почему их так много в мире).
И с этого момента начинается своеобразное реалити-шоу. Модулируется ситуация общественной жизни, находящейся в ведении государства и на его содержании. Администрация не вмешивается ни в чьи отношения, не сватает никого насильно, лишь следит за соблюдением всех правил. Поначалу сколачиваются мужские и женские кампании и только потом все начинают присматриваться к противоположному полу. Герой Фаррелла находит себе двух временных друзей - расчётливого Джона (Бена Уишоу) и добродушного, но неуклюжего Роберта (Джона Райли).
Самый расчётливый и из них и начинает первым наступление. И тут проявляется и забавно обыгрывается характерная черта человеческих условностей в отношениях, - что якобы необходимо иметь много общего с партнёром, что не подразумевает лишь взаимные чувства. Поэтому сойтись герою Уишоу с девушкой, которая ему приглянулась, помогли не стандартные общие интересы - ни музыка, ни поэзия, а нечто другое. У неё периодически шла носом кровь из-за повышенного давления. И Джон при каждом удобном случае, когда девушка не видела, ударялся головой о какой-нибудь предмет, вызывая тем самым кровотечение из своего носа. Так они и познакомились и быстро поженились. Администрация была довольна, остальные завидовали. Ведь время истекает и никто не хочет превращаться в животное.
С такими сложностями, как сойтись характерами - не каждому удавалось справиться в течение 45 дней и найти себе пару. Поэтому случались побеги. Беглецы объединялись и образовывали свою коммуну в глуши леса. На них устраивалась охота жителями отеля -за каждого убитого давался лишний день пребывания в этом заведении.
А Дэвид тем временем готовился к худшему. Ни к кому он не испытывал амурных чувств, которые давно умерли в нём самом. Но и не хотел он судьбы своего брата (новообращённого пса), который всюду его теперь сопровождал. Пример Джона подсказал как выйти из ситуации. Своим объектом он избрал бессердечную женщину (в большей степени, чем он сам). Пришлось убедительно сыграть такого же. Когда одна из жительниц отеля в отчаянии выпрыгнула из окна своей комнаты, - она разбила голову об асфальт и долго лежала на нём, неистово вопя от боли. Пока все пытались ей помочь, бессердечная взирала на всё это спокойным взглядом, сидя на улице за столиком. В этот момент на фоне истошных криков умирающей - к бессердечной подошёл герой Фаррелла и предложил знакомство, как бы намекая что ему также безразличны страдания других. Знакомство состоялось. Но Дэвиду пришлось пройти несколько испытаний, чтобы доказать свою совместимость, одно из которых он провалил (это была циничная и в то же время невероятно смешная сцена, связанная с его братом-псом). Его обман раскрылся, за которым следовало жестокое наказание. Но ему удалось бежать в лес, где он встретился с другими "отшельниками", живущими по своим законам. Их вождём был воинственный предводитель (Леа Сейду). Главное правило - никому не сближаться (что выражалось в невероятно гротескной сцене одиночных танцев в наушниках), только деловые отношения. Среди таких вот противоположных (в сравнении с отелем) запретов и пробуждается истинная любовь к героини Рэйчел Вайс. Ради любви герой Фаррелла готов был пойти на любые жертвы - даже лишиться того, чего лишилась его возлюбленная впоследствии (последняя сцена фильма одинаково и трогательна и абсурдна и неожиданна). Но им предстоит ещё многое вместе пережить - ведь за ними охотятся жители отеля и пристально следит своя же коммуна, сурово наказывающая за отступления от правил.
В заключении ещё раз упомяну о том, что фильм в высшей степени необыкновенен. Он является острой сатирой на условности человеческих взаимоотношений (от личных до общественных). Формообразующими элементами являются фантасмагоричность и чёрный юмор, вкраплённые в канву этого трагикомического действа. Если вы любите удивляться, видеть что-то непривычное в кино, выходящее за рамки мыслимого и немыслимого, неформатное, радикальное и даже провокационное, европейскую метафизичность (в противовес американскому визионерству), странности и чёрный юмор, в общем -всё что включает в себя "театр абсурда" - то вам сюда!!!
Год выхода: | 2015 |
Жанр: | комедия, мелодрама, триллер, фантастика |
Страна: | Греция, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Лобстер" от George
Лобстеры живут больше ста лет! И у них голубая кровь!
Просмотров: 4966
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 10)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 67
TREADSTONE (Критик), постов: 23779
12 мая 2016, 23:22
| |
11 |
завтра посмотрю, что это за "Лобстер") Будет вкусным, как уха или как старая банка кильки...) |
George (Киноакадемик), постов: 10559
12 мая 2016, 23:20
| |
8 |
Dean24 писал(а) 12 мая 2016, 23:14 Абзац прочитал, пишешь прекрасно, поэтому 10-ка вне очереди)
А фильм посмотрю конечно, по крайней мере из-за Фаррелла, ... Он там великолепен! Чихал он на блокбастеры и прочую "голливудщину" - в арт-хаусе теперь он свой человек))) Зря поставил 10-ку! Поторопился. Может структура текста тебя и не обрадует. Или возмутит многословность по поводу сюжета - но это не главное. Это не закрученный детектив. И фильм захватывает своей формой, своей подачей, а не сюжетом - что там дальше будет. |
Dean24 (Критик), постов: 4636
12 мая 2016, 23:14
| |
12 |
George писал(а) 12 мая 2016, 23:07 Прочтите последний абзац (без спойлеров) - и примерно будете знать к чему готовиться! Фильм прекрасен - но для своего ... Абзац прочитал, пишешь прекрасно, поэтому 10-ка вне очереди)
А фильм посмотрю конечно, по крайней мере из-за Фаррелла, нравится этот актер) |
George (Киноакадемик), постов: 10559
12 мая 2016, 23:07
| |
8 |
Dean24 писал(а) 12 мая 2016, 23:03 Это один из тех фильмов, на которые мне лично надо настроиться. Когда-нибудь я его обязательно посмотрю)
P.S. Рецензию ... Прочтите последний абзац (без спойлеров) - и примерно будете знать к чему готовиться! Фильм прекрасен - но для своего зрителя. Не массового. И если отважитесь его посмотреть - прочтите, пожалуйста, рецензию. И поймёте, что спойлеры не масштабные, лишь эпизодические, без подробностей))) Но есть, не без этого!))) |
Dean24 (Критик), постов: 4636
12 мая 2016, 23:03
| |
12 |
Это один из тех фильмов, на которые мне лично надо настроиться. Когда-нибудь я его обязательно посмотрю)
P.S. Рецензию не читал, не люблю спойлеры) |
George (Киноакадемик), постов: 10559
12 мая 2016, 23:02
| |
8 |
PROFE7OR писал(а) 12 мая 2016, 22:16 Согласен и с тобой и с мнением "Констанс" и "Ангелины" .)
Для всех смотревших этот фильм, такое описание ... Я знал, я верил, что "фестивальщики" откликнутся))) Спасибо, Профессор, что поддерживаешь моё стремление к освещению фестивального кино))
И ты заметил, что я заспойлерил)) Видимо увлёкся рассказом о фильме, но я хотел побольше рассказать о нестандартных ходах, чтобы привлечь внимание к картине, чтобы наглядно показать - каков этот фильм. Постараюсь впредь так не экспериментировать))) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 мая 2016, 22:32
| |
13 |
George писал(а) 8 мая 2016, 20:13 Спасибо за оценку "небезупречного" текста! С большим спойлером не согласен - я перечислил только эпизоды ... И да, насчёт 19-тилетних снобов, то Констанс мне комплимент сделала, и я по раздачу попал))
Неисправимый фестивальщик в поисках завихрений, выноса мозга и любых киноизвращений, пора мне на "Санта-Барбару" переходить, но немогу пока себя заставить.)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 мая 2016, 22:21
| |
13 |
PROFE7OR писал(а) 12 мая 2016, 22:16 Согласен и с тобой и с мнением "Констанс" и "Ангелины" .)
Для всех смотревших этот фильм, такое описание ... ... немассовых фильмов.) Именно такого катастрофически не хватает для любого пытливого ума и души киномана.) Это, по-любому своя незанятая ниша и маяк, в бушующем море кинематографа. |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 мая 2016, 22:16
| |
13 |
Согласен и с тобой и с мнением "Констанс" и "Ангелины" .)
Для всех смотревших этот фильм, такое описание по сюжету фильма, довольно подробно и может рассматриваться как спойлер в большей степени. Но сам фильм непростой. И требует своей трактовки. Лично мне в всегда нравятся нестандартные "ходы", размышление и взгляды, пусть простые, сугубо субъективные, но выдающие нагора хоть неформат, хоть абсурдискую теорию, но со своим "изюмом". Чем-то таким, что даст развитие, мышление, размышление и всё в таком ключе, или даст новый (свежий) виток в сознании (человека) пользователя. Так далее ..., потому не заостряю внимание на спойлере к такому фильму, но честно говоря самого описания фильма для меня было многовато, я бы его для желающих смотреть такое кино ограничил, хотябы словом, предупреждением. Ну на крайний случай можно бы было сократить, и сам текст от этого не пострадал. А теперь главное, хе-хе) это всё фигня, спасибо тебе Джорж за освещение таких, довольно нестандартных, немассовы |
George (Киноакадемик), постов: 10559
10 мая 2016, 20:43
| |
8 |
Angelina писал(а) 10 мая 2016, 20:31 Что я слышу/вижу - кокетство?))) С таким прекрасным слогом и говорить о снисхождении?)))) Нет, не кокетство, я просто критично отношусь ко всем своим текстам! К каким-то в большей степени, к каким-то в меньшей! |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26049
сегодня, 11:57
| |
Безмолвное братство интересно посмотреть
|
Jon Smith (Критик), постов: 3385
сегодня, 11:55
| |
...в том то и дело
Хотя глядя,что он снимает в последнее время.... |
Andrew (Главный редактор), постов: 74575
сегодня, 11:55
| |
ну, не знаю:) Когда мне надоедает ремастер девушек, я обычно делаю ремейк:)
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 34875
сегодня, 11:46
| |
Так 3 часть Ричи не будет снимать
|
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23965
сегодня, 11:43
| |
У Лоу один тухляк в последние годы. Ему этот "Холмс 3" нужнее чем Дауни-младшему
|
Mono (Критик), постов: 11616
сегодня, 11:31
| |
Не-не. Суть в том, что по сути девушка должна остаться та же.
|
MiB (Киноакадемик), постов: 7754
сегодня, 11:10
| |
Лукавите)
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9445
сегодня, 11:09
| |
Топ Ган-2, Битлджус! Есть конечно пример Индианы, но это прям особый случай
|
Andrew (Главный редактор), постов: 74575
сегодня, 10:52
| |
Нет, ремейк - это просто сменить девушку:)
|
Andrew (Главный редактор), постов: 74575
сегодня, 10:51
| |
Вот уж не думал, что "Огниво" осилит миллиард:)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Пингвин | 9.33 |
3 | Игра престолов | 9.22 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Звезда сериала "Игра престолов" сыграет знаменитую расхитительницу гробниц
Популярная артистка умерла в возрасте 84-х лет
Дэн Трактенберг уточнил, чем следующий фильм о Хищнике будет отличаться от других
Награждения
Наши рекорды