Рецензия к фильму "Собака на сене" от brune

Я уезжаю в дальний путь, но сердце с вами остается

Прав был Михаил Булгаков, утверждавший, что рукописи не горят. К таким нетленным произведениям относится комедия "Собака на сене" испанского драматурга Лопе де Вега, написанная в начале XVII века. Ее мы знаем в переводе Михаила Лодзинского, которого по праву считаем соавтором этого шедевра. Экранизированная в 1977 году режиссером Яном Фридом, комедия о вспыхнувшей на почве ревности любви капризной графини Дианы де Бельфлор к ее безродному секретарю Теодоро стала классикой отечественных мелодрам.

Ян Фрид снял около десятка музыкальных фильмов в жанре комедии в сотрудничестве со знаменитейшими советскими композиторами, чаще всех с Геннадием Гладковым. Именно талант Гладкова подарил нам возможность утолить свои душевные страдания, подпевая Михаилу Боярскому и Елене Дриацкой, исполняющим "вечные" песни на стихи Михаила Донского: "Любовь, зачем ты мучаешь меня", "Настанет день и час", "Романс Теодоро".

Музыка Гладкова, Ливандийский дворец в Крыму, в котором проходили съемки, и роскошные костюмы героев переносят нас в Неаполь, где и завязывается действие картины. Вкратце для тех, кто не читал и не смотрел "Собаку на сене": высокородная графиня-вдовица, прекрасная Диана (Маргарита Терехова), узнает, что ее служанка Марсела (Елена Проклова) крутит любовь с ее секретарем Теодоро (Михаил Боярский). Поскольку Диана одинока, высокомерна и не желает выходить замуж за благородных, но, по ее мнению, недостойных женихов, обивающих порог дома, она, как любая женщина, задумывается: "Минуточку. Значит, у служанки любовь, а у меня? И вообще, я и раньше замечала, что Теодоро хорош собой, умен, изыскан, жаль только, без роду без племени. Будь он с именем, я бы глядела на него по-другому, а так, без вариантов".

На деле графиня начинает строить обалдевшему Теодоро глазки, бросать недвусмысленные намеки и так далее. Теодоро, хоть и ловелас, но свое место знает, не поймет – наяву или во сне госпожа поет ему о любви. Но мужчина – существо слабое, поэтому Теодоро дает поймать себя на крючок, и начинается самое веселье.

Собака на сене – это, образно говоря, тот, кто сам не ам и другим не дам – чисто наша Диана. Как только секретарь теряет голову и начинает объясняться ей в любви, делает вид, что не понимает, о чем он. Но стоит Теодоро вернуться к брошенной полчаса назад Марселе, графиня тут как тут: "Ревную и люблю опять!" В общем, извела и себя, и парня, и всех слуг в придачу.

Теперь об актерской игре. С шутливого тона перейду на пафосный, поскольку по-другому писать о великих актерах - Тереховой, Боярском, Прокловой, Караченцове, Дмитриеве, Джигарханяне - нет никакой возможности. Сразу подчеркну, что актеры, исполнявшие роли второго плана, слегка "переигрывали", что допустимо в рамках мюзикла-водевиля. Но чуть утрированные образы, созданные ими, как нельзя лучше раскрыли суть их персонажей.

Претенденты на руку и сердце Дианы - "не первой свежести жених" граф Федерико (Игорь Дмитриев) и "молодой и рьяный" маркиз Рикардо (Николай Караченцов) - отобьют у кого угодно желание выйти замуж. Очень колоритные мужчины – один настоящий мачо, второй с бархатным бантом на попе. А как можно не восхищаться харизматичным пронырой Тристаном, слугой Теодоро, в исполнении Армена Джигарханяна? Чего только стоят его "жизненные" куплеты и умение рисковать, к слову, не только своей судьбой? – "Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки" и далее по тексту. Молодая и прелестная Елена Проклова наверняка влюбила в свою Марселу большую часть мужчин Советского Союза. Она, словно дикий шиповник, нежный и ароматный, с тонкой талией-стебельком и природной грацией. Уйти от такой можно только к розе, роль которой в пьесе досталась Маргарите Тереховой. Кстати, у Лопе де Вега Марсела более глубокий персонаж, чем получился в фильме. Но вины Прокловой в том нет, ибо ее партию сократили, что, в принципе, не повлияло на симпатии зрителя к Марселе.

Терехова, изысканная, аристократичная, с бровями-дугами и слегка брезгливо-снисходительным выражением лица, создана для ролей особ голубых кровей в костюмированных проектах. Она будто бы родилась с веером в нервной руке и в корсете с кринолином. Наклон головы, осанка, высокие прически, льдинки в глазах с неуловимой поволокой делают ее заморской птицей среди многих. Страдания ее Дианы не наиграны, они идут от самого сердца, заставляют искренне переживать безвыходность ее ситуации. В одно мгновение она может стать неприступной, возведя между собой и партнером по фильму ледяную стену, чтобы через долю секунды растопить ее искренней улыбкой. Их дуэт с Михаилом Боярским, главным секс-символом того времени, заставляет сомневаться в том, что это все только игра, право…

Михаил Боярский, который в свою очередь тоже родился не с кувалдой в руке, а, скажем, со шпагой в одной и гитарой в другой, правдоподобен в роли молодого влюбленного, как никогда. Его Теодоро порывист, наивен, горяч и, несмотря на недостойное поведение с Марселой, честен с той, которую любит всем сердцем. Уверена, Боярский, как настоящий актер и мужчина в первую очередь, действительно испытывал чувства к своей партнерше по фильму. Пусть только на момент съемок и чисто платонические, ибо иначе нельзя объяснить ту химию, которая ощущается буквально физически. Их сцена прощания в конце – одно из мощнейших объяснений в любви в кино – разрывает сердце.

Теодоро

Я за самим собой пришел;
Ведь я остался возле вас,
А мне уже и ехать скоро
Я умоляю вас, отдайте
Мне самого себя.

Диана

Так знайте:
Я не отдам вас, Теодоро.
Я оставляю вас себе.
Уйдите. Истекая кровью,
Честь борется с моей любовью,
А вы мешаете борьбе.
Уйдите. Вас я не отдам,
И не просите, не дождетесь.
Вы здесь со мною остаетесь.
А я, я буду с вами там.

Фильму "Собака на сене" почти 40 лет, а пьесе – 400, но они, как подлинное произведение искусства не устарели и актуальны и поныне. Вопросы, поднятые Лопе де Вега относительно понятия чести и долга, неравного брака, социальных предрассудков, положения женщины в обществе, роли счастливого случая в жизни человека, а самое главное, настоящей любви, до сих пор ищут своего ответа.
Автор: brune   (всего рецензий: 18, средняя оценка: 9.61)
13.07.2014
Просмотров: 6607
Оценка читателей: 9,79 из 10 (голосов 19)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 53
Andrew (Главный редактор), постов: 76440
13 июля 2014, 23:02
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 13 июля 2014, 22:42
Вот Брюн пусть и напишет))) Она лучше сагитирует, чем я, смотреть наше все, ее более адекватно воспринимают))
Не скромничайте:)

Constance (Киноакадемик), постов: 17241
13 июля 2014, 22:42
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 13 июля 2014, 22:38
Давайте на "Утиную охоту":)
Вот Брюн пусть и напишет))) Она лучше сагитирует, чем я, смотреть наше все, ее более адекватно воспринимают))

Andrew (Главный редактор), постов: 76440
13 июля 2014, 22:38
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 13 июля 2014, 22:36
Отклоняясь от темы "Собаки..." Почитала про Даля - зацепилась, не удержалась. Как он сам записывал песни Крестовского ...
Давайте на "Утиную охоту":)

Constance (Киноакадемик), постов: 17241
13 июля 2014, 22:36
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:43
Мне всегда казалось, что в Санникове Анофриев пел, но не буду спорить.
Отклоняясь от темы "Собаки..." Почитала про Даля - зацепилась, не удержалась. Как он сам записывал песни Крестовского для "Санникова", несколько вариантов, но в итоге столкнулся с режиссерами и да ... получился Анофриев. Вообще его преследовали творческие разногласия с окружением всю жизнь. Надо бы на какой-нибудь его фильм тоже рецензию написать

GeorgeXI (Критик), постов: 5447
13 июля 2014, 22:34
Аватарка пользователя GeorgeXI
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Ой, сорри! Не то нажал! Хотел вообще-то 10... :((((


brune (Глава Киноакадемии), постов: 26550
13 июля 2014, 22:22
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
~>TirRrrAn писал(а) 13 июля 2014, 22:20
Потрясающий фильм и потрясающая рецензия, аж захотелось пересмотреть))
Спасибо, не люблю в принципе мюзиклы, но советские - это совсем другое дело))

~>TirRrrAn (Критик), постов: 773
13 июля 2014, 22:20
Аватарка пользователя ~>TirRrrAn
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Потрясающий фильм и потрясающая рецензия, аж захотелось пересмотреть))

Constance (Киноакадемик), постов: 17241
13 июля 2014, 21:50
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:43
Мне всегда казалось, что в Санникове Анофриев пел, но не буду спорить.
Даль вообще записывался даже, в сети наверняка можно найти, но фильмы точно не помню, где он сам поет

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26550
13 июля 2014, 21:43
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrey253 писал(а) 13 июля 2014, 21:42
Молодец, brune !!! Держи 10
Спасибо, держу))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26550
13 июля 2014, 21:43
Аватарка пользователя brune
Больше 15 лет на сайте
15
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 13 июля 2014, 21:39
А Даль как раз пел. В Земле Санникова точно - где еще на вскидку не вспомню))
Мне всегда казалось, что в Санникове Анофриев пел, но не буду спорить.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12286
сегодня, 8:50
Евгений S.h.
Ну, Дюна и Конг с Годзиллой да, а так больше ничего совместного у них не осталось.

Летописец (Критик), постов: 63690
сегодня, 8:44
Летописец
Так есть огромные космические корабли в фильмах, в том же "Дне независимости",сериалах "Звездные врата", Звездные Войны. Гигантизм и рукотворные ... [читать далее]

Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1151
сегодня, 8:42
Игорь Юрьев
Причём вдвойне сомнительно, если учесть, что Нетфликс 9 лет назад запилили прямой сиквел с Мишель Йео, который все единодушно обругали и сейчас о его ... [читать далее]

SantaKlaus81 (Зритель), постов: 160
сегодня, 8:33
SantaKlaus81
Как будут звать Аслана??Асланиха??Это Царь животных.А Львы не фемки.

SantaKlaus81 (Зритель), постов: 160
сегодня, 8:31
SantaKlaus81
Жанр уся мёртв.Зачем делать сериал к фильму 25летней давности??Идей нету,есть только контент дурацкий.Запорол Амазон ВК и теперь хочет всех нетлёнок ... [читать далее]

DarkKnight77 (Критик), постов: 10814
сегодня, 8:15
DarkKnight77
Ну так эти совместные фильмы/мультфильмы и находятся в безопасности

Летописец (Критик), постов: 63690
сегодня, 8:04
Летописец
Какой же это глупый фильм. Тут многие плюют на "Белоснежку"2025 года выпуска. А на самом деле этот фильм заслуживает все поносы мира, чтобы его обосрали. ... [читать далее]

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12286
сегодня, 7:58
Евгений S.h.
Делают, потому что там такие контракты прописали, что просто так развестись у них не выйдет. А так после несогласованного гибридного релиза Годзиллы ... [читать далее]

Летописец (Критик), постов: 63690
сегодня, 7:47
Летописец
Для него то очевидно, что у него это последний срок.Там многие от внутренних проблем его уже пилят во всю

Летописец (Критик), постов: 63690
сегодня, 7:40
Летописец
На рынке США и так переизбыток телевизоров.Топовые модели за 1500 ДОЛЛАРОВ не могут продать.
А вот на компьютерную технику, там всегда очень большой спрос



Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Человек на все времена
Год выхода: 1966
Страна: Великобритания
Жанр:биографический, драма
Режиссер:Фред Циннеман
В главных ролях:Ванесса Редгрейв, Пол Скофилд
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
У студии Warner Bros.
"Аутсорс" целиком и полностью оправдывает все авансы, выданные ему в российских СМИ
Фильм "Minecraft в кино" стартует в США лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды