Рецензия к фильму "Начало". Дезертир сна
Ловец снов со стажем Кобб (ДиКаприо) работает извлекателем - ворует идеи из чужого подсознания, пока автор спит. Влиятельный заказчик (Ватанабе) уговаривает его на рискованную авантюру - не украсть, а внедрить в ум своего конкурента разрушительную идею. Кобб берется за дело - но в чужом сне он столкнется не только с противостоящим ему сознанием, но и с болезненными воспоминаниями о событиях, с которыми не может смириться. Маг и кудесник современного кино Кристофер Нолан представляет мозгоизвертывающий сон наяву "Начало" - про тех, кому мало одной реальности.
Нолана всегда занимали тайны человеческой психики. Все его фильмы - будь то снятый наоборот "Помни", или магический "Престиж", или взламывающий этику "Темный рыцарь" - по сути, рассказывают об одном: о том, как причудливо наш ум конструирует мир, который мы воспринимаем.
"Начало" не просто не стало исключением - это настоящая вершина в творчестве Нолана и, я верю, не последняя. Этот фильм сразу по выходу стал классическим и эталонным в жанре про игры разума, и для всех поучаствовавших в фильме артистов большая удача - сыграть в нем.
Картине тоже посчастливилось с артистами. Нолан собрал в "Начало" замечательную команду лицедеев, играющих одинаково классно во сне и наяву. Как и в команде Кобба, каждый исполняет свою роль - стопроцентное попадание в образы.
Джозеф Гордон-Левитт и Том Харди на экране постоянно пикируются и радуют глаз. Эллен Пейдж в роли конструирующей лабиринты-сновидения Ариадны выглядит эдакой Алисой, попавшей в Зазеркалье - передавая некоторую робость перед неизвестным и одновременно - восторг от происходящего. Кен Ватанабе, как всегда, выглядит значительным, Майкл Кейн - несравненнно органичным, а Марийон Котийяр прекрасна в роли видения из снов.
Но всех затмевает Леонардо ДиКаприо в роли Кобба - давно уже ставший серьезным драматическим актером и уверенно идущий к собственной оскаровской статуэтке. ДиКаприо показывает настоящий класс, заставляя изо всех душевных сопереживать своему герою и вместе с ним сомневаться - проснулся ты или все еще спишь - сверяясь с металлической юлой.
Сон на английском звучит как `dream` - и это слово еще означает мечту. Грезы - старая метафора для голливудского кино, и к "Началу" она относится как нельзя лучше: фильм погружает в мир грез, и основное его действие - это сны. И из этого двойного сна не хочется просыпаться - даже когда в голове зазвучит музыка на титрах.
"Начало" - драматическое кино с вывертом, и большую часть времени в нем не до смеха. Есть лишь несколько шуток в узловых моментах, которые работают как заземление в электросистемах - позволяют через смех сбросить накопленное напряжение. Однако в фильме много скрытой иронии - ДиКаприо в одном из снов тонет, команда актеров разбросана по уровням сна в соответствии с уровнем лицедейства: Гордон-Левитт застревает на втором, а остальные идут глубже - и прочие прелести.
Несмотря на сто пятьдесят минут, "Начало" - удивительно цельная лента, предельно сконцентрированная по событиям. От экрана буквально не оторваться - тебя словно подключают к чемоданчику, транслирующему сконструированное сновиденье. А кто из вас пробовал сам прервать собственный сон?
"Начало" раскручивается, как металлическая юла - но не замедляя, а, наоборот, убыстряя свое вращение. В финале нас ждет самый, пожалуй, длинный в истории кино катарсис, за время которого во сне успевает случится отдельный фильм.
Многие отличные фильмы в наше время испорчены концовками - начав художественную игру, большинство авторов теряют нить и забредают куда-то не туда. "Начало", похоже, станет одним из главных фильмов десятилетия, потому что идеально скроено и знает, чем закончить. Фильм Нолана преподносит эффектнейший финал, который ставит подножку твоему мироощущению.
Кино будут упрекать, что оно - конструкция ума, хотя играет на поле, традиционно отводимом для образов: большая часть "Начала" происходит не просто во сне, а в самой глубине подсознания, и любой на месте Нолана уже фонтанировал бы безумной символистикой. Но Нолан затеял всю эту многоходовку с внедрением идеи в чужой мозг не потому, что хотел поразить воображение - для этого фильм слишком реален - а чтобы кое-что вырастить у тебя в уме.
Виртуозная конструкция "Начала" порой даже пугает - когда ловишь картину за рукав подозрением, что внедрение - не в фильме, а сам фильм. Нолан, как опытный фокусник, завораживает внимание невероятной дуэлью в коридоре со смещенной гравитацией, заворачивающимся в ролл городом и взрывающимися книжными лавками - а сам ловко вертит твоим сознанием, протаскивая через него неконкретную идею.
"Идея - самая опасная вещь на свете, потому что вирус" - уяснили мы со слов Кобба - ДиКаприо. Даже крохотное зернышко идеи, попав в мозг, уже не отпустит - и превратится со временем либо в незаменимую опору, либо в смертельную ловушку.
И когда в конце "Начала" все синхронизируется, и все элементы выстроятся, как фигуры на доске, станет ясно, с чего начал Нолан. Мысль про глобальную неутолимость творчества для многих слишком абстрактна - и режиссер выразился яснее и доступнее.
Кино - иллюзия, и, выходя из кинотеатра, мы часто не помним, на что пришли. Иллюзия, в отличие от фантазии, имеет вполне зримые и читаемые пределы. Фильм Нолана бомбой замедленного действия закладывает в головы идею, что кино больше не заканчивается на титрах. Это идеальная по форме и исполнению инъекция фантазии - про то, что когда ты выйдешь из кинотеатра, кино последует за тобой.
Автор: Дмитрий `Римайер`Жигалов
TREADSTONE (Критик), постов: 23897
7 февраля 2016, 21:43
| |
11 |
Вот это поворот!:) |
drakula (Критик), постов: 31240
22 августа 2014, 22:01
| |
12 |
Вот это комент! |
venik123 (Новичок), постов: 48
22 сентября 2013, 3:15
| |
|
Шедевр современного кино |
Sirius (Киноман), постов: 454
7 сентября 2012, 10:10
| |
12 |
Отличная рецензия! Отличный фильм |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
7 декабря 2011, 2:45
| |
13 |
это действительно шедевр киноисскуства |
ari (Новичок), постов: 40
6 сентября 2011, 20:19
| |
13 |
внатуре Бомба......зря не дошел до миллиарда.....а вот я уже не верю в киноокадемюю.....аватар каторый собрал 27 млрд не полусил Оскар.....а начало? это ваще фильм деситялетия...... |
Supernova-2 (Новичок), постов: 2
9 декабря 2010, 3:24
| |
|
Без комментариев. Смотрите!))) |
Дарий (Критик), постов: 2893
4 декабря 2010, 19:23
| |
14 |
Фильм просто прекрасен! Игра ДиКаприо и Котийяр - вообще прелесть. А Кристоферу Нолану - огромное СПАСИБО за то, что снимает такие ленты, которые дают понять, что такое настоящее, завораживающее кино. На мой взгляд, он - гений, мастер, лучший режиссер современности. Жду с нетерпением сиквела "Темного рыцаря". Уверен, что Нолан готовит поистине захватывающее кино. |
Текстолит (Критик), постов: 62496
6 ноября 2010, 19:06
| |
14 |
Anas_Tac писал(а) 6 ноября 2010, 19:04 честно... не отказалась бы:-)) Завидую тебе))) |
Anas_Tac (Киноман), постов: 2327
6 ноября 2010, 19:04
| |
14 |
HUNTERX писал(а) 6 ноября 2010, 18:30 Тебя тянет по ползать по стенам?)))
Привет честно... не отказалась бы:-)) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 17 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | ужасы |
Режиссер: | Ли Уоннелл |
В главных ролях: | Джулия Гарнер, Кристофер Эбботт |
1 | Меч короля | 8.1 |
---|---|---|
2 | Стальная хватка | 7.42 |
3 | Артур, ты король | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.42 |
5 | Конец Славы | 6 |
1 | Шрек 5 | 9.13 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.76 |
5 | Балерина | 8.73 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.10 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |