Роль музыки в кино
Музыка, а иногда и песни для фильма - это как приправа для блюда. Без них вы узнаете историю, но не сможете насладиться ей сполна, распробовать все ингредиенты в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса. Самая явная и в то же время самая главная цель музыкального сопровождения – это усилить эмоции зрителя при просмотре различных сцен. Тут даже не надо приводить конкретных примеров. Все мы замечали, что при расставании героев часто играет грустная мелодия; когда маньяк преследует жертву слышна напряженная музыка; в комедиях места без шуток иногда заполняют задорной музыкой, чтобы веселье не прекращалось; а после того как Энди Дюфрейн сбегает из тюрьмы Шоушенк и срывает с себя арестантскую робу, напряженная музыка сменяется победными фанфарами, переходящими в спокойную мелодию. Если у зрителя черствое сердце, а у актера недостаточно мастерства, чтобы достучаться до аудитории, то музыка способна растопить лед и прийти на помощь артисту.
Скажем, в картине "Драйв" герой Райана Гослинга немногословен, он человек дела, а не слов. Где-то на помощь повествованию приходит оператор, где-то режиссер, а иногда помогает музыка, например, в моменте совместной поездки Гослинга и матери с ребенком: улыбка актеров плюс песня College – "A Real Hero" (feat. Electric Youth) и нам все понятно без слов, они счастливы.
В фильме "Бесславные ублюдки" парижанке Эммануэль приходиться находиться в ресторане среди немецких солдат, она старается сохранять хладнокровие, ведь оккупанты не знают, что она еврейка. И тут появляется полковник СС Ганс Ланда, который когда-то чуть не убил ее. Эммануэль старается сохранить спокойствие - вдруг Ланда не узнал ее; зато музыка сполна передает нам ее внутреннее напряжение.
Простая квартира, обычный с виду человек, обыденные хлопоты по дому - визуально никаких намеков на грусть нет; но стоит включить грустную мелодию и сцена заиграет другими красками, мы сразу понимаем, что киллер Леон одинок и вряд ли счастлив. Кстати, когда жизнь Леона изменится, музыка во время бытовых хлопот будет играть с другой интонацией.
В голливудской классике - трагикомедии "Огни большого города" с участием Чарли Чаплина в конце фильма мы не можем услышать нотки нежности и любви в словах героев. Но благодаря выверенной мимике актеров нам все становится ясно, а мелодия скрипки поможет выбить слезу из счастливых зрителей.
Иногда финал истории получается смазанным и тут вновь поможет музыка, чтобы после просмотра осталось нужное послевкусие. После финала фильма "Грань будущего" возникало чувство недоумения, а все зрители задавали вопрос "Что?!". Но благодаря бодрой композиции John Newman - "love me again" многие из кинотеатра вышли в приподнятом настроении.
С помощью музыки уже на начальных титрах можно задать тон повествования всего фильма. Например, в таких фильмах как "Семь" 1995 года или "Девушка с татуировкой дракона" 2011 года. В экранизации комиксов "Темный рыцарь" Кристофера Нолана во время ограбления банка в начале фильма играет тема Джокера - "Why So Serious?", похожая на натянутую струну, готовую оборваться в любой момент; эта напряженность останется со зрителем до самого конца фильма.
Важна не только мелодия и темп, но и слова: они могут играть не меньшую роль. Когда в пятом сезоне сериала "Сверхъестественное" братья поругались, и их пути разошлись, играет песня Lynyrd Skynyrd - "Simple Man", а в восьмом сезоне, когда Дин Винчестер вернулся из "мест не столь отдаленных" играет песня Styx - "Man in the wilderness". В контексте того, что происходит на экране, слова этих песен усиливают эмоции.
В комедии "Очень плохая училка" текст песни Coolio - "Gangsta`s Paradise" еще больше подчеркивает стремление героини Кэмерон Диаз собрать деньги любым способом на увеличение груди.
Музыка может служить визитной карточкой кинофраншизы, персонажа фильма или даже целого жанра. Услышав Adam Clayton "Theme From Mission Impossible" мы уже предвкушаем умопомрачительные трюки Итана Ханта. Наверняка в приквеле киберпанка "Матрица" заиграет песня Propellerheads "Spybreak!", и наша память заставит нас верить в лучшее и ждать таких же крутых боев, как и в трилогии о Нео. Дарт Вейдер упорно ассоциируется с Имперским маршем, а Тони Старк с AC/DC. А вот жанр кунг-фу фильмов гонгконского производства 80-90х годов у некоторых ассоциируется с мелодией из саундтрека "Once Upon A Time In China Them".
Иногда музыку используют неправильно: вспомните нагромождение треков в фильме "Отряд самоубийц". Отсутствие музыки или пренебрежение ею очень негативно сказывается на качестве. Пример - "Терминатор: Да придет спаситель" или "Макс Пэйн" (именно фильм, в игре же звучит одна из лучших композиций десятилетия). Вспомнили? Правильно, вспоминать там нечего. А ведь правильная музыка могла помочь этим фильмам, но увы, на ней решили сэкономить. Иногда музыка является едва ли не самым запоминающимся звеном фильма, так в криминальной комедии "Двенадцать друзей Оушена" самый запоминающийся момент (с проходом Франсуа Тулура через лазерные лучи) стал таковым во многом благодаря мелодии из саундтрека - Nikkfurie de La Caution - "The A La Menthe".
С помощью музыки можно сыграть на контрасте или показать, что произошло важное событие. В фантастическом боевике "Эквилибриум" на протяжении всего фильма играют тягучие, грустные композиции Клауса Бадельты, но в одной сцене зритель услышит произведение Людвига ван Бетховена, что играет важную роль в сюжете, и еще сильнее выделяет этот эпизод. В фильме "1+1" после концерта в доме Филиппа, с помощью контраста между классической музыкой и современной песней, нам еще раз показывают, какие Филипп и Дрисс разные, но у обоих добрые сердца, и от этого зрителю становится еще приятнее, что они оба делают жизнь друг друга лучше.
Музыка может подчеркнуть темп видеоряда. Вспомним все ту же "Матрицу" бой Нео с Морфиусом или Нео против копий агента Смита. В "Шоу Бенни Хилла" без композиции "Yakety Sax" излюбленный прием ускоренной перемотки смотрелся бы не так смешно. В первых "Трансформерах" погоня полицейской машины за желтым шевроле без музыки смотрелась бы уныло, так как полуминутный видеоряд не показал нам никакой опасности, но бодрый саундтрек оживил эту сцену.
В "Kingsman: Секретная служба" (эпизод бойни в церкви) и в боевике"Пипец" (сцены убийств с участием Убивашки) музыка не только поддерживает темп схватки, но и "смягчает" степень насилия, так как часть внимания зрителя отвлекается на бодрый саундтрек. Из-за этого комедии не выглядят перегруженными насилием, а сами убийства становятся не такими мрачными. Музыка может быть частью сюжета, причем иногда очень важной. В фильме "50 первых поцелуев" благодаря песне решается судьба персонажа Адама Сэндлера, а в фильме "Однажды на Диком Западе" мелодия губной гармошки напоминает персонажу Чарльза Бронсона о злодеяниях антагониста фильма.
Мюзиклы и диснеевские мультики вообще невозможно представить без музыки и песен. А половина успеха многих трейлеров к фильмам, которые набирают тысячи лайков и миллионы просмотров, принадлежит качественно подобранному саундтреку. Вспомните все тот же многострадальный "Отряд самоубийц" или первый трейлер грядущего "Тор 3: Рагнарек".
Музыка может соединять несколько сцен в единое полотно, как клей. Этакая "походная музыка" или "музыка перед ограблением". Похождения киллера Леона и Матильды по квартирам преступников мы наблюдаем под одну мелодию. Состязания Эйса Вентуры с племенем Вачуту тоже сопровождаются одной общей песней. Музыка совместно с видеорядом, монтажом и оператором помогает создать эффект неожиданности. Например, в фильме-пародии "Вампирский засос", когда Бекка первый раз идет в новую школу и ее все дразнят и издеваются, играет бодрая музыка, зритель уже привыкает к издевкам подростков и хочет дослушать трек до конца и тут "бах!" - удар в челюсть.
Музыка может подчеркнуть местность, в которой происходят события, год или жанр фильма. В фильме "Охота на пиранью" в лесу, когда Мазура и Ольгу схватили, слышна "Тема Эвенка", от звуков которой пропадают воспоминания о городской цивилизации и окончательно становится понятно, герои попали на чужую землю.
Когда показывают Америку середины прошлого века, часто можно услышать мелодии джаза.
В жанре киберпанк часто слышна музыка в стиле индастриал, техно и эмбиент.
Подводя итоги, и перефразируя известное выражение, можно сказать, что часть фильма - это актеры, другая - их игра, еще часть - операторская работа, а еще режиссура, графика (при необходимости) и наконец - музыкальное сопровождение. Без одного из этих компонентов многообещающий фильм запросто может стать провалом. И, пожалуй, нет ни одного по-настоящему великого фильма без достойной музыки. Она может успокоить зрителя, возбудить его или пробудить любые другие угодные режиссеру эмоции. Она может как лечить, так и калечить. Пренебрежение музыкой легко может отправить фильм на задворки истории. Любимые фильмы мы пересматриваем десятки раз, а хорошие саундтреки слушаем сотни и даже тысячи раз. Например, легендарную песню Селин Дион сами знаете откуда. Если кино - это магия, то музыка - это волшебная палочка, без которой, как известно любому начинающему волшебнику Хогвартса, особо не поколдуешь.
Автор: John23, Кэтти-бри
Stefa (Киноакадемик), постов: 22311
20 августа 2017, 16:40
| |
11 |
Maiki писал(а) 20 августа 2017, 16:37 Да, если так, то где же творения Джона Уильямса, может я не внимательно прочитал и пропустил его, но не упомянуть ... А "Профессионал" с Бельмондо, какая мелодия!;) |
Maiki (Киноман), постов: 6616
20 августа 2017, 16:39
| |
9 |
Stefa писал(а) 20 августа 2017, 16:29 Вот-вот, сам хотел написать, как так, Я ВАС СПРАШИВАЮ, где МАСКА????;) Ну он у нас в сердцах, вместе с тем танцем :) |
Maiki (Киноман), постов: 6616
20 августа 2017, 16:37
| |
9 |
John23 писал(а) 20 августа 2017, 16:29 Да, моментов с хорошей музыкой в фильмах полно. Но главная цель статьи не просто перечислить яркие моменты, а рассказать ... Да, если так, то где же творения Джона Уильямса, может я не внимательно прочитал и пропустил его, но не упомянуть его хотя бы просто вы были обязаны, его руке принадлежит вся классика кино, ко многим известным фильмам он написал запоминающуюся и восхитительную музыку :) |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22311
20 августа 2017, 16:31
| |
11 |
John23 писал(а) 20 августа 2017, 16:30 Читай мой комментарий выше. Нет уж, не простительно!:) |
John23 (Критик), постов: 26490
20 августа 2017, 16:30
| |
7 |
Stefa писал(а) 20 августа 2017, 16:29 Вот-вот, сам хотел написать, как так, Я ВАС СПРАШИВАЮ, где МАСКА????;) Читай мой комментарий выше. |
John23 (Критик), постов: 26490
20 августа 2017, 16:29
| |
7 |
Maiki писал(а) 20 августа 2017, 16:26 Ну и как же без любимой многими сцены из "Маски", а если точнее то их там две - танец их на сцене и конечно же ... Да, моментов с хорошей музыкой в фильмах полно. Но главная цель статьи не просто перечислить яркие моменты, а рассказать о различных функциях, которые может выполнять музыка. |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22311
20 августа 2017, 16:29
| |
11 |
Maiki писал(а) 20 августа 2017, 16:26 Ну и как же без любимой многими сцены из "Маски", а если точнее то их там две - танец их на сцене и конечно же ... Вот-вот, сам хотел написать, как так, Я ВАС СПРАШИВАЮ, где МАСКА????;) |
Maiki (Киноман), постов: 6616
20 августа 2017, 16:26
| |
9 |
Ну и как же без любимой многими сцены из "Маски", а если точнее то их там две - танец их на сцене и конечно же в зажигательно румбе, мамбе или как там её, вместе с полицейскими на улице :) |
John23 (Критик), постов: 26490
20 августа 2017, 16:26
| |
7 |
Maiki писал(а) 20 августа 2017, 16:21 А на меня произвела большое впечатление сцена из фильм "12 друзей Оушена", где Кассель грациозно и изящно под ... Мы когда статью писали и я этот эпизод (из 12 друзей Оушена) включил, то я его наверно потом раз 20 подряд ПЕРЕСЛУШИВАЛ. |
John23 (Критик), постов: 26490
20 августа 2017, 16:23
| |
7 |
В "Игре престолов", благодаря музыке, эпизод битвы Бриенны против Пса Клигана я пересматривал минимум раз 10. Если бы в этой сцене музыки не было, то я бы его столько раз не пересматривал. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 27 ноября 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дэна Леду Миллер |
В главных ролях: | Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Мальчик и птица | 8.14 |
3 | Стальная хватка | 7.45 |
4 | Артур, ты король | 7.38 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.67 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.17 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Шрек 5 | 9.07 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Пингвин | 9.06 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |