Рецензия на фильм "Великая стена". Миф о вреде алчности
Для человеческого сознания мифы всегда представляли неисчерпаемый колодец воображения. Они являются чем-то большим, чем просто историями, разлетевшимися по миру как сакральные истины, скрытые под слоем сказок о героях, богах и монстрах. Однако в то время как Голливуд потчевал мировую аудиторию небезуспешными экранизациями преимущественно мифов древней Греции, китайские сказания скрывались за Великой Китайской стеной, фигурально и буквально. Что же так долго прятали от нас азиатские братья и сестры становится наконец явным из просмотра “Великой стены”, фэнтези блокбастера, где Мэтт Дэймон с накладными волосами воюет против слюнявых зеленых монстров, готовящихся поработить сначала Китай, а потом и весь мир (Потому что питаются они людьми, а в Китае так много народа. Шутку поняли?).
Запомнится "Великая стена" правда не художественными ценностями и даже не культурными, а финансовыми и политическими. Для людей посещающих кинозалы более или менее регулярно в фильме режиссера-визионера Чжана Имоу откровений не найдется. Это более чем типичный продукт массового потребления, рассказывающий о последствиях алчности людей: то бишь весьма подходяще выбранная тематика для Голливудских продюсеров. Уникальность в том, что это первый англо-язычный проект, снятый полностью на территории Китая с участием интернациональной съемочной команды. И это единственное, чем фильм хоть немного примечателен.
Внимание создателей к деталям начинает проглядываться с самого начала: от костюмов до художественного оформления, от дизайна монстров до невиданных нигде прежде оборонительных находок. Чжан Имоу выплескивает на экран множество идей, большинство которых требуют либо большего раскрытия, либо более удачного визуального оформления. Для одного из главных мастеров современного кинематографа Имоу подозрительно слаб в постановке иногда простейших вещей вроде обычного диалога перед костром, что уж и говорить об эпичных боях с тысячами нарисованных чудовищ. Он часто и во многом полагается на показной лоск спецэффектов, над которыми у него изначально больше контроля, но фильм это превращает скорее в несвязный клип.
По предыдущим работам Имоу, среди которых “Герой” и “Дом летающих кинжалов”, сразу заметно, что у него всегда был особый фетиш: краски. Тенденция китайских режиссеров сосредотачиваться на каком-то определенном визуальном аспекте в принципе весьма интересна и загадочна. Если у Джона Ву это были и остаются разлетающиеся в замедленном движении птицы, то Имоу подбирает уникальные цветовые сочетания, которые поражают театральной яркостью и изощренностью и придают “Великой стене” эффект галлюциногенной сказочности. Зритель конечно попадает в другой мир, но мир этот у Имоу настолько плоский, даже в пресловутом стереоскопическом формате, что его невозможно воспринимать всерьез.
Поэтому скрупулезную работу дизайнеров над декорациями приходится вылавливать из безвкусно поставленных и дурно смонтированных кадров, а всю эпичность проекта не получается прочувствовать, даже когда поднимаешься с камерой на саму Великую Стену, воспаряешь над тысячами героев, расставленных вдоль Стены в своих броских разноцветных костюмах, и сквозь дымчатую завесу охваченных пламенем зарядов для катапульт смотришь на широкую долину, погребенную под зелеными телами монстров. Если в вашем воображении эта картина представляется в стиле лучших битв “Властелина Колец”, это очевидно потому что, такого эффекта создатели и пытались достичь, да так и не смогли. Ослепляющие эффекты, бросающаяся в глаза искусственность, как чума распространяющаяся даже на те моменты картины, которые были сняты на локации, в завораживающе красивых горах, предопределяют зрительское отношение и к героям тоже. Ведь в ненастоящем мире, в котором отсутствуют простейшие законы физики, не может быть настоящих персонажей, а значит зачем переживать за кукол.
К тому же, сценаристы проекта сделали все, что было в их силах, чтобы впихнуть в фильм как можно большее количество штампов, вплоть до монстров залезающих друг на друга как муравьи, чтобы вскарабкаться на Стену (не зря же они сценаристу “Войны миров Z” заплатили). Поэтому времени для развития персонажей в фильме просто не нашлось. Китайские актеры еще как-то жуют выложенный перед ними гранит диалогов, но вот Дэймон, Педро Паскаль и даже заслуженный Уиллем Дефо едва умудряются сохранять драматичные выражения лиц. Сквозь их одинаково плотно сжатые губы так и норовит прорваться напористый смех. А о каких-то там исторических нормах остается только молчать, ведь и помыслить нельзя, чтобы в те времена миниатюрная девушка Тянь Цзин мало того что воевала, так еще и возглавляла армию. Вспомните несчастную Мулан, заматывавшую себе грудь полотенцами!
Музыка Рамина Джавади наравне с декорациями и костюмами стремится передать все оттенки традиционных азиатских мотивов и обладает той эпичностью, которой не хватает режиссуре Имоу. Джавади во многом заполняет пробелы в визуальном пиршестве, ведь слушать его композиции почти всегда доставляет больше эстетического удовольствия, чем смотреть на экран. Случилось это возможно потому, что Джавади единственный, кто не поленился проделать серьезную домашнюю работу по изучению другой культуры, прежде чем браться за такую картину. Ведь понятно, что и Дэймон, и Паскаль, и уж тем более Дефо пришли за деньгами, а Имоу, несмотря на все свои интригующие идеи, откровенно поленился подумать о чем-либо другом и упустил из виду общую картину, сконцентрировавшись исключительно на моментах, которые интересовали его лично.
Потенциал “Великой стены” было видно за долгие месяцы до релиза, еще когда проект только впервые начали обсуждать. В конце концов, именно мифология Китая и является одной из главных особенностей картины, с помощью которой можно заинтересовать скептически настроенного зрителя. Однако весь этот потенциал так и остался в незаконченных набросках сценария, которым предпочли упрощенную, пусть уже давно устаревшую и неработающую схему изъятия денег из карманов потребителей.
Автор: OlegD
- 2
- 1
AHDpeu (Критик), постов: 9685
19 февраля 2017, 8:59
| |
9 |
Олег... Что-то давно не видно было от него рецензий. А по фильму - так, в принципе, ничего удивительного |
Steve Austin (Критик), постов: 5856
19 февраля 2017, 8:45
| |
12 |
Что на счёт девушек, наличие которых уже к феминизму приписали, то в принципе их присутствие и возможность достичь каких-либо высот не так уж и глупа. Вообще их наличие обусловлено больше видом обороны, которым они занимаются, приплетённым больше из красоты, чем из логики боя. И если этот факт принять, то в принципе в мире, где есть такой враг и придумали такое оружие, где нужен вес как можно меньший, то наличие девушек понятно. А там уже взявший синюю голубку под своё крыло генерал объяснимо мог высоко ценить свою воспитанницу, в особенности если она смогла себя показать в защите стены от набегов "обычных" врагов. Историю Мулан вполне можно додумать до происходящих на экране событий. Если уж феменизм додумать удалось.
Хотя, понятное дело, героиня здесь присутствуют и благодаря тому, что сейчас принято иметь героиню, да ещё лучше, если от других героев-мужчина она зависит как можно меньше. Но это не диктует повествование, это лишь его элемент. |
Steve Austin (Критик), постов: 5856
19 февраля 2017, 8:32
| |
12 |
Steve Austin писал(а) 19 февраля 2017, 8:30 У фильма действительно был потенциал стать чем-то свежим в загнивающим воздухе голливудских блокбастеров, но ... Но если тебе кажется, что вина главным образом лежит на Имоу, то мнение уважаю, хоть и предпочту не согласиться. |
Steve Austin (Критик), постов: 5856
19 февраля 2017, 8:30
| |
12 |
У фильма действительно был потенциал стать чем-то свежим в загнивающим воздухе голливудских блокбастеров, но как-то он весь куда-то пропал. И я не стал бы во всех смертных грехах обвинять Имоу, скорее сценаристов или может быть дальше продюсеров (а может даже настойчивый и строгий коммунизм Китая?!). В любом случае Имоу работает лучше со своими собственными идеями, которые он холит и лелеет в каждом кадре, или идеями, которые захватывают его целиком и полностью. Видимо заказные фильмы для него такими не являются, какими бы потенциальными нам они не казались. Просто как-то всё вот так сошлось и получилось как-то вот так - по-средненькому. |
darkwhite (Критик), постов: 31657
19 февраля 2017, 8:28
| |
13 |
Да здравствует феминизм) |
- 2
- 1
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 25 декабря 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | мелодрама, ужасы |
Режиссер: | Роберт Эггерс |
В главных ролях: | Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон |
1 | Меч короля | 8.21 |
---|---|---|
2 | Еретик | 7.53 |
3 | Стальная хватка | 7.42 |
4 | Артур, ты король | 7.36 |
5 | Герой наших снов | 7.35 |
1 | Майор Гром: Игра | 7.22 |
---|---|---|
2 | Мастер и Маргарита | 7.04 |
3 | Лед 3 | 6.71 |
4 | Сто лет тому вперед | 6.35 |
5 | Три богатыря и Пуп Земли | 6.33 |
1 | Носферату | 9.15 |
---|---|---|
2 | Шрек 5 | 9.13 |
3 | Биошок | 9.11 |
4 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
5 | Дикая банда | 8.76 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.13 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.16 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.22 |
3 | Пингвин | 9.11 |
4 | Если наступит завтра | 9.07 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |