Рецензия к фильму "Александр" от George

Александр? Или нет?

Не самое благодарное занятие писать о фильме, который провалился в прокате и был заклёван и заплёван практически всеми! Но у каждого фильма найдётся свой зритель, - и я пожалуй один из тех немногих, для кого и старался Оливер Стоун и вся его съёмочная команда. В данной рецензии (скорее даже статье) я не стану призывать недоброжелателей пересмотреть свои взгляды на картину и не буду пытаться обращать её недостатки в скрытые достоинства. Аналитический разбор на все составляющие также не будет соответствовать моему замыслу. Ведь основной темой для рассуждений будет главное действующее лицо картины - сам Александр! Для начала сделаю одну поправку - я очень люблю исторические фильмы, но это не означает, что я покупаюсь на всякое "мыло", спекулирующее этим жанром! И хоть мои суждения будут носить субъективный характер( ведь мне искренне нравится этот фильм!) я буду придерживаться строгой аргументации!

Оливер Стоун известен своей политической активностью, с пылом-жаром исследующий ключевые моменты американской истории второй половины XX века. Он расследует убийство Кеннеди ("Кеннеди. Выстрелы в Далласе), делится в том числе и своим военным опытом в трилогии о Вьетнамской войне ("Взвод" - Рождённый четвёртого июля" - "Небо и земля"), изучает причины краха фондовой биржи ("Уолл-Стрит"). Заостряет внимание и на президентах -в байопиках о Никсоне и Буше-младшом, одно лишь упоминание о которых может вызвать ожесточённые споры среди политологов. "Александр" - первый и пока что единственный исторический фильм Оливера Стоуна о великом полководце древности, в котором режиссёр также не преминул коснуться политической жизни Древней Македонии.

Замахнуться на такой материал - довольно рискованное дело! Необходимо иметь изрядную долю энтузиазма, чтобы отважится на такой отчаянный шаг. Ведь одного опыта снимать байопики недостаточно. Намного проще воссоздать психологический портрет твоего современника, пусть даже и президента, чья жизнь казалось бы находится за семью печатями. Вы оба являетесь очевидцами сегодняшних событий, оба переживаете одни и те же "социальные катаклизмы" - и хоть вы принадлежите к совершенно разных сферам деятельности - режиссёр и президент - вы современники, что подразумевает абсолютно идентичную психологию. А теперь вам предстоит проникнуться в психологию человека, жившего две с половиною тысячи лет назад. Что же побудило Оливера Стоуна оживить на экране этот образ? Вполне возможно, что это профессиональный интерес испробовать свои силы в исторической ленте. Занести в свою фильмографию жанр "пеплум". Или эта попытка завуалировать вторжение Соединённых штатов в Ирак, отождествляя древних македонцев с цивилизованным Западом в лице американцев, а помпезную и варварскую Персию с сегодняшним арабским государством, являющимся прямым наследником древней империи?! Та же конспирологическая версия бытовала и с фильмом "300 спартанцев", вышедшем на экраны годом позже. В отношении Александра - это вполне возможно, очень актуально и на "злобу дня" - вот только режиссёр на стал акцентировать внимание на противостоянии двух держав, он сфокусировал всё внимание на одной-единственной личности!

Задача стояла крайне сложная. Как изобразить великого полководца в картине, образ которого дошёл до нас в мифах и легендах, в которых он предстаёт перед нами полубогом-получеловеком? Возникает дилемма - либо его представить таким как на героических картинах - возвышающимся на своём могучем Буцефале (имя его коня!) владыкой мира, озарённый солнечным светом и овеянный бессмертной славой - либо незаурядной личностью, которой свойственны человеческие слабости - страхи и сомнения? В первом случае - мы получим лишь безжизненную каменную статую, во втором случае - развенчаем миф о его "божественной" натуре. Как показать драму великого человека, чтобы при этом не возникло чувства отвращения к нему - "и это тот самый Александр, который "разрубил гордиев узел"??? - Да просто закомплексованная тряпка"! Но Оливер Стоун сделал ставку на очеловечивание мифологического персонажа. На мой взгляд, режиссёр подошёл к этому вопросу довольно щепетильно, стараясь не переусердствовать в собственных домыслах. Не забывая при этом, что это художественная картина, допускающая небольшую толику исторических искажений в угоду кинематографической зрелищности. Но это коснулось незначительных элементов, не влияющих на общий замысел и конструкцию фильма. К тому же домыслы на основе имеющихся документов - это необходимый метод воссоздания древнего мира и в частности портрета македонского царя - ведь первые упоминания о нём находятся в трудах Плутарха, написанные спустя столетия после смерти полководца. Поэтому Александра можно только представить себе, или приблизиться к его представлению, но истинного полководца никто никогда не узнает!

Потому-то зная про его эмоционально-волевые качества, остром уме, храбрости, стратегическом гении и прозорливости - можно лишь представить его модель поведения в определённых ситуациях. А гордыня и буйный нрав, которые затмевают его разум, делает неконтролируемым и часто приводят к непредсказуемым последствиям. Совладать с самим собою намного сложнее, чем с противником на поле битвы. К тому же накладывались и личные проблемы, которые тяжело уместить в одной груди. Это восхождение к трону, обагрённое кровью отца, и павшая на сына тень подозрения в убийстве, непростые отношения с матерью, с другом детства, с жёнами и наконец с многочисленными подчинёнными. Всё это отягощало его. Этой судьбы он не выбирал. Он был для этого рождён. Лишь в битвах он был в своей стихии, лишь там ему покорялась судьба и там он чувствовал себя хозяином мира. И только таким мы все желаем его видеть - рыцарем без страха и упрёка, а не рыцарем печального образа, в котором он предстаёт - будучи сыном, мужем и царём!

Упомянув о щепетильном подходе Оливера Стоуна, приведу в пример один момент, который больше всего возмутил общественность и оскорбил чувства современных эллинов. Это намёк на бисексуальность Александра. Точных сведений по этому поводу конечно же нет. Но доподлинно известно, что однополые отношения между мужчинами не запрещались в Древней Греции на законодательном уровне и обществом не осуждались. То есть такая практика существовала и это было в порядке вещей. И в отношении Македонского - утверждать этого нельзя, но предположить можно. И на мой взгляд, его отношения с Гефестионом показаны довольно целомудренно - их можно трактовать и как платонические (как и Ахиллеса с Патроклом). Ведь в фильме нет откровенных гомоэротических сцен. Единственную претензию могут вызвать лишь подкрашенные ресницы Александра и Гефестиона - но это можно счесть за кинематографическую условность, которая придавала некоторым сценам больше выразительности.

Другой важный момент - это показать основную цель завоевательных походов. Вернее - сам смысл существования Александра, как он сам представляет свою миссию на земле. Ведь в одной лишь демонстрации военной мощи и стратегического гения, что выражалось в покорении других народов - героического мало. Сегодня это рассматривалось бы как агрессия в отношении других государств. Поэтому прекрасно поставленные масштабные битвы при Гавгамелах и на реке Гидасп - не являются основополагающими в попытках раскрыть нам образ завоевателя Востока. Да, он доблестный воин, его удел - война, но ежесекундно вдыхать запах крови и впиваться мечом в человеческое мясо - не доставляет ему удовольствия. Ведь он родился в стране философов, воспитывался у самого Аристотеля, эстетическое видение мира ему не чуждо. Поэтому он не уподобляется варварам-захватчикам - для которых главное трофеи и порабощение людей. В других цивилизациях, более древних, он ищет возможность объединиться, обменяться своими знаниями и культурами, преодолеть различные барьеры и искоренить ксенофобию. Но мир оказался намного сложнее и огромнее, чем мог себе представить Александр, даже когда он дошёл до самого "края земли". Он склонился перед македонским царем, но в итоге его же и поглотил! В этом и состояла главная трагедия покорителя мира!

Подытоживая всё вышесказанное, я считаю, что фильм получился достойным внимания в плане обрисовки психологического портрета великого полководца и красочной иллюстрации его жизни. Безупречной картину назвать нельзя! Да и не может существовать такого фильма. От любого даже всеми признанного "шедевра" - какой-нибудь человек, не обделённый чувствами и разумом - лишь пожмёт плечами, а скромный фильм, обделённый всеобщим вниманием, возведёт для себя в образец искусства. Ведь кино нельзя подвергнуть математическому анализу и вывести формулу идеального совершенства. Кино влияет прежде всего на сферу чувств, лишь только ей и доверяется зритель. Фильм Александр может вызвать разные чувства - от негативных до положительных - но равнодушным он не оставит никого!
Автор: George   (всего рецензий: 10, средняя оценка: 9.73)
17.04.2016
Просмотров: 5497
Оценка читателей: 9,82 из 10 (голосов 11)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 30
George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 21:18
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 17 апреля 2016, 21:07
Да и Оливер Стоун при всей его одиозности и известной эксцентричности, всем его личном жизненом багаже, неуживчивости ...
Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый раз слышу (я понял, что он снял Трою - я знал что у фильм режиссёр какой-то там типа Петерсен). Поэтому Троя и получилась крупнобюджетной глянцевой "штучкой", в которой и запомнились только Брэд Питт и сражения. Про режиссёра никто даже и не помнит)

Constance (Киноакадемик), постов: 17155
17 апреля 2016, 21:07
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 17 апреля 2016, 20:26
Да, с Троей в чём-то похожи. Правда, в Александре больше натурных съёмок - в Трое больше компьютерной графики. В ...
Да и Оливер Стоун при всей его одиозности и известной эксцентричности, всем его личном жизненом багаже, неуживчивости и очень "авторском взгляде" на мир мне лично гораздо ближе, чем Петерсен, почти родственен - по целому ряду обстоятельств)) С нетерпением жду Сноудена, заглотила с удовольствием Особо опасны))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26386
17 апреля 2016, 21:01
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 17 апреля 2016, 20:26
Да, с Троей в чём-то похожи. Правда, в Александре больше натурных съёмок - в Трое больше компьютерной графики. В ...
Спасибо))

George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 20:26
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 17 апреля 2016, 19:55
Фаррелла люблю.... А как бы вы сравнили Александра с Троей того же года? Питт в ней, собственно, в таком же желтом ...
Да, с Троей в чём-то похожи. Правда, в Александре больше натурных съёмок - в Трое больше компьютерной графики. В Трое больше сюжетных линий, в Александре всё концентрируется вокруг главного героя. В нём больше глубины. Троя в основном направлена на внешний глянец, - антураж и битвы и сексапильность Брэда Питта, в Александре всё же больше фрейдистских мотивов, больше психологизма.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26386
17 апреля 2016, 19:55
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 17 апреля 2016, 19:38
Не подумал о Вас!)) Я был уверен, что картину видел каждый)) Если не любите исторические фильмы, то не знаю что Вас ...
Фаррелла люблю.... А как бы вы сравнили Александра с Троей того же года? Питт в ней, собственно, в таком же желтом парике...)). Но Трою я смотрела не раз - один намеренно, остальные, случайно натыкаясь по ящику. А на Александра вот почему-то никогда не натыкалась...))


George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 19:41
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 17 апреля 2016, 19:38
Не подумал о Вас!)) Я был уверен, что картину видел каждый)) Если не любите исторические фильмы, то не знаю что Вас ...
...то в этом фильме он отыграл очень старательно! Александр из него получился хоть и своеобразный, но убедительный!

George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 19:38
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 17 апреля 2016, 19:22
А мне вот как раз не хватило обзора именно по фильму, потому что все эти годы не решаюсь его посмотреть - не очень ...
Не подумал о Вас!)) Я был уверен, что картину видел каждый)) Если не любите исторические фильмы, то не знаю что Вас можно привлечь в этом фильме. Да, там прекрасный исторический антураж - костюмы, грим, предметы быта, философы в тогах расхаживают среди дорических колон, помпезные шатры персидских царей - в плане исторического фона картинка насыщена. Воссоздаёт древний мир. Что касается режиссуры и операторской работы, вкупе с музыкой - это настоящий героический эпос на экране. Очень зрелищно. Что многих отталкивает - якобы лирическое "соплежуйство". Фильм идёт почти три часа. В нём очень много разговоров - о мифах, о богах, о мире, личных чувствах. Но диалоги замечательные. Они не пустозвонные - каждая фраза наполнена определённым смыслом. Очень много драматизма. Следить за взаимоотношениями героев не менее интересно, чем дивиться на круто поставленные масштабные битвы. Насчёт Фаррела - не знаю как рекомендовать Вам его. Если в принципе можете переваривать его физиономию на экране...

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26386
17 апреля 2016, 19:22
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 17 апреля 2016, 18:00
Да, это не рецензия - в её традиционном понимании. Фильм десятилетней давности, многие его посмотрели - у всех уже ...
А мне вот как раз не хватило обзора именно по фильму, потому что все эти годы не решаюсь его посмотреть - не очень люблю исторические, это во-первых, а во-вторых, на уровне подсознания отталкивал Фаррелл в желтом парике))

George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 18:12
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 17 апреля 2016, 17:41
Чуть ниже тебе коммент отписал.) А насчёт Хит Ленжера, то как по мне, если бы их созданный типаж в "Александре" ...
Сейчас сложно представить Леджера в образе Александра. Как и с любой кино ролью любого актёра - нам уже отпечатался этот образ в голове, и как-то мысленно представить его иначе невозможно. Но если так гипотетически представить - думаю Леджер не тот типаж для героического эпоса. Не видится он мне полководцем.

George (Киноакадемик), постов: 10580
17 апреля 2016, 18:08
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
PROFE7OR писал(а) 17 апреля 2016, 17:19
Фильм мне такой как нравился, так и нравится. Документального Оливера Стоуна особо не разделяю в концентрации ...
Оливер Стоун мне лично интересен, но я не могу назвать его любимчиком. Мне нравится его Вьетнамская трилогия. Некоторые байопики. Прирождённые убийцы - меня зацепили своей стилистикой. Но это на личный вкус. Мне нравятся эксперименты с формой, бесбашенность действия и "абсурдистика" всего происходящего) Мне было приятно наблюдать за гротескностью и чёрным юмором, особенно в исполнении главных героев. Отдельного бенефиса заслуживает журналист Дауни-младший. Комедийное амплуа у него превалирует над драматизмом))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



yrenson (Киноакадемик), постов: 8539
сегодня, 16:21
yrenson
А я помню когда утвердили на роль сколько было хэйта. Многие не верили.

Ирена Дульон (Критик), постов: 318
сегодня, 16:08
Ирена Дульон
Отличный приключенческий фильм. Стрельба, драки, интриги, расследования. Харизматичный, ироничный герой. Куча – вот это поворотов. И всё это в стильной ... [читать далее]

BADENBADEN (Критик), постов: 7128
сегодня, 15:55
BADENBADEN
Какая-то тягомотина...Ричи не торт

isi (Зритель), постов: 1394
сегодня, 15:54
isi
Молоток в открытую на глазах удивленной публики приставал и отказался извинится, итог предрешен…

yrenson (Киноакадемик), постов: 8539
сегодня, 15:24
yrenson
Как говорим мЫ,суеверные эзотерики, брак в мае,значит будут маяться)))

yrenson (Киноакадемик), постов: 8539
сегодня, 15:19
yrenson
А что ещё от Гибсона требовалось? Снял фильм красиво, сделал профессионально. Вот сценарий...какбэ...

Летописец (Критик), постов: 63168
сегодня, 14:57
Летописец
посмотри "Линия горизонта", он интереснее

Constance (Киноакадемик), постов: 17155
сегодня, 14:35
Constance
А на Безрукова столько растительности наклеено, что, право слово, на обезьяну похож.

Constance (Киноакадемик), постов: 17155
сегодня, 14:34
Constance
Сегодня больше 2 не поставила бы. Приторно, истерично, манерно.

TREADSTONE (Критик), постов: 24035
сегодня, 14:26
TREADSTONE
Пятая была той еще халтурой, но и шестая часть, увы, бездарна. Ни логики, ни фантазии, ни сюжета цельного, ни юмора даже. Очень лениво и на "отвали".



Фильм месяца
Постер к фильму Обезьяна
Дата выхода: 27 февраля 2025
Страна: США
Жанр:триллер, ужасы
Режиссер:Осгуд Перкинс
В главных ролях:Тео Джеймс, Элайджа Вуд
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Фильм студии Марвел стартовал лучше всех прогнозов
Представлен первый кадр из фильма "Одиссея" Кристофера Нолана
Майкл Дж. Уилсон и Барбара Брокколи уходят в отставку
Награждения
Наши рекорды