Они сражались за...?
Итак, дилогия Никиты Михалкова, продолжающая историю героев "Утомленных солнцем" потерпела сокрушительное фиаско уже на старте. Несмотря на гламурную премьеру в Кремле с торжественным поеданием торта, несмотря на хвалебные речи коллег по цеху и мощнейший пиар, квинтэссенцией которого стали душераздирающие плакаты, объявившие фильмы "Великими" еще до премьеры. Кому-то показалось, что всему виной режиссерская несостоятельность, кто-то был склонен объяснять крах проекта личной неприязнью самой активной части кинозрителей к Михалкову. Но, вероятнее всего, проблема куда серьезнее, и она почти не имеет отношение к кинематографу.
Первый вопрос: "Зачем"?
Совершенно непонятен был мотив создания столь масштабного продолжения весьма камерного фильма "Утомленные солнцем". Едва ли в этом случае можно опереться на заявления самого Никиты Сергеевича, собиравшегося показать миру, что войну выиграли не союзники с лицом Тома Хэнкса, а советский народ. Ведь разве в "Спасти рядового Райана" речь шла о том, что войну выиграл американский десант, высадившийся на нормандские пляжи? В каком эпизоде фильма Стивена Спилберга, который многократно упоминал капитан отечественной киноиндустрии, говорится о том, что союзники взяли Берлин? И неужели глава Союза кинематографистов России действительно думает, что, если спросить на улице первого попавшегося молодого человека: "Кто выиграл войну?", - можно услышать в ответ что-то, кроме СССР?
И тут возникает второй вопрос: "Для кого?"
Для оставшихся в живых ветеранов? Это вряд ли. Всем им сильно за 80 и представить, что они массово захотят освежить в памяти ужасы войны, продемонстрированные с изощренным натурализмом, сложно. Для тех кому "за"? Но все они выросли на озеровском "Освобождении", быковском "Аты-баты, шли солдаты", сериале "Государственная граница" и произведениях Бориса Васильева, изучавшего войну не в кабинете, из которого "площадь Красная видна".
Какой еще правдой можно поразить поколение, видевшее еще в детстве самые страшные фильмы о войне "А зори здесь тихие" и "Иди и смотри"? Быть может, фильм рассчитан на подрастающее поколение, которое практически ничего не знает о войне, модно ругает под клекот "Айфонов" "америкосов" и считает социальные сети, изобретенные отнюдь не на их родине, адекватной заменой реальному миру? Тоже вряд ли. Ибо заклинания о мирном небе над головой, и подвиге прадедов практически не оказывают воздействие на людей, самой страшной проблемой для которых является отсутствие интернета. Это не плохо и не хорошо, и из всех правил, конечно, бывают исключения, но такова сегодняшняя реальность.
И последний вопрос: "Сколько это стоит?"
Ну, что из военной классики можно снять за 55 миллионов долларов? Например, "Тонкую красную линию", производство которой обошлось в 52 миллиона. Если нужно что-то чересчур страшное и натуралистическое, то можно "Список Шиндлера", стоивший и вовсе 22 миллиона. Ну, а если нужно что-нибудь с масштабными баталиями, то можно поднапрячься, добыть еще миллионов 15 и создать то самое "Спасти рядового Райана". Словом, есть из чего выбрать.
Видимо, ответы на все эти вопросы у Никиты Сергеевича были, и вышло то, что вышло. То есть фильм, на премьерные показы которого почти никто не пришел. Нет, имеются в виду не приглашенные в Кремль тусовщики всех мастей, а обычные зрители, голосующие кровным рублем за понравившиеся им картины. Около четырех миллионов долларов при тысяче копий - это не просто провал, это Курская дуга, если оценивать с немецкой точки зрения. Ну, а последовавшая за этим отмена премьеры финальной части дилогии, которая должна была помпезно выйти 4 ноября 2010 года, - это уже Сталинград.
Причина разгрома вовсе не в режиссерской немощи Михалкова, не сумевшего даже при помощи звезд первой величины составить из разрозненных баек о войне один внятный рассказ. В таланте Михалкова как постановщика никто не сомневается. Все гораздо хуже.
Проблема в полной безыдейности общества, единственным сдерживающим фактором которого является с мичуринской заботой выращенная вертикаль чиновничьей власти. Невозможно до бесконечности повторять патриотические заклинания, единственной реальной основой которых является Победа в войне с фашизмом.
Величие прошлого обязано подкрепляться величием настоящего, причем, не мнимым величием, базирующимся лишь на размере нефтегазовой трубы и откатов. Построенная на этом фундаменте программа воспитания патриотизма неизбежно приводит к "Утомленным солнцем 2".
У тех, кто снимал "Они сражались за Родину" и "Батальоны просят огня", была точка опоры. Не только в прошлом, в Победе, о которой большинство из них знало не понаслышке, они видели величие Родины перед собой, они верили в него. И пусть значительная часть этого могущества строилась на идеалах, которые сейчас признаны ложными или ошибочными. Но ведь были же не только спецпайки для членов ЦК, закрытые больницы и магазины "Березка" для иностранных гостей. Был Гагарин, например.
Так что, не судите Никиту Сергеевича строго. Провал "Утомленных солнцем 2" объясняется не бюджетом и не отсутствием режиссерского таланта. А гигантской пропастью между мантрами власти, и тем, что мы видим из своих окон - безмерное стяжательство, полное бесправие, воинствующий клерикализм и... Ванкувер. На этой задушенной сорняками почве трудно пробиться чему-то стоящему.
Одна надежда - на "Брестскую крепость". Она выстояла тогда, дай Бог, выстоит и сегодня.
Автор: andrew
Корсиканец (Новичок), постов: 47
29 апреля 2010, 20:25
| |
14 |
По-моему наоборот, большинство отечественных кинозрителей (читай молодежь) хочет, чтобы отечественное кино было, как американское, но с шильдиком Made In Russia. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74649
29 апреля 2010, 20:20
| |
|
Безыдейность режиссера, как раз следствие безыдейности общества. Это вещи неразделимые. Михалков ни от чего не отходил. Он и раньше снимал фильмы на западный манер. "Свой среди чужих", например, - чистый вестерн. Но очень качественный вестерн. Патриотизм, особенно военный, должен опираться не на былое величие, а на нынешнее. Когда Быков снимал "В бой идут одни старики", все жили в великой стране, победившей в великой войне. И все знали, что страна велика. Сейчас величие надуманное. |
Евгения (Критик), постов: 3529
29 апреля 2010, 19:19
| |
14 |
это точно)) |
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
29 апреля 2010, 18:17
| |
14 |
Хорошая статья, здравая. Мне понравилась.
Надеюсь и "Брестская крепость" тоже понравится, хочу сходить. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74649
29 апреля 2010, 15:44
| |
|
Корсиканец писал(а) 29 апреля 2010, 15:35 А это тоже можно расценивать, как форму протеста для части людей. Если меня считают идиотом, которому можно втюхать ... Вот как раз про отсутствие базиса для патриотизма в этой статье речь и идет. А раз нет такого базиса, то самые талантливые режиссеры ничего не смогу сделать, у них и самих нет почвы под ногами, они сами уже ни во что не верят, хоть и говорят обратное. |
Корсиканец (Новичок), постов: 47
29 апреля 2010, 15:35
| |
14 |
andrew писал(а) 29 апреля 2010, 15:27 Если бы общество было просто пассивно, оно бы не пошло на "Самые лучшие фильмы", которые собирают многомиллионные ... А это тоже можно расценивать, как форму протеста для части людей. Если меня считают идиотом, которому можно втюхать все, что угодно, то в той части, которая для меня не слишком важна, я и буду себя соответственно вести. Пусть только эти "умники" от меня отстанут.
Про разобщенность согласен. Про патриотичность не совсем. Это не возвышенная штука, просто она должна опираться на некий базис, который состоит из истории и современности, исторический базис теряется, когда историю начинают вертеть, как кому сегодня угодно, а современный базис - когда человек просто выходит на улицу или читает (смотрит) новости. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74649
29 апреля 2010, 15:27
| |
|
Корсиканец писал(а) 29 апреля 2010, 15:21 На мой взгляд самый спорный момент статьи - "безыдейное общество". "Безыдейное общество" - это стадо баранов, ... Если бы общество было просто пассивно, оно бы не пошло на "Самые лучшие фильмы", которые собирают многомиллионные кассы:) Эти фильмы не требуют никакой базы, они апеллируют к почти животным инстинктам. Патриотизм - штука сильно возвышенная, и для нее как раз нужно, чтобы государственная пропаганда мало отличалась от реальности. Чем больше разница, тем меньше доверия к патриотитеским произведениям искусства, созданным людьми, приближенными к власти. Люди не пассивны, они разобщены и обмануты и у них нет объединяющей их идеи. Сама по себе Победа уже не может быть такой идеей |
Корсиканец (Новичок), постов: 47
29 апреля 2010, 15:21
| |
14 |
На мой взгляд самый спорный момент статьи - "безыдейное общество". "Безыдейное общество" - это стадо баранов, которым, если неделю перед показом говорить, что фильм Великий и его обязательно надо смотреть, то все бы поперлись. А раз не поперлись - значит у людей есть свое мнение и свои идеи. Проблема в пассивности общества. То, что мы видим - это пассивный протест. Я не пойду, потому что несогласен и все. А что люди хотят если с этим несогласны? В лучшем случае это находит отражение в единичных высказываниях в интернете. В худшем - да и черт с ними со всеми, просто не пойду. И проявления такой пассивности во всем. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74649
29 апреля 2010, 13:31
| |
|
Если бы "творческая импотенция", как вы говорите, коснулась только Михалкова, вы были бы, наверное правы. Но ею больны решительно ВСЕ наши хорошие режиссеры и актеры. Вспомните фильмы последних лет. Натжная режиссура, деревянные актеры, надуманные сюжеты, безобразные диалоги. Это не болезнь одного, это болезнь всего кинематографа. Сегодняшний Михалков - просто последняя стадия ее, так как он наиболее приближен к власти и олицетворяет ее сущность. |
AleX (Критик), постов: 9475
29 апреля 2010, 12:54
| |
15 |
Всё верно и в точку.
Никите Сергеевичу нужно смериться с фактом провала, выпустить продолжение на dvd.И срочно начинать снимать к 70 летию, действительно фильм о Победе, например о взятии Берлина. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.07 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |