Советский Интерстеллар
![Советский Интерстеллар](/insimgs/2017/artimg/artimg72433.jpg)
За несколько лет до того как жители Земли узнали о далекой-далекой галактике, о восставших машинах и киберпространстве, советский режиссер Ричард Викторов снял, как он сам говорил, фантастический проект с элементами комедии о юных покорителях космоса. Для отечественного кинематографа это был шаг вперед сравнимый с тем, что сделал Голливуд после выхода "Звездных войн", а многие технические решения и пророчества этого проекта существенно опередили свое время.
По сюжету советские ученые готовят межзвездную экспедицию, которая должна отправиться на поиски источника таинственного сигнала, пришедшего из созвездия Кассиопеи. Членами экипажа звездолета З.А.Р.Я. (Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный) становятся 13-летние подростки, которые смогут достичь цели будучи уже взрослыми людьми. Космический корабль успешно стартует, но уже в полете выясняется, что на борту оказался "заяц", благодаря действиям которого звездолет разгонятся до скорости, значительно превышающей скорость света, и добирается до пункта назначения быстрее, чем предполагалось. Экипаж оказывается на планете, власть над которой захватили роботы, по своему истолковавшие заботу о населявших ее некогда гуманоидах.
Изначально авторы проекта предполагали сделать один фильм, но в итоге материала оказалось так много, что они, задолго до своих не столь продвинутых голливудских коллег, посчитали, что будет куда эффективнее и с творческой, и с материальной точки зрения смонтировать дилогию. В конце концов даже государственный бюджет в 900 тысяч рублей нужно было возвращать. Так на свет появились два фильма - "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной".
Некоторые сцены создавались, так сказать, "от противного". То есть сначала операторы и специалисты по спецэффектам говорили, смогут ли они это сделать, и лишь затем в дело вступали сценаристы и художники. Именно так были сняты эпизоды с имитацией невесомости, которые произвели впечатление не только на иностранных постановщиков трюков, но и на вполне реальных космонавтов.
Для создания другой сцены с участием сразу несколько главных героев, был построен уникальный съемочный комплекс. Речь идет о вращающимся вместе с камерами длинном "коридоре" космического корабля, в котором один из персонажей стоял по полу, второй ходил по стенам и потолку, а третий и вовсе парил, не касаясь поверхности. Именно такой "революционный" прием применил через четыре десятка лет в своем фильме "Начало" Критстофер Нолан.
Интерьеры и набор отсеков космического корабля З.А.Р.Я. ничуть не уступали в эстетичности голливудским аналогам того времени, а набор отсеков и вовсе был уникален. Чего стоили участвующая в регенерации воздуха оранжерея или так называемая комната релаксации "Сюрприз", в которой с помощью неведомых пока технологий воссоздавались памятных для юных исследователей космоса уголков родной планеты. Нечто подобное также спустя 40 лет можно было увидеть в фантастической драме "Пекло".
Что до технологических прозрений, то там было и использованное героем Иннокентия Смоктуновского, устройство связи на основе портсигара, удивительно напоминающее современные мобильные гаджеты. И высокоскоростные монорельсовые транспортные средства. И беспроводной способ зарядки, который использовали роботы Исполнители и Вершители? И тому подобное.
Естественно, создателям дилогии не удалось избежать вполне ожидаемых идеологических штампов, присущей эпохе наивности и некоторых противоречий с законами физики. Но в этом смысле советские фильмы середины 70-х годов прошлого века мало чем отличается от современных американских с их несущими смерть всем космическим станциям российскими спутниками, полетами на огнетушителях и манипуляциями со скотчем и пленкой в условиях пониженного давления и гравитации.
Но в целом проект выглядел очень достойно на фоне куда более дорогих голливудских картин на эту же тему. "Москва Кассиопея" и "Отроки во вселенной" просто обязаны входить в классический набор любого любителя научно-фантастических фильмов, не только в качестве напоминания о советском прошлом, но и как уникальная иллюстрация действительно впечатляющих достижений отечественного кинематографа.
Автор: Andrew
sunnygold (Критик), постов: 1959
28 марта 2017, 6:09
| |
![]() ![]() 12 ![]() |
Я была без ума от этих фильмов:)) |
McMuffinn (Критик), постов: 8211
27 марта 2017, 23:41
| |
![]() 9 |
А вот предсказания современных технологий свойственно Стар Треку 60х. Там и мобильный телефон, и планшеты и т д. |
McMuffinn (Критик), постов: 8211
27 марта 2017, 23:33
| |
![]() 9 |
Да, вращающийся комплекс для съемки невесомости там действительно революционный. Всем фанатам Sci-Fi к просмотру обязательно Солярис советского Кубрика - Андрея Тарковского и старый добрый Кин-дза-дза :) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 6 марта 2025 |
Страна: | Германия, Канада, США |
Жанр: | боевик, приключения, фэнтези |
Режиссер: | Пол В.С. Андерсон |
В главных ролях: | Милла Йовович, Дэйв Батиста |
1 | Меч короля | 8.14 |
---|---|---|
2 | Анора | 7.62 |
3 | Огниво | 7.47 |
4 | Герой наших снов | 7.35 |
5 | Материнский инстинкт | 7.33 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.47 |
3 | Майор Гром: Игра | 6.84 |
4 | Затерянные | 6.75 |
5 | Лед 3 | 6.55 |
1 | Микки 17 | 9.82 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Разрушители легенд | 9.00 |