px

Они сражались за...?

29.04.2010

Итак, дилогия Никиты Михалкова, продолжающая историю героев "Утомленных солнцем" потерпела сокрушительное фиаско уже на старте. Несмотря на гламурную премьеру в Кремле с торжественным поеданием торта, несмотря на хвалебные речи коллег по цеху и мощнейший пиар, квинтэссенцией которого стали душераздирающие плакаты, объявившие фильмы "Великими" еще до премьеры. Кому-то показалось, что всему виной режиссерская несостоятельность, кто-то был склонен объяснять крах проекта личной неприязнью самой активной части кинозрителей к Михалкову. Но, вероятнее всего, проблема куда серьезнее, и она почти не имеет отношение к кинематографу.

Первый вопрос: "Зачем"?

Совершенно непонятен был мотив создания столь масштабного продолжения весьма камерного фильма "Утомленные солнцем". Едва ли в этом случае можно опереться на заявления самого Никиты Сергеевича, собиравшегося показать миру, что войну выиграли не союзники с лицом Тома Хэнкса, а советский народ. Ведь разве в "Спасти рядового Райана" речь шла о том, что войну выиграл американский десант, высадившийся на нормандские пляжи? В каком эпизоде фильма Стивена Спилберга, который многократно упоминал капитан отечественной киноиндустрии, говорится о том, что союзники взяли Берлин? И неужели глава Союза кинематографистов России действительно думает, что, если спросить на улице первого попавшегося молодого человека: "Кто выиграл войну?", - можно услышать в ответ что-то, кроме СССР?

И тут возникает второй вопрос: "Для кого?"

Для оставшихся в живых ветеранов? Это вряд ли. Всем им сильно за 80 и представить, что они массово захотят освежить в памяти ужасы войны, продемонстрированные с изощренным натурализмом, сложно. Для тех кому "за"? Но все они выросли на озеровском "Освобождении", быковском "Аты-баты, шли солдаты", сериале "Государственная граница" и произведениях Бориса Васильева, изучавшего войну не в кабинете, из которого "площадь Красная видна".

Какой еще правдой можно поразить поколение, видевшее еще в детстве самые страшные фильмы о войне "А зори здесь тихие" и "Иди и смотри"? Быть может, фильм рассчитан на подрастающее поколение, которое практически ничего не знает о войне, модно ругает под клекот "Айфонов" "америкосов" и считает социальные сети, изобретенные отнюдь не на их родине, адекватной заменой реальному миру? Тоже вряд ли. Ибо заклинания о мирном небе над головой, и подвиге прадедов практически не оказывают воздействие на людей, самой страшной проблемой для которых является отсутствие интернета. Это не плохо и не хорошо, и из всех правил, конечно, бывают исключения, но такова сегодняшняя реальность.

И последний вопрос: "Сколько это стоит?"

Ну, что из военной классики можно снять за 55 миллионов долларов? Например, "Тонкую красную линию", производство которой обошлось в 52 миллиона. Если нужно что-то чересчур страшное и натуралистическое, то можно "Список Шиндлера", стоивший и вовсе 22 миллиона. Ну, а если нужно что-нибудь с масштабными баталиями, то можно поднапрячься, добыть еще миллионов 15 и создать то самое "Спасти рядового Райана". Словом, есть из чего выбрать.

Видимо, ответы на все эти вопросы у Никиты Сергеевича были, и вышло то, что вышло. То есть фильм, на премьерные показы которого почти никто не пришел. Нет, имеются в виду не приглашенные в Кремль тусовщики всех мастей, а обычные зрители, голосующие кровным рублем за понравившиеся им картины. Около четырех миллионов долларов при тысяче копий - это не просто провал, это Курская дуга, если оценивать с немецкой точки зрения. Ну, а последовавшая за этим отмена премьеры финальной части дилогии, которая должна была помпезно выйти 4 ноября 2010 года, - это уже Сталинград.

Причина разгрома вовсе не в режиссерской немощи Михалкова, не сумевшего даже при помощи звезд первой величины составить из разрозненных баек о войне один внятный рассказ. В таланте Михалкова как постановщика никто не сомневается. Все гораздо хуже.

Проблема в полной безыдейности общества, единственным сдерживающим фактором которого является с мичуринской заботой выращенная вертикаль чиновничьей власти. Невозможно до бесконечности повторять патриотические заклинания, единственной реальной основой которых является Победа в войне с фашизмом.

Величие прошлого обязано подкрепляться величием настоящего, причем, не мнимым величием, базирующимся лишь на размере нефтегазовой трубы и откатов. Построенная на этом фундаменте программа воспитания патриотизма неизбежно приводит к "Утомленным солнцем 2".

У тех, кто снимал "Они сражались за Родину" и "Батальоны просят огня", была точка опоры. Не только в прошлом, в Победе, о которой большинство из них знало не понаслышке, они видели величие Родины перед собой, они верили в него. И пусть значительная часть этого могущества строилась на идеалах, которые сейчас признаны ложными или ошибочными. Но ведь были же не только спецпайки для членов ЦК, закрытые больницы и магазины "Березка" для иностранных гостей. Был Гагарин, например.

Так что, не судите Никиту Сергеевича строго. Провал "Утомленных солнцем 2" объясняется не бюджетом и не отсутствием режиссерского таланта. А гигантской пропастью между мантрами власти, и тем, что мы видим из своих окон - безмерное стяжательство, полное бесправие, воинствующий клерикализм и... Ванкувер. На этой задушенной сорняками почве трудно пробиться чему-то стоящему.

Одна надежда - на "Брестскую крепость". Она выстояла тогда, дай Бог, выстоит и сегодня.

Автор: andrew



Всего комментариев: 62
Andrew (Главный редактор), постов: 75100
29 апреля 2010, 12:22
Аватарка пользователя Andrew
И много фильмов Михалкова вы знаете?:)

Andrew (Главный редактор), постов: 75100
29 апреля 2010, 12:22
Аватарка пользователя Andrew
Вы где-то увидели слово "бездуховное"? Безыдейное на самом деле. А в безыдейном обществе не "зритель плохой пошел", а у людей искусства пропадает кураж.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Третья часть экранизации "Соник" возглавила американский прокат
Стало известно название следующего фильма Кристофера Нолана
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Награждения
Наши рекорды