В интервью, приуроченному к выходу фильма “Миссия невыполнима: Племя изгоев“, сценарист и режиссер фильма Кристофер МакКуорри обмолвился, что черпал вдохновение, в числе прочего, в хичкоковском фильме “Человек, который слишком много знал“. Напомню, что Хичкок первую версию истории снял в 1934 году и сделал ее ремейк, лишь частично совпадающий с оригиналом, в 1955. Общие детали обеих лент —обычная семья оказывается по чистому недоразумению причастна к информации о террористическом заговоре, целью которого является убийство крупного политического лидера, а местом совершения теракта — опера, лондонский Альберт холл. В фильмах заговорщики внимательно изучают музыкальную партитуру, отмечая самое бравурное кульминационное место, чтобы не было слышно звука выстрела. Сложно не узнать в этих подробностях эпизоды Миссии 5 и не оценить оммаж Хичкоку.
Надо сказать, что Хичкок возвращался к теме шпионского триллера многократно — уже упомянутые фильмы 1934 и 1955 года, “Секретный агент“ 1936 о войне разведок во время Первой мировой, “Саботаж“ 1936 о диверсантах в Лондоне, “Иностранный корреспондент“ 1940 — о предвоенной Европе, еще не разорванной в клочья, где молодой американский журналист, посланный освещать события, становится свидетелем убийства голландского дипломата и идет по следу террористической организации, “Дурная слава“ 1946 — о разоблачении немецкой шпионской сети в Бразилии, занимающейся разработками урановых рудников в военных целях.
Последние фильмы, снятые Хичкоком на излете карьеры, тоже о шпионах — “Разорванный занавес“ 1966, история похождений американского ученого-шпиона, который под видом перебежчика приехал в Восточную Германию выведывать социалистические ядерные секреты, и его секретарши-невесты; “Топаз“ — экранизация изрядно перекроенного романа Леона Юриса, по мотивам реальных событий, о советских ядерных боеголовках на Кубе, двойных советских и французских агентах на службе американской разведслужбы и правительственном заговоре во французской администрации. Последние два перекликаются сюжетно с темой “Агентов АНКЛ“ тех же 1960-х. Эти фильмы живо свидетельствует о том, что Хичкок не жил, как удобно было считать некоторым, в башне из слоновой кости, занимаясь “чистым“ творчеством и рассказывая криминальные истории про эффектных холодных блондинок, а был вполне вовлечен в политические реалии своего времени и реагировал на них, хотя и не как яростный трибун, а в своем стиле. Собственно темы холодной войны и ядерной угрозы, которые в первый послевоенный год еще только томились, как джинн в бутылке, в недрах правительственных кабинетов и секретных научных лабораторий, Хичкок сам и развязал на экране в 1946 фильмом “Дурная слава“, сделав это первым среди кинематографистов.
Итак, в 1946 году американская разведка внедряет в немецкую агентурную сеть в Бразилии дочь немецкого шпиона, умершего в американской тюрьме. Дурная репутация Алисии (Ингрид Бергман) не оставляет ей выбора и она фактически приносит себя в жертву делу спасения человечества от ядерной угрозы. Чтобы стать своей в новом окружении, выходит замуж за одного из немецких заговорщиков, Алекса Себастиана (Клод Рейнс), человека немолодого, бывшего соратника ее отца, давно в нее влюбленного. Хичкок и здесь вставляет свой любимый макгаффин (если здесь уместен этот термин) — Себастиан, хоть и в летах, послушный и трепетный сын властной и чопорной матери. А между красавицей и ее вербовщиком, связным и напарником, молодым американским спецагентом Дэвлином (Кэри Грант) завязывается осложняющий миссию тягостный роман, в котором до времени сложно определить, искренни ли их взаимные чувства или молодые люди просто используют друг друга в ожидании подходящего момента для предательства.
Еще до того, как стать признанным Мэтром авторского кино, Хичкок единогласно признавался профессионалами гением саспенса и мастером раскадровки, наполняя экранное пространство обилием говорящих деталей, делающих иной раз излишними диалоги, т.е. непревзойденным “технарем“ от кино. В “Дурной славе“ его фирменный стиль доведен до совершенства, заставляя влюбиться в фильм. В нем меньше наваждений, аллегорий и мистики, чем в “Психо“ или “Вертиго“, но не меньше ощущения прямой опасности и виртуальной угрозы. Это классический нуар, эстетский, стильный и изобильно гламурный, как дорогой блокбастер, даже по меркам творчества Хичкока. Ироничный, причем, бесхитростно ироничный, балансирующий на грани наивности, но не переходящий ее. Фирменная хичкоковская игра света и тени волшебна. Так, в первое появление на экране секретный агент Дэвлин остается черным, словно вырезанным из картона, силуэтом, когда кругом кипит вечеринка с танцами, выпивкой и флиртом. Когда Алисия произносит монолог, позволяя заглянуть к себе в душу, она постепенно визуально “проявляется“, выходит из густой тени на яркий свет на полное обозрение. Во время одного из ее диалогов с мужем камера находится с ней вместе в комнате, а муж в соседней комнате остается только дрожащей тенью на двери, грозя в любую секунду появиться во плоти и разоблачить совершаемую ею “диверсию“. Камера оператора находится в постоянном движении, переходя от панорамных планов к крупно поданным деталям — нервно-беспокойным рукам, выразительным взглядам, кофейным чашкам с ядом, ключам от тайн за семью печатями, и т.д.
По производимому впечатлению лента по духу очень близка Бондиане со всеми ее атрибутами, шпионами, террористами, мировыми заговорами, рискованными миссиями, но за 20 почти лет до ее официального старта. Отчасти это впечатление создается присутствием джентльмена Кэри Гранта, любимого актера Хичкока, который стал прототипом Бонда у Яна Флеминга, подарив ему свой шарм, стиль, манеры, иронию. Девлин умен,ироничен, дерзок, хладнокровен, циничен, прагматичен, особенно в отношениях с женщинами, которые играют в его жизни роковую роль. С Ингрид Бергман, еще одной любимой актрисой Хичкока, у Гранта красивый чувственный дуэт, рискованно эротичный для 1946 год, с первым долгим поцелуем в истории кино, правда, постоянно прерываемым, потому что официальным регламентом экранного поцелуя в те годы были скромные 3 секунды. Любовный треугольник внутри шпионского триллера и его драматическая насыщенность как нигде ассоциируется с русской классической литературой и русским надрывом, живо напоминает толстовскую Анну с двумя ее Алексеями, идеально скучным пожилым чиновником Карениным и полным жизни альфа-любовником графом Вронским. Себастиан до нелепости преданно влюблен в молодую жену и буквально каренинскими словами обозначает свои страдания: “Вы можете сделать меня посмешищем света, но я не покину ее, я хочу подставить другую щеку“. Момент, когда Девлин узнает, что Алисия тяжело больна, и он вынужден честно признаться себе, как много она для него значит, просится для закадрового комментария из лермонтовского “Героя нашего времени“, Печорин о единственной любви всей жизни Вере: “При возможности потерять ее навеки она стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!“
Ингрид Бергман — важный персонаж истории, именно в ее Алисии сосредоточен основной драматизм ситуации, она сознательно меняет свою участь, делая гигантский шаг от безалаберной, беспечной юности к опасной профессии, в которой один неверный шаг может оказаться смертельным приговором. Бергман здесь царственно красива и восхитительно элегантна и поражает сочетанием несочетаемого — хрупкости и силы, дерзости и незащищенности, независимости и уязвимости, жертвенности и страстного желания личного счастья, одновременно грешница и страдалица. Ее уязвимость как нельзя лучше оттеняет агрессивность мужского эгоизма. Этот персонаж напоминает роли Ингрид в “Касабланке“ и “Завороженном“ того же Хичкока. Бергман и Грант, величайшие звезды кино, воплощение таланта, красоты и стиля, для Хичкока были, кажется, в числе тех самым хорошо продуманных деталей, которые, если их собрать достаточное количество, сами сложатся в историю.
Намекая в финале на голливудский хэппи-энд, Хичкок на самом деле позволяет множество гипотетических и более реалистичных трактовок. Если продолжить аналогию с лермонтовским героем, то минутная слабость Дэвлина, позволившая чувствам возобладать над рассудком, может смениться тем, что мысли придут в обычный порядок — “гнаться за счастьем бесполезно и безрассудно“, а пережитое страдание останется счастливым обновлением. Если продолжить аналогию с Бондом, то его женщины слишком часто погибают, а над его личным счастьем веет злой рок. Если следовать хичкоковской пространственной символике, то его излюбленный символ лестница, присутствующая в том числе в финале, по которой Дэвлин ведет Алисию, может оказаться как восхождением в рай, так и нисхождением в преисподнюю, интриговать и дразнить Хичкок умеет непревзойденно. А в контексте жанра нуар герои всегда пребывают в сетях неумолимо трагичного рока.
Реальный возраст картины почти не ощущается. Хотя это вполне узнаваемая вселенная 1940х, она смотрится как только снятый ретро-проект. Историческую принадлежность выдают, пожалуй, только титры, излишне скромные по современным меркам, которые тогда еще не стали отдельным клиповым искусством. В целом же фильм по сей день остается самым высоким образцом визуального стиля, нуар триллера, и ответом на вопрос, что есть кинематограф — индустрия или авторское искусство? Кинематограф Хичкока счастливо соединяет искусство и индустрию в монолит редкой чистоты, прозрачности, насыщенности и уникальной окраски.
Рецензия к фильму "Дурная слава" от Constance
Шпионы Альфреда Хичкока
Просмотров: 2031
Оценка читателей: 9,89 из 10 (голосов 9)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 15
- 2
- 1
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23953
11 октября 2015, 0:35
| |
10 |
Отличная рецензия |
Angelina (Критик), постов: 17852
3 сентября 2015, 1:27
| |
12 |
Как всегда безукоризненно. Спасибо, Констанс!) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16996
26 августа 2015, 20:52
| |
11 |
HUNTERX писал(а) 26 августа 2015, 18:26 Очень давно смотрел этот фильм
Констанс, фильм смотрела в кинотеатре "Иллюзион" ? Дома, на лицензионном диске, многократно)) |
Текстолит (Критик), постов: 62164
26 августа 2015, 18:26
| |
14 |
Очень давно смотрел этот фильм
Констанс, фильм смотрела в кинотеатре "Иллюзион" ? |
Black (Админ), постов: 3829
24 августа 2015, 18:49
| |
|
Ценитель писал(а) 24 августа 2015, 18:39 Constance и Black, вы полностью удовлетворили мое любопытство ))) Спасибо!
Заодно узнал, что у сайта есть еще публичные ... А я всегда здесь :) Только я мало комментирую, но все вижу. У меня другие задачи :) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16996
24 августа 2015, 18:41
| |
11 |
Ценитель писал(а) 24 августа 2015, 18:39 Constance и Black, вы полностью удовлетворили мое любопытство ))) Спасибо!
Заодно узнал, что у сайта есть еще публичные ... А Вы в КОНТАКТЫ загляните - там все черным по белому)) |
Ценитель (Киноман), постов: 474
24 августа 2015, 18:39
| |
9 |
Constance писал(а) 24 августа 2015, 18:33 Написание текстов для меня - киноманское удовольствие, к штату отношения не имею, но сайт люблю и добавляю разнообразия ... Constance и Black, вы полностью удовлетворили мое любопытство ))) Спасибо!
Заодно узнал, что у сайта есть еще публичные админы, кроме Andrew. |
Constance (Киноакадемик), постов: 16996
24 августа 2015, 18:34
| |
11 |
Black писал(а) 24 августа 2015, 18:30 Констанс самый ценный пользователь сайта, который пишет очень хорошие тексты по собственной инициативе, потому ... Не смущай меня))))))))) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16996
24 августа 2015, 18:33
| |
11 |
Ценитель писал(а) 24 августа 2015, 18:21 То есть вы штатный сотрудник портала и написание текстов для вас работа, пусть и любимая? Просто только в этом ... Написание текстов для меня - киноманское удовольствие, к штату отношения не имею, но сайт люблю и добавляю разнообразия в силу своего разумения)) |
Black (Админ), постов: 3829
24 августа 2015, 18:30
| |
|
Ценитель писал(а) 24 августа 2015, 18:21 То есть вы штатный сотрудник портала и написание текстов для вас работа, пусть и любимая? Просто только в этом ... Констанс самый ценный пользователь сайта, который пишет очень хорошие тексты по собственной инициативе, потому что ей это нравится и она очень любит кино, а мы любим и ценим ее за это :) |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Jon Smith (Критик), постов: 3326
сегодня, 9:49
| |
...ахаххаха.Верно
крылышками махнет и в дамки |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:47
| |
Одного этого достаточно чтобы победить и Халка, и Таноса, и Доктора дума!))
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:44
| |
Давайте тут без жирных спойлеров обойдемся все-таки.
С братьями совершенно другое дело было, они Оззу мешали получить любовь матери полностью. |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:41
| |
Блин, случайно Фрэнсис Гертрудой обозвала, все "Готэм" вспоминаю))
|
Jon Smith (Критик), постов: 3326
сегодня, 9:41
| |
...сила в том, что он.........черный.
Кепочник так сказал!!! |
Ёмoё (Зритель), постов: 507
сегодня, 9:40
| |
Для людей его круга важнее всего семья, он родных братьев убил, хоть и не преднамеренно, а тут как-то цветной парнишка на побегушках!
|
Jon Smith (Критик), постов: 3326
сегодня, 9:39
| |
...как то не по пацански поступил.
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 9408
сегодня, 9:34
| |
Согласен, с Виком он поторопился
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:25
| |
Да все с ней норм будет, Селина подсобит))
Про судьбу Вика - с одной стороны да, а с другой как по мне все же неумный ход со стороны Озза, не следовало ... [читать далее] |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6845
сегодня, 9:17
| |
Все очень просто на самом деле, ответ кроется в цвете кожи нового Капитана)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.28 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Конец Славы | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего
В актерском составе следующего фильма Кристофера Нолана произошло пополнение
Представлен новый трейлер экранизации комиксов "Капитан Америка: Дивный новый мир"
Награждения
Наши рекорды