px

Рецензия к фильму "Интерстеллар" от Constance

Космическая Одиссея 2014, или По ком звонит колокол

Свершилось. Кристофер Нолан вступил в оскаровскую гонку со своим самым масштабным, монументальным и амбициозным проектом "Интерстеллар".

Режиссер не изменил своей методологии и принципам и вновь снял фильм, равно интеллектуальный, душевный и зрелищный. На сей раз ставки выше обычного, все пространственно-временные границы сметены, и речь идет не о судьбе отдельных персон, групп людей или даже целого города, а о судьбах человечества, находящегося в состоянии экологического и социального коллапса, обреченного в пределах поколения на вымирание на ставшей не пригодной для жизни планете Земля. В попытке найти новый дом, руководство NASA отправляет в рискованную экспедицию, вероятнее всего, с билетом в один конец, небольшую группу астронавтов, руководимую когда-то лучшим пилотом организации по фамилии Купер (Мэттью МакКонахи). Он вдовец, вынужденный, скрепя сердце, оставить двух детей школьного возраста, которым пока трудно разделить с отцом ответственность за судьбу цивилизации, им просто нужно родительское тепло. Некоторую надежду на успех экспедиции дают многолетние космические исследования под руководством профессора Брэнда (Майкл Кейн).

Кристофер и Джонатан Ноланы создали в этот раз особенно сложную партитуру. Они рассуждают о тайнах мироздания на уровне популярной лекции по физике, о месте и возможностях человека в нем, судьбах человечества, рассказывают несколько человеческих драм и предлагают нашему вниманию новую Космическую Одиссею. Фильм прямо или косвенно вернул автора этих строк к собственным представлениям о мироздании. Теоретические рассуждения высшего философского характера, в целом, о том, что материальный мир движется (развивается) по своим объективным законам в соответствии со своей внутренней логикой, многообразие которой ускользает от человеческого сознания. Человечество в массе своей суетно, невежественно, думает о сиюминутном, провоцирует экологические катастрофы, забывая о далеких перспективах и наследии для детей своих детей. Лучшие умы озабочены загадками мира и далекими перспективами, но сотни страниц формул, написанных по законам формальной логики, не приближают их к разгадкам, которые возможны только благодаря гениальным озарениям одиночек, почти изгоев. У последних активен ген интуитивности, который у большинства человечества погружен в глубокую спячку. Мироздание не содержит зла; мир опасен и жестко реагирует на небрежение его гармоничным порядком, но зло есть только в голове человека.

Драматический и более индивидуальный уровень истории о связи поколений, этой крепкой и надежной биологической вертикали, о том, что человек часть единого организма под названием социум, с которым связан никогда не отмирающей пуповиной, каким бы автономным гением не был. О жертвенности. О том, что все технологические и научные достижения в итоге не могут конкурировать с величием "достижений человечности" — интуицией и любовью, которые прошивают пространство-время, и как вспышка озаряют тайны сущего, которое обычно мы видим в тусклом свете нашего разума, делая их очевидными. Фильм так плотно утрамбован интеллектуальными рассуждениями, красочными подробностями, захватывающими событиями, что безусловно позволит претендовать сценарию на Оскар.

Картина настолько педантично продумана визуально, что ее и фантастикой трудно назвать. Смотрится почти как документальная лента из области астрофизики, что, видимо, прямое следствие участия в проекта физика-теоретика Кипа Торна. Космос, другие планеты с их разнообразными красивыми мирами. Кротовые норы и черные дыры на фоне рассуждений о триединстве понятий пространства-времени-гравитационной сингулярности. Материальную часть фильма, наверное, можно назвать революционной и с большой степенью вероятности фильм победит в номинациях лучший оператор (Хойте Ван Хойтема), монтаж (Ли Смит), звук, сведение звука, приплюсую сюда еще и музыку Ханса Циммера.

Не могу чуть-чуть не отвлечься. Кинематограф в последние годы стал пророческим, как в свое время были, например, романы Жюля Верна, предвосхитившие технологический прогресс. Пророчества сегодняшнего кинематографа мрачны и безысходны, буквально "призывают" апокалипсис, изливая его как вселенский потоп с экрана в реальность. Апокалипсис, описанный Ноланами, все же оптимистичен. Они не делают лишних комплиментов человечеству, признавая его слабость и несовершенство. Колокол звонит по каждому из нас. Однако имено из этой слабости и только из нее рождается сила, позволяющая человеческой расе оставаться жизнеспособной — любовь в самом всеобъятном смысле слова.

Два слова об актерских работах. Стержень истории, если не считать космическую одиссею, красивую и опасную, персонаж Мэттью МакКонахи . Купер не гений, не супермен, не икона, но вполне земной и обаятельный человек, не слабак, который неплохо справляется со всем, за что берется. Инженер, пилот космолета, по стечению обстоятельств фермер, хороший отец, самоотверженный землянин. Короче, простой американский герой. Именно в его уста вложен оптимистичный слоган: "Мы найдем выход, мы всегда его находили". Мэттью сегодня входит в Топ 10, если не 5, востребованных "серьезных" голливудских актеров. Игра МакКонахи вполне профессиональна, но в "Далласском клубе покупателей" или даже в "Линкольне для адвоката" и "Настоящем детективе" он интереснее. Очень приятно было встретиться с актерами старшего поколения Джоном Литгоу и Майклом Кейном. При их колоссальном актерском и человеческом опыте они могут оживить даже мертвый персонаж. Последние 5 минут экранного времени персонажа Кейна одна из самых душевных нот фильма. Нельзя не отметить старания 13-летней Маккензи Фой в роли дочери Купера.

Что всегда отличало фильмы Нолана в отношении актеров — отсутствие в сюжетах "статистов." Как много персонажей в "Темном рыцаре" или "Начале", и все живые люди, со своей историей и ярким характером. Здесь кроме МакКонахи, Литгоу и Кейна отметить особенно некого, персонажи больше люди-функции, несколько вырванные из контекста. Например, в команде космического звездолета, отправленного в длительную экспедицию, самым живым членом экипажа оказывается продвинутый компьютер. Есть в ленте совершенно бледные тени — герои, например, Уэса Бентли или Тофера Грейса. Да и большой ученый, доктор Манн (Мэтт Деймон), персонаж, несущий важную смысловую нагрузку, остался условно мотивированным — то ли сумасшедший, то ли сволочь. Джессика Честейн и Энн Хатауэй, если думать об оскаровской гонке, сильно уступают Розамунд Пайк в "Исчезнувшей", а персонаж Хатауэй, судя по открытому финалу, не исключающему сиквел, возможно "приберегли" для "Интерстеллар-2". Видимо, сложно объять необъятное и безукоризненно сделать все — воссоздать энное количество космических объектов, обсудить массу насущных для человечества тем и вдохнуть живую жизнь в целую череду персонажей. Несколько смутило обилие слез — глаза на мокром месте постоянно у всех, детей, стариков, ученых-женщин и астронавтов-мужчин.

По настроению "Интерстеллар", пожалуй, возврат к кинофантастике 1970-х, выросшей из "2001 год: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика 1968. К эпохе "Чужого" Ридли Скотта, "Соляриса" Андрея Тарковского, когда фантастика раздвинула формальные границы жанра, стала более реалистичной, подружилась с психологией, философией, религией. При всей крутости сюжетов та космическая кино-эпоха была гуманистической и романтической и главными в ней были отдельные человеческие истории. И замечательно, что Нолан вернулся на ту развилку, естественно, на новом технологическом уровне. Правда, в "Интерстелларе" люди, как мне показалось на эмоциональном подсознательном уровне, были чуть меньше интересны Ноланам, чем обычно, великолепие Космоса победило.

Отдавая должное Кристоферу Нолану как постановщику, беспрецедентной масштабности, эпичности, гуманистической направленности, уникальности и космической бесконечности его нового творения, которое мгновенно стало культурным событием и станет наверняка культовой картиной, все же не буду спешить назвать ее лучшим проектом всех времен в жанре научной фантастики. По крайне мере не посмотрев еще пару раз. Прошу прощения у читателей за специфическую направленность (писала о наболевшем) и известную сумбурность текста, последнее, впрочем, отражает некоторую перегруженность картины.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
08.11.2014
Просмотров: 2979
Оценка читателей: 9,48 из 10 (голосов 27)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 63
mike shinoda (Киноман), постов: 954
9 ноября 2014, 14:02
Аватарка пользователя mike shinoda
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
обожаю ваши рецензии Констанс))

drakula (Критик), постов: 31240
9 ноября 2014, 13:34
Аватарка пользователя drakula
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Inamourada писал(а) 9 ноября 2014, 13:32
Интересный факт : в фильме когда ГГ во сне у него есть кольцо на пальце, когда он в реале кольца нету.
В финальном ...
В фильме вообще не было реальности

Inamourada (Зритель), постов: 84
9 ноября 2014, 13:32
Аватарка пользователя Inamourada
OlegD писал(а) 9 ноября 2014, 12:33
Интересный факт: я тут буквально случайно узнал, что в первой версии Начала волчонок падал в самом конце, но потом ...
Интересный факт : в фильме когда ГГ во сне у него есть кольцо на пальце, когда он в реале кольца нету.
В финальном эпизоде он без кольца.

drakula (Критик), постов: 31240
9 ноября 2014, 13:27
Аватарка пользователя drakula
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Maxxx писал(а) 9 ноября 2014, 11:27
финал не показал что он во сне!!там не ясно ничего!
Весь фильм одно лишь сюрреализм, и поэтому существования вопроса "чем закончился?" выглядит нелепо

Scream 4 (Киноакадемик), постов: 7893
9 ноября 2014, 12:39
Аватарка пользователя Scream 4
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
OlegD писал(а) 9 ноября 2014, 12:33
Интересный факт: я тут буквально случайно узнал, что в первой версии Начала волчонок падал в самом конце, но потом ...
Но так было бы слишком просто:)


OlegD (Критик), постов: 12066
9 ноября 2014, 12:33
Аватарка пользователя OlegD
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Scream 4 писал(а) 9 ноября 2014, 11:53
Вот не соглашусь про "Начало", по моему специально сделано так, чтобы каждый решил во сне остался Коб или нет, ...
Интересный факт: я тут буквально случайно узнал, что в первой версии Начала волчонок падал в самом конце, но потом студия настояла на открытом финале)

darkwhite (Критик), постов: 31665
9 ноября 2014, 12:17
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 13 лет на сайте
13
|SIRIUS| писал(а) 9 ноября 2014, 12:12
Не понимаю тех людей которым фильм не понравился или не вызвал эмоций... это надо вообще быть бездушным и без сердца.))
Единственный кто тут без сердца это Мэтью Макконаки:)) Ну еще и ее подружка

|SIRIUS| (Критик), постов: 3112
9 ноября 2014, 12:12
Аватарка пользователя |SIRIUS|
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Не понимаю тех людей которым фильм не понравился или не вызвал эмоций... это надо вообще быть бездушным и без сердца.))

|SIRIUS| (Критик), постов: 3112
9 ноября 2014, 12:09
Аватарка пользователя |SIRIUS|
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
OlegD писал(а) 9 ноября 2014, 10:24
Про то, что большинство персонажей никаких, не согласен. И еще то, что я не люблю в твоих рецензиях, Constance, так это ...
Сюда вообще заходить до просмотра опасно :)))

Scream 4 (Киноакадемик), постов: 7893
9 ноября 2014, 11:53
Аватарка пользователя Scream 4
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
drakula писал(а) 9 ноября 2014, 9:18
У всех этих фильмов финал более чем понятен. Мементо- ГГ обрёл спокойствия после мести.
Трилогия. Брюс с Селиной ...
Вот не соглашусь про "Начало", по моему специально сделано так, чтобы каждый решил во сне остался Коб или нет, для меня он вернулся в реальность, так как показалось, что волчок начал останавливаться:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



McMuffinn (Критик), постов: 8158
сегодня, 16:15
McMuffinn
Лучше, но у Снайдера был другой концепт. Там это буквально кольчуга, которую носили криптонцы. А у Ганна мама супермена сшила костюм.

McMuffinn (Критик), постов: 8158
сегодня, 16:09
McMuffinn
Нетфликс конечно крупно облажались, согласившись на театральный релиз. Как они это будут объяснять своим подписчикам? Странно, что Гервиг вообще не ... [читать далее]

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10743
сегодня, 15:48
ANAMAZINGMAN
Хоть я и не фанат первого Мегамозга, но после такого я реально почувствовал себя почитателем синего Лекса Лютора, которого мокнули в чан с дерьмом. Мультфильм... ... [читать далее]

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10743
сегодня, 15:43
ANAMAZINGMAN
Честно, я не разделяю общего мнения, что Мегамозг прям шедевр. Для меня он... Ну просто норм. В нём есть моменты, которые стоило докрутить.
НО в нём, как ... [читать далее]


Kent S (Киноакадемик), постов: 35193
сегодня, 15:06
Kent S
Ух...как всегда горяча

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 6978
сегодня, 15:03
Dienn
Он. А я в нем вижу Лотара из «Варкрафта») Может потому что «Викингов» не смотрела)

Kent S (Киноакадемик), постов: 35193
сегодня, 14:53
Kent S
Жалко что 2 сезон будет скачек во времени и подведут под Изгой один.
Я бы хотел 3 сезона.
2 могли сделать уже спустя там года 3 после 1 сезона и показать ... [читать далее]

Kent S (Киноакадемик), постов: 35193
сегодня, 14:51
Kent S
Даже если бы сказали мне, что на 1 сезон ушел лярд, я бы конечно удивился. Но сказал бы - Оно стоило того.

Kent S (Киноакадемик), постов: 35193
сегодня, 14:50
Kent S
Покрутили бы у виска, как во время анонса сериала.
А в итоге крутили у виска после Кеноби, Аколита, Асоки и Мандо со 2 сезона



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Награждения
Наши рекорды