Рецензия на фильм "Сплит". Эволюция

Все-таки некоторым режиссерам на роду написано снимать исключительно малобюджетное кино, так как любые их попытки проникнуть в высшую лигу, где стоимость может достигать десятков, а то и сотен миллионов долларов, чреваты не столько даже финансовым, сколько творческим крахом. Явным представителем этого класса постановщиков является М. Найт Шьямалан, который после пары крайне неудачных экспериментов с бюджетами больше 100 миллионов долларов вернулся к привычному для него ценнику. Вернулся очень удачно. Его последний фильм "Сплит" хоть и не стал откровением, но оказался вполне себе крепким триллером с восхитительным финалом.
Сюжет "Сплита" зачем-то был раскрыт с самого начала. В мозгу главного героя уживаются сразу 23 личности, которые борются друг с другом за контроль над его телом. Все они находятся в ожидании прихода некоего Зверя, ради умиротворения которого необходимо похитить несколько девушек. Работающая с главным героем психиатр, не имеющая представления о готовящемся жертвоприношении, пытается убедить его, что Зверь - это лишь плод воображения и попытка подавить воспоминания об ужасном детстве. Все, что происходит дальше, вполне предсказуемо, за исключением лишь некоторых сюжетных поворотов.
О чем, собственно, фильм? О непостижимых, как вселенная, глубинах человеческого мозга, о катастрофических последствиях детских травм, о силе воли, и о зыбкости грани, отделяющей нормальность, (во всяком случае то состояние психики, которое принято считать таковой), от ненормальности. Что, если расщепление личности - это и есть путь к полному раскрытию потенциала нашего мозга? Что, если мы, "нормальные", - уже отработанный эволюцией материал? Ведь когда-то именно аномальное развитие мозга превратило примата в человека.
Задача для кинематографиста любого ранга весьма нетривиальная. М. Найт Шьямалан справляется с ней на твердую четверку. Временами он словно не договаривает что-то. За бойким развитием сцены следует не слишком уверенный финал, как будто рассказчик сам испугался своих выводов. В итоге заявленная изначально психологическая драма все быстрее мигрирует в сторону довольно простенького триллера о противостоянии жертвы и маньяка.
В немалой степени этому способствуют довольно невнятные партии второстепенных героев. Их нелогичные поступки и не очевидные мотивации разрывают тонкую паутину глубокомысленных размышлений, апеллируя больше к производящим адреналин надпочечникам. В итоге ни один из героев не вызывает настоящей эмпатии, и даже развязка кажется надуманной.
Что касается актерских работ, то "Сплит" - это, конечно, моноспектакль Джеймса МакЭвоя. И, если в начале искушенный зритель может почувствовать некоторое разочарование, так встречал и более впечатляющие образы психически больных персонажей, то под конец МакЭвой дает такого "жара", от которого, кажется, начинает плавиться экран. Неплохо справляется со своей ролью испуганной лани и восходящая звезда Аня Тейлор-Джой, наверняка запомнившаяся зрителям еще в драме "Ведьма". Но ее героиня слишком проста для столь сложного контекста.
"Сплит" - это, конечно, не "Шестое чувство", совсем не "Знаки" и вовсе не ""Таинственный лес", но М. Найт Шьямалан явно движется в правильном для него направлении. А уж финальная сцена - это такая мощная заявка на возможное развитие истории, что любая из голливудских студий должна прямо завтра прийти к режиссеру с отрытым чеком, предложив ему самому вписать туда нужную цифру.
Автор: Andrew
- 2
- 1
Andrew (Главный редактор), постов: 76347
3 марта 2017, 11:26
| |
![]() |
DamageMaster писал(а) 3 марта 2017, 10:47 Что-то описание завязки фильма очень сильно напомнило Идентификацию) Ну прям один в один. Там только суть одна - человек с множеством личностей:) Сюжет совсем разный |
DamageMaster (Киноман), постов: 307
3 марта 2017, 10:47
| |
![]() 8 |
Что-то описание завязки фильма очень сильно напомнило Идентификацию) Ну прям один в один. |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26538
2 марта 2017, 22:27
| |
![]() 15 ![]() ![]() ![]() |
Фильм понравилось, но чего-то не хватило. МакЭвоя люблю, Тейлор-Джой тоже - глазища просто нереальные. Пусть Шьямалану чек предлагают, но пусть сумма будет умеренной)) |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
2 марта 2017, 21:13
| |
![]() 13 ![]() |
кстати, дубляж портит впечатление от фильма, у Макэвоя отличные мягкие акценты |
George (Киноакадемик), постов: 10585
2 марта 2017, 20:09
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Да, это правда, что Шьямалан подобно своему герою раздваивается на разные личности. Только не на 23 , а на две. Режиссёр малобюджеток и крупнобюджетного блокбастера.
Трейлер не особо впечатлил, но надеюсь что это обманчивое восприятие и фильм окажется более интригующим. Так или иначе я им заинтересован (поскольку люблю Шьямалана как режиссёра малобюджеток, да плюс Макэвой -как не посмотреть на его работу? К тому же такую трудную). |
Constance (Киноакадемик), постов: 17233
2 марта 2017, 18:42
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Да, мы, человечество, реально заложники этой дикой мутации "аномальное развитие мозга". Инструмент есть - а что с ним делать никто не знает. И иногда - иногда! или даже часто - этот инструмент не ждет, пока сделают что-то с ним, но сам делает что-то с нами.
МакЭвой продолжает набирать обороты - хотя еще с молодежной инди-драмы А в душе я танцую был понятен его потенциал и уникальная харизма. А у Тейлор-Джой есть неплохой внутренний камертон и в любых диких обстоятельствах - а именно такие ей пока и предлагают, после Ведьмы была еще Морган - выглядит очень органично. |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
2 марта 2017, 18:38
| |
![]() 13 ![]() |
фильм увлекательный |
Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
2 марта 2017, 18:22
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
Angelina писал(а) 2 марта 2017, 18:18 Очень хочу посмотреть. Спасибо за рецензию.) Люблю фильмы с раздвоением /расщеплением личности - замечательные, ... Был ещё какой-то ужастик, где дьявол сжирал людей (когда они говорили что не верят в Бога) и потом их сознание оказывалось в одном теле. Там ещё рот землёй забивался. В конце фильма таковой стала маленькая девочка, название запамятовала. |
Angelina (Критик), постов: 17852
2 марта 2017, 18:18
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Очень хочу посмотреть. Спасибо за рецензию.) Люблю фильмы с раздвоением /расщеплением личности - замечательные, на мой взгляд, образцы жанра (хоть мало философские, скорее наоборот, просто занимательные): Идентификация и Цвет ночи.) |
Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
2 марта 2017, 17:00
| |
![]() 8 ![]() ![]() |
Спасибо за обзор, очень структурировано и интересно читать, прямо всё по полочкам. Мне Аня Тэйлор-Джой больше по прошлогодней "Морган" запомнилась. Концепт правда избитый, посмотрю на выходных, тогда и отпишусь по впечатлениям. |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Год выхода: | 1961 |
Страна: | США |
Жанр: | драма, криминал, мелодрама, мюзикл |
Режиссер: | Джером Роббинс |
В главных ролях: | Натали Вуд, Ричард Беймер |
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.14 |
3 | Анора | 7.58 |
4 | Мертвые не причиняют боли | 7.42 |
5 | Еретик | 7.23 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
3 | Огниво | 7.06 |
4 | Финист. Первый богатырь | 7 |
5 | Затерянные | 6.75 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |