px

Рецензия к фильму "Алиса в Стране Чудес". Шесть безумных чудес

08.03.2010

С момента первого падения в кроличью нору прошло тринадцать лет. Алису собираются выдать замуж. Ей противны корсеты, чулки, общепонятное и общепринятое. Она сбегает с собственной помолвки вслед за кстати прошуршавшим в кустах белым кроликом, который вновь тревожно поглядывает на часы - как и тринадцать лет назад. Я тут думал о вещах на букву "Б": бравный Бертон бабахнул блестящим в безупречном безумии блокбастером.

За сто сорок с лишним лет с момента создания "Алисы в Стране Чудес" количество отсылок к ней в мировой культурной копилке собралось бессчетное множество. (Вспомним "Матрицу" и "Страну приливов" как наиболее значимые из последних.) Экранизаций было - десятки, но ни в одной так скрупулезно, как у Бертона, не воплощались искусные иллюстрации Джона Тенниела, и ни в одной авторы не пытались предположить, что стало со странной девочкой после посещения чудесной страны.

Тим Бертон - странная величина в мировой кинематографии, и его безумное виденье в "Диснее" сочли самым подходящим для 3D-экранизации "Алисы" и достойным того, чтобы вложить в проект 250 миллионов долларов. Парадоксально, но единственная, по сути, претензия к тим-бертоновскому переложению "Алисы" - недостаток безумия на экране. Фильм вышел слишком "смысловым" - в отличие от парадоксальной, не укладывающейся в голове книжки Кэррола. В этом можно увидеть его слабость.

А можно и нет: ведь сама история, рассказываемая Бертоном, предполагает изящное объяснение. В первый раз, когда Алиса попала в Страну Чудес, она была ребенком - и утверждала собственную странность в противовес скучно-логичному взвешенному миру взрослых. А теперь, спустя годы, Алиса уже юная девушка - и новый вызов для нее: найти точку опоры внутри себя и перестать сомневаться, что она "недостаточно Алиса".

Визуально фильм Бертона - безупречное воплощение образов Кэррола и Тенниела. Посмотрите оригинальные (первые) иллюстрации к "Алисе" - вы будете поражены, насколько точно представлены в фильме Чеширский кот, Червонная Королева, Соня (мышь), Бармаглот, и все остальные - вплоть до пометки на цилиндре Шляпника "In this style 10/6".

Заново открытый Кэмероном 3D-формат сыграл у Бертона не хуже, чем в гремящем по миру "Аватаре": благодаря ему в сказку погружаешься - и хочется кашлять и обмахиваться ладонью от дыма, который выпускает Гусеница, курящая кальян, и словно ветер обдувает лицо во время "шляпной транспортировки" Алисы с берега на берег.

Артисты, выбранные Бертоном, идеальны в своих образах. Дух захватывает от сумасшедшей мимики, движений глаз и искрометной Джиги-дрыги Безумного Шляпника - Джонни Деппа, роскошных истерик Красной Королевы - Хелены Бонхем-Картер и богинных ренатолитвиновских причуд Белой Королевы - Энн Хэтуэй. Миа Васиковска заставляет искренне переживать за Алису - становясь вровень с лучшими в кино странными девочками, сыгранными Дакотой Блю Ричардс и Джоделль Ферланд.


Дубляж прекрасен - как звуком, так и переводом (словечки вроде "бравный день" звучат музыкой). Композитор Дэнни Элфмен, как всегда, на высоте - выходя из зала, мурчишь чеширским котом мелодии из "Алисы".

Единственное, о чем приходится пожалеть в связи с дубляжом - в нем мы не услышим великолепного Стивена Фрая, который озвучил Чеширского кота в оригинальной дорожке. Но и Александр Ширвиндт, озвучивший этого буддистски-безмятежного восхитительного кота для нас, тоже сыграл голосом на славу - интонации его Чешира ласкают слух.

По смысловому наполнению и символике "Алиса" ничуть не уступает собственной блестящей визуализации. Восторг в сказке вызывают попеременно - то яркие вспышки безумных сцен (безумное чаепитие, прогулка Шляпника с Алисой по осеннему лесу и стихи, которые он ей читает зловещим шепотом), то символическое соединение Алисы с самой собой и превращение ее в ту самую странную девочку - нужного роста - которая когда-то побывала в Стране Чудес.

Что общего между вороном и письменным столом?
Нет ничего случайного: Алиса, которой в самом начале пообещали сражение с Бармаглотом в "бравный день", весь фильм не находит себе места из безотчетного страха перед этим боем. Курящая Гусеница в каждую из трех встреч понемногу меняет отношение к "настоящести" Алисы - "едва ли", "почти Алиса" - сама готовясь к перерождению в новом качестве.


Самое "умное" для странного человека - свою странность принять и применять. Но прежде придется выйти на бой с собственным кошмарным Бармаглотом и одолеть все то, что воплощает физически уродливая Красная Королева, страдающая от отсутствия любви.

Прежде чем стать гармоничной и стильной белой вороной - как Белая Королева - придется ощутить себя черной овцой. Слезы выступают на глазах, когда Алиса, еще не до конца решившись, одевает доспех и сумасбродно бросается в бой, наплевав на протестующий вопль ума.

Начать день с того, что поверить в шесть безумных чудес - не от ума, но только так можно воспарить - как Алиса воспаряет в ключевой момент, изображенный на картинке в пророчестве.

Что общего между вороном и письменным столом? - Перья на том и на другом. Те перья, которые несут тебя выше и выше - и те, которыми пишут произведения, исцеляющие твои раны и возносящие тебя над собой.


Итак, "Алиса в Стране Чудес" - волшебная 3D-сказка про соединенность с собой. Гениальные произведения создаются в наше время. Двухсотмиллионный блокбастер может быть не-общепонятным и финансово успешным. Правда всегда лишь в том, чего люди не говорят, - и все настоящее начинается, когда заступаешь за свои границы. Нет такого Бармаглота, которого не одолеет бравный воин! А принять и следовать своей странности - это окрыляет.


Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов



Всего комментариев: 21
Andrew (Главный редактор), постов: 74998
8 марта 2010, 19:39
Аватарка пользователя Andrew
"Слезы выступают на глазах, когда Алиса, еще не до конца решившись, одевает доспех и сумасбродно бросается в бой..." Дмитрий, мы с вами один и тот же фильм смотрели:)? Меня душил смех:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Носферату
Дата выхода: 25 декабря 2024
Страна: США
Жанр:мелодрама, ужасы
Режиссер:Роберт Эггерс
В главных ролях:Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер фильма "Супермен" уточнил, что это было решение исполнителя главной роли
Писательница Джоан Роулинг отметила пятилетия своего выступления против трансгендерного экстремизма
Фильм Джеймса Ганна "Супермен" обзавелся официальным постером
Награждения
Наши рекорды