px

Рецензия к фильму "Начало". Дезертир сна

22.07.2010

Ловец снов со стажем Кобб (ДиКаприо) работает извлекателем - ворует идеи из чужого подсознания, пока автор спит. Влиятельный заказчик (Ватанабе) уговаривает его на рискованную авантюру - не украсть, а внедрить в ум своего конкурента разрушительную идею. Кобб берется за дело - но в чужом сне он столкнется не только с противостоящим ему сознанием, но и с болезненными воспоминаниями о событиях, с которыми не может смириться. Маг и кудесник современного кино Кристофер Нолан представляет мозгоизвертывающий сон наяву "Начало" - про тех, кому мало одной реальности.

Нолана всегда занимали тайны человеческой психики. Все его фильмы - будь то снятый наоборот "Помни", или магический "Престиж", или взламывающий этику "Темный рыцарь" - по сути, рассказывают об одном: о том, как причудливо наш ум конструирует мир, который мы воспринимаем.

"Начало" не просто не стало исключением - это настоящая вершина в творчестве Нолана и, я верю, не последняя. Этот фильм сразу по выходу стал классическим и эталонным в жанре про игры разума, и для всех поучаствовавших в фильме артистов большая удача - сыграть в нем.

Картине тоже посчастливилось с артистами. Нолан собрал в "Начало" замечательную команду лицедеев, играющих одинаково классно во сне и наяву. Как и в команде Кобба, каждый исполняет свою роль - стопроцентное попадание в образы.

Джозеф Гордон-Левитт и Том Харди на экране постоянно пикируются и радуют глаз. Эллен Пейдж в роли конструирующей лабиринты-сновидения Ариадны выглядит эдакой Алисой, попавшей в Зазеркалье - передавая некоторую робость перед неизвестным и одновременно - восторг от происходящего. Кен Ватанабе, как всегда, выглядит значительным, Майкл Кейн - несравненнно органичным, а Марийон Котийяр прекрасна в роли видения из снов.

Но всех затмевает Леонардо ДиКаприо в роли Кобба - давно уже ставший серьезным драматическим актером и уверенно идущий к собственной оскаровской статуэтке. ДиКаприо показывает настоящий класс, заставляя изо всех душевных сопереживать своему герою и вместе с ним сомневаться - проснулся ты или все еще спишь - сверяясь с металлической юлой.

Сон на английском звучит как `dream` - и это слово еще означает мечту. Грезы - старая метафора для голливудского кино, и к "Началу" она относится как нельзя лучше: фильм погружает в мир грез, и основное его действие - это сны. И из этого двойного сна не хочется просыпаться - даже когда в голове зазвучит музыка на титрах.

"Начало" - драматическое кино с вывертом, и большую часть времени в нем не до смеха. Есть лишь несколько шуток в узловых моментах, которые работают как заземление в электросистемах - позволяют через смех сбросить накопленное напряжение. Однако в фильме много скрытой иронии - ДиКаприо в одном из снов тонет, команда актеров разбросана по уровням сна в соответствии с уровнем лицедейства: Гордон-Левитт застревает на втором, а остальные идут глубже - и прочие прелести.

Несмотря на сто пятьдесят минут, "Начало" - удивительно цельная лента, предельно сконцентрированная по событиям. От экрана буквально не оторваться - тебя словно подключают к чемоданчику, транслирующему сконструированное сновиденье. А кто из вас пробовал сам прервать собственный сон?

"Начало" раскручивается, как металлическая юла - но не замедляя, а, наоборот, убыстряя свое вращение. В финале нас ждет самый, пожалуй, длинный в истории кино катарсис, за время которого во сне успевает случится отдельный фильм.

Многие отличные фильмы в наше время испорчены концовками - начав художественную игру, большинство авторов теряют нить и забредают куда-то не туда. "Начало", похоже, станет одним из главных фильмов десятилетия, потому что идеально скроено и знает, чем закончить. Фильм Нолана преподносит эффектнейший финал, который ставит подножку твоему мироощущению.

Кино будут упрекать, что оно - конструкция ума, хотя играет на поле, традиционно отводимом для образов: большая часть "Начала" происходит не просто во сне, а в самой глубине подсознания, и любой на месте Нолана уже фонтанировал бы безумной символистикой. Но Нолан затеял всю эту многоходовку с внедрением идеи в чужой мозг не потому, что хотел поразить воображение - для этого фильм слишком реален - а чтобы кое-что вырастить у тебя в уме.

Виртуозная конструкция "Начала" порой даже пугает - когда ловишь картину за рукав подозрением, что внедрение - не в фильме, а сам фильм. Нолан, как опытный фокусник, завораживает внимание невероятной дуэлью в коридоре со смещенной гравитацией, заворачивающимся в ролл городом и взрывающимися книжными лавками - а сам ловко вертит твоим сознанием, протаскивая через него неконкретную идею.

"Идея - самая опасная вещь на свете, потому что вирус" - уяснили мы со слов Кобба - ДиКаприо. Даже крохотное зернышко идеи, попав в мозг, уже не отпустит - и превратится со временем либо в незаменимую опору, либо в смертельную ловушку.

И когда в конце "Начала" все синхронизируется, и все элементы выстроятся, как фигуры на доске, станет ясно, с чего начал Нолан. Мысль про глобальную неутолимость творчества для многих слишком абстрактна - и режиссер выразился яснее и доступнее.

Кино - иллюзия, и, выходя из кинотеатра, мы часто не помним, на что пришли. Иллюзия, в отличие от фантазии, имеет вполне зримые и читаемые пределы. Фильм Нолана бомбой замедленного действия закладывает в головы идею, что кино больше не заканчивается на титрах. Это идеальная по форме и исполнению инъекция фантазии - про то, что когда ты выйдешь из кинотеатра, кино последует за тобой.

Автор: Дмитрий `Римайер`Жигалов


Всего комментариев: 206
Spectra (Новичок), постов: 30
26 июля 2010, 10:13
Аватарка пользователя Spectra
Больше 14 лет на сайте
14
Во всем остальном такая же чехорда, весь фильм пронизан косяками и ляпами, где большими, где мелкими, но суть остается прежней - чем больше "куришь" или "ешь грибов" и чем бредовее идеи появляются в голове творцов, тем труднее поддержать их на достойном уровне. Соответсвтенно получается какая-то нелогичная несуразица. Посмотрев данное "творение" в этом еще раз можно убедиться. Все выбросы, погружения,задумано неплохо, но логичность где-то заблудлась в этих лабиринтах - перемудрено! Как было сказано в одном классическом фильме: "But to be logical is not to be right.", с этим можно согласиться в некоторых случаях, но в случаях бреда - никогда! При просмотре дома думаю мнение было бы еще хуже...

Spectra (Новичок), постов: 30
26 июля 2010, 10:13
Аватарка пользователя Spectra
Больше 14 лет на сайте
14
C самого начала стало понятно, что о высокой оценке этому фильму не мечтать, потому как всем фильмам, основанных на полном бреде этому не видать! Понача даже промелькнула мысль, что зря решился сходить на него, но потом вроде отлегло. Чем отличается бред от реальности? А тем что в нем можно вытворять что угодно, делать свои законы. И Нолан в данном фильме поступил именно так, выбрав что не на есть самый самый вариант, в котором можно быть Богом - сон! И с самого начала это доказывает, из 5 минут реальности делает час сна.. А кто может это запретить, сказано - сделано. Никто и не против. Вот только если, дорогой Нолан, сделал свой закон в соотношении 1:12, то уж будь добр его блюсти, а то не как новый эпизод с погружением так совершенно разные соотношения, колеблющиеся от 1:10 до 1:20.. уж определился бы! Простая арифметика, такое придумать, а на элементарное забить - не делает тебе это чести.

Стася (Киноман), постов: 6738
26 июля 2010, 8:02
Аватарка пользователя Стася
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Jay писал(а) 26 июля 2010, 7:58
Кира, иди спать, всеравно никто этого читать не будет))))
Я прочла!!
И нашла некоторые ответы на свои вопросы!)

Спасибо Кира*

Jay (Новичок), постов: 0
26 июля 2010, 7:58
Кира, иди спать, всеравно никто этого читать не будет))))

Кира (Киноман), постов: 993
26 июля 2010, 7:54
Аватарка пользователя Кира
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
В фильме вагон и вагон деталей, и некоторые мне удалось заметить) Одна из первых - то, как Кобб уходил от погони - в каждом его движении чувствовался страх за свою жизнь, никакого Дж.Бондовского спокойстия - он драпал со всех ног, на пределе возможностей, используя все, что мог.
Еще одна жирная деталь - Ариадна. Было так приятно это заметить! "Ариадна строительница лабиринтов", я прям оч порадовалась, СпС!
Кроме того, оч нравятся герои, актеры. Лео почему-то так себе, а вот Фишер мл. (Киллиан Мерфи) ммм, эти глаза!! Словно 2 глыбы льда, сквозь кт смотришь на океан. Я в отпаде... Оч понравилась его сцена, в кт он рассказывал "дядюшке" об отношениях с отцом, таак..правдиво! Я ему сочувствовала.
Еще я в восторге от Артур. Сначала мысль "Боже, что за ремлин?". А потом немного понаблюдав за его игрой..я мнение полностью поменяла! У него так глаза блестят, и его загадочная улыбочка - обворажительно! К концу фильма я почти влюбилась!
В общем, я восторге!


Кира (Киноман), постов: 993
26 июля 2010, 7:42
Аватарка пользователя Кира
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
О выходе из лимба - Кобб ведь самый талантливый извлекатель - он смог найти способ, я уверена. Ведь однажды он уже оттуда выбирался. Главной проблемой было - сохранить свое сознание, и свою цель. Сайто он нашел, и они оба все вспомнили - так что, дело за малым.
О лифте. Артур ведь взорвал стропы лифта, даже с учетом невесомости лифт пришел в движение от ударной волны. Дальше 2 варианта - либо этого хватило для выброса, либо на первом уровне сна, момент дающий состояние гравитации закончился, и лифт перешел в свободное падение.

Кира (Киноман), постов: 993
26 июля 2010, 7:30
Аватарка пользователя Кира
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Что касается 2). Я думаю все дело в том - что это были сны. В снах и не такое возможно. Возможно они до конца продолжали видеть друг друга молодыми, хотя если бы их увидел 3й - они показались бы ему стариками. Ведь лимб полностью пренадлежал им, и они делали там все, что захотят.
О детях. Эта часть подсознания Кобба, кт связана с Мол - проекцией его жены, кт он не может контролировать. По-моему на самом деле просто не хочет. Не хочет до конца поверить что она мертва, что она не самостоятельна. Поэтому некоторые его идеи выходят из под контроля - потому что он сам дал им свободу. То что эти идеи появляются а чужих снах я могу объяснить только тем, что Кобб неосознанно напоняет сны своими проекциями, ведь если сон и пренадлежит 1чел, те кто в него приходят - могут напонять его своими идеями. То есть это не обязательно, и остальные их придерживают, просто Кобб не в силах их удержать.

Кира (Киноман), постов: 993
26 июля 2010, 7:20
Аватарка пользователя Кира
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Хммм...я попробую ответить кое на что - хотя и у самой есть вопросы.
Кобб со своей женой, когда она еще жива была, блуждали по снам, постоянно углубляясь в них, и однажды достигли лимба. Это самый глубокий из уровней, его характеристика - пустота, в нем нет НИЧЕГО, кроме того, чем его наполняют обитатели. Кобб и Мол пробыли там 50 лет, и сделали этот мир таким, каким захотели. А потом ушли. Но все, что они там построили вместе - осталось. Поэтому Са1то, Фишер, Кобб и риадна попав в лимб увидели его таким, каким он был создан Коббом и Мол. На самом деле и Сайто попал туда же - просто раньше, а с учетом изменения времени на уровнях - неизвестно сколько он успел там пробыть. И попав в лимб, он тоже стал заполнять его своими идеями - построил свой настоящий дом, возможно, он запутался, и однажды поверил, что находится в реальности забыл об остальном. И как обычный человек - состарился. У него не было предмета, кт бы его разуверил, подсказал - что Сайто все еще спит. Это вроде бы 1) и 6)

Галчёнок (Киноман), постов: 5512
26 июля 2010, 1:20
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Не переживайте...Вы не один такой:))))))

Галчёнок (Киноман), постов: 5512
25 июля 2010, 18:36
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Да, я потом поняла, что Вы ошиблись...бывает...:))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Награждения
Наши рекорды