Роль музыки в кино
Музыка, а иногда и песни для фильма - это как приправа для блюда. Без них вы узнаете историю, но не сможете насладиться ей сполна, распробовать все ингредиенты в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса. Самая явная и в то же время самая главная цель музыкального сопровождения – это усилить эмоции зрителя при просмотре различных сцен. Тут даже не надо приводить конкретных примеров. Все мы замечали, что при расставании героев часто играет грустная мелодия; когда маньяк преследует жертву слышна напряженная музыка; в комедиях места без шуток иногда заполняют задорной музыкой, чтобы веселье не прекращалось; а после того как Энди Дюфрейн сбегает из тюрьмы Шоушенк и срывает с себя арестантскую робу, напряженная музыка сменяется победными фанфарами, переходящими в спокойную мелодию. Если у зрителя черствое сердце, а у актера недостаточно мастерства, чтобы достучаться до аудитории, то музыка способна растопить лед и прийти на помощь артисту.
Скажем, в картине "Драйв" герой Райана Гослинга немногословен, он человек дела, а не слов. Где-то на помощь повествованию приходит оператор, где-то режиссер, а иногда помогает музыка, например, в моменте совместной поездки Гослинга и матери с ребенком: улыбка актеров плюс песня College – "A Real Hero" (feat. Electric Youth) и нам все понятно без слов, они счастливы.
В фильме "Бесславные ублюдки" парижанке Эммануэль приходиться находиться в ресторане среди немецких солдат, она старается сохранять хладнокровие, ведь оккупанты не знают, что она еврейка. И тут появляется полковник СС Ганс Ланда, который когда-то чуть не убил ее. Эммануэль старается сохранить спокойствие - вдруг Ланда не узнал ее; зато музыка сполна передает нам ее внутреннее напряжение.
Простая квартира, обычный с виду человек, обыденные хлопоты по дому - визуально никаких намеков на грусть нет; но стоит включить грустную мелодию и сцена заиграет другими красками, мы сразу понимаем, что киллер Леон одинок и вряд ли счастлив. Кстати, когда жизнь Леона изменится, музыка во время бытовых хлопот будет играть с другой интонацией.
В голливудской классике - трагикомедии "Огни большого города" с участием Чарли Чаплина в конце фильма мы не можем услышать нотки нежности и любви в словах героев. Но благодаря выверенной мимике актеров нам все становится ясно, а мелодия скрипки поможет выбить слезу из счастливых зрителей.
Иногда финал истории получается смазанным и тут вновь поможет музыка, чтобы после просмотра осталось нужное послевкусие. После финала фильма "Грань будущего" возникало чувство недоумения, а все зрители задавали вопрос "Что?!". Но благодаря бодрой композиции John Newman - "love me again" многие из кинотеатра вышли в приподнятом настроении.
С помощью музыки уже на начальных титрах можно задать тон повествования всего фильма. Например, в таких фильмах как "Семь" 1995 года или "Девушка с татуировкой дракона" 2011 года. В экранизации комиксов "Темный рыцарь" Кристофера Нолана во время ограбления банка в начале фильма играет тема Джокера - "Why So Serious?", похожая на натянутую струну, готовую оборваться в любой момент; эта напряженность останется со зрителем до самого конца фильма.
Важна не только мелодия и темп, но и слова: они могут играть не меньшую роль. Когда в пятом сезоне сериала "Сверхъестественное" братья поругались, и их пути разошлись, играет песня Lynyrd Skynyrd - "Simple Man", а в восьмом сезоне, когда Дин Винчестер вернулся из "мест не столь отдаленных" играет песня Styx - "Man in the wilderness". В контексте того, что происходит на экране, слова этих песен усиливают эмоции.
В комедии "Очень плохая училка" текст песни Coolio - "Gangsta`s Paradise" еще больше подчеркивает стремление героини Кэмерон Диаз собрать деньги любым способом на увеличение груди.
Музыка может служить визитной карточкой кинофраншизы, персонажа фильма или даже целого жанра. Услышав Adam Clayton "Theme From Mission Impossible" мы уже предвкушаем умопомрачительные трюки Итана Ханта. Наверняка в приквеле киберпанка "Матрица" заиграет песня Propellerheads "Spybreak!", и наша память заставит нас верить в лучшее и ждать таких же крутых боев, как и в трилогии о Нео. Дарт Вейдер упорно ассоциируется с Имперским маршем, а Тони Старк с AC/DC. А вот жанр кунг-фу фильмов гонгконского производства 80-90х годов у некоторых ассоциируется с мелодией из саундтрека "Once Upon A Time In China Them".
Иногда музыку используют неправильно: вспомните нагромождение треков в фильме "Отряд самоубийц". Отсутствие музыки или пренебрежение ею очень негативно сказывается на качестве. Пример - "Терминатор: Да придет спаситель" или "Макс Пэйн" (именно фильм, в игре же звучит одна из лучших композиций десятилетия). Вспомнили? Правильно, вспоминать там нечего. А ведь правильная музыка могла помочь этим фильмам, но увы, на ней решили сэкономить. Иногда музыка является едва ли не самым запоминающимся звеном фильма, так в криминальной комедии "Двенадцать друзей Оушена" самый запоминающийся момент (с проходом Франсуа Тулура через лазерные лучи) стал таковым во многом благодаря мелодии из саундтрека - Nikkfurie de La Caution - "The A La Menthe".
С помощью музыки можно сыграть на контрасте или показать, что произошло важное событие. В фантастическом боевике "Эквилибриум" на протяжении всего фильма играют тягучие, грустные композиции Клауса Бадельты, но в одной сцене зритель услышит произведение Людвига ван Бетховена, что играет важную роль в сюжете, и еще сильнее выделяет этот эпизод. В фильме "1+1" после концерта в доме Филиппа, с помощью контраста между классической музыкой и современной песней, нам еще раз показывают, какие Филипп и Дрисс разные, но у обоих добрые сердца, и от этого зрителю становится еще приятнее, что они оба делают жизнь друг друга лучше.
Музыка может подчеркнуть темп видеоряда. Вспомним все ту же "Матрицу" бой Нео с Морфиусом или Нео против копий агента Смита. В "Шоу Бенни Хилла" без композиции "Yakety Sax" излюбленный прием ускоренной перемотки смотрелся бы не так смешно. В первых "Трансформерах" погоня полицейской машины за желтым шевроле без музыки смотрелась бы уныло, так как полуминутный видеоряд не показал нам никакой опасности, но бодрый саундтрек оживил эту сцену.
В "Kingsman: Секретная служба" (эпизод бойни в церкви) и в боевике"Пипец" (сцены убийств с участием Убивашки) музыка не только поддерживает темп схватки, но и "смягчает" степень насилия, так как часть внимания зрителя отвлекается на бодрый саундтрек. Из-за этого комедии не выглядят перегруженными насилием, а сами убийства становятся не такими мрачными. Музыка может быть частью сюжета, причем иногда очень важной. В фильме "50 первых поцелуев" благодаря песне решается судьба персонажа Адама Сэндлера, а в фильме "Однажды на Диком Западе" мелодия губной гармошки напоминает персонажу Чарльза Бронсона о злодеяниях антагониста фильма.
Мюзиклы и диснеевские мультики вообще невозможно представить без музыки и песен. А половина успеха многих трейлеров к фильмам, которые набирают тысячи лайков и миллионы просмотров, принадлежит качественно подобранному саундтреку. Вспомните все тот же многострадальный "Отряд самоубийц" или первый трейлер грядущего "Тор 3: Рагнарек".
Музыка может соединять несколько сцен в единое полотно, как клей. Этакая "походная музыка" или "музыка перед ограблением". Похождения киллера Леона и Матильды по квартирам преступников мы наблюдаем под одну мелодию. Состязания Эйса Вентуры с племенем Вачуту тоже сопровождаются одной общей песней. Музыка совместно с видеорядом, монтажом и оператором помогает создать эффект неожиданности. Например, в фильме-пародии "Вампирский засос", когда Бекка первый раз идет в новую школу и ее все дразнят и издеваются, играет бодрая музыка, зритель уже привыкает к издевкам подростков и хочет дослушать трек до конца и тут "бах!" - удар в челюсть.
Музыка может подчеркнуть местность, в которой происходят события, год или жанр фильма. В фильме "Охота на пиранью" в лесу, когда Мазура и Ольгу схватили, слышна "Тема Эвенка", от звуков которой пропадают воспоминания о городской цивилизации и окончательно становится понятно, герои попали на чужую землю.
Когда показывают Америку середины прошлого века, часто можно услышать мелодии джаза.
В жанре киберпанк часто слышна музыка в стиле индастриал, техно и эмбиент.
Подводя итоги, и перефразируя известное выражение, можно сказать, что часть фильма - это актеры, другая - их игра, еще часть - операторская работа, а еще режиссура, графика (при необходимости) и наконец - музыкальное сопровождение. Без одного из этих компонентов многообещающий фильм запросто может стать провалом. И, пожалуй, нет ни одного по-настоящему великого фильма без достойной музыки. Она может успокоить зрителя, возбудить его или пробудить любые другие угодные режиссеру эмоции. Она может как лечить, так и калечить. Пренебрежение музыкой легко может отправить фильм на задворки истории. Любимые фильмы мы пересматриваем десятки раз, а хорошие саундтреки слушаем сотни и даже тысячи раз. Например, легендарную песню Селин Дион сами знаете откуда. Если кино - это магия, то музыка - это волшебная палочка, без которой, как известно любому начинающему волшебнику Хогвартса, особо не поколдуешь.
Автор: John23, Кэтти-бри
Mono (Критик), постов: 11673
25 августа 2017, 19:12
| |
9 |
sergeystr писал(а) 25 августа 2017, 19:09 Знаете,у меня тоже эта супервещь на звонке стоит,не один я такой значит,песня шикарная плюс сразу когда звонит ... Хах)) Самый приятный момент) |
sergeystr (Критик), постов: 5783
25 августа 2017, 19:09
| |
11 |
Mono писал(а) 25 августа 2017, 18:03 Ещё бы. Bon Jovi - it`s my life, например, уже несколько лет как стоит на звонке. Даже из-за того, что в гос.учреждении работаю ... Знаете,у меня тоже эта супервещь на звонке стоит,не один я такой значит,песня шикарная плюс сразу когда звонит некоторые подпрыгивают,от неожиданности. |
Mono (Критик), постов: 11673
25 августа 2017, 18:03
| |
9 |
sergeystr писал(а) 25 августа 2017, 15:39 Какие шикарные здесь вы группы перечислили. Ещё бы. Bon Jovi - it`s my life, например, уже несколько лет как стоит на звонке. Даже из-за того, что в гос.учреждении работаю - не изменю... |
sergeystr (Критик), постов: 5783
25 августа 2017, 15:46
| |
11 |
Теперь о статье,хорошая статья,музыка я бы сказал играет одну из ключевых ролей в фильмах,я просто не представляю того же Горца без волшебства Queen или Назад в будущее:Ну вашим детям обязательно понравится,ЗВ,Гладиатор,Терминатор заглавная тема так это вообще шедевр.Перечеслять можно до бессконечности. |
sergeystr (Критик), постов: 5783
25 августа 2017, 15:39
| |
11 |
Mono писал(а) 24 августа 2017, 6:02 В смысле в колыбельке или до недавних пор?)) По большей части Led Zeppelin, Bon Jovi, Scorpions ну и прочее и прочее и прочее... Какие шикарные здесь вы группы перечислили. |
sergeystr (Критик), постов: 5783
25 августа 2017, 15:35
| |
11 |
Кэтти-бри писал(а) 23 августа 2017, 15:44 Моя семилетняя сестра слушает в машине только Рамштайн. Мама ругается:( Какой хороший вкус музыкальный у вашей сестрёнки. |
Mono (Критик), постов: 11673
24 августа 2017, 16:18
| |
9 |
Кэтти-бри писал(а) 24 августа 2017, 16:04 Ещё была наша стрёмная Moscow Never Sleeps с белым котом, которого я боялась:))) Что-то там было типо "Таааают звёёзды, таааа....") Вот не знаю почему, но машинально пропела это сверх-высоким голосом!))) Видимо так запомнила с последнего раза. |
Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
24 августа 2017, 16:04
| |
8 |
Mono писал(а) 24 августа 2017, 15:59 Помню помню)) На моей памяти это вторая на очереди по слову Moscow) Ещё была наша стрёмная Moscow Never Sleeps с белым котом, которого я боялась:))) |
Mono (Критик), постов: 11673
24 августа 2017, 15:59
| |
9 |
Angelina писал(а) 24 августа 2017, 14:47 Да, Moscow Calling классная песня. А была ещё песня Moscow группы Dschinghis Khan (Чингисхан, 1979) . Помню помню)) На моей памяти это вторая на очереди по слову Moscow) |
Angelina (Критик), постов: 17852
24 августа 2017, 14:47
| |
12 |
Mono писал(а) 24 августа 2017, 14:27 У меня на слове "Moscow" или "Moscau" автоматом в голове начинает петь совсем другая песня)) Горький парк - Moscow ... Да, Moscow Calling классная песня. А была ещё песня Moscow группы Dschinghis Khan (Чингисхан, 1979) . |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 17 января 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | ужасы |
Режиссер: | Ли Уоннелл |
В главных ролях: | Джулия Гарнер, Кристофер Эбботт |
1 | Меч короля | 8.1 |
---|---|---|
2 | Стальная хватка | 7.42 |
3 | Артур, ты король | 7.36 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.42 |
5 | Конец Славы | 6 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.10 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |