Прав был Михаил Булгаков, утверждавший, что рукописи не горят. К таким нетленным произведениям относится комедия "Собака на сене" испанского драматурга Лопе де Вега, написанная в начале XVII века. Ее мы знаем в переводе Михаила Лодзинского, которого по праву считаем соавтором этого шедевра. Экранизированная в 1977 году режиссером Яном Фридом, комедия о вспыхнувшей на почве ревности любви капризной графини Дианы де Бельфлор к ее безродному секретарю Теодоро стала классикой отечественных мелодрам.
Ян Фрид снял около десятка музыкальных фильмов в жанре комедии в сотрудничестве со знаменитейшими советскими композиторами, чаще всех с Геннадием Гладковым. Именно талант Гладкова подарил нам возможность утолить свои душевные страдания, подпевая Михаилу Боярскому и Елене Дриацкой, исполняющим "вечные" песни на стихи Михаила Донского: "Любовь, зачем ты мучаешь меня", "Настанет день и час", "Романс Теодоро".
Музыка Гладкова, Ливандийский дворец в Крыму, в котором проходили съемки, и роскошные костюмы героев переносят нас в Неаполь, где и завязывается действие картины. Вкратце для тех, кто не читал и не смотрел "Собаку на сене": высокородная графиня-вдовица, прекрасная Диана (Маргарита Терехова), узнает, что ее служанка Марсела (Елена Проклова) крутит любовь с ее секретарем Теодоро (Михаил Боярский). Поскольку Диана одинока, высокомерна и не желает выходить замуж за благородных, но, по ее мнению, недостойных женихов, обивающих порог дома, она, как любая женщина, задумывается: "Минуточку. Значит, у служанки любовь, а у меня? И вообще, я и раньше замечала, что Теодоро хорош собой, умен, изыскан, жаль только, без роду без племени. Будь он с именем, я бы глядела на него по-другому, а так, без вариантов".
На деле графиня начинает строить обалдевшему Теодоро глазки, бросать недвусмысленные намеки и так далее. Теодоро, хоть и ловелас, но свое место знает, не поймет – наяву или во сне госпожа поет ему о любви. Но мужчина – существо слабое, поэтому Теодоро дает поймать себя на крючок, и начинается самое веселье.
Собака на сене – это, образно говоря, тот, кто сам не ам и другим не дам – чисто наша Диана. Как только секретарь теряет голову и начинает объясняться ей в любви, делает вид, что не понимает, о чем он. Но стоит Теодоро вернуться к брошенной полчаса назад Марселе, графиня тут как тут: "Ревную и люблю опять!" В общем, извела и себя, и парня, и всех слуг в придачу.
Теперь об актерской игре. С шутливого тона перейду на пафосный, поскольку по-другому писать о великих актерах - Тереховой, Боярском, Прокловой, Караченцове, Дмитриеве, Джигарханяне - нет никакой возможности. Сразу подчеркну, что актеры, исполнявшие роли второго плана, слегка "переигрывали", что допустимо в рамках мюзикла-водевиля. Но чуть утрированные образы, созданные ими, как нельзя лучше раскрыли суть их персонажей.
Претенденты на руку и сердце Дианы - "не первой свежести жених" граф Федерико (Игорь Дмитриев) и "молодой и рьяный" маркиз Рикардо (Николай Караченцов) - отобьют у кого угодно желание выйти замуж. Очень колоритные мужчины – один настоящий мачо, второй с бархатным бантом на попе. А как можно не восхищаться харизматичным пронырой Тристаном, слугой Теодоро, в исполнении Армена Джигарханяна? Чего только стоят его "жизненные" куплеты и умение рисковать, к слову, не только своей судьбой? – "Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки" и далее по тексту. Молодая и прелестная Елена Проклова наверняка влюбила в свою Марселу большую часть мужчин Советского Союза. Она, словно дикий шиповник, нежный и ароматный, с тонкой талией-стебельком и природной грацией. Уйти от такой можно только к розе, роль которой в пьесе досталась Маргарите Тереховой. Кстати, у Лопе де Вега Марсела более глубокий персонаж, чем получился в фильме. Но вины Прокловой в том нет, ибо ее партию сократили, что, в принципе, не повлияло на симпатии зрителя к Марселе.
Терехова, изысканная, аристократичная, с бровями-дугами и слегка брезгливо-снисходительным выражением лица, создана для ролей особ голубых кровей в костюмированных проектах. Она будто бы родилась с веером в нервной руке и в корсете с кринолином. Наклон головы, осанка, высокие прически, льдинки в глазах с неуловимой поволокой делают ее заморской птицей среди многих. Страдания ее Дианы не наиграны, они идут от самого сердца, заставляют искренне переживать безвыходность ее ситуации. В одно мгновение она может стать неприступной, возведя между собой и партнером по фильму ледяную стену, чтобы через долю секунды растопить ее искренней улыбкой. Их дуэт с Михаилом Боярским, главным секс-символом того времени, заставляет сомневаться в том, что это все только игра, право…
Михаил Боярский, который в свою очередь тоже родился не с кувалдой в руке, а, скажем, со шпагой в одной и гитарой в другой, правдоподобен в роли молодого влюбленного, как никогда. Его Теодоро порывист, наивен, горяч и, несмотря на недостойное поведение с Марселой, честен с той, которую любит всем сердцем. Уверена, Боярский, как настоящий актер и мужчина в первую очередь, действительно испытывал чувства к своей партнерше по фильму. Пусть только на момент съемок и чисто платонические, ибо иначе нельзя объяснить ту химию, которая ощущается буквально физически. Их сцена прощания в конце – одно из мощнейших объяснений в любви в кино – разрывает сердце.
Теодоро
Я за самим собой пришел;
Ведь я остался возле вас,
А мне уже и ехать скоро
Я умоляю вас, отдайте
Мне самого себя.
Диана
Так знайте:
Я не отдам вас, Теодоро.
Я оставляю вас себе.
Уйдите. Истекая кровью,
Честь борется с моей любовью,
А вы мешаете борьбе.
Уйдите. Вас я не отдам,
И не просите, не дождетесь.
Вы здесь со мною остаетесь.
А я, я буду с вами там.
Фильму "Собака на сене" почти 40 лет, а пьесе – 400, но они, как подлинное произведение искусства не устарели и актуальны и поныне. Вопросы, поднятые Лопе де Вега относительно понятия чести и долга, неравного брака, социальных предрассудков, положения женщины в обществе, роли счастливого случая в жизни человека, а самое главное, настоящей любви, до сих пор ищут своего ответа.
Рецензия к фильму "Собака на сене" от brune
Я уезжаю в дальний путь, но сердце с вами остается
Просмотров: 6430
Оценка читателей: 9,79 из 10 (голосов 19)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 53
Andrew (Главный редактор), постов: 75639
13 июля 2014, 23:02
| |
Constance писал(а) 13 июля 2014, 22:42 Вот Брюн пусть и напишет))) Она лучше сагитирует, чем я, смотреть наше все, ее более адекватно воспринимают)) Не скромничайте:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17113
13 июля 2014, 22:42
| |
11 |
Andrew писал(а) 13 июля 2014, 22:38 Давайте на "Утиную охоту":) Вот Брюн пусть и напишет))) Она лучше сагитирует, чем я, смотреть наше все, ее более адекватно воспринимают)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 75639
13 июля 2014, 22:38
| |
|
Constance писал(а) 13 июля 2014, 22:36 Отклоняясь от темы "Собаки..." Почитала про Даля - зацепилась, не удержалась. Как он сам записывал песни Крестовского ... Давайте на "Утиную охоту":) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17113
13 июля 2014, 22:36
| |
11 |
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:43 Мне всегда казалось, что в Санникове Анофриев пел, но не буду спорить. Отклоняясь от темы "Собаки..." Почитала про Даля - зацепилась, не удержалась. Как он сам записывал песни Крестовского для "Санникова", несколько вариантов, но в итоге столкнулся с режиссерами и да ... получился Анофриев. Вообще его преследовали творческие разногласия с окружением всю жизнь. Надо бы на какой-нибудь его фильм тоже рецензию написать |
GeorgeXI (Критик), постов: 5447
13 июля 2014, 22:34
| |
14 |
Ой, сорри! Не то нажал! Хотел вообще-то 10... :(((( |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26301
13 июля 2014, 22:22
| |
15 |
~>TirRrrAn писал(а) 13 июля 2014, 22:20 Потрясающий фильм и потрясающая рецензия, аж захотелось пересмотреть)) Спасибо, не люблю в принципе мюзиклы, но советские - это совсем другое дело)) |
~>TirRrrAn (Критик), постов: 773
13 июля 2014, 22:20
| |
14 |
Потрясающий фильм и потрясающая рецензия, аж захотелось пересмотреть)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17113
13 июля 2014, 21:50
| |
11 |
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:43 Мне всегда казалось, что в Санникове Анофриев пел, но не буду спорить. Даль вообще записывался даже, в сети наверняка можно найти, но фильмы точно не помню, где он сам поет |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26301
13 июля 2014, 21:43
| |
15 |
Andrey253 писал(а) 13 июля 2014, 21:42 Молодец, brune !!! Держи 10 Спасибо, держу)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26301
13 июля 2014, 21:43
| |
15 |
Constance писал(а) 13 июля 2014, 21:39 А Даль как раз пел. В Земле Санникова точно - где еще на вскидку не вспомню)) Мне всегда казалось, что в Санникове Анофриев пел, но не буду спорить. |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
John23 (Критик), постов: 27073
сегодня, 4:32
| |
"Он так успокоил Маки,небось инфаркт бы получил" - :))
|
MALOT (Новичок), постов: 6
сегодня, 3:25
| |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ГИГАНТЫ ЕСТЬ В ЕВРОПЕ ИХ ТОЖЕ НАДО ОГРАНИЧИТЬ ? Я УВАЖАЮ ЭТИХ ПРЕКРАСНЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ И В ОБЩЕ ЗАПАДНЫХ ЛЮДЕЙ НО ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ТРАМПА У ... [читать далее]
|
MALOT (Новичок), постов: 6
сегодня, 3:22
| |
РОССИЯ ТО ТУТ ПРИЧЕМ ? У РОССИИ ГИГАНТОВ НЕТ ОДНИ ЛИЛИПУТЫ СКОПИРОВАННЫЕ ! А ЭТИ ЕВРОПЕЙСКИЕ КИНЕМАТОГРОФИСТЫ ЯВНО СПЯТЕЛИ ВЕЛИЧАЙШИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ... [читать далее]
|
MALOT (Новичок), постов: 6
сегодня, 3:18
| |
УТОПИЧЕСКИЙ БРЕД ИЛОНА МАСКА И ИЖЕ С НИМ НЕВОЗМОЖНО ОГРАНИЧИТЬ И ИМЕННО ОНИ ПОМАГАЮТ ИСТИННОЙ ДЕМОКРАТИИ А ЕВРОПЕЙСКИЕ КИНЕМАТОГРОФИСТЫ ЯВНО ПЕРЕГРЕЛИСЬ ... [читать далее]
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8467
сегодня, 1:28
| |
Сколько лет Уилл ходит с этой причёской?
|
Constance (Киноакадемик), постов: 17113
сегодня, 1:25
| |
Дивная драмеди по пьесе Володина, пропитанная чеховскими настроениями и мотивами. Очень живой "портрет в интерьере", кусочек жизни как она есть. ... [читать далее]
|
Ёmoё (Зритель), постов: 285
сегодня, 1:19
| |
Какую твою Любовь?))) Почку не смотрел, Бывших не смотрел! Какая такая любоФ?)))
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26301
сегодня, 1:13
| |
Она может где-то еще хороша, она мне внешне нравится. Но тут какая-то офца прям...но если, конечно, вам нравятся девушки, которые проговаривают с вами каждый ... [читать далее]
|
Fox Mulder (Критик), постов: 1968
сегодня, 0:27
| |
Легкий, неторопливый и душевный фильм про чилового деда. Без особой драмы и вотэтоповоротов, иногда хочется посмотреть что-то подобное.
|
xen04158603 (Критик), постов: 26313
сегодня, 0:25
| |
Ну ладно вам, не наезжайте на мою Любовь))
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 31 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Пон Джун-хо |
В главных ролях: | Роберт Паттинсон, Марк Руффало |
Реклама
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Анора | 7.74 |
3 | Огниво | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Еретик | 7.21 |
1 | Огниво | 7.36 |
---|---|---|
2 | Лед 3 | 6.8 |
3 | Майор Гром: Игра | 6.75 |
4 | Затерянные | 6.67 |
5 | Сто лет тому вперед | 5.9 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Студия Constantin Film запускает в производство очередную экранизацию видеоигры "Обитель зла"
Актер Энтони Маки сделал шокирующее заявление о своем герое
Джеймс Ганн отреагировал на критику новых кадров с Суперменом
Награждения
Наши рекорды