Рецензия к фильму "Александр" от George

Александр? Или нет?

Не самое благодарное занятие писать о фильме, который провалился в прокате и был заклёван и заплёван практически всеми! Но у каждого фильма найдётся свой зритель, - и я пожалуй один из тех немногих, для кого и старался Оливер Стоун и вся его съёмочная команда. В данной рецензии (скорее даже статье) я не стану призывать недоброжелателей пересмотреть свои взгляды на картину и не буду пытаться обращать её недостатки в скрытые достоинства. Аналитический разбор на все составляющие также не будет соответствовать моему замыслу. Ведь основной темой для рассуждений будет главное действующее лицо картины - сам Александр! Для начала сделаю одну поправку - я очень люблю исторические фильмы, но это не означает, что я покупаюсь на всякое "мыло", спекулирующее этим жанром! И хоть мои суждения будут носить субъективный характер( ведь мне искренне нравится этот фильм!) я буду придерживаться строгой аргументации!

Оливер Стоун известен своей политической активностью, с пылом-жаром исследующий ключевые моменты американской истории второй половины XX века. Он расследует убийство Кеннеди ("Кеннеди. Выстрелы в Далласе), делится в том числе и своим военным опытом в трилогии о Вьетнамской войне ("Взвод" - Рождённый четвёртого июля" - "Небо и земля"), изучает причины краха фондовой биржи ("Уолл-Стрит"). Заостряет внимание и на президентах -в байопиках о Никсоне и Буше-младшом, одно лишь упоминание о которых может вызвать ожесточённые споры среди политологов. "Александр" - первый и пока что единственный исторический фильм Оливера Стоуна о великом полководце древности, в котором режиссёр также не преминул коснуться политической жизни Древней Македонии.

Замахнуться на такой материал - довольно рискованное дело! Необходимо иметь изрядную долю энтузиазма, чтобы отважится на такой отчаянный шаг. Ведь одного опыта снимать байопики недостаточно. Намного проще воссоздать психологический портрет твоего современника, пусть даже и президента, чья жизнь казалось бы находится за семью печатями. Вы оба являетесь очевидцами сегодняшних событий, оба переживаете одни и те же "социальные катаклизмы" - и хоть вы принадлежите к совершенно разных сферам деятельности - режиссёр и президент - вы современники, что подразумевает абсолютно идентичную психологию. А теперь вам предстоит проникнуться в психологию человека, жившего две с половиною тысячи лет назад. Что же побудило Оливера Стоуна оживить на экране этот образ? Вполне возможно, что это профессиональный интерес испробовать свои силы в исторической ленте. Занести в свою фильмографию жанр "пеплум". Или эта попытка завуалировать вторжение Соединённых штатов в Ирак, отождествляя древних македонцев с цивилизованным Западом в лице американцев, а помпезную и варварскую Персию с сегодняшним арабским государством, являющимся прямым наследником древней империи?! Та же конспирологическая версия бытовала и с фильмом "300 спартанцев", вышедшем на экраны годом позже. В отношении Александра - это вполне возможно, очень актуально и на "злобу дня" - вот только режиссёр на стал акцентировать внимание на противостоянии двух держав, он сфокусировал всё внимание на одной-единственной личности!

Задача стояла крайне сложная. Как изобразить великого полководца в картине, образ которого дошёл до нас в мифах и легендах, в которых он предстаёт перед нами полубогом-получеловеком? Возникает дилемма - либо его представить таким как на героических картинах - возвышающимся на своём могучем Буцефале (имя его коня!) владыкой мира, озарённый солнечным светом и овеянный бессмертной славой - либо незаурядной личностью, которой свойственны человеческие слабости - страхи и сомнения? В первом случае - мы получим лишь безжизненную каменную статую, во втором случае - развенчаем миф о его "божественной" натуре. Как показать драму великого человека, чтобы при этом не возникло чувства отвращения к нему - "и это тот самый Александр, который "разрубил гордиев узел"??? - Да просто закомплексованная тряпка"! Но Оливер Стоун сделал ставку на очеловечивание мифологического персонажа. На мой взгляд, режиссёр подошёл к этому вопросу довольно щепетильно, стараясь не переусердствовать в собственных домыслах. Не забывая при этом, что это художественная картина, допускающая небольшую толику исторических искажений в угоду кинематографической зрелищности. Но это коснулось незначительных элементов, не влияющих на общий замысел и конструкцию фильма. К тому же домыслы на основе имеющихся документов - это необходимый метод воссоздания древнего мира и в частности портрета македонского царя - ведь первые упоминания о нём находятся в трудах Плутарха, написанные спустя столетия после смерти полководца. Поэтому Александра можно только представить себе, или приблизиться к его представлению, но истинного полководца никто никогда не узнает!

Потому-то зная про его эмоционально-волевые качества, остром уме, храбрости, стратегическом гении и прозорливости - можно лишь представить его модель поведения в определённых ситуациях. А гордыня и буйный нрав, которые затмевают его разум, делает неконтролируемым и часто приводят к непредсказуемым последствиям. Совладать с самим собою намного сложнее, чем с противником на поле битвы. К тому же накладывались и личные проблемы, которые тяжело уместить в одной груди. Это восхождение к трону, обагрённое кровью отца, и павшая на сына тень подозрения в убийстве, непростые отношения с матерью, с другом детства, с жёнами и наконец с многочисленными подчинёнными. Всё это отягощало его. Этой судьбы он не выбирал. Он был для этого рождён. Лишь в битвах он был в своей стихии, лишь там ему покорялась судьба и там он чувствовал себя хозяином мира. И только таким мы все желаем его видеть - рыцарем без страха и упрёка, а не рыцарем печального образа, в котором он предстаёт - будучи сыном, мужем и царём!

Упомянув о щепетильном подходе Оливера Стоуна, приведу в пример один момент, который больше всего возмутил общественность и оскорбил чувства современных эллинов. Это намёк на бисексуальность Александра. Точных сведений по этому поводу конечно же нет. Но доподлинно известно, что однополые отношения между мужчинами не запрещались в Древней Греции на законодательном уровне и обществом не осуждались. То есть такая практика существовала и это было в порядке вещей. И в отношении Македонского - утверждать этого нельзя, но предположить можно. И на мой взгляд, его отношения с Гефестионом показаны довольно целомудренно - их можно трактовать и как платонические (как и Ахиллеса с Патроклом). Ведь в фильме нет откровенных гомоэротических сцен. Единственную претензию могут вызвать лишь подкрашенные ресницы Александра и Гефестиона - но это можно счесть за кинематографическую условность, которая придавала некоторым сценам больше выразительности.

Другой важный момент - это показать основную цель завоевательных походов. Вернее - сам смысл существования Александра, как он сам представляет свою миссию на земле. Ведь в одной лишь демонстрации военной мощи и стратегического гения, что выражалось в покорении других народов - героического мало. Сегодня это рассматривалось бы как агрессия в отношении других государств. Поэтому прекрасно поставленные масштабные битвы при Гавгамелах и на реке Гидасп - не являются основополагающими в попытках раскрыть нам образ завоевателя Востока. Да, он доблестный воин, его удел - война, но ежесекундно вдыхать запах крови и впиваться мечом в человеческое мясо - не доставляет ему удовольствия. Ведь он родился в стране философов, воспитывался у самого Аристотеля, эстетическое видение мира ему не чуждо. Поэтому он не уподобляется варварам-захватчикам - для которых главное трофеи и порабощение людей. В других цивилизациях, более древних, он ищет возможность объединиться, обменяться своими знаниями и культурами, преодолеть различные барьеры и искоренить ксенофобию. Но мир оказался намного сложнее и огромнее, чем мог себе представить Александр, даже когда он дошёл до самого "края земли". Он склонился перед македонским царем, но в итоге его же и поглотил! В этом и состояла главная трагедия покорителя мира!

Подытоживая всё вышесказанное, я считаю, что фильм получился достойным внимания в плане обрисовки психологического портрета великого полководца и красочной иллюстрации его жизни. Безупречной картину назвать нельзя! Да и не может существовать такого фильма. От любого даже всеми признанного "шедевра" - какой-нибудь человек, не обделённый чувствами и разумом - лишь пожмёт плечами, а скромный фильм, обделённый всеобщим вниманием, возведёт для себя в образец искусства. Ведь кино нельзя подвергнуть математическому анализу и вывести формулу идеального совершенства. Кино влияет прежде всего на сферу чувств, лишь только ей и доверяется зритель. Фильм Александр может вызвать разные чувства - от негативных до положительных - но равнодушным он не оставит никого!
Автор: George   (всего рецензий: 10, средняя оценка: 9.73)
17.04.2016
Просмотров: 5498
Оценка читателей: 9,82 из 10 (голосов 11)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 30
George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 18:00
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 17 апреля 2016, 17:00
Для меня отличный фильм и это не рецензия (смеюсь)), я бы сказал намного больше чем рецензия - статья, размышление, ...
Да, это не рецензия - в её традиционном понимании. Фильм десятилетней давности, многие его посмотрели - у всех уже сложилось своё мнение. Разбирать его как художественное произведение - мало кого заинтересует. Поэтому я избрал такую вот форму изложения - как рассуждение об Александре. Можно ли его представить героем фильма? Как он будет или как должен выглядеть? Поразмышлять - каким он видится каждому человеку (поскольку его знает каждый, даже далёкий от истории), как его можно оживить на экране, увидеть его как человека - а не Бога Солнца?! Думаю это не менее интересно, чем раскладывать фильм на все составляющие (описывать какая шикарная операторская работа, режиссура, грим - ну, тут просто к каждому критерию подставляй любой эпитет - это головокружительно, это шикарно, это замечательно и прочее и прочее)))

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
17 апреля 2016, 17:41
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 17 апреля 2016, 11:25
Получила удовольствие от твоего трактата)) С одной фразой только категорически не соглашусь - не принципиальной ...
Чуть ниже тебе коммент отписал.) А насчёт Хит Ленжера, то как по мне, если бы их созданный типаж в "Александре" и "Горбатой горе" поменять местами - было бы ужасно. В том плане, что Хит больше подходил на роль в "Горбатой горе" и для меня фактически трудно увидеть его было в роли "Александра". Так что фемида кинематографа так грамотно распорядилась в этом случае.)

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
17 апреля 2016, 17:28
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
"....и даже сделала бы комфортным пребывание пользователей на сайте Киноньюз))" - Constance ты лучшая, ты просто лучшая.) Я +1 )).
Совсем другое восприятие от фильма "Горбатая гора", если не рассматривать и не связывать с гомосексуализмом и сексом, любовными утехами и прочей "шелухой". Притяжение одного человека к другому на всех уровнях показывает и доводит свободу выбора. Так что добавляюсь к твоему комментарию.)

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
17 апреля 2016, 17:19
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
PROFE7OR писал(а) 17 апреля 2016, 17:00
Для меня отличный фильм и это не рецензия (смеюсь)), я бы сказал намного больше чем рецензия - статья, размышление, ...
Фильм мне такой как нравился, так и нравится. Документального Оливера Стоуна особо не разделяю в концентрации и заострении на личностях. Как и "Александр", его непревзойдённый "Взвод" и "Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе", как и "Дорз" с психологическим триллером "Поворот", и такие разные мюзикл "Эвита" и "Народ против Ларри Флинта" считаю лучшими.
И наоборот такие художественные фильмы, как "Прирождённые убийцы" - не произвели на меня никакого впечатления и лично для меня стали неинтересными. В них кроме стиля и духа бунтарства, выражения насилия, я ничего не нашёл. Потому такое кино мне не понравилось.

Gaara (Зритель), постов: 177
17 апреля 2016, 17:07
Аватарка пользователя Gaara
Шикарная рецензия на один из моих любимейших исторических фильмов.


PROFE7OR (Критик), постов: 6546
17 апреля 2016, 17:00
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Для меня отличный фильм и это не рецензия (смеюсь)), я бы сказал намного больше чем рецензия - статья, размышление, взгляд на определённые "вещи"). Как и Констанс сказала - трактат. Так что надо ещё вдумчиво перечитать, а не "пробежаться", люблю определённые взгляды и обоснованную точку зрения. Всегда высоко отмечаю такие рукописи).

George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 15:40
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
drakula писал(а) 17 апреля 2016, 12:27
И я считаю что фильм не так уж и плох.
В последнее время несколько выравнивается к нему отношение - как часто и бывает. А в год выхода в прокат его просто "рвали на куски".

George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 15:38
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 17 апреля 2016, 11:25
Получила удовольствие от твоего трактата)) С одной фразой только категорически не соглашусь - не принципиальной ...
Насчёт идентичной психологии - скажем так - я использовал гиберполизированный приём для сравнения) Ну, конечно все люди не запрограмированны на одни и те же мысли - но современники лучше друг друга понимают, чем людей из прошлого)) Если совсем уж так упростить мою мысль))
Да, про Хита Леджера знаю. Колин Фаррелл шикарно сыграл - я считаю. Есть в нём какой-то магнетизм и харизма, даже если он просто смотрит в сторону, кажется что в этом момент он играет своими "внутренностями")))

drakula (Критик), постов: 31281
17 апреля 2016, 12:27
Аватарка пользователя drakula
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
И я считаю что фильм не так уж и плох.

Constance (Киноакадемик), постов: 17155
17 апреля 2016, 11:25
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Получила удовольствие от твоего трактата)) С одной фразой только категорически не соглашусь - не принципиальной в отношении обсуждаемой темы, но не адекватной в отношении современного социума: "вы современники, что подразумевает абсолютно идентичную психологию." Где бы современному человечеству позаимствовать этой "идентичности", которая решила бы массу политических, нравственных и философских проблем, и даже сделала бы комфортным пребывание пользователей на сайте Киноньюз))
Ты, кстати, в курсе, что Оливер предлагал роль Александра Хиту Леджеру, который отказался именно из-за гомоэротической темы)) Правда, буквально вслед за этим не смог устоять против Горбатой горы, впрочем, Гора не столько о гомосексуальности, сколько о безбрежном одиночестве человека-песчинки в нашей многосложной жизни))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



brune (Глава Киноакадемии), постов: 26387
сегодня, 16:37
brune
На его месте должен быть ты!))))

Mr Ma (Киноман), постов: 8630
сегодня, 16:35
Mr Ma
та которая продемонстрирована в фильме "Дайте жалобную книгу"?)

Mr Ma (Киноман), постов: 8630
сегодня, 16:34
Mr Ma
Это называется - поторопился лизнуть)

yrenson (Киноакадемик), постов: 8539
сегодня, 16:21
yrenson
А я помню когда утвердили на роль сколько было хэйта. Многие не верили.

Ирена Дульон (Критик), постов: 318
сегодня, 16:08
Ирена Дульон
Отличный приключенческий фильм. Стрельба, драки, интриги, расследования. Харизматичный, ироничный герой. Куча – вот это поворотов. И всё это в стильной ... [читать далее]

BADENBADEN (Критик), постов: 7128
сегодня, 15:55
BADENBADEN
Какая-то тягомотина...Ричи не торт

isi (Зритель), постов: 1394
сегодня, 15:54
isi
Молоток в открытую на глазах удивленной публики приставал и отказался извинится, итог предрешен…

yrenson (Киноакадемик), постов: 8539
сегодня, 15:24
yrenson
Как говорим мЫ,суеверные эзотерики, брак в мае,значит будут маяться)))

yrenson (Киноакадемик), постов: 8539
сегодня, 15:19
yrenson
А что ещё от Гибсона требовалось? Снял фильм красиво, сделал профессионально. Вот сценарий...какбэ...

Летописец (Критик), постов: 63168
сегодня, 14:57
Летописец
посмотри "Линия горизонта", он интереснее



Фильм месяца
Постер к фильму В потерянных землях
Дата выхода: 6 марта 2025
Страна: Германия, Канада, США
Жанр:боевик, приключения, фэнтези
Режиссер:Пол В.С. Андерсон
В главных ролях:Милла Йовович, Дэйв Батиста
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм студии Марвел стартовал лучше всех прогнозов
Представлен первый кадр из фильма "Одиссея" Кристофера Нолана
Майкл Дж. Уилсон и Барбара Брокколи уходят в отставку
Награждения
Наши рекорды