Главная » Подборки фильмов » Какие лучшие советские и российские фильмы про космос стоит посмотреть?
Какие лучшие советские и российские фильмы про космос стоит посмотреть?
28.10.2018
Советские кинематографисты не могли остаться в стороне от общемировых тенденций и весьма активно занимались производством фантастических фильмов, рассказывающих о покорении космоса и приключениях в межзвездном пространстве. Несмотря на во многом уступавшую Голливуду техническую базу и куда более скромные бюджеты, отдельные отечественные произведения этого жанра заслужили высокую оценку в мире и даже считаются кинематографической классикой. Итак, лучшие фильмы про космос, с пометкой "сделано в СССР и в России".
В первую очередь, это, конечно, немая фантастическая лента "Аэлита" 1924 года выпуска, которую по мотивам произведения А. Н. Толстого снял режиссер Яков Протазанов. Премьеру этой истории любви, ревности, полета инженерной мысли, изрядно сдобренной идеями неизбежности классовой борьбы и революции, предваряла беспрецедентная рекламная кампания, значительно опередившая свое время. Использовались столь модные ныне "вирусные" методы продвижения, в которых была задействована даже газета "Правда". Советская кинокритика встретила "Аэлиту" прохладно, отчитав ее за недостаточную классовую сознательность и сумбурность. На Западе же лена получила признание и ныне входит в золотой фонд мирового кино.
Стоит отметить, что "Аэлита" предвосхитила многие популярные уже в наше время кинематографические приемы. Так, в фильм планировалось включить анимационные вставки, наподобие тех, что в начале XXI века использовали многие режиссеры, например, Зак Снайдер в экранизации "Хранителей". Но из-за грандиозного хронометража от этой идеи пришлось отказаться и мультфильм под названием "Межпланетная революция" был выпущен отдельным произведением.
"Космический рейс" - фильм 1935 года, уникальной отличительной особенностью которого стал тот факт, что его научным консультантом являлся сам Циолковский, сделавший, в том числе, множество чертежей ракетоплана со вполне ожидаемым для этого времени названием "Иосиф Сталин". Картина рассказывает о советской экспедиции на Луну, которая, по замыслу авторов, должна была состояться уже в конце 40-х годов. Во время съемок для создания эффекта невесомости использовалось множество уникальных приспособлений, намного опередивших свое время, в том числе перемещающиеся синхронно с камерами декорации, резиновые подвесы и тому подобное. "Невесомость" на экране оказалась столь эффектной, что посмотревшие фильм через несколько десятилетий советские космонавты были поражены ее реалистичностью.
В 40-е и 50-е годы интерес к фантастическому кино по вполне понятным причинам пошел на спад, а новый всплеск произошел уже с наступлением космической эры. В 60-е годы в прокат были выпущены сразу несколько экранизаций произведений советских писателей, самыми заметными из которых стали "Планета бурь" по мотивам повести Александра Казанцева и "Туманность Андромеды", основанная на одноименном романе Ивана Ефремова. Первый рассказывал о совместной советско-американской экспедиции на Венеру, второй - о далеком будущем, в котором объединение человечества на базе коммунистических идей - давно свершившийся факт.
В полной версии "Туманности Андромеды" 1967 года о грядущей победе коммунизма заявляется прямо уже в предисловии, но в начале 80 годов картина подверглась редактуре, и все упоминания о коммунизме, который, по заверению советских вождей, к этому времени уже должен был наступить, были изъяты. Несмотря на очевидную идеологическую окраску, оба фильма полны интересных технических решений, но отставание отечественных фильмов этого жанра от зарубежных аналогов становится все более очевидным.
В 70-е и 80-е годы на смену несколько бравурным кинопроизведениям о достижениях советского строя в освоении космического пространства приходят фильмы-размышления, фильмы-притчи, пытающиеся осмыслить этические и нравственные проблемы, с которыми предстоит столкнуться человеческой цивилизации в результате контакта с внеземным разумом. Таковы "Петля Ориона", "Лунная радуга" и, конечно же, "Солярис" Андрея Тарковского. К слову, эта экранизация была не первой попыткой перенести на экран события романа Станислава Лема.
В 1968 году вышла телевизионная версия, в которой была задействована целая плеяда звезд советского экрана: Василий Лановой, Владимир Этуш, Виктор Зазулин и другие. Но известность, в том числе и мировую, получила именно версия Тарковского, несмотря на то, что сам автор литературного произведения считал, что режиссер исказил его замысел. Примечательно, что в фильмах этого периода "города будущего" чаще всего снимались в Японии.
Отдельного упоминания заслуживает и целая серия кинопроектов, в которых земляне оказывают помощь инопланетным цивилизациям, выступая уже в роли старших и "более мудрых" братьев по разуму. Это и подростковая дилогия "Москва-Кассиопея" - "Отроки во вселенной", и драма на экологическую тему "Через тернии к звездам", и, естественно, фильм "Кин-дза-дза!", который стал последим по-настоящему ярким произведением советского кинематографа этого жанра, и, пожалуй, единственной комедией при всей серьезности обсуждаемых в картине проблем. Лента была буквально разорвана на цитаты, большинством из которых пользуются популярностью по сей день.
Предпринимались и попытки создать фильмы, посвященные советским покорителям космоса, которые с известными допущениями можно разряду "основанных на реальных событиях". Такова была эпопея "Укрощение огня" 1972 года, представившая зрителям некий собирательный образ тогда строго засекреченных отцов-основателей отечественной космонавтики, в том числе Сергея Королева, и драма 1983 года "Возвращение с орбиты", ставшая по-настоящему пророческой. В ней рассказывалось об аварии на орбитальной станции, а часть съемок проводилась действительно в космосе на станции "Салют-7", спасением которой ровно через два года пришлось заниматься космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных.
Удивительно, но до наступления новых времен отечественный кинематограф тщательно обходил вниманием историю первого человека в космосе - Юрия Алексеевича Гагарина, при всей важности его личности и подвига как для государственной пропаганды, так и для воспитания подрастающих поколений. Первый полноценный байопик был представлен зрителям лишь в 2013 году. Фильм "Гагарин. Первый в космосе" создавался при непосредственном участии дочерей Юрия Алексеевича, которые помогли дополнить известный всем с детства образ деталями и штрихами известными только самым близким.
Тема отечественной космической героики была продолжена фильмами "Время первых" и "Салют-7", рассказывающими о выходе человека в открытый космос и ликвидации той самой аварии на орбитальной космической станции, о которой шла речь выше. Несмотря на внушительный актерский состав и похожие на фантастику, но вполне реальные истории, эти фильмы не стали блокбастерами, но их значение для уже российского кинематографа трудно переоценить. К тому же они смогли продемонстрировать, что техническое отставание нашего кино этого жанра, которое было столь очевидно на последнем этапе жизни советского строя, сократилось практически до ноля. И теперь основная проблема лучших российских фильмов о космосе совсем не в спецэффектах, операторской работе или монтаже, она вполне, если так можно выразиться, общечеловеческая - в недостатке хороших идей и хороших сценариев.
В первую очередь, это, конечно, немая фантастическая лента "Аэлита" 1924 года выпуска, которую по мотивам произведения А. Н. Толстого снял режиссер Яков Протазанов. Премьеру этой истории любви, ревности, полета инженерной мысли, изрядно сдобренной идеями неизбежности классовой борьбы и революции, предваряла беспрецедентная рекламная кампания, значительно опередившая свое время. Использовались столь модные ныне "вирусные" методы продвижения, в которых была задействована даже газета "Правда". Советская кинокритика встретила "Аэлиту" прохладно, отчитав ее за недостаточную классовую сознательность и сумбурность. На Западе же лена получила признание и ныне входит в золотой фонд мирового кино.
Стоит отметить, что "Аэлита" предвосхитила многие популярные уже в наше время кинематографические приемы. Так, в фильм планировалось включить анимационные вставки, наподобие тех, что в начале XXI века использовали многие режиссеры, например, Зак Снайдер в экранизации "Хранителей". Но из-за грандиозного хронометража от этой идеи пришлось отказаться и мультфильм под названием "Межпланетная революция" был выпущен отдельным произведением.
"Космический рейс" - фильм 1935 года, уникальной отличительной особенностью которого стал тот факт, что его научным консультантом являлся сам Циолковский, сделавший, в том числе, множество чертежей ракетоплана со вполне ожидаемым для этого времени названием "Иосиф Сталин". Картина рассказывает о советской экспедиции на Луну, которая, по замыслу авторов, должна была состояться уже в конце 40-х годов. Во время съемок для создания эффекта невесомости использовалось множество уникальных приспособлений, намного опередивших свое время, в том числе перемещающиеся синхронно с камерами декорации, резиновые подвесы и тому подобное. "Невесомость" на экране оказалась столь эффектной, что посмотревшие фильм через несколько десятилетий советские космонавты были поражены ее реалистичностью.
В 40-е и 50-е годы интерес к фантастическому кино по вполне понятным причинам пошел на спад, а новый всплеск произошел уже с наступлением космической эры. В 60-е годы в прокат были выпущены сразу несколько экранизаций произведений советских писателей, самыми заметными из которых стали "Планета бурь" по мотивам повести Александра Казанцева и "Туманность Андромеды", основанная на одноименном романе Ивана Ефремова. Первый рассказывал о совместной советско-американской экспедиции на Венеру, второй - о далеком будущем, в котором объединение человечества на базе коммунистических идей - давно свершившийся факт.
В полной версии "Туманности Андромеды" 1967 года о грядущей победе коммунизма заявляется прямо уже в предисловии, но в начале 80 годов картина подверглась редактуре, и все упоминания о коммунизме, который, по заверению советских вождей, к этому времени уже должен был наступить, были изъяты. Несмотря на очевидную идеологическую окраску, оба фильма полны интересных технических решений, но отставание отечественных фильмов этого жанра от зарубежных аналогов становится все более очевидным.
В 70-е и 80-е годы на смену несколько бравурным кинопроизведениям о достижениях советского строя в освоении космического пространства приходят фильмы-размышления, фильмы-притчи, пытающиеся осмыслить этические и нравственные проблемы, с которыми предстоит столкнуться человеческой цивилизации в результате контакта с внеземным разумом. Таковы "Петля Ориона", "Лунная радуга" и, конечно же, "Солярис" Андрея Тарковского. К слову, эта экранизация была не первой попыткой перенести на экран события романа Станислава Лема.
В 1968 году вышла телевизионная версия, в которой была задействована целая плеяда звезд советского экрана: Василий Лановой, Владимир Этуш, Виктор Зазулин и другие. Но известность, в том числе и мировую, получила именно версия Тарковского, несмотря на то, что сам автор литературного произведения считал, что режиссер исказил его замысел. Примечательно, что в фильмах этого периода "города будущего" чаще всего снимались в Японии.
Отдельного упоминания заслуживает и целая серия кинопроектов, в которых земляне оказывают помощь инопланетным цивилизациям, выступая уже в роли старших и "более мудрых" братьев по разуму. Это и подростковая дилогия "Москва-Кассиопея" - "Отроки во вселенной", и драма на экологическую тему "Через тернии к звездам", и, естественно, фильм "Кин-дза-дза!", который стал последим по-настоящему ярким произведением советского кинематографа этого жанра, и, пожалуй, единственной комедией при всей серьезности обсуждаемых в картине проблем. Лента была буквально разорвана на цитаты, большинством из которых пользуются популярностью по сей день.
Предпринимались и попытки создать фильмы, посвященные советским покорителям космоса, которые с известными допущениями можно разряду "основанных на реальных событиях". Такова была эпопея "Укрощение огня" 1972 года, представившая зрителям некий собирательный образ тогда строго засекреченных отцов-основателей отечественной космонавтики, в том числе Сергея Королева, и драма 1983 года "Возвращение с орбиты", ставшая по-настоящему пророческой. В ней рассказывалось об аварии на орбитальной станции, а часть съемок проводилась действительно в космосе на станции "Салют-7", спасением которой ровно через два года пришлось заниматься космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных.
Удивительно, но до наступления новых времен отечественный кинематограф тщательно обходил вниманием историю первого человека в космосе - Юрия Алексеевича Гагарина, при всей важности его личности и подвига как для государственной пропаганды, так и для воспитания подрастающих поколений. Первый полноценный байопик был представлен зрителям лишь в 2013 году. Фильм "Гагарин. Первый в космосе" создавался при непосредственном участии дочерей Юрия Алексеевича, которые помогли дополнить известный всем с детства образ деталями и штрихами известными только самым близким.
Тема отечественной космической героики была продолжена фильмами "Время первых" и "Салют-7", рассказывающими о выходе человека в открытый космос и ликвидации той самой аварии на орбитальной космической станции, о которой шла речь выше. Несмотря на внушительный актерский состав и похожие на фантастику, но вполне реальные истории, эти фильмы не стали блокбастерами, но их значение для уже российского кинематографа трудно переоценить. К тому же они смогли продемонстрировать, что техническое отставание нашего кино этого жанра, которое было столь очевидно на последнем этапе жизни советского строя, сократилось практически до ноля. И теперь основная проблема лучших российских фильмов о космосе совсем не в спецэффектах, операторской работе или монтаже, она вполне, если так можно выразиться, общечеловеческая - в недостатке хороших идей и хороших сценариев.
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 50
xen04158603 (Критик), постов: 25388
30 октября 2018, 18:45
| |
13 |
Angelina писал(а) 30 октября 2018, 18:44 Про исследование - "Тайна третьей планеты" хороша. Один Громозека чего стоит:) "Тайна красной планеты" - мульт. "Красная планета" - фильм. |
Angelina (Критик), постов: 17852
30 октября 2018, 18:44
| |
12 |
John23 писал(а) 30 октября 2018, 17:00 Мультик "Здесь могут водиться тигры" 1989 года хорош. Не совсем про космос, но про исследования новых планет. Про исследование - "Тайна третьей планеты" хороша. Один Громозека чего стоит:) |
John23 (Критик), постов: 26472
30 октября 2018, 17:00
| |
7 |
Мультик "Здесь могут водиться тигры" 1989 года хорош. Не совсем про космос, но про исследования новых планет. |
Andrew (Главный редактор), постов: 74659
30 октября 2018, 12:20
| |
|
Angelina писал(а) 29 октября 2018, 23:27 Замечательный мультфильм. Только он не совсем про космос:) |
Angelina (Критик), постов: 17852
29 октября 2018, 23:27
| |
12 |
Constance писал(а) 29 октября 2018, 17:04 "Мы не можем жить без космоса", 2014, Константин Бронзит - не проходите мимо! Замечательный мультфильм. |
Текстолит (Критик), постов: 62241
29 октября 2018, 22:52
| |
14 |
Constance писал(а) 29 октября 2018, 22:10 Мы-то ценим - вне зависимости от Оскаров и Эрнстов. Мы - это кто?)))
Я, ты?)))И все?))) Будь я на месте Бронзита, я бы Эрнста включил в черный список своих врагов) |
Angelina (Критик), постов: 17852
29 октября 2018, 22:38
| |
12 |
John23 писал(а) 29 октября 2018, 17:33 "Планету бурь" недавно пересматривала" - Знаешь, что есть несколько версий этого фильма? Я знаю (смотрела) одну. 1962. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17003
29 октября 2018, 22:10
| |
11 |
HuntGod писал(а) 29 октября 2018, 21:31 Я хорошо помню 2016г! Константин Эрнст отказался транслировать Оскар-2016 на первом канале, а там была номинация "ЛУЧШИЙ ... Мы-то ценим - вне зависимости от Оскаров и Эрнстов. |
Текстолит (Критик), постов: 62241
29 октября 2018, 21:31
| |
14 |
Constance писал(а) 29 октября 2018, 17:04 "Мы не можем жить без космоса", 2014, Константин Бронзит - не проходите мимо! Я хорошо помню 2016г! Константин Эрнст отказался транслировать Оскар-2016 на первом канале, а там была номинация "ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ" где была представлена одноименная работа Константина Бронзита
Вот так наши ценят работу |
John23 (Критик), постов: 26472
29 октября 2018, 18:29
| |
7 |
Constance писал(а) 29 октября 2018, 17:04 "Мы не можем жить без космоса", 2014, Константин Бронзит - не проходите мимо! Давно подумывал посмотреть, спасибо, что напомнила.
Хороший мультик. Трогательный и юмор в меру и к месту. Но концовку не понял:( |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Фильм месяца
Дата выхода: | 22 ноября 2024 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, драма, исторический, приключения |
Режиссер: | Ридли Скотт |
В главных ролях: | Педро Паскаль, Дензел Вашингтон |
Реклама
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.13 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
Самые обсуждаемые материалы
Стало известно место нового сериала во временной шкале франшизы "Чужой"
Фильм "Злая: Сказка о ведьме Запада" стартует значительно лучше, чем ожидалось
Фильм Ридли Скотта собирает на старте меньше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды