Рецензия к фильму "Собака на сене" от brune

Я уезжаю в дальний путь, но сердце с вами остается

Прав был Михаил Булгаков, утверждавший, что рукописи не горят. К таким нетленным произведениям относится комедия "Собака на сене" испанского драматурга Лопе де Вега, написанная в начале XVII века. Ее мы знаем в переводе Михаила Лодзинского, которого по праву считаем соавтором этого шедевра. Экранизированная в 1977 году режиссером Яном Фридом, комедия о вспыхнувшей на почве ревности любви капризной графини Дианы де Бельфлор к ее безродному секретарю Теодоро стала классикой отечественных мелодрам.

Ян Фрид снял около десятка музыкальных фильмов в жанре комедии в сотрудничестве со знаменитейшими советскими композиторами, чаще всех с Геннадием Гладковым. Именно талант Гладкова подарил нам возможность утолить свои душевные страдания, подпевая Михаилу Боярскому и Елене Дриацкой, исполняющим "вечные" песни на стихи Михаила Донского: "Любовь, зачем ты мучаешь меня", "Настанет день и час", "Романс Теодоро".

Музыка Гладкова, Ливандийский дворец в Крыму, в котором проходили съемки, и роскошные костюмы героев переносят нас в Неаполь, где и завязывается действие картины. Вкратце для тех, кто не читал и не смотрел "Собаку на сене": высокородная графиня-вдовица, прекрасная Диана (Маргарита Терехова), узнает, что ее служанка Марсела (Елена Проклова) крутит любовь с ее секретарем Теодоро (Михаил Боярский). Поскольку Диана одинока, высокомерна и не желает выходить замуж за благородных, но, по ее мнению, недостойных женихов, обивающих порог дома, она, как любая женщина, задумывается: "Минуточку. Значит, у служанки любовь, а у меня? И вообще, я и раньше замечала, что Теодоро хорош собой, умен, изыскан, жаль только, без роду без племени. Будь он с именем, я бы глядела на него по-другому, а так, без вариантов".

На деле графиня начинает строить обалдевшему Теодоро глазки, бросать недвусмысленные намеки и так далее. Теодоро, хоть и ловелас, но свое место знает, не поймет – наяву или во сне госпожа поет ему о любви. Но мужчина – существо слабое, поэтому Теодоро дает поймать себя на крючок, и начинается самое веселье.

Собака на сене – это, образно говоря, тот, кто сам не ам и другим не дам – чисто наша Диана. Как только секретарь теряет голову и начинает объясняться ей в любви, делает вид, что не понимает, о чем он. Но стоит Теодоро вернуться к брошенной полчаса назад Марселе, графиня тут как тут: "Ревную и люблю опять!" В общем, извела и себя, и парня, и всех слуг в придачу.

Теперь об актерской игре. С шутливого тона перейду на пафосный, поскольку по-другому писать о великих актерах - Тереховой, Боярском, Прокловой, Караченцове, Дмитриеве, Джигарханяне - нет никакой возможности. Сразу подчеркну, что актеры, исполнявшие роли второго плана, слегка "переигрывали", что допустимо в рамках мюзикла-водевиля. Но чуть утрированные образы, созданные ими, как нельзя лучше раскрыли суть их персонажей.

Претенденты на руку и сердце Дианы - "не первой свежести жених" граф Федерико (Игорь Дмитриев) и "молодой и рьяный" маркиз Рикардо (Николай Караченцов) - отобьют у кого угодно желание выйти замуж. Очень колоритные мужчины – один настоящий мачо, второй с бархатным бантом на попе. А как можно не восхищаться харизматичным пронырой Тристаном, слугой Теодоро, в исполнении Армена Джигарханяна? Чего только стоят его "жизненные" куплеты и умение рисковать, к слову, не только своей судьбой? – "Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки" и далее по тексту. Молодая и прелестная Елена Проклова наверняка влюбила в свою Марселу большую часть мужчин Советского Союза. Она, словно дикий шиповник, нежный и ароматный, с тонкой талией-стебельком и природной грацией. Уйти от такой можно только к розе, роль которой в пьесе досталась Маргарите Тереховой. Кстати, у Лопе де Вега Марсела более глубокий персонаж, чем получился в фильме. Но вины Прокловой в том нет, ибо ее партию сократили, что, в принципе, не повлияло на симпатии зрителя к Марселе.

Терехова, изысканная, аристократичная, с бровями-дугами и слегка брезгливо-снисходительным выражением лица, создана для ролей особ голубых кровей в костюмированных проектах. Она будто бы родилась с веером в нервной руке и в корсете с кринолином. Наклон головы, осанка, высокие прически, льдинки в глазах с неуловимой поволокой делают ее заморской птицей среди многих. Страдания ее Дианы не наиграны, они идут от самого сердца, заставляют искренне переживать безвыходность ее ситуации. В одно мгновение она может стать неприступной, возведя между собой и партнером по фильму ледяную стену, чтобы через долю секунды растопить ее искренней улыбкой. Их дуэт с Михаилом Боярским, главным секс-символом того времени, заставляет сомневаться в том, что это все только игра, право…

Михаил Боярский, который в свою очередь тоже родился не с кувалдой в руке, а, скажем, со шпагой в одной и гитарой в другой, правдоподобен в роли молодого влюбленного, как никогда. Его Теодоро порывист, наивен, горяч и, несмотря на недостойное поведение с Марселой, честен с той, которую любит всем сердцем. Уверена, Боярский, как настоящий актер и мужчина в первую очередь, действительно испытывал чувства к своей партнерше по фильму. Пусть только на момент съемок и чисто платонические, ибо иначе нельзя объяснить ту химию, которая ощущается буквально физически. Их сцена прощания в конце – одно из мощнейших объяснений в любви в кино – разрывает сердце.

Теодоро

Я за самим собой пришел;
Ведь я остался возле вас,
А мне уже и ехать скоро
Я умоляю вас, отдайте
Мне самого себя.

Диана

Так знайте:
Я не отдам вас, Теодоро.
Я оставляю вас себе.
Уйдите. Истекая кровью,
Честь борется с моей любовью,
А вы мешаете борьбе.
Уйдите. Вас я не отдам,
И не просите, не дождетесь.
Вы здесь со мною остаетесь.
А я, я буду с вами там.

Фильму "Собака на сене" почти 40 лет, а пьесе – 400, но они, как подлинное произведение искусства не устарели и актуальны и поныне. Вопросы, поднятые Лопе де Вега относительно понятия чести и долга, неравного брака, социальных предрассудков, положения женщины в обществе, роли счастливого случая в жизни человека, а самое главное, настоящей любви, до сих пор ищут своего ответа.
Автор: brune   (всего рецензий: 18, средняя оценка: 9.61)
13.07.2014
Просмотров: 6508
Оценка читателей: 9,79 из 10 (голосов 19)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 53
Andrew (Главный редактор), постов: 76034
13 июля 2014, 20:48
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 13 июля 2014, 20:43
Брюн, Вы романтик))) По поводу химии между Боярским-Тереховой. Она дама довольно сдержанная, и он изрядно робел. ...
Интересно, чего это Боярский робел, если он к этому времени уже очень известный актер:) Он уж переиграл с кучей прославленных мэтров нашего кино:)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26443
13 июля 2014, 20:47
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 13 июля 2014, 20:43
Брюн, Вы романтик))) По поводу химии между Боярским-Тереховой. Она дама довольно сдержанная, и он изрядно робел. ...
Я просто в таком счастье, что вчера в сотый раз пересмотрела, что до сих пор пою: "Любовь, чего ты хочешь от меня"..)). Я лично химию чувствовала)). Согласна, Боярский щегол по сравнению с Тереховой, но щегол качественный))

Constance (Киноакадемик), постов: 17182
13 июля 2014, 20:43
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Брюн, Вы романтик))) По поводу химии между Боярским-Тереховой. Она дама довольно сдержанная, и он изрядно робел. Поэтому почти до финальных сцен , когда они уже почти женаты, ни о каких "горячих" симпатиях речи не шло. Лед стронулся именно в конце - переступили через себя и совершили профессиональный прорыв

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Kent S (Киноакадемик), постов: 35835
сегодня, 22:06
Kent S
50/50 внешность не привлекает особо

Kent S (Киноакадемик), постов: 35835
сегодня, 22:05
Kent S
Пффф Кристофер Джадж. Вот кто примером должен быть. Кто в курсе, тот в курсе


Kent S (Киноакадемик), постов: 35835
сегодня, 22:04
Kent S
Что за Кристина?

AleX (Критик), постов: 9677
сегодня, 21:59
AleX
Пара Борисов - Шевчук самая красивая и стильная из всей тусовки. Анна так вообще выглядит как актриса Золотого века Голливуда!

xen04158603 (Критик), постов: 26795
сегодня, 21:56
xen04158603
Жёстко, но для нашей жизни справедливо. Бывают истории и пострашнее. Но мне мультфильм понравился.

Stepanman92 (Критик), постов: 956
сегодня, 21:53
Stepanman92
Апхахаха

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24204
сегодня, 21:52
Andrey253
Спустя еще лет 20 надо поцеловать бабулю Холли Берри и обновить рекорд с фильмом "Гармонист"

AleX (Критик), постов: 9677
сегодня, 21:50
AleX
А почему Юра Борисов со спутницей , а не Юра Борисов с супругой Анной Шевчук ! Можно пожалуйста исправить это)))

Брюс Уэйн (Критик), постов: 2382
сегодня, 21:37
Брюс Уэйн
Вот это Уолберг жжёт, красавчик, практически на нём и держится фильм, всё внимание на его персонаже, который на всю голову отбитый, а так в принципе фильм ... [читать далее]



Фильм месяца
Постер к фильму В потерянных землях
Дата выхода: 6 марта 2025
Страна: Германия, Канада, США
Жанр:боевик, приключения, фэнтези
Режиссер:Пол В.С. Андерсон
В главных ролях:Милла Йовович, Дэйв Батиста
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
В студии Lucasfilm грядет смена руководства
В США объявлены обладатели антипремии "Золотая малина"
В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премий Американской Киноакадемии
Награждения
Наши рекорды